Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 22:00, курсовая работа
Актуальность темы предлагаемого исследования заключается в том, что в современных условиях развития мирового хозяйства «бегство» капитала носит масштабный характер, обуславливая снижение благосостояния населения, девальвацию валюты, рост криминализации экономики и в целом ухудшение положения государства на международной арене. Кроме того, особый исследовательский интерес представляет теоретическое обоснование термина «бегство» капитала, поскольку до сих пор не существует общепризнанного определения данного понятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы «бегства» капитала…………………………………5
1.1. Понятие и способы «бегства» капитала, определение валютного контроля……………………………………………………………………..5
1.2. Причины, формы и основные схемы «бегства» капитала……………….7
1.3. Последствия утечки капитала и меры его устранения…………………..10
2. «Бегство» капитала как актуальная проблема мирового сообщества……12
2.1. Масштабы «бегства» капитала в различных странах на современном этапе развития мировой экономики…………………..………………….12
2.2. Инструменты регулирования нелегального вывоза капитала в различных странах………………………………………………………………………15
3. «Утечка» капитала из России и ее регулирование………………………...21
3.1. Динамика и формы «бегства» капитала из России……………………….21
3.2. Использование методов валютного контроля в России ………………..25
3.3. Перспективные способы снижения «бегства» капиталов из России……28
Заключение ……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы……………………………………………35
Валютный контроль – контроль, осуществляемый уполномоченными государственными органами в рамках, установленных законами, основанный на единстве внешней и внутренней валютной политики государства для защиты прав и экономических интересов участников валютных операций.
В состав валютного контроля государства входят мероприятия по надзору, регистрации и статистическому учету валютных операций. Основные цели валютного контроля:
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке;
- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в национальной валюте страны.
Степень контроля зависит от целей, которых государство стремится достичь в ходе реализации валютного контроля. Например, для решения проблемы «бегства» капитала применяется контроль над следующими категориями:
-возврат валютной выручки или поставка товара;
-открытие и введение счетов внутри страны и за границей;
-операции, имеющие признаки фиктивности.
Определение сущности «бегства» капитала тесно коррелирует с анализом основных причин данного процесса. Кроме того, обеспечение полного понимания проблемы «утечки» капитала происходит за счет всестороннего рассмотрения категорий данного понятия.
По вопросу причин существования такого явления, как «бегство» капиталов из различных стран, высказано громадное количество авторитетных мнений. Зачастую они сходятся в главном, хотя наблюдаются и различия в позициях. Продемонстрируем основной спектр мнений.
Так, основными причинами «утечки» капиталов специалисты Центрального банка России называют неустойчивую экономическую и политическую ситуацию в развивающихся странах, криминализацию и коррумпированность экономики, а также высокий уровень налогового бремени и неплатежей в экономике [15].
По словам доцента кафедры экономической теории и финансового права Омской Академии МВД России Бекряшева А.К., к причинам «бегства» капитала следует отнести:
– общие неблагоприятные условия формирования экономического и инвестиционного климата в стране, падение темпов роста и инвестиционной активности, нарастание политической нестабильности, сокращение емкости рынка, высокий бюджетный дефицит, слабость национальной валюты, неразвитость инфраструктуры финансовых рынков;
– чрезмерно энергичные меры и рецепты по либерализации экономики, навязанные по линии мировых финансовых институтов, прежде всего МВФ;
– последствия проводимого хозяйственного курса, в том числе во внешнеэкономической сфере: возрастание налогового бремени, девальвация национальной валюты, жесткая кредитная политика и др.;
– чрезмерно высокий уровень фискальных ставок и неэффективность системы начисления и взимания налогов, низкое качество налогового законодательства;
– недоверие бизнеса к правительству, а населения – к банкам и иным финансовым институтам, деятельность которых связана с распоряжением активами вкладчиков;
– криминализация экономической деятельности, безопасность и высокая эффективность легализации доходов преступного происхождения посредством внешнеэкономических операций;
– высокие риски рыночного обесценения капитальных активов;
– отсутствие четкого регулирования легального экспорта капитала из ряда стран;
– активное участие в оттоке капитала за рубеж крупного сегмента финансово-банковской системы.
Несомненно, основные причины «бегства» капиталов лежат в экономической сфере и объясняются экономическими интересами собственников или законных владельцев «бегущих» капиталов. В свою очередь, эти экономические интересы формируют:
– стремление сохранить свои капиталы;
– стремление приумножить эти капиталы, заставить их работать;
– стремление уйти от необходимости уплачивать с существующих капиталов высокие налоги;
– стремление легализовать свои капиталы, полученные не всегда законным путем, с тем, чтобы можно было передать их по наследству, распорядиться ими официально;
– стремление получить с капиталов более высокий доход, чем это возможно на территории своего государства и т.д. [16].
Отметим, что
все остальные причины «бегства»
Выделяют следующие формы полулегального и нелегального «бегства» капитала, и различные схемы трансграничного перемещения капитала, такие как:
– заключение фиктивных импортных контрактов;
– умышленное нарушение условий договора на поставку товаров по заранее достигнутой с зарубежным партнером договоренности с целью осуществления выплат в виде завышенных штрафов, пеней, неустоек;
– манипулирование с ценой и качеством ввозимых и вывозимых товаров;
– невозвращение валютной выручки;
– использование пробелов в валютном законодательстве, в частности по операциям в режиме таможенного склада и временного хранения;
– создание «фирм-однодневок» и дочерних компаний, которые регистрируются в оффшорной зоне;
– контрабандный вывоз товаров, наличной валюты.
«Бегство» капитала обеспечивается также на основе межбанковских операций и перераспределения средств внутри ТНК с использованием механизма трансфертных цен, внутреннего кредитования, выплаты страховых премий.
«Бегство» капитала
преимущественно в финансовой форме позволяет создавать
Обратим внимание на многообразие схем осуществления «бегства» капитала, из-за которого сложно дать их полную классификацию. Это связанно с тем, что большинство схем лежит в области торговых сделок, то есть не поддается простому контролю над движением капитала. Крупные компании с хорошими финансовыми и юридическими отделами намного превосходят слабые государства по интеллектуальной и лоббистской мощи. Внешний административный контроль может поднять транзакционные издержки вывоза, изменить направление и методы вывоза, но не в состоянии остановить «утечку» капиталов.
Одним из ведущих каналов для «бегства» капитала являются внешнеэкономические операции, оформляемые через оффшорные зоны. У государства нет контроля над операциями оффшорных компаний, поэтому оффшоры, активно используют возможность избегать налогового пресса. При этом движущим мотивом компаний является аккумуляция прибыли и увеличение оборота капитала посредством свободного перемещения ресурсов в экономически стабильные и безопасные страны.
С целью реализации практического аспекта изучения проблемы «бегства» капитала остановимся на рассмотрении самой распространенной в настоящее время схемы, называемой «Легальная схема». Это наиболее универсальная и распространенная модель нелегального вывоза капитала для крупного бизнеса, поставлена на поток и существует в различных вариантах, более или менее сложных. В силу своей легальности она не может быть отнесена к «бегству» капитала – просто грамотное использование существующего законодательства для решения корпоративных проблем. В платежном балансе вывезенные по этой схеме средства фигурируют как вывоз легального портфельного капитала. Однако легальность этой схемы условна. На самом деле, легален лишь каждый отдельный шаг при условии независимости действующих лиц. По существу же они все аффилированы и работают как сотрудники одной разветвленной корпорации.
Существует множество других схем, и их список постоянно обновляется за счет изобретения все новых способов обхода существующего законодательства, в связи с чем практически невозможно создать законченный список моделей нелегального вывода капитала за границу и закрыть каналы «утечки».
Таким образом, анализ современного состояния национальных экономик подтверждает тезис о превращении «бегства» капитала в глобальную проблему, что обуславливает многообразие последствий «утечки» интеллектуального, производственного, ресурсного капиталов, а также финансовых активов.
1.3. Последствия бегства капитала и методы его устранения
Как правило, никто не оспаривает тезиса об опасности такого явления, как нелегальный экспорт капиталов за границу, особенно для недостаточно сильных в экономическом плане государств. Важность регулирования и сокращения этого процесса подчеркивается широким спектром проблем в экономической, политической и социальной среде, возникающих вследствие оттока средств из страны.
Так, последствия вышеупомянутого процесса можно классифицировать следующим образом:
1) экономическая опасность, которая проявляется в отсутствии возможного значительно более масштабного внутреннего инвестирования экономики, необходимости дополнительного зарубежного инвестирования национального хозяйства, неполучении государством налогов от налогообложения «бежавших» капиталов;
2) политическая опасность, состоящая в том, что высокий уровень «бегства» капиталов за границу свидетельствует не только об экономической слабости, но и о политической нестабильности национальной экономики. Так, недоверие резидентов данной страны, обладающих финансовыми активами, к своему государству, осознание невозможности гарантирования сохранности их финансовых активов, обуславливает недоверие к нему и иностранных партнеров, что вызывает их нежелание вкладывать в экономику данного государства;
3) социальная опасность, проявляющаяся в возрастании социальной напряженности в обществе, в недовольстве населением политикой государства, в росте безработицы и числа преступлений;
4) опасность возрастания реального уровня экономической и коррупционной преступности. Подтверждаемая опытом возможность уйти от ответственности является мощным криминогенным фактором; она делает привлекательным и безопасным «бегство» капиталов за границу, которое часто совершается или влечет за собой совершение целого спектра преступлений: разумеется, легализации преступно нажитых средств, налоговых преступлений, различных фальсификаций (подделок) документов, коррупционных преступлений, прежде всего, взяточничества и коммерческого подкупа.
Отдельно следует оговорить структуру экономического вреда, причиняемого «бегством» капиталов. Так, убежавшие капиталы представляют собой своего рода упущенную государством экономическую выгоду, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными, размещенными в легальной экономике страны, они служат, в основном, зарубежному банковскому капиталу. Экономический вред, причиняемый государству «утечкой» капиталов, выражается, таким образом, не в прямом ущербе (уменьшении государственного капитала), поскольку государству такой капитал не принадлежит, и его судьба определяется собственником или законным владельцем, а в упущенной выгоде.
Среди
основных мер по
1) развитие эффективной и сбалансированной системы законодательного регулирования вывоза капитала за границу;
2) нормализация экономической ситуации, что предполагает повышение инвестиционной привлекательности финансовых активов данной страны, которое не только привлечет иностранные инвестиции, но и снизит стимулы к оттоку капитала;
3) применение экономических мер противодействия вывозу, т.е. обеспечительные меры против нарушения валютного законодательства, такие как требование депонирования определенных сумм, которые возвращаются владельцам только после успешного завершения валютной операции;
4) амнистия капиталов, ранее нелегально вывезенного за границу.
Расходясь во мнениях о наборе макроэкономических мер борьбы с «бегством» капитала, большинство экономистов сходятся в том, что такой метод, как валютный контроль, может ограничить размер нелегального оттока капитала из страны. Об этом свидетельствует опыт Бразилии и Чили, где введение жесткого валютного контроля позволило значительно уменьшить масштабы «утечки» капитала из этих стран [17].
2. «Бегство» капитала
как актуальная проблема
2.1 Масштабы «бегства» капитала в различных странах на современном этапе развития мировой экономики
«Бегство» капитала в той или иной мере известно практически каждому государству, но особенно характерно для стран с «отстающими» экономиками, в которых оно принимает характер масштабной «утечки» средств из национальной экономики. Именно поэтому в данной главе стоит уделить особое внимание состоянию развивающихся стран с точки зрения распространения в них такого негативного явления как «нелегальный экспорт капитала». Проблема вывоза «черных» денег в ведущих западных индустриальных государствах занимает значительно меньшее место. Они составляют менее 16 процентов всех средних оттоков в мире. По сравнению с валовым национальным продуктом они также неизмеримо меньше, чем, например, в Африке и в Восточной Европе [18].