Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:35, курсовая работа
Существование рисков как неотъемлемой части предпринимательской деятельности привело к необходимости разработки конкретных методов и приемов их выявления при принятии и реализации управленческих решений. Предприятия работают в различных условиях конкурентной среды, имея разную внутреннюю среду, уровень производственного потенциала, кадровый состав и т.д. В связи с этим, у каждого предприятия возникают риски, непосредственно присущие только данной компании и связанные со спецификой производственной, технологической, коммерческой, финансовой и других видов деятельности. Важно своевременно их выявить и определить вероятность наступления, время наступления, а также возможный ущерб.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления рисками на предприятии …..6
Особенности и перспективы развития предприятий мясной промышленности…………………………………………………………….6
Сущность, понятие и методы управления предпринимательскими рисками на предприятии……………………………………………………14
Пути минимизации рисков на предприятии……………………………..20
Глава 2. Анализ управления предпринимательскими рисками на ООО «БМПК»………………………………………………………………………….24
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели…………………………………………………......24
2.2 SWOT- анализ предприятия……………………………………………….28
2.3 Анализ управления рисками на предприятии…………………………...32
Глава 3. Совершенствование системы управления рисками на ООО «БМПК»………………………………………………………………………….35
Внедрение отдела по управлению рисками на предприятии……………35
Оценка эффективности предлагаемых мероприятий…………………….41
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованных источников…………………………………………..48
Главные причины использования в качестве сырья импортной продукции - нехватка собственного мяса и более низкие цены иностранных производителей. Частное подворье существенно проигрывает крупному хозяйству по производительности. Импортное мясо технологически более удобно для использования в мясопереработке, оно почти как продукт фабричного производства - унифицированное. Бурятское мясо более «живое», с перепадами качества и вкуса.
Поэтому мясопереработчики, сравнивая технологические и ценовые характеристики, как правило, отдают предпочтение импортному продукту. Покупатели сырого мяса в рознице, наоборот, предпочитают местную продукцию.
В продовольственной сети «Титан», по данным коммерческой службы компании, продается 90 % мяса отечественного производства, причем из них 80 %в поставляется хозяйствами Бурятии, а оставшиеся 20% - алтайского происхождения. 80 % птицы также отечественного производства, 20 % привозится из США.
Больше всего в магазинах республики продается говядины, на втором месте - свинина, далее идут баранина с кониной. Продажи мяса в торговых магазинах с каждым годом растут. Продажи мяса в торговых сетях Улан-Удэ растут ежегодно.7
Закупочные цены на мясо зависят от времени года. Весной закупочные цены на говядину - 180 - 200 рублей за кг, осенью - 150-160 рублей за кг. При этом, по данным исследования «Эффективность развития скотоводства в регионах России», опубликованного в журнале «Научное обозрение» в 2012 году, средняя себестоимость 1 кг говядины - 57.3 рублей за кг. Производство мяса становится выгодным при получении возможно больших привесов при минимальных затратах.
Поэтому основная задача хозяйств - это максимально разумное снижение расходов, а не получение максимальных привесов с неоправданными затратами кормов. Себестоимость производства 1 кг говядины - 57.3 рублей за кг.
На рынках Улан-Удэ средняя цена на говядину (кроме бескостного мяса) составляла 230 рублей за кг в июне. В районах Бурятии закупочная цена на говядину 200 рублей за килограмм.
По данным Управления Россельхознадзора по Бурятии, в настоящее время в республику мясо импортируется из 24-х стран мира. Более трети (33.4%) в поставках импортного мяса приходится на говядину, доля птицы составляет 29.8%, свинины - 21.9%.Практически всю конину - 3225.6 тонн - в Бурятию доставляют из Монголии.
Самый крупный поставщик говядины в Бурятию - Монголия. Вместе с тем, чуть ли не половина всей поступающей в республику свинины (2409.5 т) эмигрирует с другого конца света - из жаркой Бразилии. Птица поступает основном из других регионов России (2582.9 тонн), но и немалая ее часть (2414.9 тонн) приплывает в наши края из далекой Северной Америки.
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве в апреле 2013 года составляла 22337 рублей по данным Бурятстата.
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности является стратегически важным направлением, на ее долю приходится до 9 % налоговых поступлений в республиканский бюджет.
В пищевой и перерабатывающей промышленности республики насчитывается свыше 350 организаций различных форм собственности общей численностью почти 5 тысяч человек. Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 17 % в объеме обрабатывающих производств республики.
Организации имеют различную техническую оснащенность и сроки эксплуатации оборудования. Значительную часть составляют малые цеха с низким уровнем механизации и оснащенности современным оборудованием. Многие линии и оборудование полностью выработали свой ресурс и не отвечают требованиям современных технологий производства пищевых продуктов.8
Износ основных производственных фондов в целом по отрасли составляет 48 %, наибольший износ в комбикормовой отрасли - до 70 %, в мясной - 53 %, в молочной - 46 %. Морально и физически устаревшая материально-техническая база большинства перерабатывающих организаций республики негативно отражается на качестве вырабатываемой продукции и ее конкурентоспособности. Это ограничивает рынки сбыта произведенной продукции, возможность ее реализации за пределы региона и является сдерживающим фактором для наращивания объемов производства продукции.
В мясной отрасли работают более ста предприятий, удельный вес отрасли в объеме реализованной продукции в 2010 году составил 40 %. В республике активно развиваются мощности по производству колбасных изделий, за последние два года введены в эксплуатацию три современных организации мощностью до 30 тыс. тонн колбасных и деликатесных изделий в год.
Таким образом, в условиях рыночных отношений обеспечить стабильный рост производства возможно с помощью технической и технологической модернизации производств, внедрения инновационных технологий, новых видов продукции, создания товаров с качественно новыми потребительскими свойствами и высокой конкурентоспособностью.
Реализация комплекса мер государственной поддержки, изложенных в Программе, позволит стабилизировать положение дел в перерабатывающей промышленности за счет увеличения объемов производства, улучшения качества выпускаемой продукции и расширения ее ассортимента, что в конечном итоге будет способствовать стимулированию роста производства сельскохозяйственной продукции и повышению качества жизни населения Республики Бурятия. Министерство активно поддерживает развитие мясного животноводства на селе, реализуя целевую программу «Развитие мясного скотоводства в Республике Бурятия». Объем инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в 2012 году составил 1,2 млрд. рублей и превысил плановый показатель в 3 раза. Как сообщил глава Бурятии Вячеслав Наговицын, средства были направлены на реализацию семи республиканских целевых программ.
При осуществлении деятельности предпринимательских организаций многие решения часто приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, конечный результат реализации которых сложно предсказать. Риски присущи любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный или отрицательные исход принимаемых индивидуумами решений.
Если рассматривать предпринимательский риск предприятия как результирующую финансовую величину, то логично считать отдельные сопровождающие его риски факторами, влияющими на нее. Существуют объективные (не зависящие от предпринимателя) и субъективные причины и факторы, влияющие на появление рисков при осуществлении предпринимательской деятельности, так как заранее нельзя просчитать влияние всех факторов на конечные результаты деятельности, а в процессе работы многие факторы могут непредсказуемо изменяться. Поэтому предприниматель может нести потери на всех стадиях жизненного цикла фирмы, на всех этапах воспроизводственного процесса.
В учениях классиков экономической теории особо подчеркивается мысль, что предпринимательство - это рисковая деятельность. Положение, что предприниматели осуществляют деятельность на свой риск, зафиксировано в ГК РФ, а одна из статей ГК РФ посвящена проблеме страхования предпринимательского риска. Известно, что получение прибыли предпринимателю не гарантировано вознаграждением за затраченное им время, результатом деятельности может оказаться как прибыль, так и убытки.
Появление предпринимательского риска имеет объективную основу из-за неопределенности воздействия внешней среды по отношению к предприятию. Внешняя среда включает объективные экономические, социальные, политические и другие условия, в рамках которых осуществляется деятельность и к изменению которых организация вынуждена приспосабливаться. Неопределенность ситуации для предпринимателя вызвана тем, что она зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей, критериев и показателей их оценки (сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появление технических и технологических новшеств, изменение конъюнктуры рынка, непредсказуемые природные явления).
Предпринимательство всегда сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры, которая вытекает из непостоянства спроса и предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капитала и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний о предпринимательской деятельности и многих других обстоятельств. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.
Полной и точной картины влияния внешних факторов на бизнес иметь невозможно, как невозможно сделать фотографию, равную отображенной на ней действительности. Однако возможно сделать фотографию окружающих бизнес факторов такого высокого качества, такой яркости, контрастности и четкости деталей, что этого будет достаточно, чтобы не упустить наиболее важные из них и оказать на них активное воздействие.
Принимаем во внимание и классифицируем внешние факторы риска по следующим группам:
1. Факторы конкуренции.
2. Факторы региональной экономической ситуации.
3. Факторы национальной экономической ситуации.
4. Факторы техногенных ситуаций.
5. Факторы природных катаклизмов.
6. Факторы социальной ситуации.
7. Факторы политической ситуации.
8. Факторы ситуации на финансовых рынках.
9. Факторы правовой ситуации в сфере бизнеса.
10. Факторы криминального свойства.
Внутренние факторы риска
- это причины
Самый страшный враг - враг «внутренний» - эта цитата из классика вполне подходит и для бизнеса. Если внешнего влияния мы ждем и готовимся отразить «интервенцию» то внутренние факторы часто просто не заметны.
Внутренними причинами предпринимательских рисков часто являются несовершенство структуры фирмы, ошибки управления бизнесом, отсутствие у персонала мотивации на добросовестный труд, а часто даже саботаж, вредительство, воровство, предательство сотрудников.
Для успешного управления предпринимательскими рисками выделяем следующие группы внутренних факторов риска бизнеса:
1. Факторы операционно-технологические.
2. Факторы административно-
3. Факторы инженерно-научные.
4. Факторы организационно-структурные.
5. Факторы криминального свойства.
6. Человеческие факторы.
Объекты риска - это все то, что подвержено влиянию внутренних и внешних факторов. Это все то, чье изменение в результате такого влияния приводит ухудшению состояния всего бизнеса, ведет к потерям и ущербу.
Объекты риска - это то, что подлежит активной защите от влияния факторов. Это и конкретные материальные объекты, и отдельные виды деятельности предприятия, и важные ценности. 9
Выделяем следующие группы объектов риска, подлежащих защите:
1. Имущество (земля, здания и сооружения, оборудование, транспорт, права и привилегии, торговые марки и бренды, ноу-хау, опыт, гудвил, репутация, интеллектуальная собственность).
2. Доходы (процесс получения, деловые отношения, прибыль, рента, платежи к получению).
3. Свобода от ответственности (опасность продукции, опасность производства, опасность правонарушений).
4. Ключевой персонал (жизнь и здоровье, деловая репутация, связи, личные доходы, личная свобода, уникальные личные качества).
В ходе разработки
стратегии предприятия
Оценка риска - это совокупность регулярных процедур анализа риска, идентификации источников возникновения риска, определения возможных масштабов последствий проявления факторов риска и определения роли каждого источника в общем профиле риска данного предприятия. 10
Управление риском включает в себя разработку и реализацию экономически обоснованных для данного предприятия рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение стартового уровня риска до приемлемого финального уровня.
Объектом оценки и управления риском здесь являются стратегические решения предприятия, стратегический план, содержащий ряд утверждений относительно будущего развития внешней по отношению к предприятию среды, рекомендаций по образу действий руководства и коллектива предприятия, прогнозных высказываний о реакциях на планируемые стратегические мероприятия потребителей продукции, поставщиков сырья, конкурентов и др. 11
Многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа (рис 3):
- методы уклонения от риска;
- методы локализации риска;
- методы диссипации риска;
- методы компенсации риска.
Для обоснованного выбора адекватного метода управления риском рассмотрим подробнее методы каждого из выделенных типов.
Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике. Этими методами пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка, не рискуя. Руководители этого типа отказываются от услуг ненадежных партнеров, стремятся работать только с убедительно подтвердившими свою надежность контрагентами - потребителями и поставщиками, стараются не расширять круг партнеров и т.п.
Рис. 3. Классификация методов управления риском
Методы локализации риска используют в тех сравнительно редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия. Подобные методы давно применяют многие крупные производственные компании, например, при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает большие сомнения.
Информация о работе Анализ предпринимательских рисков на ООО «БМПК»