Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 13:34, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение банковской карты как разновидности кредитных денег на примере Российского и мирового опыта. А так же проанализировать перспективы развития банковских карт в России.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику платежных систем и услуг, оказываемых банками в рамках систем расчетов по пластиковым картам;
- дать характеристику пластиковых карт, их классификацию;
- проанализировать правовые основы работы систем расчетов по пластиковым картам в Российской Федерации;
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Банковские пластиковые карты — понятие и их развитие……............................................................................................................6
1.1 Понятие и классификация банковских карт. Эмиссия………………............................................................................................6
1.2 Правовое регулирование в области пластиковых карт..........................................................................................................................19
1.3 Рынок банковских карт в России и за рубежом: проблемы и перспективы развития..................................................................................................................29
Глава 2. Тенденции и развитие банковских карт в России и за рубежом..................................................................................................................40
2.1 Единая национальная платежная система в России.....................................................................................................................40
2.2 Карточные платежные системы на рынке зарубежных стран........................................................................................................................48
Заключение....................................................................................................55
Список литературы........................................................................................
Рис.3. Структура российского рынка пластиковых карт на 2010г.
Из отечественных продуктов выделяют только Сберкарт, которая занимает около 6% рынка. В целом можно сказать, что карты российских систем значительно уступают международным картам по степени распространения.
Спрос на кредитные карты тоже растет. Популярность данного банковского продукта эксперты связывают с кредитным бумом. Население нуждается в заемных средствах, а получать их по карте и проще и удобнее.
Среди держателей кредитных карт большинство пользуются картой VISA Classic (31%), вторая по популярности платежная система – MasterCard и MasterCard Standard (18%). Примерные равные доли пользуются картами VISA Gold (13%), MasterCard Gold (11%) и American Express (10%) (рис.4) .
Рис.4. Платежные системы кредитовых карт
Наиболее распространенными пластиковыми карточками являются зарплатные карточки, с помощью которых россияне получают заплату, пенсию, стипендию.
Количество кредитных карточек, выданных, в том числе в рамках реализации кредитными организациями программ потребительского кредитования, по сравнению с 2009 годом увеличилось на 58% и по состоянию на 1 января 2010 года составило более 8,6% от общего количества банковских карточек. Возрастная категория держателей карточек – это населения в возрасте от 25 до 44 лет(рис.2)46.
Рост количества безналичных платежей с использованием карточек в значительной степени связан с ростом количества операций по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг мобильной связи, Интернет-провайдеров, кабельного телевиденья т.п., совершаемых посредством банкоматов и мобильных телефонов.
Другим важным моментом является реализация карточных проектов в социальной сфере, обеспечивающих повышение эффективности функционирования адресных социальных программ, пенсионных и социальных выплат населению.
К проблемам мирового рынка пластиковых карт можно отнести следующие47.
1) Контроль за эмиссией денежных средств
Карта может стать не только инструментом, сокращающим оборот наличных денежных средств в государстве. Общеизвестно, что неконтролируемая эмиссия «пластика» может привести к мультипликации денежной массы. Механизмы мультипликации могут быть разными - от «офф-лайновой» эмиссии (в случае использования смарт-карт и, в частности, электронных кошельков) до массового выпуска кредитных карт48.
2) Риск некорректного использования карт
В экономической литературе последних лет широко обсуждаются социальные последствия применения кредитных карт. Причем наиболее распространены взгляды экономистов, рассматривающих преимущества и недостатки их использования с позиций потребителя. Критики полагают, что они «подстрекают» людей совершать «сверхтраты», перерасход собственных средств, увеличивая размер долга компаниям и банкам. Например, в Великобритании в настоящее время около 3/4 владельцев кредитных карт не погашают кредит в течение срока беспроцентного пользования ссудой и поэтому платят проценты49.
Долг населения США по кредитным картам также весьма значителен. Доля кредита, предоставленного по ним, в общем объеме потребительских ссуд с рассрочкой платежа возросла за последние 20 лет с 3,6 до 25%50.
3) Мошенничество с пластиковыми картами.
Мошенничества с картами - весьма распространенный и очень многогранный вид преступлений. К основным источникам потерь от мошенничества следует отнести:
Рассмотрим эти ситуации более подробно.
- Мошенничество при получении карт.
Такая ситуация возникает, когда
карта выдается на основе заявления
на получение, содержащего заведомо
ложные сведения о клиенте (или на
основании подложных
- Использование украденных или утерянных карт.
Это наиболее распространенный
вид мошенничества. В западных странах
теряется и крадется примерно 0,5% выданных
карт, из них 15% используется с мошенническими
целями. Однако подобное нелегальное
использование карт становится затруднительным,
поскольку все большее
Центры применяют также
системы экспертного характера,
способные зарегистрировать несанкционированное
использование карты, основываясь
на «торговом почерке» держателя, т.е.
на статистически обобщенных данных,
характеризующих его
- Подделка карт
Поддельные карты используются в первую очередь в точках обслуживания с ручной обработкой. Подобные карты внешне зачастую трудно отличить от настоящих. В качестве меры борьбы используют специальные средства для нанесения изображений. В свое время это был специальный шрифт для тиснения цифр номера карты, затем специальные символы, которые отсутствуют в наборе обычного эмбоссера. Позже ввели голограммы, а также микропечать и другие графические средства защиты, используемые при изготовлении ценных бумаг. Одним из последних нововведений стали специальные изображения на картах, видимые только в ультрафиолетовом свете. Все эти методы в том или ином сочетании используются не только платежными системами, но и отдельными крупными эмитентами54.
- Искажение клиентами
или точками обслуживания
Достаточно сложная ситуация возникает, когда сотрудники предприятия обслуживания вступают в преступный сговор с лицами, изготавливающими поддельные карты, или делают это сами, или просто фальсифицируют акты приема карт и оформляют подложные чеки. Во всех этих случаях эмитенту бывает непросто доказать нарушение правил обслуживания карты.
Искажение сведений держателями кредитных карт принимает форму заявлений клиентов о «неснятии денег со счета» . Проблема заключается в том, что при этом зачастую именно банк должен документально опровергнуть это. Так, в США Федеральная Резервная Система приняла постановление, в котором банкам предписано возмещать деньги во всех спорных случаях, если они не в состоянии доказать, что клиентом совершено мошенничество55.
Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный инструмент мы можем выделить основные ее достоинства и преимущества. Для самого клиента - это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность - начисление процентов, удаленное управление счетами и многое другое; - для предприятий - расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ; - для банков - расширение спектра услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительных комиссий - и как следствие, увеличение дохода, повышение конкурентного потенциала банка56.
К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных денег.
Таким образом, можно отметить, что проблемы в использовании пластиковых карт существуют не только в России, но и в мире. Тем не менее, роль операций с использованием пластиковых карт в платежном обороте России возрастает с каждым годом.
В условиях ускоренного развития рынка пластиковых карт в России, необходимо использовать опыт развитых стран для устранения возможных негативных тенденций данного сегмента финансового рынка.
Крупнейшие международные
В 2004 году операции с кредитными карточками проводили более 10000 американских банков. В программах VISA и МasterCard участвуют тысячи заграничных банков более чем в 100 странах мира. Число владельцев кредитных карточек в 2004 году превысило 100 000 000 человек58.
Карточки системы VISA и АмericanЕхpress принимают около полутора миллионов торговых предприятий и 3,5 млн. их филиалов.
В настоящее время большинство финансовых компаний используют в качестве идентификационного или расчетного средства карточку с магнитной полосой. Однако, понимая преимущества и новые возможности, которые несут смарт-карты, компании VISA и Еuropay начиная с 1994 года объединили свои усилия и приступают к совместным работам по замене технологий магнитных карт на технологию, основанную на смарт-картах59.
На начало 2005 г. в Европе находилось
в обращении более 500 млн. карточек
Эмитенты карточек в Европе работают
на все более насыщающемся рынке.
В большей части стран
Прибыльность разных типов карточек неодинакова, поэтому разные страны выбирают различные цели и приоритеты. Основными эмитентами платежных карточек являются банки, хотя выпускают карточки не только они. В пятерке стран-лидеров использования банкоматов, в которую, помимо Германии входят Испания, Франция Великобритания и Италия, установлено более 76% от общего числа банкоматов в Европе. По плотности банкоматов на душу населения Испания занимает первое место в Европе. Сегодня на миллион жителей в этой стране приходится 643 банкомата. В России при такой плотности банкоматов должно быть установлено более 95 000 этих устройств61.
Ведущие финансовые ассоциации активно прорываются и на формирующийся в нашей стране рынок покупки товаров и услуг по пластиковым карточкам.
В настоящее время можно сказать о том, что рынок банковских услуг претерпевает серьезные изменения и в последние годы приобрел все черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт.
Банковские карты в России набирают
все большую популярность. Но можно
сказать и о том, что их развитие
все еще требует
Учитывая преимущества использования
банковских пластиковых карт для
клиентов, банков, сферы торговли и
обслуживания и государства, решать
данные проблемы следует совместными
усилиями ЦБ, Правительства, банков и
платежных систем. В целях гармонизации
национального рынка розничных
платежных услуг и выработки
базовых предпосылок для
Глава 2. Тенденции и развитие банковских карт в России и за рубежом
2.1 Единая национальная платежная система в России
Платежная система – это совокупность
методов и реализующих их субъектов,
обеспечивающих в рамках системы
условия для использования