Анализ основных результатов макроэкономической политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Стратегия развития Беларуси базируется на таких принятых основополагающих документах как: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (Минск, 1997); Концепция социально–экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. (Минск, 1998); Основные направления социально–экономического развития страны на период до 2010 г. (Минск, 2000); Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы (Минск, 2001).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………3
1 Кейнсианская макроэкономическая традиция……………………..…………4
1.1 Сущность Кейнсианской теории…………………………………..……...4
1.1.1 Идея "денежной экономики"……………………………………...…..4
1.1.2 Теория потребления……………………………………………...……5
1.1.3 Концепция мультипликатора инвестиций……………………...……5
1.2 Традиционное кейнсианство и кейнсианско-неоклассический синтез...7
1.2.1 Основные аспекты макромодели традиционного кейнсианства…..7
1.2.2 Эффект реальных кассовых остатков и другие аспекты теории имущества…………………………………………………………………………8
1.3 Анализ основных течений посткейнсианства……………………………9
1.3.1 Теория "денежной экономики"……………………………………….9
1.3.2 Развитие теории выбора активов длительного пользования……….9
1.3.3 Теория эндогенной денежной массы………………………………..10
1.3.4 "Гипотеза финансовой нестабильности"……………………………11
2 Современные школы в неоклассической макроэкономической традиции...12
2.1 Монетаризм: общая характеристика и основные теории………………12
2.1.1 Теория спроса на деньги……………………………………………..12
2.1.2 Теория передаточного механизма…………………………………...13
2.2 Новая классическая школа: направления и тенденции………………...15
2.2.1 Теория делового цикла на основе идеи неполной информации…..16
2.2.2 Отношение к макроэкономической политике государства…….….18
3 Анализ теории институционализма: понятие, течения, концепции………..19
3.1 Общая характеристика институционализма. Теория Т.Веблена как основа институционализма……………………………………………………...19
3.1.1 Основные аспекты экономических воззрений Т. Веблена………...19
3.2 Теория неоинституционализма…………………………………………..21
3.3 Эволюционный институционализм……………………………………...23
3.3.1 Новый французский институционализм……………………………24
4 Анализ основных результатов макроэкономической политики в Респуб-лике Беларусь (динамика ВВП, инфляции, безработицы, структура ВВП)....26
4.1 Сценарии социально-экономического развития Республики Беларусь.26
4.2 Структура и динамика ВВП……………………………………………...28
4.3 Инфляция и безработица в Республике Беларусь: тенденции, направления и проблемы регулирования………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

По данным Белстата, объем  промышленного производства в первом квартале 2011 г. возрос по сравнению с первым кварталом 2010 г. на 11,8% (в сопоставимых ценах) до 49,818 трлн. руб.    

 

4.3 Инфляция  и безработица в Республике Беларусь: тенденции, направления и проблемы регулирования

В условиях перехода к рыночным отношениям обычно проявляются структурные кризисы, в Республики Беларусь структурный кризис порожден переходом от командно-административной системы к рыночным отношениям. За последние двадцать лет произошли существенные изменения в области собственности: кроме государственной собственности появились различные другие формы собственности. Стали образовываться местные рынки и на некоторые виды продукции отсутствует государственное ценообразование, то есть «конкурентная среда» белоруской экономики вынуждает приспосабливаться, либо регулировать рыночные отношения. Структурные изменения породили проблемы инфляции и безработицы, которые особо остро ощущались в 90-х гг.

Основные принципы борьбы с ростом безработицы и инфляции в Беларуси заложены в Программе социально-экономического развития, которая разрабатывается на каждые 5 лет. В настоящее время разработана и действует Программа социально-экономического развития на 2011-2015 гг. Принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь».

В Беларуси на протяжении последних лет снижение инфляции является стратегической целью  денежно-кредитной политики, проводимой в республике, направления которой определяются каждые пять лет в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь, утверждаемой указом Президента Республики Беларусь.

Важнейший элемент этой политики – ограничение  денежной массы. Данное ограничение проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Национального банка: регулирование учетной ставки процента, норма обязательных резервов, операции центрального банка на открытых финансовых рынках.

Под регулированием учетной ставки процента понимается процент за кредит, который национальный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении. Вместе с тем рост этой ставки всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно проводить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность.

В соответствии с нормой обязательных резервов рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.

Операции  центрального банка на открытых финансовых рынках – продажа и покупка государственных ценных бумаг. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а покупая – увеличивает.

Два первых регулятора, используемые Национальным банком (ставка процента и норма резервирования), задают всей банковской системе неинфляционную линию поведения и относятся  к механизмам косвенного действия. Используя опериции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической  стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Денежно-кредитная политика в 2011-2015 годах будет содействовать  созданию условий для поддержания  стабильных темпов экономического роста, повышению уровня монетизации экономики  и снижению ее долларизации, ликвидации дисбаланса валютного рынка.

Главными задачами денежно-кредитной  политики являются:

  • содействие поддержанию финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики;
  • поддержание низких темпов инфляции с помощью мер экономической политики Правительства Республики Беларусь и монетарных инструментов Национального банка;
  • обеспечение устойчивости белорусского рубля.

 

По мере повышения внутренней и  внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов предусматривается постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса в рамках привязки к корзине иностранных валют.

Продолжится работа по совершенствованию  системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены кредитных ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски  для банковской системы.

Особое внимание будет  уделено поддержанию процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступности банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

Реализация мер процентной политики будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок.

В результате данных действий будут  обеспечены условия для укрепления макроэкономической и финансовой стабильности в стране. При уменьшении инфляции до 5–6% ставка рефинансирования Национального банка к концу 2015 года будет снижена до 6–8% годовых.

В Беларуси основные принципы политики занятости  определены в соответствии с Законом  «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения  основывается на следующих принципах:

  • обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
  • предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  • обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  • принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  • участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.

Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
  • развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
  • обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
  • повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
  • совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.

В Программе  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. в главе развития человеческого потенциала основными задачами политики занятости и рынка труда являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

Достижение  этих задач предусматривает следующие  направления:

  • формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
  • повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
  • стимулирование занятости на основе создания новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
  • создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины;
  • создание системы социального страхования населения от безработицы.

В условиях модернизации экономики структурные изменения  занятости будут связаны с  высвобождением избыточной численности  работников из сферы производства и их перераспределением в сферу услуг.

Оптимизация численности кадрового персонала будет сопровождаться разработкой планов социально ответственной реструктуризации организаций, направленных на проведение упреждающих мер по профессиональной переподготовке высвобождающихся работников, их дальнейшему трудоустройству.

Политика государства будет направлена на обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест по профессионально-квалификационному составу.

В этих целях будет  продолжена целенаправленная работа по согласованию объемов и структуры подготовки кадров в системе профессионального образования с перспективной потребностью инновационного развития экономики и регионов страны в квалифицированной рабочей силе, расширению занятости в сфере новых видов услуг, обслуживающих инфраструктуру рыночного хозяйства.

Для обеспечения занятости  молодежи будут реализованы программы профориентации на основе интенсивных технологий обучения по профессиям, востребованным на рынке труда, сформирован банк вакантных должностей для трудоустройства выпускников высших и средних заведений.

Особое внимание будет  уделено повышению эффективности  системы социальной поддержки граждан, не конкурентоспособных на рынке труда.

В этих целях предусматривается  внедрение нестандартных форм занятости, гибких графиков и режимов труда, развитие надомного труда, содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, в том числе путем увеличения размеров финансовой поддержки для открытия собственного дела.

В результате решения поставленных задач численность  работников в экономике достигнет 4640–4670 тыс. чел. в 2015 году и уровень занятости населения возрастет до 80% к трудовым ресурсам.

В 1995 г. численность  официально зарегистрированных безработных  насчитывалось 131 тыс. чел.

Динамика  безработных, зарегистрированных в  органных по труду, занятости и социальной защите

 

1995

2000

2002

2003

2004

2006

2008

2009

2010

2011

2012

Численность безработных, тыс. человек

131,0

95,8

130,5

136,1

83,0

52,0

37,3

40,3

33,1

28,2

24,9

из них:

                     

мужчины

46,7

37,6

47,8

46,1

25,5

17,7

14,7

17,3

15,7 

13,0

12,9

женщины

84,3

58,2

82,7

90,0

57,5

34,3

22,6

23,0

17,4 

15,2

12,0

Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

2,9

2,1

2,9

3,1

1,9

1,1

0,8

0,9

0,7 

0,6

0,5

Информация о работе Анализ основных результатов макроэкономической политики в Республике Беларусь