Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:19, курсовая работа
Цель анализа прибыли - определить реальную величину чистой прибыли, стабильность основных элементов прибыли, тенденции их изменения, оценить «зарабатывающую» способность предприятия. Для достижения этой цели анализируются следующие показатели:
1. Выполнение плана (проекта, прогноза) прибыли и ее динамика;
2. Факторы, влияющие на финансовые результаты;
3. Резервы роста прибыли и рентабельности;
4. Мероприятия по использованию выявленных резервов. Результаты анализа используются для принятия экономических решений, выбора наилучшего варианта инвестиций, развития предприятия с учетом перспектив
Введение
3
1. Технико-экономическая характеристика ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
5
1.1 Общие сведения об ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
5
1.2 Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
9
2. Теоретические основы анализа формирования финансовых результатов предприятия в рыночных условиях
11
2.1 Задачи и источники анализа финансовых результатов
11
2.2 Показатели оценки финансовых результатов деятельности предприятия
13
3. Анализ прибыли предприятия ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
20
3.1 Анализ состава и структуры прибыли ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»
20
3.2 Анализ рентабельности предприятия
27
3.3 Резервы увеличения прибыли предприятия
31
Заключение
39
Список использованной литературы
Рис. 2. Структура розничной цены
В ходе анализа прибыли от продаж необходимо проанализировать уровень торговых наценок на продукцию по ассортиментному перечню.
Таблица 6
Сравнительный анализ уровня торговых наценок на продукцию
ОАО «ЧХЗ» за 2003-2004 гг.
Вид продукции |
Уровень наценок на 1 ед., % |
Отклоне- ние (+,-) | |
2003 г. |
2004 г. | ||
- хлебобулочные изделия |
30 |
26 |
-4 |
- хлеб смешанной валки |
26 |
26 |
0 |
- диетический х/бул. |
15 |
15 |
0 |
- бараночные изделия |
22 |
20 |
-2 |
- кондитерские изделия, в т.ч.: |
25 |
20 |
-5 |
- печенье |
25 |
20 |
-5 |
- торты, пирожные |
13 |
13 |
0 |
- кексы, бабы, рулеты |
15 |
15 |
0 |
- пряники, коврижки |
26 |
26 |
0 |
- макаронные изделия |
30 |
26 |
-4 |
- майонез |
25 |
25 |
0 |
- кетчуп |
30 |
30 |
0 |
- мин. вода |
30 |
30 |
0 |
- сухой квас |
20 |
20 |
0 |
- сухарь панировочный |
32 |
30 |
-2 |
- горчица |
30 |
30 |
0 |
- безалкогольные напитки |
26 |
26 |
0 |
Данные табл. 6 свидетельствуют о том, что наиболее высокий уровень наценок приходится на хлебобулочные изделия; макаронные изделия по 30% в 2003 году и 26% в 2004 г. На такую продукцию как кетчуп, минеральная вода, горчица уровень средних торговых наценок составил 30%. В целом уровень торговых наценок изменился в 2004 году по отношению к 2003 году незначительно и в основном в сторону снижения.
Выполнение плана прибыли
в значительной степени зависит
от финансовых результатов деятельности,
не связанных с реализацией
В процессе анализа изучают состав, динамику и факторы полученной прибыли по каждому конкретному случаю.
Таблица 7
Динамика прочих операционных и внереализационных доходов
ОАО «ЧХЗ» за 2003-2004 гг.
Источник доходов |
2003 год |
2004 год |
Отклонение | |||
сумма, тыс.руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс.руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс.руб. |
уд. вес, % | |
Операционные доходы, в т.ч.: |
7896 |
80,9 |
5040 |
79,6 |
-2856 |
-1,3 |
Доходы по ценным бумагам |
5412 |
68,5 |
3458 |
68,6 |
-1954 |
+0,1 |
Доходы от участия в других организациях |
2484 |
31,5 |
1582 |
31,4 |
-902 |
-0,1 |
Внереализационные доходы, в т.ч.: |
1869 |
19,1 |
1279 |
20,4 |
-590 |
+1,3 |
Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте |
4 |
0,2 |
36 |
2,8 |
+32 |
+2,6 |
Штрафы, пени, неустойки полученные за нарушение условий договора |
41 |
2,2 |
45 |
3,5 |
+4 |
+1,3 |
Суммы кредиторской задолженности по которым истек срок исковой давности |
1522 |
81,4 |
733 |
57,3 |
-789 |
-24,1 |
Прочие внереализационные доходы |
302 |
16,2 |
465 |
36,4 |
+163 |
+20,2 |
Итого доходов |
9765 |
100 |
6319 |
100 |
-3446 |
х |
Из данных таблицы 7 видно, что наибольшую долю среди прочих доходов на ОАО «ЧХЗ» занимают операционные доходы. Так, в 2003 году их доля составляла 80,9% прочих доходов, а к концу 2004 года их доля снизилась на 1,3% и составила 79,6% с одновременным снижением суммы доходов на 2856 тыс.руб.
Наибольшую долю среди операционных доходов как в 2003, так и в 2004 годах занимают доходы по ценным бумагам. Удельный вес этих доходов в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличился на 0,1%, но несмотря на это сумма доходов по ценным бумагам снизилась к 2004 году на 1954 тыс.руб.
На предприятии наблюдается снижение доли операционных доходов в части доходов от участия в других организациях на 0,1% (в сумме – снижение на 902 тыс.руб.).
Сумма внереализационных доходов на предприятии снизилась в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 590 тыс.руб. с одновременным увеличение их доли в общей сумме прочих доходов на 1,3%.
На такое изменение повлияло:
- увеличение доли курсовых
разниц по операциям в
- увеличение доли штрафов, пеней, неустоек, полученных за нарушение условий договора на 1,3% (в сумме – на 4 тыс.руб.);
- увеличение доли прочих внереализационных доходов на 20,2% (в сумме – на 163 тыс.руб.);
- снижение доли суммы кредиторской задолженности по которым истек срок исковой давности на 24,1% (в сумме на 789 тыс.руб.).
В связи с этим общая сумма прочих операционных и внереализационных доходов снизилась на 3446 тыс.руб.
Основным источником доходов торговой деятельности являются торговые надбавки по реализованным товарам. Сумма реализованных надбавок составляет валовой доход торгового предприятия.
Сумма и средний уровень валового дохода - важнейшие показатели, от которых зависят финансовые результаты работы торгового предприятия. При прочих равных условиях их рост содействует увеличению суммы прибыли и росту рентабельности.
Как видно из приведенного выше анализа ОАО «ЧХЗ» проводит политику поддержки интереса покупателя к своей фирме, не изменяя практически уровень торговых надбавок. За счет этого предприятие достигла увеличения объема товарооборота. Но при этом отрицательным моментом необходимо признать увеличение издержек обращения. Эти факторы не позволяют получать предприятию достаточную прибыль от торговой деятельности.
3.2 Анализ рентабельности предприятия
Результативность деятельности организации за ряд лет характеризует относительный показатель рентабельности (прибыльности), который может быть исчислен и проанализирован в динамике.
Анализ рентабельности проводится на основании данных, указанных в «Отчете о прибылях и убытках».
Для расчета рентабельности активов предприятия применяются следующие показатели.
1. Общая рентабельность
активов (рентабельность
где:
Р – прибыль до налогообложения;
К – средняя величина итога бухгалтерского баланса.
По данным ОАО «ЧХЗ» этот показатель составил:
В 2003 году 1,22
(673758 / 551632) или 22%.
В 2004 году 1,32
(800082 / 605669) или 32%.
Общая рентабельность активов на ОАО «ЧХЗ» в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 10%.
2. Рентабельность активов по чистой прибыли: Рч / К. (8)
По данным ОАО «ЧХЗ» этот показатель составил:
В 2003 году 0,16
(91435 / 551632) или 16%.
В 2004 году 0,16
(95439 / 605669) или 16%.
Рентабельность активов по чистой прибыли как в 2003, так и в 2004 году составила 16%.
3. Рентабельность
По данным ОАО «ЧХЗ» этот показатель составил:
В 2003 году 0,4572
(252195 / 551632) или 45,72%.
В 2004 году 0,4824
(292179 / 605669) или 48,24%.
Рентабельность
Таким образом, все показатели рентабельности активов в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличились.
Проанализируем показатели рентабельности совокупного капитала ОАО «ЧХЗ» за 2003-2004 гг.
Таблица 8
Показатели рентабельности реализации ОАО «ЧХЗ» за 2003-2004 гг.
Показатели |
Уровень показателя | |||
Годы |
Отклонение (+,-) |
Темп измене-ния, % | ||
2003 |
2004 | |||
1. Выручка от реализации, тыс.руб. |
673758 |
800082 |
+126324 |
118,7 |
2. Прибыль от продаж, тыс.руб. |
143011 |
129686 |
-13325 |
90,7 |
3. Среднегодовая сумма активов, тыс.руб. |
598226 |
605669 |
+7443 |
101,2 |
4. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб. |
268742 |
276947 |
+8205 |
103,1 |
5. Среднегодовая стоимость |
166588 |
175923 |
+9335 |
105,6 |
6. Коэффициент оборачиваемости капитала |
1,13 |
1,3 |
+0,17 |
115,0 |
7. Коэффициент фондоотдачи, руб. (1/4) |
2,5 |
1,3 |
-1,2 |
52,0 |
8. Рентабельность реализации, % (2/1)х100% |
21,2 |
16,2 |
-5 |
76,4 |
9. Коэффициент общей |
0,33 |
0,29 |
-0,04 |
87,9 |
10. Коэффициент оборачиваемости
материальных оборотных |
4,0 |
4,5 |
+0,5 |
112,5 |
Данные таблицы 8 свидетельствуют о том, что выручка от реализации в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличился на 126324 тыс. руб. или на 118,7%
Прибыль от продаж снизилась на 13325 тыс. руб. и составила в 2004 году 129686 тыс.руб.
Среднегодовая сумма активов увеличилась на 7443 тыс. руб. в 2004 году и составила 605669 тыс.руб. против 598226 тыс.руб. в 2003 году.
Коэффициент оборачиваемости
капитала увеличился на 0,17 оборота, т.е.
на предприятии стали более
Коэффициент фондоотдачи снизился на 1,2 и составил в 2004 году 1,3 против 2,5 в 2003 году.
Рентабельность реализации снизилась и составила в 2004 году 16,2% против 21,2% в 2003 году.
Таким образом, рентабельность (доходность) реализации составляет 0,33% в 2003 году и 0,29% в 2004 году.
Рентабельность собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности.
Необходимая информация для ее расчёта представлена в табл.9.
Таблица 9
Показатели для расчёта рентабельности
(тыс. руб.)
Показатели |
Код стр. |
2003 год |
2004 год |
1 .Прибыль балансовая |
140 (Ф №2) |
117928 |
121756 |
2. Прибыль чистая |
140-150 (Ф №2) |
91435 |
95439 |
3. Среднегодовая стоимость |
300 (Ф №1) |
554630 |
656707 |
4. Собственные средства |
490 (Ф №1) |
444752 |
511955 |
5. Доходы от участия в других организациях |
080 (Ф №2) |
- |
- |
6. Долгосрочные финансовые вложения |
140 (Ф №1) |
17588 |
21306 |
7. Долгосрочные заёмные средства |
590 (Ф №1) |
- |
- |
Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:
1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.
Информация о работе Анализ прибыли предприятия ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2»