Анализ рентабельности имущества и собственных средств организации на примере ОАО Денеб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в проведении анализа рентабельности имущества и собственных средств предприятия ОАО «Денеб», в углублении теоретических знаний по анализу рентабельности данных показателей, а также в получении навыков самостоятельного изучения данных, характеризующих деятельность данной организации, изучении и обобщении материалов литературных источников.
Задачи курсовой работы:
определение значения рентабельности как оценочного показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности;
систематизация, закрепление и углубление полученных теоретических и практических знаний по анализу рентабельности имущества и собственных средств организации;

Содержание работы

Введение
3
1. Значение рентабельности предприятия как оценочного показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
6
2. Информационно-методическое обеспечение анализа рентабельности имущества и собственных средств организации.
8
3. Общеэкономическая характеристика ОАО «Денеб».
11
4. Факторный анализ показателей рентабельности имущества ОАО «Денеб».
18
5. Факторный анализ показателей рентабельности собственных средств ОАО «Денеб».
20
6. Основные пути повышения рентабельности имущества и собственных средств ОАО «Денеб»

23
Заключение
28
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Анализ рентабельности имущества и собственных средств организации на примере ОАО Денеб.docx

— 93.58 Кб (Скачать файл)

 

Пояснения к таблице 4.3.

В графах 3 и 4 представлены коэффициенты, отражающие отношение каждого слагаемого бухгалтерской прибыли к сумме  выручки (нетто) от продаж. Данные необходимые  для расчетов взяты из отчета о  прибылях и убытках ОАО «Денеб»  за 2011 год.

Снижение рентабельности продаж в отчетном периоде на 6,73% (16,56%-9,83%) обусловило снижение рентабельности активов на 4,44%. Необходимо распределить 4,44% пропорционально изменению факторов формирования рентабельности продаж.

Используем для расчетов метод пропорции:

    1. * (-3,84) = -2,53%;
    2. * 0,25 = +0,16%;
    3. * (-1,34) = -0,88%;
    4. * 0,17 = +0,11%;
    5. * (-1,95) = -1,29%.

Проверка: -2,53+0,16-0,88+0,11-1,29= -4,44%.

Результаты расчетов представлены в графе 6 таблицы 4.3.

Анализ показал, что основным фактором, обусловившим снижение рентабельности активов, стало относительное снижение прибыли от продаж (-2,53%). Второй по значимости фактор – увеличение прочих расходов (-1,29%), следующий фактор – увеличение процентов к уплате (-0,88). положительные факторы – проценты  к получению и прочие доходы. [4]

 

 

5. Факторный анализ показателей рентабельности собственных средств ОАО «Денеб».

 

Методы факторного анализа  рентабельности собственного капитала (финансовой рентабельности) имеют  свои особенности. Моделирование показателя рентабельности собственного капитала для факторного анализа следует  также осуществлять методами удлинения  и расширения факторных систем. Анализ факторов изменения рентабельности собственного капитала организации можно провести также по методике, аналогичной методике факторного анализа рентабельности активов.

Алгоритм методики анализа

RСК,% = *100

где RСК – рентабельность собственного капитала,%; П – сумма прибыли за период, тыс. руб.; СК – средняя сумма собственного капитала за период, тыс. руб.

Для факторного анализа введем в формулу показатель выручки (нетто) от продаж (В):

RСК,% = *100 = = * ,

где – коэффициент отдачи собственного капитала; – процент рентабельности продаж.

В результате преобразований получилась двухфакторная мультипликативная  модель, что позволяет применить  для анализа метод цепных подстановок.

Базовый вариант: RСК(0) = * .

Отчетный вариант: RСК(1) = * .


 

 RСК = RСК(1) - RСК(0) ,

в том числе по факторам:

  1. влияние на рентабельность собственного капитала изменения коэффициента его отдачи:

 RСК = * ;

  1. влияние на рентабельность собственного капитала изменения процента рентабельности продаж:

 RСК = * .

Факторный анализ рентабельности собственного капитала представим в  таблице 5.1.

Таблица 5.1

Факторный анализ динамики рентабельности собственного капитала ОАО «Денеб» за 2010-2011 года.

 

п/п

Показатели

Условные обозначения

За предыдущий аналогичный  период

За отчетный период

1

2

3

4

5

1

Чистая прибыль, тыс. руб.

ЧП

170106

82589

2

Средняя сумма собственного капитала, тыс. руб.

СК

821305

903111

3

Рентабельность собственного капитала, % (п.1 : п.2 *100)

RСК

20,71

9,14

4

Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб.

В

1314959

1089232

5

Коэффициент отдачи собственного капитала (п.4 : п.2)

В/СК

1,6011

1,2061

6

Процент рентабельности продаж, % (п.1 : п.4 *100)

ЧП/В*100

12,94

7,58


 

Базовый вариант: 1,6011*12,94% = 20,71%.

Отчетный вариант: 1,2061*7,58% = 9,14%.


 

 RСК = 9,14% - 20,71% = -11,57%,

в том числе:

  1. влияние на рентабельность собственного капитала изменения коэффициента его отдачи:

 RСК(В/СК) = (1,2061-1,6011)* 12,94% = -5,11%;

  1. влияние на рентабельность собственного капитала изменения процента рентабельности продаж:

 RСК(ЧП/В*100) = (7,58% - 12,94%)*1,2061 = -6,46%.

 


 

Проверка: (-5,11%)+(-6,46%) = 9,14%-20,71, или

-11,57% = -11,57%.

Анализ показал, что каждый из двух факторов повлиял отрицательно на динамику процента рентабельности собственного капитала.

Методика предполагает возможности  углубления анализа. Влияние первого  фактора, т.е. коэффициента отдачи собственного капитала, можно детализировать по составным частям собственного капитала (уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль и т.д.). Влияние второго основного фактора, т.е. процента рентабельности продаж, можно  детализировать по факторам изменения  чистой прибыли. [4]

Анализ рентабельности собственного капитала имеет также временной  аспект. Так, рентабельность продаж не отражает долгосрочных инвестиций. Более того, если такие инвестиции осуществляются, то рентабельность продаж может временно снижаться. Также особенностью этого показателя является тот факт, что числитель (прибыль) складывается в текущих оценках и отражает сложившийся уровень цен. Знаменатель (собственный капитал) складывался в течение многих лет, выражен в исторической оценке. [12]

 

6. Основные пути повышения рентабельности имущества и собственных средств ОАО «Денеб».

 

Многообразие показателей  рентабельности определяют альтернативность поиска путей её повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов. В управлении рентабельностью компании важным этапом является определение путей повышения этой рентабельности, которые определяются на основе анализа факторов обуславливающих ее значение. Финансовая математика и финансовый анализ позволяют постоянно совершенствовать эти пути хотя основная концепция осталась прежней - максимизация числителя в формуле расчета рентабельности - прибыли и эффективное использование знаменателя - затрат, выручки, производственных фондов, активов. Важно учитывать, что определение компанией приоритетным направлением наращивание рентабельности, может привести к подрыву ее ликвидности.

 При проведении факторного анализа показателя рентабельности имущества ОАО «Денеб» было выявлено, что снижение коэффициента отдачи активов и процента рентабельности продаж привело к снижению рентабельности активов (имущества) организации. Также детальное изучение  каждого из факторов показало, что на снижение рентабельности активов наибольшее влияние оказало увеличение в 2011 году по сравнению с 2010 годом средней стоимости оборотных активов, снижение прибыли от продаж и увеличение прочих расходов. Руководству необходимо учесть что, рентабельность активов тем выше, чем значительнее величина прибыли и, соответственно, ниже стоимость активов.

Основные пути повышения рентабельности имущества: применение современных методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса; ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники; повышение производительности труда; снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; повышение материальной заинтересованности работников в результате своего труда.

Для достижения таких результатов  должна быть постоянная прибыль, высококачественная продукция, получаемая благодаря новейшей технике и высококвалифицированным  кадрам. Необходимо следить за конъюнктурой рынка, для того чтобы изменять в  соответствии с его требованиями качество изготовляемой продукции  и ценовую политику. Необходимо обновить технику, провести ремонтные работы, там, где закупка техники предоставит  трудность. Цель проводимых мероприятий - снижение себестоимости произведенной  и реализованной продукции.

Факторный анализ рентабельности собственных средств ОАО «Денеб» показал, что снижение коэффициента отдачи собственного капитала и процента рентабельности продаж отрицательно повлияло на рентабельность собственного капитала. Увеличение собственного капитала может быть осуществлено в результате накопления или консервации нераспределенной прибыли для целей основной деятельности со значительным ограничением использования ее на непроизводственные цели, а также в результате распределения чистой прибыли в резервные фонды, образуемые в соответствии с учредительными документами. Предельный размер резервного фонда находится в прямой зависимости от размера уставного капитала.

Учитывая значение информации о составе и структуре собственного капитала для анализа способности  предприятия к самофинансированию, необходимо предусмотреть ее раскрытие  в пояснениях к отчету с тем, чтобы  внешний пользователь имел возможность  принимать нужные решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности. Рентабельность характеризует результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия.

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение  дохода и капитала, вложенного в  создание этого дохода. Увязывая прибыль  с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.

Экономическая эффективность  работы организации характеризуется  относительными показателями - системой показателей рентабельности организации. На практике достаточно рассчитать ограниченный ряд показателей рентабельности, которые полно характеризуют  эффективность деятельности организации: рентабельность всего капитала (совокупных активов) по прибыли до налогообложения; рентабельность собственного капитала по чистой прибыли. Наиболее общим показателем  в системе характеристик рентабельности является рентабельность всего капитала (совокупных активов). Она показывает величину прибыли на единицу стоимости  капитала (всех финансовых ресурсов организации  независимо от источников их финансирования). Рентабельность собственного капитала или финансовая рентабельность определяется прежде всего структурой капитала или соотношением собственных и заемных финансовых средств. В конечном счете, рентабельность собственного капитала формирует соотношение доходности и риска в процессе развития предприятия.

В основе построения коэффициентов  рентабельности лежит отношение  прибыли (чаще всего в расчет показателей  рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или  к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности предприятия.

В данной курсовой работе детально рассматривались показатели рентабельности имущества и собственных средств организации ОАО «Денеб» и был проведен факторный анализ этих показателей.

В результате анализа было выявлено, что в 2011 году по сравнению  с 2010 годом снизились показатели рентабельности имущества и собственных  средств организации. Также были изучены детально факторы, оказавшие  влияние на такую тенденцию.

В курсовой работе предложены основные пути повышения рентабельности этих показателей на данном предприятии. Это такие мероприятия как  снижение себестоимости, с целью  повышения прибыли. Увеличение собственного капитала может быть осуществлено в результате накопления или консервации нераспределенной прибыли для целей основной деятельности со значительным ограничением использования ее на непроизводственные цели и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1.   Алексеева А.И., Васильев Ю.В, Малеева А.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: КНОРУС, 2009.- 365 с.  
  2. Бабо А. Прибыль. Пер. с фр./ Общ. ред. и коммент. В.И. Кузнецова. – М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс». 2007.
  3. Вахрушина М.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК, 2011г.
  4. Войтоловский Н.В., Калинина А.П., Мазурова И.И. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - 3-е изд., доп. и перер. М.: ЮРАЙТ, 2011.
  5. Любушин, Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие для вузов / Н. П. Любушин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2010. - 445 с.
  6. Медведева О.В., Шпилевская Е.В., Немова А.В. комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / О.В.Медведева. – М.: Высшее образование, 2010. – 154 с.
  7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. - 4-е изд., пер. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.
  8. Экономический анализ /Под ред. О.Н. Соколовой. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 320 с.
  9. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика; Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой,- 6-е изд. М.: Изд-во Перспектива, 2010. - 656 с.
  10. Сулейманова Д.А. Магомедова З.О.  Комплексный экономический анализ: учебное пособие, Махачкала, RIZO-PRESS, 2012.
  11. Чуев, И. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов / И.Н. Чуев, Л. Н. Чуева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2010. –367 с.
  12. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2012, 415с.
  13. Электронные ресурсы научной библиотеки Дагестанского государственного университета /Режим доступа/ http://elib.dgu.ru/.
  14. Электронные научные ресурсы /Режим доступа /http://elib.dgu.ru/?q=node/720. 

Информация о работе Анализ рентабельности имущества и собственных средств организации на примере ОАО Денеб