Анализ основных результатов макроэкономической политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Стратегия развития Беларуси базируется на таких принятых основополагающих документах как: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (Минск, 1997); Концепция социально–экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. (Минск, 1998); Основные направления социально–экономического развития страны на период до 2010 г. (Минск, 2000); Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы (Минск, 2001).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………3
1 Кейнсианская макроэкономическая традиция……………………..…………4
1.1 Сущность Кейнсианской теории…………………………………..……...4
1.1.1 Идея "денежной экономики"……………………………………...…..4
1.1.2 Теория потребления……………………………………………...……5
1.1.3 Концепция мультипликатора инвестиций……………………...……5
1.2 Традиционное кейнсианство и кейнсианско-неоклассический синтез...7
1.2.1 Основные аспекты макромодели традиционного кейнсианства…..7
1.2.2 Эффект реальных кассовых остатков и другие аспекты теории имущества…………………………………………………………………………8
1.3 Анализ основных течений посткейнсианства……………………………9
1.3.1 Теория "денежной экономики"……………………………………….9
1.3.2 Развитие теории выбора активов длительного пользования……….9
1.3.3 Теория эндогенной денежной массы………………………………..10
1.3.4 "Гипотеза финансовой нестабильности"……………………………11
2 Современные школы в неоклассической макроэкономической традиции...12
2.1 Монетаризм: общая характеристика и основные теории………………12
2.1.1 Теория спроса на деньги……………………………………………..12
2.1.2 Теория передаточного механизма…………………………………...13
2.2 Новая классическая школа: направления и тенденции………………...15
2.2.1 Теория делового цикла на основе идеи неполной информации…..16
2.2.2 Отношение к макроэкономической политике государства…….….18
3 Анализ теории институционализма: понятие, течения, концепции………..19
3.1 Общая характеристика институционализма. Теория Т.Веблена как основа институционализма……………………………………………………...19
3.1.1 Основные аспекты экономических воззрений Т. Веблена………...19
3.2 Теория неоинституционализма…………………………………………..21
3.3 Эволюционный институционализм……………………………………...23
3.3.1 Новый французский институционализм……………………………24
4 Анализ основных результатов макроэкономической политики в Респуб-лике Беларусь (динамика ВВП, инфляции, безработицы, структура ВВП)....26
4.1 Сценарии социально-экономического развития Республики Беларусь.26
4.2 Структура и динамика ВВП……………………………………………...28
4.3 Инфляция и безработица в Республике Беларусь: тенденции, направления и проблемы регулирования………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому, чтобы объяснить  систематические колебания инвестиций и занятости, необходимо ввести допущение, что изменение цены складывается из двух элементов: постоянного и временного. Причем сказать, какая часть изменения цены носит постоянный характер, а какая временный, невозможно. Единственное, на что индивид может опереться, это его предположения, а в условиях неполной информации они могут оказаться ошибочными. Отсюда вытекает возможность неправильной реакции на изменение цены.

В результате на всякое непредвиденное повышение цены "представительный" хозяйствующий субъект будет реагировать значительным повышением затрат труда, сокращением запасов готовой продукции и увеличением капитального запаса. В случае неожиданного понижения цены реакция будет прямо противоположной.

 Механизм реакции  на изменение цены не объясняет  явления делового цикла в тех условиях, когда колеблются только отдельные цены и эти колебания не согласованы между собой. Ибо в этом случае повышение цен на одних рынках, влекущее за собой возрастание занятости и объема выпуска в соответствующих отраслях, в любой данный момент времени будет компенсироваться падением занятости и выпуска в тех отраслях, в которых цены на производимую ими продукцию понизились. Как следствие, совокупный продукт экономики и общий уровень занятости останутся теми же - изменится лишь их структура.

 

2.2.2 Отношение  к макроэкономической политике  государства

 

Таким образом, отношение  к макроэкономической политике государства  у новых классиков похоже на монетаристское отношение. Различие состоит в том, новые классики еще более, чем  монетаристы, скептичны в отношении эффективности денежной политики: только непредвиденная политика, с точки зрения новых классиков, может изменить реальный доход в коротком периоде. Как и монетаристы, новые классики ратуют за регламентированную денежную политику.

Новые классики также придумали новый аргумент против фискальной политики, обосновав его на базе так называемой теоремы Барро - Рикардо. В соответствии с данной теоремой, стимулирующая фискальная политика, сопровождающаяся бюджетным дефицитом, совершенно не влияет на совокупный спрос. Это связано с тем, что представители частного сектора будут ожидать в будущем попыток государства по устранению бюджетного дефицита через рост налоговых ставок. Поэтому они в ответ на стимулирующую политику сокращают потребление и увеличивают сбережения с тем, чтобы в будущем "быть готовыми" к утяжелению налогового бремени.

 

 

 

 

 

 

 

3 АНАЛИЗ ТЕОРИИ  ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА: ПОНЯТИЕ, ТЕЧЕНИЕ,  КОНЦЕПЦИИ

 

3.1 Общая характеристика  институционализма. Теория Т.Веблена  как основа институционализма

 

Институционализм - направление  в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе институтов. Под институтами "в первом приближении" следует понимать правила и принципы поведения ("правила игры"), которым  следуют люди в своих действиях. Оговорка "в первом приближении" делается ввиду того, что в разных течениях институционализма этот ключевой термин трактуется несколько по-разному. И вообще институционализм настолько разнороден, что его изучение как единого целого почти бессмысленно - настолько сильно различаются разные течения в самом институционализме.

 Основные представители:  Торстейн Веблен (1857 - 1929), Уэсли Клэйр  Митчелл (1874 - 1948), Джон Морис Кларк  (1884 - 1963), Джон Коммонс (1862 - 1945).

 Исторически первой  школой институционализма был старый институционализм; его также нередко называют американским институционализмом. Старый институционализм отличают следующие характеристики.

а) Отрицание принципа оптимизации. Хозяйствующие субъекты трактуются не как максимизаторы (или  минимизаторы) целевой функции, а как следующие различным "привычкам" - приобретенным правилам поведения - и социальным нормам.

 б) Отрицание методологического  индивидуализма. Действия отдельно  взятых субъектов в значительной  мере предопределяются ситуацией  в экономике в целом, а не наоборот. В частности, их цели и предпочтения формируются обществом.

в) Сведение основной задачи экономической науки к "пониманию" функционирования хозяйства, а не к  прогнозу и предсказанию.

г) Отрицание подхода  к экономике как к (механически) равновесной системе и трактовка экономики как эволюционирующей системы, управляемой процессами, носящими кумулятивный характер.

 д) Благосклонное  отношение к государственному  вмешательству в рыночную экономику.

 

3.1.1 Основные аспекты  экономических воззрений Т. Веблена

 

Основные работы: "Теория праздного  класса" (1899); "Теория делового предприятия" (1904)

Человек, по мнению Т.Веблена, не является "калькулятором, мгновенно вычисляющим  удовольствие и боль", связанные  с приобретением благ, т.е. выгоды и издержки их получения. Поведение хозяйствующего субъекта определяется не оптимизирующими расчетами, а инстинктами, определяющими цели деятельности, и институтами, определяющими средства достижения этих целей.

 Инстинкты представляют собой  цели осознанного человеческого поведения, формирующиеся в определенном культурном контексте и передающиеся из поколения в поколение. Перечень основных инстинктов, управляющих поведением "цивилизованных народов Запада", выглядит следующим образом.

а) Инстинкт мастерства, заключающийся в стремлении к "эффективному использованию наличных средств и адекватном управлении ресурсами, доступными для достижения жизненных целей". Иными словами, это культурно обусловленный инстинкт хорошо и эффективно делать свою работу.

 б) Родительский инстинкт, представляющий собой заботу о благе данной социальной группы и всего общества в целом.

 в) Инстинкт праздного любопытства.  Он связан с бескорыстным стремлением  к новым знаниям и информации.

 г) Инстинкт приобретательства.

 д) Инстинкт соперничества, агрессии и желания прославиться.

 е) Инстинкт привычки.

 Инстинкт привычки, с точки зрения Т.Веблена, играет  особую роль в человеческом  поведении. Дело в том, что  представление о человеке как  о "рациональном оптимизаторе" формирует о нем представление как о пассивном субъекте, механически и мгновенно реагирующем на внешние изменения в соответствии со своей функцией полезности. В реальности же люди постепенно вырабатывают привычки, т.е. некие устоявшиеся способы реакции на определенные внешние события. Как полагал Т. Веблен, тот факт, что человек формирует привычки, является обратной стороной тезиса об активности его бытия. При этом привычки не являются формой бессознательного поведения.

Динамика экономического развития зависит от того, какие  инстинкты преобладают в человеческом поведении. Если доминируют первые три инстинкта (или соединяются с последним инстинктом, т.е. "входят в привычку"), т. е. человеческое поведение управляется желанием хорошо делать свою работу (инстинкт мастерства), альтруистической заботой об общественном благе (родительский инстинкт) и тягой к новым знаниям (инстинкт праздного любопытства), то оно - будучи, по терминологии Т. Веблена, "промышленным поведением", - приводит к быстрому техническому развитию или "росту технологического мастерства". Если же доминируют "эгоистические инстинкты" - приобретательства, соперничества, агрессии и желания прославиться, то такое человеческое поведение, принимающее форму "денежного соперничества", негативно влияет на хозяйственное развитие.

В рамках этой концепции  Т.Веблен создал теорию "демонстративного потребления" - единственный элемент его теоретических разработок, вошедший в магистральное направление современной экономической теории.

 Согласно концепции  "демонстративного потребления", представители класса богатых  покупают многие товары не из-за того, что эти товары удовлетворяют их личные потребности, а из-за того, чтобы "выделиться" среди других, продемонстрировать себя как состоятельных людей (ясно, что здесь поведение людей обусловлено инстинктом соперничества и желания прославиться). Таким образом, при прочих равных условиях, чем выше цена таких товаров, тем больше объем спроса на них. Данный феномен, нарушающий закон спроса, вошел в экономическую науку под названием "эффект Веблена".

Легко увидеть, что предложенная Т.Вебленом концепция человеческого поведения совершенно не совместима с принципами оптимизации и методологического индивидуализма и, соответственно, не вписывается в стандарты современной экономической теории.

 

 
          3.2 Теория неоинституционализма 

 

Основные представители: Рональд Коуз (род. 1910), Оливер Уильямсон (род. 1932), Дуглас Норт (род. 1920).

 Основные работы: Р.  Коуз "Природа фирмы" (1937); О.  Уильямсон "Экономические институты  капитализма. 

Неоинституционализм (называемый также новым институционализмом) в самом общем виде можно трактовать как попытку привнесения институционального подхода в рамки магистрального направления современного экономического анализа. Иными словами, неоинституциональная теория представляет собой экономический анализ роли институтов и их влияния на хозяйство на основе принципов рациональности и методологического индивидуализма. В этом заключается фундаментальное отличие новых институционалистов от старых.

Всех представителей неоинституционализма характеризуют  следующие воззрения.

а) "Институты имеют  значение", т.е. они влияют на результаты функционирования и динамику экономики.

б) Человеческое поведение  не характеризуется полной (всеобъемлющей) рациональностью; его важнейшими характеристиками являются ограниченная рациональность и оппортунизм.

в) Осуществление рыночных трансакций - функционирование ценового механизма и других атрибутов  рыночной экономики - связано с издержками, которые в неоинституциональной традиции называют трансакционными.

Неоинституционалисты  выделяют следующие виды трансакционных издержек:

 а) издержки поиска  информации;

 б) издержки измерения;

 в) издержки ведения  переговоров и заключения контрактов;

 г) издержки спецификации  и защиты прав собственности;

 д) издержки оппортунистического  поведения.

 При этом описанные  виды не являются взаимоисключающими; например, издержки измерения можно  представить как издержки спецификации  и защиты прав собственности;  издержки оппортунистического поведения  - как издержки измерения, и  т.д. Следует также учитывать, что существуют и другие классификации трансакционных издержек, например, их деление на предконтрактные, контрактные и постконтрактные, или на реальные (издержки, порождающие затруднения в осуществлении некоего типа взаимодействия) и виртуальные (издержки, связанные с преодолением этих затруднений).

 Следуя принципу  рациональности, хозяйствующие субъекты  в ходе своей хозяйственной  деятельности стремятся минимизировать  трансакционные издержки. С этой  целью они вырабатывают институты,  которые трактуются в неоинституциональном анализе как "созданные человеком ограничения, которые структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие". Критерием эффективности институтов является размер достигнутой благодаря им минимизации издержек.

В рамках анализа институтов выделяются два уровня: институциональные соглашения и институциональная среда. Институциональные соглашения (или организации) - это договоры между отдельными индивидами, направленные на снижение трансакционных издержек. Одним из примеров институциональных соглашений является фирма, которая трактуется как совокупность контрактных обязательств (а не как производственная функция, из чего исходит неоклассическая теория) ее участников, принятых для минимизации трансакционных издержек. Таким образом, оптимальный размер фирмы достигается тогда, когда трансакционные издержки совершения тех или иных действий внутри фирмы соответствуют трансакционных издержкам осуществления этих же действий через рыночный механизм. Иными словами, соотношение иерархических и рыночных типов координации (а также выживание тех или иных организационных форм) определяется на основании все того же критерия минимизации трансакционных издержек.

Институциональная среда (или институты в узком смысле слова) - это совокупность "правил игры", т.е. правила, нормы и санкции, образующие политические, социальные и юридические рамки взаимодействий между людьми. Иными словами, институциональная среда - это рамки, в которых заключаются институциональные соглашения. Данные рамки, в свою очередь, подразделяются на неформальные правила игры - обычаи, традиции - и формальные, воплощенные в виде конкретных законов и нормативных актов.

Информация о работе Анализ основных результатов макроэкономической политики в Республике Беларусь