Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:58, курсовая работа
Цель работы провести анализ конкурентного положения предприятия.
Достижение поставленной цели исследования осуществлялось через последовательность решения логически обусловленных и взаимосвязанных задач:
- изучить сущность конкуренции: понятие и виды
- проанализировать управление конкурентоспособностью организации;
- исследовать оценку конкурентного статуса организации
- проанализировать конкурентное положение ООО «Лабинский маслоэкстракционный завод»;
- разработать бизнес – план по запуску новой линии переработки семян подсолнечника;
- дать оценку мероприятия по одному из существующих на сегодня методов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА 6
1.1 Сущность конкуренции: понятие и виды……………………………...….6
1.2 Управление конкурентоспособностью организации………………...…12
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ООО «ЛАБИНСКИЙ МЭЗ» 18
2.1. Краткая характеристика предприятия 18
2.2 Общий анализ внутренней среды ООО «Лабинский МЭЗ»……………22
2.3 Оценка конкурентоспособности организации………………………...23
2.4 SWOT-анализ деятельности ООО «Лабинский МЭЗ»……………….30
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ООО «ЛАБИНСКИЙ МЭЗ»…………………….……………………………………………………….33
3.1 Бизнес – план по запуску новой линии переработки семян подсолнечника………………………………………………………………………………33
3.1.1 Резюме………………………………………………………….………33
3.1.2 Виды и объемы деятельности………………………………………….38
3.1.3 Оценка рынка сбыта……………………………………………………42
3.1.4 Финансовый план……………………………………………………..46
3.2 Оценка эффективности бизнес - плана и рисков его реализации……48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Для анализа положения предприятия в отрасли дадим оценку динамики, факторов и тенденций развития масложировой промышленности региона, проведем анализ конкурентной бизнес-среды предприятий масложировой среды Краснодарского края.
Структура производства растительного масла в городах и районах Краснодарского края охарактеризована в табл. 2.3.
Таблица 2.1 – Показатели, характеризующие эффективность сбыта продукции в городах и районах Краснодарского края
Город/район
Краснодарского края |
2008 | 2009 | 2010 | Основное предприятие района в 2010 г. |
Всего по краю | 100 | 100 | 100 | |
Лабинский | 25,2 | 24,9 | 25,5 | ООО «Лабинский МЭЗ» |
г. Армавир | 22,61 | 22,14 | 23,11 | ОАО «Масложиркомбинат Армавирский» |
г. Краснодар | 15,93 | 15,86 | 15,92 | ОАО «Краснодарский МЖК» |
г. Кропоткин | 15,93 | 16,2 | 15,9 | ООО «Завод по экстракции растительных масел» |
Кореновский | 7,14 | 7,11 | 6,91 | ООО«РПК Кореновский» |
Усть-Лабинский | 7,48 | 7,34 | 7,32 | ОАО Усть-Лабинский ЭМЭК «Флорентина» |
Другие районы | 5,71 | 6,45 | 5,34 |
Как видно из приведенных данных, основными городами и районами Краснодарского края, в которых производится растительное масло, являются г. Армавир, Краснодар, Кропоткин, Кореновский, Лабинский и Усть-Лабинский районы, на их долю в 2010 г. приходилось 94,66% производства продукции.
Крупнейшими промышленными предприятиями отрасли в регионе в 2010 г. являлись ОАО «МЖК Армавирский», ОАО «Краснодарский МЖК», ООО «Завод по экстракции растительных масел», ООО «Лабинский МЭЗ» (принадлежат агропромышленному холдингу «Юг Руси»), ООО«РПК Кореновский», ОАО Усть-Лабинский ЭМЭК «Флорентина» (группа компаний «Русские масла», единственное предприятие в России по переработке кориандра и производству эфирного масла).
Сбыт продукции - это составная часть коммерческой деятельности ООО «Лабинский маслоэкстракционный завод», оказывающая решающее влияние на размеры доходов и прибыли предприятия. Стремясь увеличить свою прибыль, ООО «Лабинский маслоэкстракционный завод» изучает возможности снижения общей суммы постоянных расходов. К постоянным расходам обычно относят: амортизационные отчисления, налог с имущества, страхование, заработную плату обслуживающего персонала, расходы на научные исследования, рекламу, на повышение квалификации работников и ряд других.[11, c.87]
К переменным относят материальные затраты, прямую заработную плату, часть накладных расходов, изменяющихся пропорционально объему произведенной и проданной продукции. Использование во внутреннем анализе ООО «Лабинский маслоэкстракционный завод» деления производственных и сбытовых расходов на постоянные и переменные, а также категории маржинальной прибыли, точки безубыточности предприятия позволяет установить количественную зависимость между величиной прибыли и объемом сбыта, уровнем цен, структурой ассортимента продукции, расходами на рекламу и решить ряд других задач.
Производство основных видов продукции масложировой промышленности Краснодарского края охарактеризовано в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Производство основных видов продукции масложировой промышленности Краснодарского края в 2002 - первой половине 2011 гг.
Вид продукции | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Масла растительные, тыс. т | 272 | 277 | 259 | 409 | 478 | 484 | 653 | 589,6 | 510 |
Масла растительные рафинированные, тыс. т | … | 1,7 | 16,1 | 110,5 | 164,1 | 116 | 194,5 | 163,6 | 186,9 |
Спреды и смеси топленые, тонн | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 287 | 286 | 450 | 430 |
Майонез, тыс. т | 5,1 | 2,9 | 3,3 | 7,1 | 8,3 | 10,9 | 13,6 | 13,5 | 14,5 |
Маргариновая продукция, тыс. т | 19,7 | 31,2 | 25,8 | 10,7 | 0,2 | 8,3 | 14,4 | 13,3 | 7,9 |
Производство
масел растительных в России,
тыс. т |
802 | 1281 | 1197 | 1598 | 1895 | 2193 | 2566 | 2700 | 2466 |
Доля продукции производства края в российском производстве, % | 33,9 | 21,6 | 21,6 | 25,6 | 25,2 | 22,1 | 25,4 | 21,8 | 20,68 |
В 2010 г. производство растительных масел в регионе составило 510 тыс. т с падением на 79,6 тыс. т или 13,5% от уровня 2009 г. Общероссийская тенденция была аналогичной: производство сократилось в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 234 тыс. т или 8,67%. Данное снижение было вызвано аномальной жарой.
Доля региона в общероссийском производстве растительных масел в 2010 г. сократилась на 1,12% в сравнении с 2009 г., составив 20,68%. В отрасли наблюдался рост производства высокотехнологичной продукции: производство рафинированного растительного масла в 2010 г. выросло на 23,26 тыс. т или 14,21%, майонеза – на 1,005 тыс. т или 7,45%.
Наибольшим снижением в 2010 г. характеризовалось производство маргарина, этот сегмент отрасли переживает реструктуризацию за счет снижения производства потребительских маргаринов, снижение в 2010 г. относительно 2009 г. составило 5,382 тыс. т или 40,52%. Несколько сократилось в 2010 г. производство спредов и топленых смесей – на 20 тыс. т или 4,44%.
В
сравнении с другими
Данные по сравнительному использованию производственной мощности по переработке маслосемян подсолнечника родственных предприятий, находящихся в Краснодарском крае.
Таблица 2.3 – Использование производственной мощности по переработке маслосемян подсолнечника в 2007- 2010 гг.
Использование мощности, % | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Лабинский МЭЗ |
73 | 88 | 100 | 81 |
Краснодарский ЖК | 23,3 | 28,4 | 27,5 | 23 |
Армавирский МЖК | 27,2 | 30,7 | 35,8 | 32 |
Кропоткинский МЭЗ | 36,2 | 38,6 | 40,7 | 37 |
Усть-Лабинский МЭЗ | 39,7 | 38,7 | 39,0 | 35 |
Из представленной информации виден достаточно высокий уровень использования производственной мощности – одного из основных показателей работы производства.
Основными поставщиками семян подсолнечника являются сельхозпредприятия Краснодарского, Ставропольского краев, Ростовской и Волгоградской областей, Республики Адыгея.
Если раньше продукция Лабинского МЭЗа занимала довольно скромные позиции за пределами Краснодарского края, то на сегодня география поставок продукции простирается от Калининграда до Комсомольска-на Амуре, а так же республики ближнего зарубежья (небольшой процент).(см. Приложение 4).
Покупателями продукции завода являются как крупные перерабатывающие и торговые предприятия, так и мелкооптовые базы, кондитерские фабрики, птицефабрики, комбикормовые заводы, индивидуальные предприниматели.
Общее число потребителей ООО «Лабинский МЭЗ»:
2008 год – 297;
2009 год – 314;
2010 год – 342.
География покупателей широка: от Европейской части России до Дальнего Востока. Структура потребления продукции ООО «Лабинский МЭЗ» в 2010 году представлена на рисунке 1.(см. Приложение 3).
Как указывает диаграмма, ориентация Лабинской МЭЗ по реализации продукции направлена на Центральный и Северный регионы. В этих регионах он фигурирует как с местными производителями, так и с предпринимателями Краснодарского и Ставропольского края. Наиболее значимым конкурентом является МЖК «Армавирский», объем продаж которого - 104 тыс. т. в год. Также ориентация предприятия на Центральный и Северный регионы объясняется тем, что этот сегмент рынка со своими крупными городами, такими как: Красноярск, Екатеринбург, Новосибирск, Мурманск, Москва, Самара и т.д. относится к зоне высоких розничных цен, а такие города, как: Хабаровск, Магадан, Комсомольск-на-Амуре, Якутск, Норильск относится к зоне максимальных розничных цен.
Информация о потребителях продукции ООО «Лабинский МЭЗ» накапливается в отделе логистики. Информация заносится в единую информационную систему предприятия. Потребности потребителей изучаются в ходе личных встреч, заочных переговоров с их руководителями и по материалам документальных договоренностей, данные обобщаются и анализируются.
С целью ознакомления с деятельностью предприятия на месте, проводятся совместные совещания с руководителями крупнейших предприятий – потребителей: Троицкого жиркомбината, Пермского маргаринового завода, фирмы «Баярд-М» г. Челябинска, Нижегородский МЖК, Московского маргаринового завода, ОООТПК «Русская бакалея», ООО«Ашан» (г.Москва). По результатам совещаний определяются объемы потребления, согласовываются цены, заключаются договоры на поставку продукции.
Большая работа ведется по изучению и учету мнения о качестве продукции и услуг. Проводится анкетирование и интервьюирование предприятий, организаций и юридических лиц. Их мнение учитывается при разработке новых видов продукции, а также для совершенствования выпускаемой продукции и повышения качества оказываемых предприятием услуг.
Поставка продукции осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. Транспортные расходы возмещаются покупателями.
Одно из основных преимуществ завода – то, что предприятие имеет законченный цикл производства: переработка маслосемян – выработка масла – гидратация масла – рафинация и дезодорация масла – фасовка масла. На каждой стадии производства имеется возможность реализации продукции.
Руководство филиала «Лабинский МЭЗ» ООО «МЭЗ Юг Руси» постоянно уделяет большое внимание вопросам, связанным с качеством производимой продукции, оказываемых услуг.
Лабинский МЭЗ является постоянным участником всероссийской Программы - конкурса «100 лучших товаров России». Практически вся продукция завода носит почётные звания лауреатов и дипломантов конкурса. В 2010г. заводу присвоено почётное звание – «Лидер Качества 2009г.» в номинации «Продовольственные товары». Завод стал первым в России предприятием пищевой промышленности, имеющим такую награду.
В 2004 году завод стал лауреатом конкурса на премию администрации Краснодарского края в области качества.
Усилия в области менеджмента отмечены и на федеральном уровне – Лабинский МЭЗ является дипломантом конкурса Правительства России в области качества 2004 года.
С 2004 года на заводе действует сертифицированная Британским институтом Стандартов система менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2000.
В апреле 2009 года завод успешно прошел ресертификационный аудит в Британском институте стандартов (BSI) системы экологического менеджмента на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2004, системы менеджмента качества международного стандарта ISO 9001:2008. Cертификаты соответствия были выпущены под престижной американской аккредитацией ANAB.