Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:10, курсовая работа
Стратегия развития Беларуси базируется на таких принятых основополагающих документах как: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (Минск, 1997); Концепция социально–экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. (Минск, 1998); Основные направления социально–экономического развития страны на период до 2010 г. (Минск, 2000); Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы (Минск, 2001).
Введение………………………………………………………………...…………3
1 Кейнсианская макроэкономическая традиция……………………..…………4
1.1 Сущность Кейнсианской теории…………………………………..……...4
1.1.1 Идея "денежной экономики"……………………………………...…..4
1.1.2 Теория потребления……………………………………………...……5
1.1.3 Концепция мультипликатора инвестиций……………………...……5
1.2 Традиционное кейнсианство и кейнсианско-неоклассический синтез...7
1.2.1 Основные аспекты макромодели традиционного кейнсианства…..7
1.2.2 Эффект реальных кассовых остатков и другие аспекты теории имущества…………………………………………………………………………8
1.3 Анализ основных течений посткейнсианства……………………………9
1.3.1 Теория "денежной экономики"……………………………………….9
1.3.2 Развитие теории выбора активов длительного пользования……….9
1.3.3 Теория эндогенной денежной массы………………………………..10
1.3.4 "Гипотеза финансовой нестабильности"……………………………11
2 Современные школы в неоклассической макроэкономической традиции...12
2.1 Монетаризм: общая характеристика и основные теории………………12
2.1.1 Теория спроса на деньги……………………………………………..12
2.1.2 Теория передаточного механизма…………………………………...13
2.2 Новая классическая школа: направления и тенденции………………...15
2.2.1 Теория делового цикла на основе идеи неполной информации…..16
2.2.2 Отношение к макроэкономической политике государства…….….18
3 Анализ теории институционализма: понятие, течения, концепции………..19
3.1 Общая характеристика институционализма. Теория Т.Веблена как основа институционализма……………………………………………………...19
3.1.1 Основные аспекты экономических воззрений Т. Веблена………...19
3.2 Теория неоинституционализма…………………………………………..21
3.3 Эволюционный институционализм……………………………………...23
3.3.1 Новый французский институционализм……………………………24
4 Анализ основных результатов макроэкономической политики в Респуб-лике Беларусь (динамика ВВП, инфляции, безработицы, структура ВВП)....26
4.1 Сценарии социально-экономического развития Республики Беларусь.26
4.2 Структура и динамика ВВП……………………………………………...28
4.3 Инфляция и безработица в Республике Беларусь: тенденции, направления и проблемы регулирования………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41
Поэтому, чтобы объяснить
систематические колебания
В результате на всякое непредвиденное
повышение цены "представительный"
хозяйствующий субъект будет ре
Механизм реакции
на изменение цены не
2.2.2 Отношение к макроэкономической политике государства
Таким образом, отношение к макроэкономической политике государства у новых классиков похоже на монетаристское отношение. Различие состоит в том, новые классики еще более, чем монетаристы, скептичны в отношении эффективности денежной политики: только непредвиденная политика, с точки зрения новых классиков, может изменить реальный доход в коротком периоде. Как и монетаристы, новые классики ратуют за регламентированную денежную политику.
Новые классики также придумали новый аргумент против фискальной политики, обосновав его на базе так называемой теоремы Барро - Рикардо. В соответствии с данной теоремой, стимулирующая фискальная политика, сопровождающаяся бюджетным дефицитом, совершенно не влияет на совокупный спрос. Это связано с тем, что представители частного сектора будут ожидать в будущем попыток государства по устранению бюджетного дефицита через рост налоговых ставок. Поэтому они в ответ на стимулирующую политику сокращают потребление и увеличивают сбережения с тем, чтобы в будущем "быть готовыми" к утяжелению налогового бремени.
3 АНАЛИЗ ТЕОРИИ
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА: ПОНЯТИЕ,
3.1 Общая характеристика
институционализма. Теория Т.
Институционализм - направление в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе институтов. Под институтами "в первом приближении" следует понимать правила и принципы поведения ("правила игры"), которым следуют люди в своих действиях. Оговорка "в первом приближении" делается ввиду того, что в разных течениях институционализма этот ключевой термин трактуется несколько по-разному. И вообще институционализм настолько разнороден, что его изучение как единого целого почти бессмысленно - настолько сильно различаются разные течения в самом институционализме.
Основные представители: Торстейн Веблен (1857 - 1929), Уэсли Клэйр Митчелл (1874 - 1948), Джон Морис Кларк (1884 - 1963), Джон Коммонс (1862 - 1945).
Исторически первой
школой институционализма был с
а) Отрицание принципа оптимизации. Хозяйствующие субъекты трактуются не как максимизаторы (или минимизаторы) целевой функции, а как следующие различным "привычкам" - приобретенным правилам поведения - и социальным нормам.
б) Отрицание
в) Сведение основной задачи экономической науки к "пониманию" функционирования хозяйства, а не к прогнозу и предсказанию.
г) Отрицание подхода к экономике как к (механически) равновесной системе и трактовка экономики как эволюционирующей системы, управляемой процессами, носящими кумулятивный характер.
д) Благосклонное
отношение к государственному
вмешательству в рыночную
3.1.1 Основные аспекты экономических воззрений Т. Веблена
Основные работы: "Теория праздного класса" (1899); "Теория делового предприятия" (1904)
Человек, по мнению Т.Веблена, не является "калькулятором, мгновенно вычисляющим удовольствие и боль", связанные с приобретением благ, т.е. выгоды и издержки их получения. Поведение хозяйствующего субъекта определяется не оптимизирующими расчетами, а инстинктами, определяющими цели деятельности, и институтами, определяющими средства достижения этих целей.
Инстинкты представляют собой цели осознанного человеческого поведения, формирующиеся в определенном культурном контексте и передающиеся из поколения в поколение. Перечень основных инстинктов, управляющих поведением "цивилизованных народов Запада", выглядит следующим образом.
а) Инстинкт мастерства, заключающийся в стремлении к "эффективному использованию наличных средств и адекватном управлении ресурсами, доступными для достижения жизненных целей". Иными словами, это культурно обусловленный инстинкт хорошо и эффективно делать свою работу.
б) Родительский инстинкт, представляющий собой заботу о благе данной социальной группы и всего общества в целом.
в) Инстинкт праздного
г) Инстинкт
д) Инстинкт соперничества, агрессии и желания прославиться.
е) Инстинкт привычки.
Инстинкт привычки,
с точки зрения Т.Веблена,
Динамика экономического
развития зависит от того, какие
инстинкты преобладают в
В рамках этой концепции Т.Веблен создал теорию "демонстративного потребления" - единственный элемент его теоретических разработок, вошедший в магистральное направление современной экономической теории.
Согласно концепции
"демонстративного потребления"
Легко увидеть, что предложенная Т.Вебленом концепция человеческого поведения совершенно не совместима с принципами оптимизации и методологического индивидуализма и, соответственно, не вписывается в стандарты современной экономической теории.
3.2 Теория неоинституционализма
Основные представители: Рональд Коуз (род. 1910), Оливер Уильямсон (род. 1932), Дуглас Норт (род. 1920).
Основные работы: Р.
Коуз "Природа фирмы" (1937); О.
Уильямсон "Экономические
Неоинституционализм (называемый
также новым институционализмом
Всех представителей неоинституционализма характеризуют следующие воззрения.
а) "Институты имеют значение", т.е. они влияют на результаты функционирования и динамику экономики.
б) Человеческое поведение не характеризуется полной (всеобъемлющей) рациональностью; его важнейшими характеристиками являются ограниченная рациональность и оппортунизм.
в) Осуществление рыночных трансакций - функционирование ценового механизма и других атрибутов рыночной экономики - связано с издержками, которые в неоинституциональной традиции называют трансакционными.
Неоинституционалисты выделяют следующие виды трансакционных издержек:
а) издержки поиска информации;
б) издержки измерения;
в) издержки ведения
переговоров и заключения
г) издержки спецификации и защиты прав собственности;
д) издержки
При этом описанные
виды не являются
Следуя принципу
рациональности, хозяйствующие субъекты
в ходе своей хозяйственной
деятельности стремятся
В рамках анализа институтов выделяются два уровня: институциональные соглашения и институциональная среда. Институциональные соглашения (или организации) - это договоры между отдельными индивидами, направленные на снижение трансакционных издержек. Одним из примеров институциональных соглашений является фирма, которая трактуется как совокупность контрактных обязательств (а не как производственная функция, из чего исходит неоклассическая теория) ее участников, принятых для минимизации трансакционных издержек. Таким образом, оптимальный размер фирмы достигается тогда, когда трансакционные издержки совершения тех или иных действий внутри фирмы соответствуют трансакционных издержкам осуществления этих же действий через рыночный механизм. Иными словами, соотношение иерархических и рыночных типов координации (а также выживание тех или иных организационных форм) определяется на основании все того же критерия минимизации трансакционных издержек.
Институциональная среда (или институты в узком смысле слова) - это совокупность "правил игры", т.е. правила, нормы и санкции, образующие политические, социальные и юридические рамки взаимодействий между людьми. Иными словами, институциональная среда - это рамки, в которых заключаются институциональные соглашения. Данные рамки, в свою очередь, подразделяются на неформальные правила игры - обычаи, традиции - и формальные, воплощенные в виде конкретных законов и нормативных актов.
Информация о работе Анализ основных результатов макроэкономической политики в Республике Беларусь