Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:15, дипломная работа
Осуществляя предпринимательскую деятельность, участники имущественного оборота предлагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы.
Однако в реальной практике, особенно с переходом на рыночные отношения и спада производства нередко, а точнее постоянно возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.
Введение
Глава 1. Дебиторская задолженность - как объект учета и аудита
1.1 Сущность и виды дебиторской задолженности
1.2 Технико - экономическая характеристика организации
Глава 2. Учет дебиторской задолженности
2.1 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
2.2 Учет резервов по сомнительным требованиям
2.3 Учет прочей дебиторской задолженности
Глава 3. Внутренний аудит дебиторской задолженности
3.1 Задачи и информационная база аудита дебиторской задолженности
3.2 Методика аудита дебиторской задолженности
3.3 Анализ дебиторской задолженности
Заключение
Список использованных источников
На сумму недостач, выявленных в отчетном периоде и признанных виновными лицами или присужденных к взысканию с них судебными органами, дебетуется счет 333 «Задолженность работников и других лиц» и кредитуется счет 611 «Доходы будущих периодов», а на суммы недостач, взысканных с виновных лиц, дебетуется счет 681 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредитуется счет 333 «Задолженность работников и других лиц», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».
Перед началом основной проверки расчетов с подотчетными лицами аудитор должен составить примерную программу изучения документов в зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии. Для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами можно использовать вопросник.
Таблица 7
Вопросник для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами
№ п/п |
Вопрос |
Вариант от-вета |
Информация или документ, который следует запросить |
Назначаемая аудиторская процедура |
Номер вывода |
1 |
Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды |
Нет |
1 | ||
Да |
Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды |
Проц. 1.1.1 |
|||
2 |
Выдаются ли новые авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет суммам |
Нет |
|||
Да |
Журнал-ордер № 7 |
Проц. 1.1.2 |
2 | ||
3 |
Оформляются ли письменные распоряжения руководителя предприятия по направлении работников в командировки |
Нет |
3 | ||
Да |
Письменные распоряжения руководителя |
Проц. 2.1.2 |
|||
4 |
Облагаются ли подоходным налогом суточные сверх норм, возмещаемые по решению руководителя предприятия |
Нет |
4 | ||
Да |
Приказ руководителя о возмещении |
Проц. 2.2.1 |
|||
5 |
Организован ли аналитический учет командировочных расходы в пределах норм и сверх норм для целей налогообложения |
Нет |
5 | ||
Да |
Проц. 2.1.4 |
||||
6 |
Имеются ли утвержденные руководителем предприятия сметы представительский расходов |
Нет |
6 | ||
Да |
Письменное распоряжение руководителя |
Проц. 4.1.1 |
|||
7 |
Организован ли аналитический учет представительских расходов в пределах норм и сверх норм для целей налогообложения |
Нет |
7 | ||
Да |
Проц. 4.1.2 |
||||
8 |
Производится ли расчет сумм, причитающихся работнику на командировки |
Нет |
8 |
По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Представленный вопросник позволяет сделать аудитору целый ряд промежуточных выводов, на основании которых он в последствии определит достоверность отчетных данных.
Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан определенный набор контрольных процедур. Основными контрольными процедурами являются:
Процедура 1.1.1 - проверка соответствия подотчетных лиц, получающих наличные деньги их кассы на хозяйственные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия.
Процедура 1.1.2 - проверка получения подотчетных сумм денежных средств лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам.
Процедура 1.1.3. - проверка соответствия фактического расходования подотчетных сумм целям на которые они выданы.
Процедура 1.1.4. - наличие подотчетных лиц в штате предприятия.
Процедура 1.1.5. - проверка правильности списания подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия. В случаях, когда решением руководителя предприятия сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет чистой прибыли, аудитору необходимо удостовериться в том, что, во-первых, решение о списании действительно существует, во-вторых, что с подотчетных сумм удержан подоходный налог, а также начислены все соц. фонды, включая Пенсионный фонд.
Процедура 2.1.1 - проверка полноты оправдательных документов по командировкам, приложенных к авансовым отчетам.
Процедура 2.1.2. - проверка наличия приказов о направлении работников в командировку.
Процедура 2.1.3 - проверка правильности возмещения командировочных расходов.
Процедура 3.1.1 - проверка соответствия фактических размеров представительских расходов сметам. Представительские расходы - это затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии. К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
Основные положения методики проверки Дюсембаева К.Ш.:
проверка авансовых отчетов и приложенных к ним документов;
определен ли руководителем предприятия круг лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет;
своевременно ли отражаются в учете расходы из подотчетных сумм;
не получают ли деньги под отчет лица, не отчитавшиеся по ранее полученным суммам;
не выдаются ли подотчетным лицам авансы сверх установленных размеров;
сверка остатков по счету 333 и журналу-ордеру №7, Главной книги и балансу и др.
Применение данных методик имеет целью выявление допускаемых в организациях нарушений бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами, в результате чего аудитор может дать руководству организации соответствующие советы и разъяснения по исправлению и предупреждению в будущем допущенных нарушений.
При рассмотрении выше названных методик мы можем сделать вывод, что каждая методика имеет свои плюсы и свои минусы.
Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что ни одна из этих методик, взятая в отдельности не может дать полное представление об учете расчетов с подотчетными лицами и выявить все имеющиеся нарушения. Изучение типичных ошибок, допускаемых на предприятих при расчетах с подотчетными лицами позволяет утверждать, что большинство таких ошибок происходит не из-за сложности в их бухгалтерском учете, а в результате небрежного его ведения и отсутствия контроля за расчетами с работниками. Основными ошибками, допускаемыми организациями являются несоблюдение порядка выдачи денег под отчет; отсутствие инвентаризаций расчетов с подотчетными лицами; приложение к авансовым отчетам не имеющих всех обязательных реквизитов первичных документов; расчет с другими юридическим лицами выданными под отчет наличными деньгами в размерах, превышающих установелнные лимиты и другие.
Лишь комбинация этих методик может в полной мере справиться с этими задачами.
3.3 Анализ дебиторской задолженности
Основными задачами анализа дебиторской задолженности являются:
проверка реальности и юридической обоснованности числящихся на балансе предприятия сумм дебиторской задолженности;
проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины;
проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности и полноты их списания, наличие оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления;
проверка своевременности и правильности оформления и предъявления претензий дебиторам, а также организация контроля за движением этих дел и проверка порядка организации, взыскания сумм причиненного ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений.
разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской задолженности.
Приступая к анализу нужно проверить прежде всего расчеты с дебиторами, выяснить правильно ли отражена дебиторская задолженность в балансе.
Для этого мы всю необходимую информацию по АО «Шымкентмай» обобщим в таблице 8
Таблица 8
Проанализировав данные таблицы 8 можно сделать выводы, что дебиторская задолженность увеличилась на 299 тыс. тенге или на 23,1%. Существенные изменения произошли в структуре дебиторской задолженности. Удельный вес расчетов с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги сократился с 60,2% до 46,7% Удельный вес прочей дебиторской задолженности наоборот увеличился на конец отчетного периода на с 30,1% до 50,8%. Это связано с увеличением суммы по статье «Задолженность работников и других лиц», т.е. АО «Шымкентмай», за рассматриваемый период, выдала большие суммы подотчетным лицам под поставку ТМЗ. Это нельзя назвать негативным фактором, т.к. суммы этой задолженности в дальнейшем пойдут на производство продукции, что позволит предприятию получить доход от реализации продукции.
Хотя и незначительно, но всё же оказывало влияние на состав и структуру дебиторской задолженности векселя, полученные и авансовые платежи. Если на начало года расчета векселями не было, то к концу года сумма от полученных векселей составила 40 тысяч тенге, т.е. удельный вес этой суммы в общей сумме задолженности составил 2,5%. По статье «Авансовые платежи» наоборот, на начало года сумма задолженности составила 125 тысяч тенге или 9,7 % от общей суммы задолженности. Затем эта сумма была погашена и задолженности по этой статье нет.
На финансовое положение предприятия влияет не само наличие дебиторской задолженности, а её размер, движение и форма, т.е. то, чем вызвана эта задолженность. Возникновение дебиторской задолженности представляет собой объективный процесс в хозяйственной деятельности при системе безналичных расчетов, так же как и появление дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность не всегда образуется в результате нарушения порядка расчетов и не всегда ухудшает финансовое положение. Поэтому её нельзя в полной сумме считать отвлечением собственных средств из оборота, т.к. её служит объектом банковского кредитования и не влияет на платежеспособность предприятия. Исходя из этого, различают нормальную и неоправданную дебиторскую задолженность.
К неоправданной дебиторской задолженности относится задолженность по претензиям, возмещению материального ущерба (недостачи, хищения, порчи ценностей) и задолженность по расчетным документам, срок оплаты которых истек. Неоправданная дебиторская задолженность представляет собой форму незаконного отвлечения оборотных средств и нарушение финансовой дисциплины. Поэтому особое внимание при анализе уделяется именно неоправданной дебиторской задолженности.
После общего анализа состава и структуры дебиторской задолженности необходимо проанализировать и дать оценку её с точки зрения реальной стоимости. Это связано с тем, что не вся дебиторская задолженность может быть взыскана. Возвратность её определяется на основе прошлого опыта и текущих условий. Бухгалтерский риск состоит в том, что прошлый опыт может быть неадекватной мерой будущего убытка, или что текущие условия могут быть не полностью учтены. В результате убытки могут быть существенными. Необходимо знать реальность и правильность определения вероятности возврата дебиторской задолженности. Расчет процента невозврата долгов производится по средним данным за несколько лет. Например, на АО «Шымкентмай» процент невозврата долгов составил в
2004 году - 6,8%
2005 году - 4,7%
2006 году - 8,3%,
значит средний процент невозврата долгов за три года составит:
(6,8+4,7+8,3)/3=6,6%
Однако нельзя его применять за анализируемый период механически. Следует учитывать реальные условия, например наметившуюся тенденцию роста невозврата.
Для характеристики возврата дебиторской задолженности целесообразно сгруппировать её по срокам возникновения:
Долгосрочная дебиторская задолженность от 1года до 2,5 лет;
Краткосрочная дебиторская задолженность от1 до 12 месяцев.
Таблица 9
Дебиторская задолженность по срокам её возникновения
По АО «Шымкентмай»
Стороны дебиторской Задолженнос-ти |
Долгосрочная дебиторская задолженность |
Краткосрочная дебиторская задолженность |
Итого тыс. тенге | ||||||
от1 до 2,5 лет |
от 1,5 до 2 лет |
от 2 до2,5 лет |
Свы-ше 2,5 лет |
до |
От |
От 6 до 9 мес. |
От 9 до 12 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Счета к получению |
150 |
110 |
62 |
- |
120 |
90 |
137 |
75 |
744 |
Векселя к получению |
12 |
10 |
18 |
- |
40 | ||||
Прочая деби-торская задол-женность |
293 |
371 |
84 |
62 |
810 | ||||
Авансовые платежи (авансы выданные) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого: |
150 |
110 |
62 |
- |
425 |
471 |
239 |
137 |
1594 |
Информация о работе Анализ кредиторской и дебиторской задолженности