Анализ основных результатов макроэкономической политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Стратегия развития Беларуси базируется на таких принятых основополагающих документах как: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (Минск, 1997); Концепция социально–экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. (Минск, 1998); Основные направления социально–экономического развития страны на период до 2010 г. (Минск, 2000); Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы (Минск, 2001).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………3
1 Кейнсианская макроэкономическая традиция……………………..…………4
1.1 Сущность Кейнсианской теории…………………………………..……...4
1.1.1 Идея "денежной экономики"……………………………………...…..4
1.1.2 Теория потребления……………………………………………...……5
1.1.3 Концепция мультипликатора инвестиций……………………...……5
1.2 Традиционное кейнсианство и кейнсианско-неоклассический синтез...7
1.2.1 Основные аспекты макромодели традиционного кейнсианства…..7
1.2.2 Эффект реальных кассовых остатков и другие аспекты теории имущества…………………………………………………………………………8
1.3 Анализ основных течений посткейнсианства……………………………9
1.3.1 Теория "денежной экономики"……………………………………….9
1.3.2 Развитие теории выбора активов длительного пользования……….9
1.3.3 Теория эндогенной денежной массы………………………………..10
1.3.4 "Гипотеза финансовой нестабильности"……………………………11
2 Современные школы в неоклассической макроэкономической традиции...12
2.1 Монетаризм: общая характеристика и основные теории………………12
2.1.1 Теория спроса на деньги……………………………………………..12
2.1.2 Теория передаточного механизма…………………………………...13
2.2 Новая классическая школа: направления и тенденции………………...15
2.2.1 Теория делового цикла на основе идеи неполной информации…..16
2.2.2 Отношение к макроэкономической политике государства…….….18
3 Анализ теории институционализма: понятие, течения, концепции………..19
3.1 Общая характеристика институционализма. Теория Т.Веблена как основа институционализма……………………………………………………...19
3.1.1 Основные аспекты экономических воззрений Т. Веблена………...19
3.2 Теория неоинституционализма…………………………………………..21
3.3 Эволюционный институционализм……………………………………...23
3.3.1 Новый французский институционализм……………………………24
4 Анализ основных результатов макроэкономической политики в Респуб-лике Беларусь (динамика ВВП, инфляции, безработицы, структура ВВП)....26
4.1 Сценарии социально-экономического развития Республики Беларусь.26
4.2 Структура и динамика ВВП……………………………………………...28
4.3 Инфляция и безработица в Республике Беларусь: тенденции, направления и проблемы регулирования………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

 

3.3 Эволюционный  институционализм 

 

Основные представители: Ричард Нельсон, Сидней Уинтер, Джеффри  Ходжсон.  
Основная работа: Р. Нельсон, С. Уинтер "Эволюционный анализ экономических изменений" (1982).

Основными свойствами этого  направления институционализма  являются следующие.

 а) Отказ от предпосылок  оптимизации и методологического  индивидуализма. Эволюционные институционалисты вслед за старыми отвергают представление о человеке как о "рациональном оптимизаторе", действующем в отрыве от общества. Поэтому их теории также не вписываются в магистральное направление.

 б) Акцент на  исследовании экономических изменений.  Эволюционисты, как и Т. Веблен (и другие старые институционалисты) рассматривают рыночную экономику как динамическую систему.

 в) Проведение биологических  аналогий. Если же многие классики  и неоклассики уподобляли рыночное  хозяйство механической системе,  то эволюционисты трактуют хозяйственные изменения в значительной мере по аналогии с биологическими (например, уподобляя совокупность фирм популяции и т.д.)

г) Учет роли исторического  времени. В этом плане эволюционные институционалисты похожи на посткейнсианцев; однако же если последние акцентируют внимание больше на неопределенности будущего, то первые - на необратимости прошлого. В связи с этим ими подчеркиваются различные динамические феномены, являющиеся следствием необратимости исторического времени и приводящие к неоптимальным для хозяйства в целом результатам. Подобные феномены являются проявлением зависимости от прошлой траектории развития. К таким феноменам они относят "кумулятивную причинность", а также "гистерезис" и "блокировку". Гистерезис представляет собой зависимость конечных результатов системы от ее предшествующих результатов. Блокировка является неоптимальным состоянием системы, которое является результатом прошлых событий, и из которого не существует мгновенного выхода.

д) Понятие рутин и  эволюционная теория фирмы. По мнению эволюционистов, в поведении хозяйствующих субъектов главенствующую роль играют рутины, представляющие собой нечто вроде устойчивых стереотипов поведения. Рутины в значительной мере являются аналогом привычек, с той разницей, что первые во многом носят бессознательный характер.

Это понятие является базовым в эволюционной теории фирм. Согласно данной теории, поведение  фирм управляется не оптимизационными расчетами, а рутинами. Это означает, что в случае изменений окружающей фирмы среды последние далеко не всегда будут менять свое поведение, что противоречит неоклассической теории. Фирмы соглашаются на замену старых рутин новыми лишь при чрезвычайных обстоятельствах. При этом сам процесс изменения рутин, называемый поиском, управляется соответствующими рутинами. Причины устойчивости рутин заключаются в следующем.

 Во-первых, рутины  являются своеобразными активами  фирм, на приобретение которых  были осуществлены определенные  расходы. Иными словами, рутины  связаны с безвозвратными издержками. Поэтому замена старых рутин новыми требует больших затрат.

 Во-вторых, смена рутин  может привести к ухудшениям (или  даже разрыву) отношений данной  фирмы с ее другими партнерами  или отношений внутри этой  фирмы.

 В-третьих, рутины  прочны также вследствие их вышеуказанной бессознательности.

 е) Благосклонное  отношение к государственному  вмешательству. Предыдущие свойства  эволюционно-институционального анализа  указывают на то, что экономические  изменения не имеют внутренней  тенденции обеспечивать оптимальные результаты. Поэтому, с точки зрения эволюционистов, государственное вмешательство - например, в сфере технического прогресса - может оказать позитивное влияние на экономику.

 

3.3.1 Новый французский  институционализм

 

Основные представители: Лоран Тевено, Люк Болтянски, Оливье Фаворо, Франсуа Эмар-Дюверне. Основная работа: Л. Тевено, Л. Болтянски. " Экономика значимого "  (1987).

Новый французский институционализм - или экономика соглашений - наиболее позднее течение в институционализме. Специфика этого течения состоит в том, что рыночная экономика рассматривается не как отдельно взятый объект исследования, а как подсистема общества. Последнее рассматривается с точки зрения анализа различных "институциональных подсистем" или "миров", каждая из которых характеризуется особыми способами координации между людьми - "соглашений" - и особыми требованиями к действиям людей - "норм поведения". Такой анализ, являющийся "сердцевиной" исследований новых французских институционалистов, выделяет следующие институциональные подсистемы.

Рыночная подсистема. Она включает в себя "рынок", анализируемый в неоклассической  теории. Объектами, функционирующими в  рыночной подсистеме, являются добровольно  обмениваемые товары и услуги. Основную информацию об этих товарах предоставляют цены. Поведение субъектов должно быть рациональным. Координация действий осуществляется через достижение равновесия посредством функционирования ценового механизма

Индустриальная подсистема. Она состоит из промышленных предприятий. По мнению новых французских институционалистов, "рынок никогда не является местом производства, а предприятие всегда им является". Это один из ключевых пунктов их учения. В отличие от "рынка", в индустриальной подсистеме объектом является стандартизированная продукция, а основную информацию несет не цена, а технические стандарты. Координация деятельности осуществляется через функциональность и согласованность отдельных элементов производственного процесса. Таким образом, индустриальный мир является материальной основой для общественного производства.  
Традиционная подсистема. Она включает персонифицированные связи и традиции и играет ведущую роль в традиционных обществах. В этой подсистеме важную роль играет разделение на "своих" и "чужих" и личная репутация. Деятельность участников данной подсистемы направлена на обеспечение и воспроизводство традиций. К традиционной подсистеме можно отнести не только отношения внутри и между домохозяйствами, но и, например, "мир" мафии и прочих криминальных групп.

 Гражданская подсистема. Она базируется на принципе подчинения частных интересов общим. В рамках этой подсистемы функционируют государство и его учреждения (полиция, суды) и многие важные общественные организации (например, церкви).

 Подсистема общественного  мнения. Здесь координация деятельности людей строится на основе наиболее известных и привлекающих всеобщее внимание людей событий. К этой подсистеме, например, можно отнести некоторые финансовые рынки, где большую роль играет ориентация на среднее мнение.

 Таким образом,  рациональность как способ поведения и стремление к рыночному равновесию как способ координации трактуются новыми французскими институционалистами лишь как "частные случаи". С их точки зрения, ошибочно объяснять всю хозяйственную жизнь при помощи только этих двух понятий.

 

 

 

 

 

4 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ МАКОЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (ДИНАМИКА ВВП, ИНФЛЯЦИИ, БЕЗРАБОТИЦЫ,  СТРУКТУРА ВВП)

4.1 Сценарии  социально-экономического развития  Республики Беларусь

 

Стратегия развития Беларуси базируется на таких принятых основополагающих документах как: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (Минск, 1997); Концепция социально–экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. (Минск, 1998); Основные направления социально–экономического развития страны на период до 2010 г. (Минск, 2000); Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы (Минск, 2001).

Стратегия развития Беларуси предполагает в области совершенствования государственности формирование сильного эффективного правового государства, способного обеспечить создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально–экономического развития; в области общественного развития – постепенный переход к постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, развитыми отношениями социального партнерства, рациональной системой формирования всесторонне развитого человека, физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно–техническим нововведениям; в области экономики – создание социально ориентированной рыночной экономики, высокоэффективной, с адекватной рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, обеспечивающими расширенное воспроизводство и стимулирующими высокопроизводительный труд.

Белорусская модель социально–экономического развития учитывает историю страны, традиции народа, его национальный характер, отличающийся обостренным  чувством человеческой солидарности, коллективизма и взаимопомощи, и исключает такие составляющие рыночного хозяйства, как эгоцентризм, наличие безработицы, резкой имущественной дифференциации населения.

Стратегия развития страны предусматривает модернизацию экономики и общества, исходя из современных тенденций мировых экономических процессов развития, многовекторную направленность внешнеэкономической деятельности в соответствии с интересами страны при сохранении суверенитета государства. Она базируется на рациональном сочетании регулирующих функций государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, с развитием частной инициативы и эффективным рыночным механизмом хозяйствования. Предусматривается активная интеграция Беларуси в мировое сообщество, и прежде всего с Россией и другими странами СНГ, с которыми исторически сложились социально–экономические и культурные связи, а также со странами дальнего зарубежья при одновременной защите отечественных интересов.

Исходя из преемственности  направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально–экономических целей  на очередное пятилетие определены следующие приоритеты:

  • формирование эффективной системы здравоохранения;
  • активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
  • наращивание экспорта товаров и услуг;
  • развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей;
  • дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;
  • развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.

Главными средствами достижения поставленных целей и реализации приоритетов являются:

  • финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного баланса и увеличение валютных резервов;
  • активизация структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперирования и интеграции крупных и небольших предприятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, сферы услуг;
  • государственная поддержка инноваций и важнейших инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики республики и ее регионов, социальный прогресс;
  • разработка более эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях;
  • внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях;
  • дальнейшая интеграция Беларуси в систему международного разделения труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово–промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, ТНК и других международных интеграционных образований;
  • ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства – системы строительных сбережений и накоплений, ипотечного кредитования;
  • расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного капитала;
  • формирование конкурентной среды и эффективной институциональной базы экономической деятельности;
  • обеспечение экономической безопасности страны.

 

 

4.2 Структура  и динамика ВВП

 

По данным Национального  статистического комитета, валовой  внутренний продукт Беларуси в первом квартале 2011 г. составил 40,313 трлн. руб. и возрос по сравнению с аналогичным  периодом предыдущего года на 10,9% (в сопоставимых ценах). Прогнозом на 2011 г. в соответствии с указом президента Беларуси №596 от 19 ноября 2010 г. предусмотрен его рост на 9-10%.

Ускорение белорусской  экономики выглядит особенно заметным в квартальном разрезе в 2006-2011 гг. (см. рисунок 1).

 

 

Рисунок 1. Темпы роста ВВП Беларуси в 2006-2011 г., в % к аналогичному кварталу предыдущего года (фактические данные и полиномиальный тренд)

 

Удельный вес в ВВП  добавленной стоимости обрабатывающей промышленности в первом квартале 2011 г. составил 29,3%; торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 13,9%; строительства – 8,3%; транспорта и связи – 8,1%; производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 3,5%; сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – 3,5%; гостиниц и ресторанов – 1,6% и горнодобывающей промышленности – 0,7%. Доля чистых налогов на продукты (т.е. за минусом субсидий) в структуре ВВП Беларуси составила 11,3%.

Дефлятор ВВП в первом квартале 2011 г. составил 118%, то есть средний уровень цен на товары и услуги в экономике Беларуси (включая потребительский рынок, производственный сектор, сферу инвестиций и др.) возрос сразу на 18% по сравнению с первым кварталом 2010 г. Это свидетельствует о заметном усилении инфляционного давления в экономике, что связано с состоявшимся повышением зарплат в бюджетном секторе, низким уровнем конкуренции, удорожанием импортируемых энергоносителей, расширением кредитования в рамках госпрограмм (которые не всегда являются эффективными), а также с хеджированием валютных рисков со стороны импортеров.

В долларовом эквиваленте  ВВП Беларуси в первом квартале 2011 г. возрос по сравнению с аналогичным  периодом предыдущего года на 2,688 млрд. долл. (или на 25,5%) до 13,247 млрд. долл. При  расчете использовался средневзвешенный курс белорусского рубля: в январе-марте 2010 г. – 2916,51 руб., а в январе-марте 2011 г. – 3043,13 руб.

Структура ВВП Беларуси в региональном разрезе в первом квартале 2011 г. выглядит следующим образом: Минск (26,8%), Минская область (13,8%), Гомельская (11,1%), Брестская (9,4%), Витебская (8%), Гродненская (7,5%) и Могилевская область (7,2%). Доля нераспределенной части в структуре ВВП составила 16,2%.

При этом наиболее высокие  темпы роста валового регионального  продукта в январе-марте 2011 г. зафиксированы в Минске (+14,9%), Минской области (+10,8%) и Гомельской области (+10,5%). Далее следуют: Брестская область (+9,9%), Могилевская (+9,5%), Витебская (+9,2%) и Гродненская область (+8,7%).

Информация о работе Анализ основных результатов макроэкономической политики в Республике Беларусь