Банковские Системы и их сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:34, реферат

Описание работы

Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит: 1) из 12 федеральных резервных банков; 2) из большого количества банков-членов. Согласно федеральному резервному акту 1913г. все банки — члены Федеральной резервной системы должны были: а) внести 6% собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральных резервных банков; б) держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования.

Содержание работы

БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН 489
Глава 1. Банковская система США 490
1.1. Структура и операции Федеральной
резервной системы 490
1.2. Коммерческие банки 492
1.3. Инвестиционные банки 493
1.4. Особенности концентрации банков в США 494
Глава 2. Банковская система Франции 497
2.1. Центральный банк Франции (Банк Франции) 497
2.2. Коммерческие банки 500
2.3. Инвестиционные банки 502
Глава 3. Банковская система Великобритании 505
3.1. Центральный банк Англии (Банк Англии) 506
3.2. Коммерческие банки 513
3.3. Другие банки 515
Глава 4. Банковская система ФРГ 518
4.1. Центральный банк Германии 519
4.2. Коммерческие банки 521
4.3. Специализированные кредитные учреждения 523
Глава 5. Банковская система Японии 527
5.1. Центральный банк Японии (Банк Японии) 529
5.2. Коммерческие банки 532
5.3. Прочие банковские институты 534
5.4. Особенности деятельности японских банков 536
Глава 6. Банковская система Канады 540
6.1. Центральный банк (Банк Канады) 542
6.2. Коммерческие банки 545
6.3. Прочие банковские институты 549
Глава 7. Банковская система Италии 554
7.1. Структура банковской системы 554
7.2. Центральный банк (Банк Италии) 557
7.3. Коммерческие банки 560
7.4. Специализированные банки 563
Глава 8. Банковская система Российское Федерации 568
8.1. Развитие банковской системы России 568
8.2. Центральный банк РФ (Банк России) 578

Файлы: 1 файл

Банковские системы.doc

— 590.50 Кб (Скачать файл)

Формой скрытой концентрации банков является так называемая система переплетающихся директоратов, заключающаяся во взаимном участии директоров одних банков в управлении других.

Другая форма скрытой  концентрации банков в США — это система цепной связи. В данном случае целая «цепь» банков объединяется соглашением временного характера о совместном проведении каких-либо крупных финансовых операций или постоянными соглашениями о взаимной поддержке и взаимном обмене акциями, осуществлении единообразной кредитной политики и т. д.

Важная форма скрытой  концентрации банков в США — система банковских групп. Она состоит в объединении многих банков под контролем одной акционерной компании, приобретающей их акции и именуемой обычно «обществом для держания акций» (холдинг-компани).

Среди банковских холдинг-компани  решающую роль в 60-х гг. играла группа крупнейших компаний, причем 4 из них («Уэстерн бэнк корпорейшн», «Марин Мидленд корпорейшн», «Норс-уэст бэнк корпорейшн» и «Ферст бэнк сток корпорейшн») контролировали около 70% ресурсов всех зарегистрированных банковских групп. Крупнейшей из банковских холдинг-компани является «Уэстерн бэнк корпорейшн».

В США, как и в других развитых странах, наблюдается усиление государственного вмешательства в банковскую сферу. Правда, центральные эмиссионные банки страны (федеральные резервные банки) не являются (в отличие от Англии и Франции) собственностью государства. Однако управляет ими государство, они тесно связаны ,с Минфином и вкладывают свои средства в основном в государственные ценные бумаги. Прямой государственной собственностью являются федеральные земельные банки, Корпорация товарного кредита и Экспортно-импортный банк.

 

Глава   2

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ

 

2.1. Центральный банк Франции  (Банк Франции)

 

До Первой мировой  войны Франция, сильно отстав от других крупных капиталистических стран  по развитию промышленности интенсивно осуществляла накопление ссудных капиталов. С 1890 по 1912 г. сумма депозитов крупнейших депозитных банков страны возросла в 4 раза. Франция экспортировала за границу (в значительной мере в Россию) преимущественно не промышленный, а ссудный капитал.

Характер французского капитализма как ростовщического  определил ту особенность французской банковской системы, что в ее деятельности большое место заняли операции, связанные с выпуском и размещением государственных займов. Французские банки активно участвовали в выпуске не только внутренних, французских займов, но и внешних займов других государств.

С 20-х гг. Франция стала  интенсивно развиваться в промышленном отношении и отошла от прежних «ростовщических» традиций. В частности, после Второй мировой войны по темпам промышленного развития она была впереди ряда других капиталистических стран. Французские банки, не прекращая своих заграничных операций, стали широко внедряться в промышленность собственной страны, а некоторые из них вошла в число 50 крупнейших банков капиталистического мира.

Основными звеньями банковской системы Франции являются: 1) Банк Франции; 2) депозитные банки; 3) инвестиционные банки, именуемые «деловыми банками»; 4) банки среднесрочного и долгосрочного кредита.

498

Роль центрального эмиссионного банка страны играет Банк Франции («Банк  де Франс»). Он был учрежден в 1800 г. в  качестве частной акционерной компании с капиталом в 30 млн фр., в 1803 г. получил монопольное право банкнотной эмиссии в Париже, а в 1848 г. — во всей Франции, поглотив и превратив в свои филиалы 9 провинциальных эмиссионных банков.

Первоначально Банк Франции  управлялся «регентским советом» в составе 15 «регентов» (директоров), избиравшихся общим собранием из числа крупнейших акционеров. По закону 1936 г. регентский совет был заменен Генеральным советом в составе 20 директоров, из которых два избирались акционерами, а остальные назначались правительством и должны были представлять как государственные органы (министерство финансов), так и объединения промышленников, профессиональные союзы и другие организации.

После Второй мировой  войны по закону от 2 декабря 1945 г. Банк Франции был национализирован, причем его бывшие собственники получили крупную  компенсацию: акции, оцененные по высокому курсу, были обменены на 3%-ные государственные облигации. Акционерный капитал банка в сумме 250 млн фр. целиком находится в руках государства. Управляющий банком и два его заместителя назначаются советом министров. Генеральный совет банка состоит из управляющего, его заместителей и 12 членов (советников), из которых 7 назначаются министром финансов; 4 директорских поста занимают генеральные директора или президенты государственных кредитных институтов.

При банке имеется  учетный комитет, который включает представителей крупного парижского бизнеса. В своей денежно-кредитной политике Банк Франции руководствуется установками министерства финансов и Национального кредитного совета — специального государственного органа для регулирования кредита в стране.

В качестве единственного эмиссионного банка страны Банк Франции выпускает в обращение банкноты, причем с 1939 г. его эмиссия не ограничена какими-либо заранее установленными контингентами.

Банк Франции является местом хранения золотовалютных резервов страны. Он выполняет также функцию банка государства. Прямое кредитование банком государства осуществляется в размерах, определяемых договоренностью между управляю-

499

щим банка и министром  экономики и финансов. Косвенное  кредитование банком государства скрывается под рубрикой «учетного портфеля», в составе которого видное место занимают казначейские векселя. Банк Франции также покупает государственные ценные бумаги и предоставляет под них ссуды. Свободные денежные средства казначейства находятся на его текущем счете в этом банке. Важной стороной деятельности банка являются осуществление валютного контроля и регулирование кредита путем маневрирования процентными ставками и нормами обязательных резервов.

Банк Франции, имеющий 258 контор, служит «банком банков», что выражается в сосредоточении у него банковских резервов и в предоставлении им кредитов банкам. Согласно декрету от 9 января 1967 г. введена система обязательных банковских резервов: банки должны были держать на своем счете в Банке Франции 4У2% общей суммы своих текущих счетов и 2% суммы срочных депозитов.

В дальнейшем эти нормы  неоднократно изменялись в зависимости от того, проводилась ли экспансионистская или рестрикционная кредитная политика. С 21 июля 1972 г. норма обязательных резервов составляет: по текущим счетам резидентов — 10%, иностранцев — 12, по сберегательным вкладам резидентов — 5, иностранцев — 6%.

Новое и специфическое  явление в банковской системе  Франции (в других странах этого не существует) — введение с апреля 1971 г. норм обязательных резервов для коммерческих банков и финансовых обществ, которые они должны держать в Банке Франции против предоставленных ими кредитов. Первоначально эта норма была установлена очень незначительной — 0,25%, но затем неоднократно повышалась и в апреле 1972 г. достигла 4% для ранее выданных кредитов и 15% для прироста кредитов с апреля 1972 г. Согласно постановлению Национального совета по кредиту от 16 октября 1972 г. управляющему Банком Франции предоставлено право повысить с 15 до 50% норму обязательных резервов для суммы кредитов, выданных коммерческими банками и финансовыми обществами после 15 апреля 1972 г.

По степени развития государственного регулирования в  банковской сфере Франция занимает первое место.

Это выразилось, во-первых, в превращении после Второй мировой войны ряда банков в государственную собственность:

500

подверглись национализации не только Банк Франции, но и четыре крупнейших депозитных банка, слившиеся  впоследствии в три. К государственным кредитным учреждениям относятся также Депозитно-сохранная касса, сберегательные кассы, Французский банк внешней торговли и др.

Во-вторых, государство  участвует в капитале ряда банков. Такого рода кредитные учреждения можно  считать «полугосударственными». Удельный вес государственного и полугосударственного сектора в сводном балансе кредитных учреждений Франции составляет около 80%.

В-третьих, государственное  регулирование банковского дела осуществляется как через Банк Франции, так и через Национальный кредитный совет, президентом которого является министр финансов, а вице-президентом — управляющий Банком Франции. В совет, состоящий из 46 членов, входят 8 представителей различных министерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства, утверждаются министром финансов. Национальный кредитный совет наделен правом контроля над кредитом и банками (определение условий кредита, минимальных обязательных банковских резервов и т.д.). Кроме того, существует банковская контрольная комиссия в составе 6 членов, являющихся главным образом представителями правительственных органов.

Государство проводит кредитную  политику, регулируя учетные ставки, нормы банковских резервов и т. д. Государственный контроль и регулирование распределения кредитных ресурсов играют важную роль в осуществлении во Франции государственного программирования экономики.

В-четвертых, банки принимают  активное участие в финансировании государства через учет казначейских векселей и покупку государственных ценных бумаг. Здесь банковский кредит срастается с государственным бюджетом и активно содействует мобилизации средств, которые тратятся государством на оплату заказов и своих расходов.

 

2.2. Коммерческие банки

 

В банковской системе  Франции различаются коммерческие депозитные банки, которые специализируются в области краткосрочных кредитных операций, и инвестиционные или деловые

501

банки, финансирующие  промышленность путем эмиссионно-учредительных  операций.

Третьей разновидностью, занимающей промежуточное положение между депозитными и деловыми банками, являются так называемые банки долгосрочного и среднесрочного кредита.

Структура банковской системы  Франции наглядно представлена в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Банки во Франции  на 4 января 1972 г.

Виды банков

Число банков

Суммарный баланс, млрд фр.

Депозитные банки

248

365,4

Деловые банки

25

24,2

Банки долгосрочного  и среднесрочного кредита

41

13,1

Общее число зарегистрированных банков

314

402,7


 

После Второй мировой  войны в условиях давления профсоюзов и левых сил правительство Франции было вынуждено в декабре 1945 г. подвергнуть национализации 4 крупнейших депозитных банка — «Лионский кредит», «Генеральное общество», Национальный банк для торговли и промышленности и Национальную учетную контору (в 1966 г. последние два банка были объединены). Эта национализация носила традиционный характер: бывшие акционеры получили от государства вознаграждение. Акции национализированных банков обменивались на 3%-ные облигации, которые подлежали выкупу государством в течение 50 лет. Ежегодный доход по ним бывших акционеров был установлен в размере не ниже их дивидендов 1944 г. Кроме того, во главе управления национализированными банками были оставлены их бывшие крупнейшие акционеры (например, в правлении «Лионского кредита» — известный промышленный магнат Шнейдер).

Национализированные крупные депозитные банки осуществляют энергичную кредитную экспансию. Общая сумма их балансов, вкладов и кредитов возросла в несколько раз. Они имеют около 4000 филиалов по всей стране. Национализированные банки занимают по своим масштабам и роли первые

502

 

места среди всех депозитных банков (в 1972 г. на их долю приходилось 57% общей суммы депозитов).

Среди частных депозитных банков крупнейшими являются Парижско-Нидерландский  банк, «Коммерческий кредит Франции», «Промышленный и коммерческий кредит», «Банк Парижского Союза».

 

2.3. Инвестиционные банки

 

Во Франции действуют 25 деловых банков. Согласно закону от 2 декабря 1945 г. наименование «деловые»  присвоено банкам, занимающимся учредительской деятельностью и долгосрочным кредитованием предприятий, в которых они участвуют.

В группу деловых банков в основном вошли прежние банкирские дома, представлявшие «банковскую верхушку» Франции. Так, к деловым банкам относятся «Банк Вормса», «Банк Луи Дрейфуса», «Банк братьев Лазар и К» и др. Степень концентрации деловых банков весьма значительна: на долю 5 крупнейших банков приходилось свыше 64% совокупных балансов всех деловых банков.

Между депозитными и  деловыми банками имеются следующие различия:

1) в общей сумме  ресурсов деловых банков удельный вес собственных капиталов выше, чем у депозитных банков;

2) в составе депозитов  деловых банков значителен удельный  вес срочных вкладов, тогда  как у депозитных банков подавляющая доля депозитов приходится на вклады до востребования;

3) учетно-ссудные операции играют у депозитных банков большую роль, чем у деловых банков; удельный вес фондовых операций, напротив, у деловых банков больше, чем у депозитных, причем они вкладывают значительные капиталы в акции промышленных и других предприятий.

Однако специализация французских банков носит относительный характер: наблюдается все большая универсализация банков. С одной стороны, деловые банки широко развивают депозитные операции и конкурируют с депозитными банками как в отношении привлечения вкладов, так и в отношении учетно-ссудных операций. С другой стороны, депозитные банки не ограничиваются только краткосрочными кредитными

503

операциями, а все более  развивают операции по долгосрочному  кредитованию и финансированию промышленности.

По закону 1945 г. депозитным банкам было ограничено участие в капитале других предприятий: не допускалось превышение 10% капитала предприятия и 75% собственного. Предельный срок вкладов был ограничен для депозитных банков двумя годами, а предельный срок предоставляемых ими кредитов определен в 5 лет.

В 1966 г. была проведена  банковская реформа, способствовавшая дальнейшей универсализации банков. Она заключалась в следующем: 1) депозитные банки получили право приема вкладов на срок свыше 2 лет, а деловые банки — право приема вкладов до востребования; 2) предельный срок предоставляемых кредитов увеличен для депозитных банков с 5 до 7 лет, вместе с тем деловые банки получили право предоставлять как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты; 3) расширено право участия депозитных банков в торгово-промышленных предприятиях до 20% их капитала или до 100% собственного капитала банка.

Информация о работе Банковские Системы и их сущность