Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 22:00, курсовая работа
Актуальность темы предлагаемого исследования заключается в том, что в современных условиях развития мирового хозяйства «бегство» капитала носит масштабный характер, обуславливая снижение благосостояния населения, девальвацию валюты, рост криминализации экономики и в целом ухудшение положения государства на международной арене. Кроме того, особый исследовательский интерес представляет теоретическое обоснование термина «бегство» капитала, поскольку до сих пор не существует общепризнанного определения данного понятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы «бегства» капитала…………………………………5
1.1. Понятие и способы «бегства» капитала, определение валютного контроля……………………………………………………………………..5
1.2. Причины, формы и основные схемы «бегства» капитала……………….7
1.3. Последствия утечки капитала и меры его устранения…………………..10
2. «Бегство» капитала как актуальная проблема мирового сообщества……12
2.1. Масштабы «бегства» капитала в различных странах на современном этапе развития мировой экономики…………………..………………….12
2.2. Инструменты регулирования нелегального вывоза капитала в различных странах………………………………………………………………………15
3. «Утечка» капитала из России и ее регулирование………………………...21
3.1. Динамика и формы «бегства» капитала из России……………………….21
3.2. Использование методов валютного контроля в России ………………..25
3.3. Перспективные способы снижения «бегства» капиталов из России……28
Заключение ……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы……………………………………………35
В рамках сложившейся ситуации становится совершенно очевидно, что первостепенной задачей для России является создание взвешенного валютного контроля, основанного на сбалансированности принципов либерализации и регулирования. Что касается теоретического аспекта данного вопроса, то России необходима разработка единого подхода к трактовке понятия валютного контроля, которая позволит определить основные цели валютного контроля со стороны государственных органов. Это, без сомнения, будет способствовать выходу нашего государства из затянувшегося кризиса, последствия которого крайне негативно сказываются на уровне жизни населения, объеме капитальных вложений и доходах бюджета [44], и, как следствие, снижению нелегального движения капитала. Кроме того, России следует активно применять на практике широкий спектр методов, предотвращающих «бегство» капитала и влекущих за собой улучшение экономической, социальной и, наконец, политической составляющей функционирования нашего государства.
3.3. Перспективные способы снижения «бегства» капитала из России
Не секрет, что «бегство» капитала ложится тяжелейшим грузом на макроэкономические «плечи» государства, поскольку Россия, с трудом переживающая свои долговые проблемы и «инвестиционный голод», теряет огромные ресурсы, необходимые для социально-экономического развития. Как правило, процессы нелегального вывоза капитала возникают в условиях жесткого налогообложения, экономической нестабильности, незащищенности прав собственности, неблагоприятного социального фона, дефицита социального и институционального доверия. Необходимость улучшения ситуации в России безусловна.
Существующие размеры «утечки» капитала из России и длительное сохранение этого процесса наносят серьезный ущерб национальным интересам страны, являясь одним из главных факторов, существенно влияющих на сдерживание экономического роста, ослабление позиций и престижа РФ на мировой экономической арене. Как заявляют многие иностранные и отечественные специалисты, в нашей стране экономика переходного периода перешла в состояние «ресурсной» экономики. Такие характерные для нее черты как усиление топливно-сырьевой направленности, криминализация хозяйственной деятельности и масштабный (в том числе бесконтрольный) вывоз капитала в совокупности представляют не что иное, как угрозу национальной безопасности РФ в сфере экономики. В связи с этим наиболее актуальной задачей России является разработка мер по борьбе с нелегальным вывозом капитала.
Снижению «утечки» капитала может способствовать ряд мероприятий, таких как:
1)Увеличение
доли реального сектора
2) Создание
благоприятного
3) Принятие пакета специальных мер по усилению государственного контроля за внешнеэкономическими операциями;
4) Увеличение эффективности и компетентности власти в государственном управлении;
4) Введение значительных средств в повышение наукоемкости производства и изменение сырьевой направленности экономии;
5) Реформирование таможенной системы и модернизации способов уплаты платежей в государственный бюджет в целях улучшения их собираемости;
6) Активное внедрение мер по борьбе с «отмыванием» доходов и снижению объемов «теневой» экономики;
7) Снижение, а в дальнейшем полное искоренение коррумпированности государственного аппарата РФ [45].
Разумеется, в России и в настоящее время производятся действия по предотвращению нелегального вывоза капитала путем сокращения политической и инвестиционной нестабильности, развития конкуренции, борьбе с коррупцией и стремления положить конец государственному рэкету.
Решению вышеперечисленных задач способствует ряд законодательных актов, регламентирующих и контролирующих легитимную финансовую деятельность в рамках государства. Так, в 2013 году Президент РФ Владимир Путин подписал закон, направленный на предотвращение незаконных финансовых операций. Кроме того, существуют федеральные законы №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в которых прописана ответственность за нарушения законодательства. Безусловно, мощная законодательная база будет содействовать сокращению и, может быть, прекращению «бегства» столь необходимого для развития российской экономики капитала.
В настоящее время Банк России активно содействует снижению объемов «утечки» капиталов, посредством запрета коммерческим банкам проводить сомнительные операции клиентов. Центральный Банк может до конца 2013 года выступить с инициативой ужесточения законодательства (Федеральный закон №395-1 «О банках и банковской деятельности»), в результате которого банки обяжут не обслуживать клиентов, легальность операций которых вызывает сомнения, и расторгать с ними договоры [46].
Кроме того, действенной мерой предотвращения «бегства» капитала может стать контроль непосредственно за самими банками. В самом деле, формирование базы данных так называемых «проблемных банков», деятельность которых не раз вызывала вопросы, не станет лишним. Банк России ежегодно производит отзыв лицензий в среднем у 30 банков, в которых выявились нарушения законодательства о противодействии легализации доходов. Кроме того, речь идет о криминальных банкротствах, суть которых заключается в намеренном банкротстве со стороны руководителей и дальнейшем выводе активов в свою пользу [37].
Однако существует и другое мнение относительно эффективности отзыва лицензий у банков. По словам гендиректора группы «Уральский союз» Марины Ризвановой, «Чистка банковского рынка замедлить «бегство» капитала вряд ли сможет. Общая политическая и экономическая обстановка в стране, налоговый и инвестиционный климат влияют на перемещение капитала гораздо сильнее» [49].
Еще одним, по нашему мнению, актуальным способом борьбы с «утечкой» капитала является «деоффшоризация» российской экономики. По оценкам Всемирного Банка и Международной организации кредиторов (WOC), Россия уже не первый год в числе лидеров по объемам средств, выводящихся в зарубежные оффшоры. Едва ли не треть ежегодных доходов российского крупного бизнеса уходит в оффшорные страны и территории, где эти средства быстро приумножаются благодаря высоко прибыльным схемам. В результате российская производственная экономика ежегодно недосчитывается капиталовложений в размере, близком к 10 млрд долл.
В рамках противодействия оттока «интеллектуального» капитала следует уделить особое внимание выработке мер научного и материального успеха ученых, а также поддержки и мотивирования молодых ученых. Разумеется, для развивающейся в России «экономики знаний» актуален вопрос увеличения затрат на НИОКР, а также повышения престижа статуса ученого в России. К сожалению, в России всего 1 % опрошенных с уважением относится к профессии ученого (для сравнения: в США — 56 %) [13].
Следует отметить, что уже в настоящее время производится ряд актуальных преобразований в сфере поощрения ученых и противодействию их «бегства» за рубеж. Согласно отчету, в 2013 году на реализацию инновационных программ и проектов в рамках государственного бюджета запланировано около 2,18 трлн руб. Это самая крупная сумма, когда-либо выделявшаяся государством на развитие инноваций, на 40% выше, чем в прошлом году [48].
По мнению автора данной работы, в нынешних условиях важной задачей является корректировка контрольных функций со стороны налоговых, таможенных и банковских структур. Очевидно, речь может идти о создании системы таможенно-банковско-налогового валютного контроля. Введение данной системы позволит агентам валютного контроля осуществлять сравнение контрактной стоимости поставленных по экспорту или импорту товаров и поступивших по ним сумм платежей, дат платежей и поставок, а также оценивать реальные объемы нерепатриации валютной выручки.
К сожалению, несмотря на стремление правительства, таможенных и налоговых органов справиться с ситуацией значительного «бегства» капитала из страны, в этой сфере по сей день остаются проблемы, обусловленные размерами «теневой» экономики в России. «Теневой» сектор продуцирует все новые нелегальные финансовые потоки. В стране наблюдается «эффект снежного кома», в соответствии с которым «теневая» экономика и незаконные потоки «будут продолжать расти все более быстрыми темпами, пока этому не помешают политические меры и институты» [35]. Кроме того, в России обширно распространена коррупция наряду со взаимопроникновением политики, бизнеса и организованной преступности, что в совокупности образует серьезную проблему современности [47].
Эффективность мер, направленных на предотвращение вывода капитала из России, во многом будет зависеть от четкой координации работы контролирующих и правоохранительных органов, от их совместных действий, главной целью которых является обеспечение экономической безопасности страны в целом и противодействие нелегальному вывозу капитала. России необходимо найти в себе источники для мощного развития. Для этого ей нужно прекратить обожествлять стабильность обменного курса, понять, что инвестиции являются залогом конкурентоспособности и экономического роста, а также привести свои государственные структуры в соответствие с этой задачей [50]. Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что только после создания благоприятного экономического, политического, а также социального климата «бегство» капитала значительно сократится.
Заключение
В процессе выполнения данной курсовой работы мы рассмотрели такие теоретические аспекты «бегства» капитала, как определение понятия, способы его осуществления, причины и формы. Также в ходе подготовки работы были рассмотрены вопросы использования валютного контроля в рамках регулирования «утечки» капиталов из различных стран. Кроме того, с целью углубленного изучения данной проблемы мы проанализировали масштабы нелегального оттока капитала в мировой экономике, акцентировав внимание на распространении данного процесса в «развивающемся мире». Также исследование непосредственно коснулось России, существенная часть финансовых отношений в которой осуществляется с нарушением валютного законодательства, вследствие чего изучение объемов незаконного вывоза капитала и методов его устранения представляют особый исследовательский интерес.
Процессы глобализации сегодня определяют темпы и масштабы экономических преобразований многих государств. К их числу относится либерализация международных потоков товаров, капиталов и человеческих ресурсов, следствием чего становится формирование единого мирового экономического пространства. Различные формы капиталов беспрепятственно пересекают национальные границы, что с одной стороны, создает новые возможности для экономического роста, а с другой, обуславливает появление такого негативного для национальной экономики процесса, как «бегство» капиталов.
Говоря о «бегстве» или «утечке» капитала, как о масштабном явлении современности, мы подразумеваем осуществленный с нарушением валютного и иного законодательства вывоз капитала, оказывающий крайне отрицательное воздействие на социально-экономическое положение страны.
Основные способы «бегства» капитала зависят от выбранного канала для осуществления незаконного трансграничного перемещения финансовых активов. Так, выделяют следующие способы: банковский (через реализацию банковских переводов); вывоз наличной валюты и иных валютных ценностей; использование телеграфных и иных небанковских переводов денежных средств за границу; невозвращение полученной от экономической деятельности, осуществляющейся за пределами страны, валюты на территорию данного государства.
Существует широкий спектр причин, вызывающих «бегство» капитала, причем к числу основных следует отнести неблагоприятный инвестиционный климат, политическую нестабильность, отсутствие гарантий для инвесторов, а также колоссальную коррупционную составляющую, являющуюся «ящиком Пандоры» для экономик многих стран. Кроме того, мотивами для нелегального вывоза капитала из страны становятся непомерно высокое налогообложение, отсутствие доверия населения к правительству и банковским структурам, значительная криминализация деятельности многих государственных ведомств, в первую очередь, в лице бюрократического аппарата.
Для устранения или, по крайней мере, сокращения «бегства» капитала российскими и зарубежными учеными и экономистами выработано множество теоретических методов. К наиболее эффективным мерам можно отнести, в первую очередь, улучшения инвестиционного климата посредством стимулирования развития малого и среднего бизнеса, совершенствования инфраструктуры, внедрения инновационной составляющей производства. Также решение проблемы «утечки» капитала требует осуществления налоговой реформы, призванной обеспечить прозрачность и равные условия для всех субъектов экономической деятельности. Осознавая важность последствий нелегального вывоза капитала, ряд стран осуществляет институциональные и банковские преобразования, с целью контроля над нелегальным вывозом капитала. Отдельным пунктом следует обозначить валютный контроль, как достаточно действенный метод регулирования процесса оттока капитала из стран.
В настоящее время «бегство» капитала не случайно приобретает всё большую интенсивность. Начало XXI века вполне можно назвать «временем перемен», в котором «теневой» сектор занял прочное положение среди вполне нормального функционирования экономики, в рамках которого произошел небывалый со времен Великой Депрессии кризис, что потребовало от национальных экономик значительных усилий по устранению его последствий, а также признание смещения центра силы в сторону азиатских стран («Век Азии»). Подчеркиваем, что данные процессы сказались и на вывозе капитала, который приобрел значительные масштабы нелегальной «утечки». В связи с чем в настоящее время требуются решительные и продуманные меры, разработанные с учетом специфики функционирования той или иной страны.