Анализ стратегии развития организации ОАО "Бийский рыбозавод"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса планирования стратегии развития организации и определение стратегических направлений развития ОАО «Бийский рыбозавод».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы планирования стратегии развития организации;
- провести стратегический анализ развития организации;
- разработать мероприятия по планированию стратегии развития организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы планирования стратегии развития организации………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и сущность стратегии развития организации…………………….5
1.2. Базисные стратегии развития организации…………….…………………10
1.3. Сущность и этапы стратегического планирования развития организаций....………………………………………………………….………...13
2. Анализ стратегии развития организации ОАО «Бийский рыбозавод»………………………………………………………………………21
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Бийский рыбозавод»……………………………………………………………………….21
2.2 Анализ факторов внешней среды ОАО «Бийский рыбозавод»…………..27
2.3. Конкурентные преимущества ОАО «Бийский рыбозавод» ..……………33
3. Рекомендации по планированию стратегии развития ОАО «Бийский рыбозавод»………………………..…………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………….…………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Планирование-готово.doc

— 670.00 Кб (Скачать файл)

 

В целом предприятие «Бийский рыбозавод» платежеспособно. Если на начало периода многие коэффициенты были намного ниже нормы, то на конец периода «Бийский рыбозавод» можно считать финансово независимым, рыночно устойчивым и платежеспособным предприятием, что представляет особый интерес для инвестиций и сотрудничества.

В целом на предприятии  за период 2009-2011 гг. рентабельность увеличилась, что свидетельствует об успешной работе предприятия, правильном распределении прибыли.

ОАО «Бийский рыбозавод» предприятие с квалифицированными кадрами. Среднесписочная численность  персонала составляет 83 человека  Изменение численности персонала  отражает количественные характеристики состава работников (таблица 2.2).

Таблица 2.2

Динамика численности  и структура работников ОАО «Бийский рыбозавод» за период 2009 – 2011 г.г.

 

Категории работников

2009 год

2010 год

2011 год

чел

%

чел

%

чел

%

Среднегодовая численность работников по предприятию

60

100

72

100

83

100

Руководители

15

24,9

16

22,2

16

19,2

Специалисты

17

28,5

19

26,3

21

25,3

Рабочие

28

46,6

37

51,5

46

55,5


 

Из таблицы 2.2 видно, что с 2009 года по 2011 год численность персонала увеличилась на 12 человек. Данное увеличение произошло с вязи с увлечением объемов производства. В течение 2010 и 2011 годов изменение численности произошло в связи с открытием нового перерабатывающего цеха на 11 человек.

Общество является стабильно  развивающимся предприятием отрасли, демонстрирующим тенденцию роста  объема производства и является одним из крупнейших рыбоперерабатывающих заводов Алтайского края.

Далее проведем анализ факторов внешней среды организации ОАО  «Бийский рыбозавод».

 

2.2 Анализ факторов  внешней среды ОАО «Бийский  рыбозавод»

 

Разработка стратегической модели начинается с анализа среды, в которой функционирует предприятие и благодаря которой можно выявить существующие проблемы в управлении предприятием, разработать мероприятия по совершенствованию дальнейшей стратегии, предложить оценку их эффективности.

Проведем анализ косвенных факторов внешней среды функционирования ОАО «Бийский рыбозавод».

Экономические факторы. Рыбоперерабатывающая отрасль промышленности в настоящее время достаточно бурно развивается и имеет значительные резервы дальнейшего развития. Так, в 2011 году Россия произвела рыбной продукции на сумму около 3 млрд. долл., а объем экспорта превысил 1,5 млрд. долл. Несмотря на столь впечатляющие объемы, российский рынок рыбы и морепродуктов весьма далек от насыщения, а уровень потребления морепродуктов в России по прежнему невелик. Среднестатистический россиянин потребляет около 10 кг рыбной продукции в год, что более чем в два раза меньше международной медицинской нормы (24 кг в год). Для сравнения в странах Западной Европы потребление рыбы и продуктов ее переработки составляет от 33 до 55 кг в год (в Исландии – до 90 кг/чел. в год).

По данным компании «Агриконсалт», в настоящее время емкость  российского рынка рыбной продукции  составляет 1,5 млн. т. в год, а в  структуре потребления продукты рыбопереработки занимают 17% (около 265 тыс. т). 42% потребляемых продуктов рыбопереработки приходится на пресервы, 27% - на полуфабрикаты.

Алтайский край относится к районам с природной недостаточностью йода. В зонах йодной недостаточности особенно часто наблюдаются признаки биологического вырождения, недоразвития организма, возможных наследственных уродств. Особенно тяжелы последствия недостаточности йода в питании у детей: значительное отставание умственного и физического развития, глухонемота, неврологический кретинизм, нарушения зрения – это далеко не полный перечень последствий.

Радикальные меры по преодолению  дефицита йода на территории России определены в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 1998 года, в котором определен приоритет государственных мероприятий по повышению потребления пищевых продуктов, богатых йодом. Действующее Постановление Правительства РФ №1119 от 05.10.1999 года «О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода», также направлено на поддержку организаций, решающих проблему йодной недостаточности в регионах.

Социальные  факторы. К основным факторам, повлиявшим на снижение покупной способности рыбопродукции в 2006-2011 г.г., следует отнести: инфляционные процессы в стране; депопуляцию населения; снижение платежеспособности покупателей и, в связи с этим, общее устойчивое снижение среднедушевого потребления продуктов питания; резкое обнищание пожилых людей – пенсионеров; увеличение потребления других относительно более дешевых видов продуктов.

Самой высокой ценностью  обладает живая рыба, однако, ее потребляют в малых количествах. Высоко ценится  рыба в охлажденном виде. Она также  потребляется россиянами в небольших  количествах. Основными ее заказчиками  являются рестораны.

Мороженая рыба составляет 76% от общего объема потребляемой рыбы. Значительную долю завоевывает продукция в переработанном виде - рыбное филе, копченая, соленая, консервированная рыба.

При росте благосостояния возрастает потребление рыбы, но самый  значительный рост ожидается именно в потреблении рыбы, прошедшей переработку. Копченая рыба и соленая составляют 35 и 22% соответственно в объеме продаж, а рыбное филе и вялено-сушеная рыба соответственно 12 и 10%.

Технические факторы. Чаще всего основной объем рыбопереработки и производства происходит на рыболовецких судах, у которых материально-техническая часть и оборудование изношены на 70%. Линии и технологии производства морально и физически устарели, а уровень использования береговых объектов рыбоперерабатывающего производства и модернизация действующих производств высокотехнологическими линиями в целом по стране остается низким. К тому же производственные мощности (из-за сезонности вылова, переработки на судах, неустойчивости и нестабильности поставок качественного сырья и т. п.) задействованы не на полную мощность и в среднем достигают 40%.

Рынок консервированной рыбы (21%) имеет одну особенность. Сегодня  недостаточно организаций, способных  качественно обработать рыбу и привести ее к тому внешнему виду в банке, которого требует покупатель. Поэтому рыба, вылавливаемая отечественными рыбаками, за небольшую цену идет за рубеж и возвращается оттуда через Москву уже в обработанном виде. Или эта же рыба доставляется в Россию как импортная.

Однако можно сделать  вывод, что рыбоперерабатывающая отрасль промышленности страны в настоящее время достаточно бурно развивается и имеет значительные резервы дальнейшего развития. Российский рынок рыбы и морепродуктов весьма далек от насыщения, а уровень потребления морепродуктов в России невелик по сравнению со странами Западной Европы. В течение последних пяти финансовых лет объем производства рыбо- и морепродуктов в Российской Федерации стабильно увеличивался. Таким образом, отрасль переработки рыбной и морской продукции является достаточно перспективной.

Проведем анализ факторов прямого действия на деятельность ОАО  «Бийский рыбозавод».

Покупатели. Основными покупателями выпускаемой продукции Общества являются следующие предприятия: ООО «Аникс» - 35%; ООО «Быстроном» - 24%; ООО «Вилена» - 19%; ИП Емельянов – 10%. Удельный вес покупателей продукции ОАО «Бийский рыбозавод» в общем количестве продаж в 2011 году представлен на рисунке 2.2.

Рис. 2.2. Удельный вес покупателей продукции ОАО «Бийский рыбозавод» в общем количестве продаж в 2011 году

 

Общество не осуществляет свою деятельность на внешнем рынке  за пределами Российской Федерации. Общество реализует свою продукцию  потребителям на территории Алтайского края, Республики Алтай, Новосибирской области.

Поставщики. Основными поставщиками сырья для производства рыбной и морской продукции Общества являются следующие предприятия (рисунок 2.3.):

 

Рис. 2.3. Удельный вес поставщиков сырья для ОАО «Бийский рыбозавод» в 2011 году

Таким образом, наибольший удельный вес составляют такие поставщики продукции, как ООО «Торговый дом «БЕСТ-ФРУТ» и ООО «Дальневосточная торговая компания».

Конкуренты. Потенциальными конкурентами ОАО «Бийский рыбозавод» являются следующие производители, расположенные в Западно-Сибирском регионе:

1) ООО «Сибирская производственно-торговая  компания». Адрес: 656008, Россия, Алтайский  край, г. Барнаул, ул. Гоголя, 53. Данное предприятие является наиболее значимым потенциальным конкурентом претендента, предлагающим широкий ассортимент рыбной продукции – масла сельдевого, рыбных пресервов 70 наименований, рыбного филе в вакуумной упаковке в различных заливках с пряно-овощными добавками. Наиболее сильными сторонами указанного предприятия является его репутация в регионе, широкий ассортимент продукции, возможность предоставления скидок за счет диверсификации производства (помимо рыбной продукции ООО «Сибирская производственно-торговая компания» является крупным региональным производителем мучных кондитерских изделий). Однако, проведенные маркетинговые исследования выявили, что предприятие в значительной степени ориентируется на новосибирский рынок, а в городах и районах Алтайского края (за исключением г. Барнаула) его продукция представлена в недостаточной степени. Уровень цен на рыбную продукцию указанного конкурента по большинству позиций не отличается от цен претендента более чем на 1-2%.

2) ЧП Белков. Адрес:  Россия, г. Новосибирск, ул. Сибиряков Гвардейцев, 54. Предприятие занимается закупкой, переработкой и реализацией рыбопродукции. На предприятии сформирована торговая сеть, которая охватывает города Сибирского региона: Новосибирск (база – «Новосибхолод»), Барнаул (базы – «Заринская» и «Алтайхолод»), Кемерово (предприятие «ГАЛСС»), Омск. В городах Кемерово («ГАЛСС») и Барнаул («Алтайхолод») организовано производство пресервов в ассортименте. Указанное предприятие является серьезным потенциальным конкурентом претендента, однако в настоящее время объемы производства рыбной продукции указанным предприятием не могут в полной мере удовлетворить покупательский спрос.

3) ОАО «Новосибирскрыба».  Адрес: 630088, Россия, г. Новосибирск,  ул. Северный проезд, 4. В состав указанного предприятия входят перерабатывающий рыбокомплекс, сеть фирменных магазинов и ресторан. ОАО «Новосибирскрыба» является достаточно крупным производителем рыбной продукции, однако его наиболее слабой стороной является относительно высокий уровень цен (по многим позициям цены указанного конкурента превышают цену продукции претендента на 15-20%), а, следовательно, низкая конкурентоспособность на алтайском рынке.

4) ООО «Торгово-промышленная  компания «Морепродукт». Адрес:  Россия, Алтайский край, г. Бийск,  ул. Липового, 2. Предприятие является  партнером ОАО «Бийский рыбозавод», совместно используя складские помещения и занимаясь производством пресервов, салатов из морской капусты в ассортименте с целью реализации их за пределы Алтайского края. Данная организация в недостаточной степени является конкурентом претендента в связи с различием рынков сбыта продукции.

5) ЧП «Цуцкова» (компания  «Рыбные деликатесы»). Адрес: Россия, Кемеровская область, с. Топки,  ул. Кравченко, 1. Предприятие владеет  цехом по переработке рыбы  и реализует рыбу холодного  копчения, рыбу вяленую соленую, подкопченную, пряную, пресервы в различных соусах и заливках, рыбу, упакованную под вакуумом. По предполагаемой претендентом к выпуску продукции (пресервы рыбные, салаты из морской капусты и рыбные полуфабрикаты) данное предприятие характеризуется небольшими объемами производства.

Также на алтайском рынке, в том числе и в городе Бийске, действует достаточно большое количество мелких производителей (ОАО «Каменский рыбозавод», ООО «Бурлинский рыбхоз», ОАО «Мамонтовский рыбокомбинат», ООО «Экстра» и др.), которые характеризуются незначительными объемами производства, вследствие чего не могут обеспечить широкий ассортимент выпускаемой продукции и конкурировать с указанными выше производителями, а также организацией - претендентом как по уровню цен, так и качеству продукции.

 

2.3. Конкурентные  преимущества ОАО «Бийский рыбозавод» 

 

Завершая эти два  этапа, представим их результаты в виде сводной таблицы 2.4.

Таблица 2.4

Сводная таблица ОАО  «Бийский рыбозавод»

Сильные стороны

Слабые стороны

Мобильность производства

Современные технологии

Высокое качество продукции

Профессионализм кадров

Выгодное географическое положение  относительно транспортных возможностей поставок сырья

Относительно стабильные экономические  и финансовые показатели работы

Собственное теплоснабжение

Соотношение цена-качество

Малый масштаб производства

Отсутствие долгосрочного планирования и прогнозирования

Отсутствие маркетинговой деятельности

Отсутствие конкретной стратегии 

Работа на одной стратегической зоне хозяйствования

Возможности

Угрозы

Возможность получения финансовых ресурсов (стабильно доверительные отношения с кредитными организациями)

Выход на новые рынки сбыта

Выход на новые сырьевые рынки 

Диверсификация

Увеличение доли на рынке

Приобретения новых техники и технологии

Появление новых конкурентов

Неблагоприятная политика региональных органов власти

Снижение объёмов продаж

Инфляция, экономическая нестабильность в государстве

Ужесточение конкуренции

Информация о работе Анализ стратегии развития организации ОАО "Бийский рыбозавод"