Анализ материальных затрат на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является проведение анализа материальных затрат на производство продукции на примере конкретного предприятия и разработка мероприятий по их снижению.
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
- изучение теоретических основ анализа материальных затрат на производство продукции;
- проведение анализа основных технико-экономических показателей деятельности предприятия и анализа материальных затрат на производство продукции;

Файлы: 1 файл

Анализ материальных затрат на предприятии.docx

— 253.54 Кб (Скачать файл)

Эффективное использование оборотных средств характеризуют три показателя: коэффициент оборачиваемости, коэффициент оборачиваемости в днях и коэффициент загрузки.

Коэффициент оборачиваемости вычисляется как отношение объема реализованной продукции к среднему остатку оборотных средств:

(1.2.9)

где Коб – коэффициент оборачиваемости;

РП – объем реализованной продукции, руб.;

ОС – среднегодовой остаток оборотных средств, руб.

Коэффициент оборачиваемости показывает число оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период. Из формулы видно, что увеличение количества оборотов (Коб) при неизменном объеме реализованной продукции снижает среднегодовой остаток оборотных средств, т.е. высвобождает средства предприятия.

Коэффициент оборачиваемости в днях определяется как отношение числа дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости:

(1.2.10)

где Кt – коэффициент оборачиваемости в днях;

Т – календарный период (год, квартал). Для простоты расчетов используются следующие значения календарного периода: месяц – 30 дней, квартал – 90 дней и год – 360 дней [2, с.65].                                                               Как видно из названия, коэффициент оборачиваемости в днях показывает длительность одного оборота, т.е. за сколько дней оборотные средства совершают полный оборот.

Коэффициент загрузки оборотных средств определяется как отношение среднегодового остатка оборотных средств к объему реализованной продукции:

(1.2.11)

где Кз – коэффициент загрузки.

Коэффициент загрузки оборотных средств является обратным показателем коэффициента оборачиваемости и показывает сумму оборотных средств, затраченных на один рубль реализованной продукции.

 

1.3 Основные направления  рационального и экономного использования  материальных ресурсов.

 

Материальные ресурсы являются одним из основных факторов производства. Они формируют вещественный состав выпускаемой продукции, а также в той или иной степени обеспечивают производственный процесс. В свою очередь, продукция удовлетворяет нужды и потребности общества. Поэтому благосостояние общества зависит от того, как используются материальные ресурсы, насколько эффективен процесс производства с точки зрения материалопотребления. Переход от экстенсивного к интенсивному типу хозяйствования неизбежно ставит проблему рационального и экономного потребления материальных ресурсов перед экономикой любого государства. 
         Динамика эффективности материалопотребления и уровень материалоемкости продукции формируется под воздействием многочисленных факторов, движущих сил, причин того или иного процесса, которые и определяют его характер.                                                                                   
         В основу их классификации положена группировка на внешние и внутренние (внутрипроизводственные) факторы, а также деление на факторы технического, технологического, организационного и экономического характера [13, с.140]                                                                                                
          Внешние факторы включают:                                                                             
          1. Государственное регулирование ресурсосбережения – государственное программирование; налоговая система; система ценообразования; амортизационная политика; финансово-кредитная политика; стандартизация. Значительную роль в реализации государственной ресурсосберегающей политики играют программы технического развития отраслей и производств, создания и внедрения мало- и безотходных технологий и т.п. Для их осуществления и стимулирования предприятий к рациональному использованию материальных ресурсов государство использует определенные финансовые рычаги. Важное место также принадлежит закреплению в стандартах предельных значений материалоемкости продукции.  
          2. Конъюнктура рынка – предложение и цены на материальные ресурсы (играют важную роль в формировании производственной программы предприятия); спрос и цены на продукцию предприятия (предопределяют ассортимент выпускаемой продукции); уровень транспортно-заготовительных расходов (влияет на выбор поставщиков); конкуренция (оказывает влияние при принятии решений в области ассортимента, качества, ценовой политики и т.д.). 
         3. Научно-техническое развитие – выражается в появлении новых материалов (проката с заданными свойствами, новых конструкционных материалов и т.д.); новых технологий (безотходных, замкнутого производственного цикла и т.д.); новой техники (с повышенными коэффициентами использования материалов); новых источников энергии; новых знаний.                                                                                                       
         4. Общеэкономические факторы – влияют на стратегию деятельности предприятия в целом и, как следствие, на процесс использования материальных ресурсов. Это экономическая ситуация в стране; государственное регулирование экономики в целом; состояние инфраструктуры народного хозяйства и т.д.                                                                                                 
         5. Прочие факторы – экологические (загрязнение окружающей среды, исчерпание запасов полезных ископаемых); природно-климатические (влияние температурного режима, влажности на расход материальных ресурсов при строительстве зданий и сооружений, расход топливно-энергетических ресурсов; необходимость защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды) политические и т.д.                                                                   
          Внутренние факторы являются ничем иным, как реакцией на воздействие внешних факторов. Однако именно внутренние факторы определяют непосредственный уровень использования материальных ресурсов на предприятии. 
         Технические факторы проявляются на стадии проектирования и оказывают воздействие на уменьшение расхода отдельных видов материальных ресурсов на единицу продукции и повышении качества и технических характеристик изделия. В данную группу мы включаем факторы, связанные с совершенствованием конструкций уже имеющейся в ассортименте предприятия продукции: 
- снижение абсолютной и (или) удельной массы изделия – выбор прогрессивного типа машин; совершенствование кинематических схем машин; повышение единичной мощности, производительности и т.п. машин и оборудования; выбор наиболее рационального материала детали; установление оптимальных запасов прочности; выбор наиболее рационального типа заготовок; определение оптимальной геометрии деталей, замена сложных конфигураций более простыми; применение унифицированных деталей и узлов, повышение качества, надежности и долговечности машин;  
- повышение качества потребляемых материалов – применение высокопрочных марок материалов, низколегированных сталей, экономичных профилей проката, сварных конструкций из проката, сортового холоднотянутого металла, проката из вакуумированной стали и т.п.;                                                                
- замена дорогостоящих и дефицитных материалов – замена проката черных металлов алюминиевыми, магниевыми и другими легкими сплавами; замена цветных и черных металлов и сплавов металлокерамикой; применение древопластов, стеклопластиков и других заменителей; использование вторичных ресурсов [4, с.141]                                                                             
         Технологические факторы действуют на стадии изготовления продукции, обусловливая снижение отходов и потерь материалов. К ним относятся: 
- внедрение нового оборудования с улучшенными техническими характеристиками, модернизация и реконструкция существующего, направленные на повышение коэффициентов использования материалов, сокращение отходов и потерь и т.п.;                                                           
- внедрение прогрессивных материалосберегающих технологий – применение методов точного литья (вместо изготовления из проката), горячей штамповки (вместо свободной ковки), холодной и горячей высадки (вместо снятия стружки), изготовление заготовок и деталей методом порошковой металлургии и т.п.;                                                                                                                       
- внедрение методов упрочняющей технологии – поверхностная закалка, прогрессивные методы нанесения покрытий (лакокрасочных, металлических, пластмассовых и других);                                                                                       
- совершенствование методов изготовления и обработки деталей – рациональный раскрой материалов (применение фотооптической разметки, использование кратных и мерных материалов и заготовок); приближение заготовок к форме и размерам готовых деталей; уменьшение припусков на обработку; 
- повышение уровня механизации и автоматизации производства. 
         Организационные факторы направлены на совершенствование структуры и организации производства с целью повышения эффективности материалопотребления. Они включают:                                                          
- совершенствование организации производства – повышение уровня специализации, кооперации и комбинирования; комплексное использование сырья; организация сбора, сортировки и использования отходов; 
- совершенствование системы нормирования расхода материальных ресурсов; 
- совершенствование учета фактического использования материальных ресурсов; 
- совершенствование системы обеспечения материальными ресурсами – совершенствование методов расчета потребности в материальных ресурсах, норм запаса и т.д.; контроль качества материалов, комплектности поставок и т.п.; устранение потерь при транспортировке; рациональная организация складского хозяйства и устранение потерь материальных ресурсов при хранении; обеспечение бесперебойности производственного процесса; 
- совершенствование контроля качества заготовок и продукции с целью предотвращения брака;                                                                                         
- структурные сдвиги в выпуске продукции;                                                      
- состав, движение и квалификация персонала.                                                    
        Экономические факторы обусловливают создание условий, способствующих рационализации процесса использования материальных ресурсов на предприятии. Фактически это условия успешной реализации конструктивных, технологических, инновационных и организационных факторов. К экономическим факторам относятся:                                                  
- система экономического (морального и материального) стимулирования работников – стимулирование проектировщиков и конструкторов за разработку прогрессивных моделей машин, снижение их веса, повышение качества и эксплуатационных характеристик, использование заменителей дефицитных материалов и т.п.; стимулирование основных и вспомогательных рабочих, обслуживающего и административного персонала за экономию материалов и топливно-энергетических ресурсов; стимулирование работников к увеличению использования отходов и вторичных ресурсов;                                         
- система экономической ответственности за нерациональное использование материальных ресурсов – повышение материальной ответственности исполнителей за перерасход сырья, материалов, топлива, энергии, воды, за нарушения технологического процесса, допущения брака в работе и т.п. 
         Действия, направленные на повышение эффективности материалопотребления, должны предприниматься, прежде всего, в первичном производственном звене – на предприятии. Более экономное и рациональное использование материалов на конкретных предприятиях приведет в итоге к необходимому результату и на уровне народного хозяйства.                          
         Важным условием повышения эффективности использования сырья и материалов, топлива и энергии является наличие действенного хозяйственного механизма ресурсосбережения. Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что наибольших результатов в области рационального и экономного материалопотребления достигли те из них, где ресурсосберегающая политика является одним из приоритетов деятельности государства. 
         Разумеется, переход к ресурсосберегающему воспроизводству требует комплексной рационализации использования ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных, информационных), структурной перестройки производства с учетом реальных потребностей внутреннего и внешнего рынков, внедрения достижений научно-технического прогресса, новейших методов управления, анализа и прогнозирования, сочетания государственно-административных и рыночных методов хозяйствования, государственной и муниципальной поддержки и регулирования ресурсосбережения при использовании законодательно установленных стимулов и санкций.

 

 

 

 

 

2 Анализ материальных затрат на примере предприятия ООО «Трикколор»

2.1 Краткая характеристика ООО «Трикколор»

 

Общество с ограниченной ответственностью швейное предприятие «Трикколор» является коммерческой организацией, созданной 7 июля 1999 году и действующей в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иным соответствующим законодательством, регулирующим деятельность хозяйственных обществ.       

Юридический адрес -  423827,  Россия, г. Набережные Челны, ул. Шамиля Усманова, д.2.                                                                                                           
         Уставной капитал общества равен 8,4 тыс. руб. Учредителем общества является Новицкий Георгий Владимирович, которому принадлежит весь уставной капитал без разделения его на доли, что с одной стороны является существенным преимуществом, т.к. управление осуществляется единолично и не сопровождается спорами и конфликтами.                                                 
         ООО «Трикколор» является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде.                                                               
         Целью организации ООО «Трикколор» является удовлетворение потребности населения в производимой продукции и оказываемых услугах, а также получение прибыли.                                                                               
         Основными видами деятельности является:                                         
- пошив изделий, в том числе спецодежды;                                            
- операции по реализации товаров;                                                              
-   лизинг, в том числе финансовый;                                                               

- другая деятельность.                                                                                      
        Перечисленные направления деятельности указывают на то, что предприятие сумело перестроиться к требованиям рынка, и помимо производственной и торговой деятельности оказывает лизинговые операции. Такой шаг является обоснованным и способен принести предприятию дополнительный доход за счет эффективного использования финансовых ресурсов. 
         О том, что предприятие следует современным законам рынка и стремится оставаться конкурентоспособным, свидетельствует широкий ассортимент изготавливаемой продукции, в том числе изготовление: 
- одежды для защиты от общепроизводственных загрязнений;            
- одежды для защиты от пониженных и повышенных температур; 
- одежды для защиты от влаги;                                                                 
- средств для защиты рук;                                                                            
- головных уборов и многое другое.                                                        
         Производственная структура ООО «Трикколор» состоит из основного производства, вспомогательного участка, обслуживающего хозяйства и торгового зала, где реализуется готовая продукция. Основное производство (производственный участок) состоит из швейного и закройного цехов. Цех – это административно обособленное подразделение, выполняющее определенную часть производственного процесса; он является основной структурной единицей предприятия. В цехах основного производства (швейном и закройном) выполняются операции по изготовлению продукции, предназначенной для реализации. Вспомогательный участок представлен энергетическим и ремонтным хозяйством. Обслуживающее производство также играет важную роль на предприятии. К нему относятся складское и транспортное хозяйство. Сырье в основные цеха поступает со склада хранения сырья. Продукция, изготовленная в раскройном и швейном цехах, доставляется на склад готовой продукции. Перевозки грузов осуществляет транспортное хозяйство. 
         Таким образом, производственная структура ООО «Трикколор» представлена по смешанному (предметно-технологическому) типу, который характеризуется наличием на одном предприятии цехов, организованных и по предметному, и по технологическому принципу. Смешанная производственная структура предприятия имеет ряд преимуществ:                                               
- обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок;                         
- сокращается длительность производственного цикла изготовления продукции; 
- улучшаются условия труда;                                                                                 
- обеспечивает высокий уровень загрузки оборудования;                                    
- происходит рост производительности и снижение себестоимости продукции. 
         Организационная структура ООО «Трикколор» характеризуется как линейная, т.е. во главе каждого структурного подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю.                                                                              
           Преимущества линейной структуры:                                                         
- четкое разграничение ответственности и компетенций;                                  
- простой контроль соблюдения принципа единоначалия;                                
- быстрые и экономные формы принятия решений;                                             
- простые иерархические коммуникации;                                                            
- персонифицированная ответственность.                                                              
         Применяется эта система на небольших предприятиях, а также в цехах с относительно простой технологией производства.                                         
        Такая структура используется, как правило, малыми и средними предприятиями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

2.2 Анализ основных показателей деятельности ООО «Трикколор»

 

          Выявление актуальных проблем предприятия и его диагностика возможны с помощью исследования и анализа эффективности использования его ресурсов: материальных, трудовых и финансовых. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть и оценить основные технико-экономические показатели деятельности предприятия. Важно отметить, что целесообразнее проводить анализ в динамике, что позволит определить складывающиеся тенденции, и по отклонениям фактических значений от плановых, чтобы знать, где искать причины изменения показателей. Динамика основных технико-экономических показателей деятельности рассматриваемого предприятия представлена в таблице 2.2.1.

 

Таблица 2.2.1. – динамика основных показателей деятельности ООО «Трикколор» за 2010 -2013 гг.

в тыс. руб.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение

(2011-2012г.)

Отклонение

(2012-2013г.)

Объем реализации в натуральном выражении

20793

23942

33839

3149

9897

Объем реализации в стоимостном выражении

7978,93

9187,32

12985,0

1208,39

3797,68

Полная себестоимость

7412,8

9104,7

12725,3

1691,9

3620,6

Средняя цена единицы продукции

434,76

427,28

383,73

-7,48

-43,55

Съем продукции с 1м2производственной площади

25,74

29,64

41,89

3,9

12,25

Прибыль (+), убыток (-) от реализации

+566,13

+82,62

+259,7

-483,51

177,08

Рентабельность

7,64

0,91

2,04

-6,73

1,13


 

         По данным, представленным в таблице 2.2.1, можно сделать следующие выводы. Объем реализации продукции ООО «Трикколор» характеризуется положительной динамикой. В 2012 году по сравнению с 2011 объем реализации увеличился на 1208,39 тыс.руб. и составил 9187,32 тыс.руб. Объем реализации в 2013 году составил 12985,0 тыс.руб. В целом за анализируемый период темп прироста объема реализации продукции составил 56,48 % (15,14 % и 41,34 % в 2012 и 2013 гг. соответственно).

Себестоимость изготавливаемой продукции за анализируемый период увеличилась. В 2012 году по сравнению с 2011 абсолютный прирост составил 1691,9 тыс.руб. В 2013 году по сравнению с 2012 абсолютный прирост составил 3620,6 тыс.руб.

Темп прироста себестоимости продукции в 2012 году превышает темп прироста объема ее реализации (22,82 %). Этим объясняется снижение прибыли предприятия за 2012 год на 483,51 тыс. руб. (или -85,41 %), что, в свою очередь, повлекло за собой снижение уровня рентабельности на 6,73 процентных пункта (с 7,64 % в 2011 году до 0,91 % в 2012).

Темп прироста себестоимости продукции в 2013 году по сравнению с 2012 составляет 39,77 %, в то время как темп прироста объема реализации продукции 41,34 %. В этот период наблюдается увеличение прибыли предприятия на 177,08 тыс.руб. (или 214,33 %) и, как следствие, увеличение уровня рентабельности на 1,13 процентных пункта (с 0,91 % в 2012 году до 2,04 % в 2013). Однако, суммарное увеличение себестоимости продукции за анализируемый период составило 62,59 %. Снижение уровня рентабельности за период 2011-2013 гг. составило 5,6 процентных пункта.

Значение производственных площадей на протяжении периода 2011 – 2012 гг. также оставалось неизменным и составляло 310 м2, в т.ч. площадь цехов равна 232 м2.

На ООО «Трикколор» за анализируемый период наблюдается также рост показателя съема (выпуска) продукции с 1 м2производственной площади. Выпуск продукции с 1 м² производственной площади находится в прямой зависимости от объема реализации продукции и в обратной от производственной площади. Значение производственных площадей на предприятии за анализируемый период оставалось неизменным. Поэтому в связи с увеличением объема реализации выпуск продукции с 1 м² производственной площади в 2012 году увеличился на 3,9 тыс.руб. (или 15,15 %), в 2013 – на 12,25 тыс.руб. (или 41,33 %). Суммарный прирост данного показателя за три года составил 56,48 %, что свидетельствует об эффективном, рациональном использовании производственных площадей и организации производства.

Положительной динамикой характеризуется также показатель среднегодовой заработной платы. В связи с увеличением фонда оплаты труда среднегодовая заработная плата работающих выросла на 2,4 тыс.руб. и 4,8 тыс.руб. в 2012 и 2013 гг. соответственно. Относительный прирост среднегодовой заработной платы работающих на ООО «Трикколор» за анализируемый период составил 19,8 %. Темпы прироста среднегодовой заработной платы рабочих характеризуются меньшей динамикой; за три года составили 18,87 % (6,58 % и 12,29 % в 2012 и 2013 гг. соответственно).

В период 2011-2012 гг. на ООО «Трикколор» темпы роста полной себестоимости продукции превышают темпы роста объема ее реализации, поэтому наблюдается рост затрат на 1 рубль реализации на 6,67 %. Это повлекло за собой снижение прибыли с 566,13 тыс.руб. в 2011 году до 82,62 тыс.руб. в 2007 году.

Показатель уровня рентабельности продукции отражает конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Рентабельность продукции находится в прямой зависимости от величины прибыли и в обратной – от себестоимости. В 2012 году наблюдается снижение прибыли предприятия и одновременное увеличение себестоимости, что привело к снижению рентабельности. В 2012 году по сравнению с 2011 рентабельность снизилась с 7,64 % до 0,91 %. В 2013 году прибыль предприятия увеличилась, и себестоимость тоже увеличилась. Темп роста прибыли составил 214,33 %, что больше темпа роста себестоимости (39,77 %), следовательно, рентабельность увеличилась с 0,91 % до 2,04 %. В целом за анализируемый период на ООО «Трикколор» наблюдается снижение уровня рентабельности на 5,6 процентных пункта. Для предприятия это отрицательная тенденция.

Качественным изменением можно считать снижение средней цены производимой продукции при одновременном увеличении ее полной себестоимости. В 2012 году она снизилась на 7,48 руб. и составила 427,28 руб., в 2013 году она снизилась еще на 43,55руб. (темп прироста равен -10,19 %). Такое изменение могло быть вызвано высокой степенью конкуренции на рынке. Для успешного функционирования ООО «Трикколор» необходимо предпринять меры по снижению себестоимости производимой продукции.

Рост объемов реализации обусловлен ростом спроса на продукцию, который, в свою очередь, связан, во-первых, со снижением цены, во-вторых, с расширением ассортимента продукции, с улучшением ее качественных характеристик, с хорошо организованной работой маркетинга и сбыта. Анализ основных технико-экономических показателей устанавливает лишь общие тенденции, сложившиеся в деятельности предприятия, тенденции, выявление которых позволяет определить приоритеты, наметить направления дальнейшего экономического анализа.

Необходимым условием выполнения планов по производству продукции (работ, услуг), снижению себестоимости, росту прибыли и рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.

На исследуемом предприятии наблюдается непрерывный рост себестоимости продукции, в частности затрат на сырье и материалы. Необходимо выявить причины роста материальных затрат и предложить рекомендации по их снижению.

Проведем анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов ООО «Трикколор» за 2011 – 2013 гг.

Информация о работе Анализ материальных затрат на предприятии