Анализ влияния трансфертов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 10:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ влияния трансфертов на конечные располагаемые доходы населения.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие конкретные задачи:
- изучить виды, основные характеристики и отличительные особенности предоставляемых государством трансфертов;
- изучить понятие, структуру доходов населения, проблему перераспределения доходов и их государственное регулирование;
- на основании данных аналитических таблиц проделать оценку уровня дифференциации доходов и состояния системы социальной защиты населения;
- произвести корреляционно-регрессионный анализ факторов, влияющих на индекс Джинни;

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ2 Булата.doc

— 740.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. Дифференциация доходов

 

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Среди причин неравенства доходов в литературе выделяют: различия в способностях; образование и обучение; профессиональные вкусы и риск; владение собственностью; господство на рынке; удача, связи, несчастья и дискриминация. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются.

При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.

Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рисунок 1.2), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

1000001


Рисунок 1.2 – Кривая Лоренца

 

Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами - 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

Для переходной экономики России 90-х годов был характерен рост показателей дифференциации доходов. Децильный коэффициент вырос с 5,4 в конце 1991 г. до 13,4 в 1995г. и до 13,5 в 1998 г. Децильный коэффициент дифференциации доходов исчисляется как отношение минимального дохода у 10% наиболее обеспеченных граждан к максимальному доходу 10% наименее обеспеченных граждан.:

Кдц=Д9/Д1

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джинни) характеризует степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения; его величина может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Кдж=1-S(Li-Li-1)(Si-1+Si), где Li , Li-1 - доля населения в интервале; Si , Si-1 - доля суммарного дохода (на начало и конец i-го интервала).

Коэффициент Джини повысился с 0,256 в 1991 г. до 0,376 в 1998 г.

Что касается ближайших периодов, коэффициент Джини в 2011 году возрос на 1,1% по сравнению с 2010 годом. Это свидетельствует об увеличении неравенства в распределении денежных доходов России, причинами которого могут быть:

1. Разный уровень образования  и профессиональной подготовки;

2. Разные интеллектуальные и  физические способности;

3. Профессиональные вкусы и способности  к риску и т.д

Относительно децильного коэффициента, в 2011 году наблюдалось снижение данного показателя.

В идеале дифференциация общего уровня доходов сопровождается различиями в уровне оплаты труда в отдельных отраслях и сферах деятельности.

В рыночной экономике отраслевая и межпрофессиональная дифференциация уровней оплаты труда отражает общественную полезность тех или иных занятий, служит ориентиром занятости, подготовки и переподготовки кадров.

 

    1. Государственная политика перераспределения доходов

 

Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. Эффективным средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов.

Она осуществляется по двум основным направлениям [7, с.211]: регулирование доходов населения и перераспределение доходов через государственный бюджет.

Еще Кейнс в своих трудах отмечал, что направлением воздействия государства на экономический рост является перераспределение доходов в пользу лиц с меньшей склонностью к сбережениям за счет прогрессирующего налогообложения и трансфертов. [4, c.147]

Практика регулирования доходов предполагает [7, с.212]:

- установление гарантированного  минимума (или ставки) заработной  платы, который имеет важное значение  для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется  как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

- регулирование в ряде случаев  верхнего предела увеличения  номинальной заработной платы  в целях снижения издержек  производства и на этой основе  сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

- защиту денежных доходов населения  от инфляционного обесценения  путем индексации, т.е. увеличения  номинальных доходов в зависимости  от роста цен. Индексация может  осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

Политика перераспределения доходов включает [7, с.215]:

- аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;

- предоставление населению социальных  гарантий путем финансирования  систем образования, медицинского  обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.

- финансирование системы социальной  защиты, включающей:

а) систему социального страхования;

б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей.

Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.

Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители.

Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты - это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования. [8, с.112]

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач:

- оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения;

- нейтрализацию инфляционного  обесценивания доходов и сбережений  населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих граждан.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

 

    1. Понятие и виды трансферта

 

Одной из задач государственного регулирования является повышение уровня жизни населения через систему трансфертов.

Трансферт - это:

1) перенос результатов сделки  с одного счета на другой;

2) письменный приказ банка своему  корреспонденту выдать определенную сумму денег лицу, указанному в этом приказе;

3) передача права владения именными  ценными бумагами одним лицом  другому и регистрация передачи  собственности в регистрационных  реестрах (книгах) компании. После такой  регистрации дивиденды, финансовые  отчеты, объявления о собраниях и т.д. высылаются компанией новому владельцу;

4) перераспределение акций АО  на основе трансфертного документа  среди своих акционеров;

5) в Российской Федерации применительно  к бюджетной сфере понятие  «Трансферт» означает перевод  средств в бюджеты (дотация) нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов, в котором доля каждого субъекта РФ нуждающегося в финансовой помощи устанавливается расчетным путем. Под «Трансфертом» понимаются практически любые платежи, перераспределяемые на федеральном уровне.

Различают три вида Трансфертов: межбюджетные, нефтегазовые и трансферты населению.

Межбюджетные трансферты предоставляются из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, из бюджетов субъектов Российской Федерации и из местных бюджетов в формах, установленных главой 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации (от 31.07. 1998 145-ФЗ, принят ГДФСРФ) (ред. От 30.09.2010)

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральном законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. В определенных федеральным законом случаях бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться межбюджетные трансферты для их направления бюджетам отдельных муниципальных образований.

Используемые в России межбюджетные трансферты можно разделить на 2 категории: выравнивающие трансферты и прочие трансферты, которые включают в себя дотации, взаимные расчеты и прочие безвозмездные перечисления. Основная часть финансовой помощи регионам распределяется через Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, на который приходится около 80% всей финансовой помощи бюджетам других уровней. Ключевая цель такого распределения доходов - выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.

Право на получение трансферта имеют субъекты Российской Федерации, доля которых в ФФПР, определенная в результате расчетов, оказывается больше нуля. Трансферты распределяются таким образом, чтобы довести показатель приведенного бюджетного дохода на душу населения регионов, получающих трансферты, до максимально возможного при проектируемом объеме ФФПР уровня.

Информация о работе Анализ влияния трансфертов