Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 22:00, курсовая работа
Актуальность темы предлагаемого исследования заключается в том, что в современных условиях развития мирового хозяйства «бегство» капитала носит масштабный характер, обуславливая снижение благосостояния населения, девальвацию валюты, рост криминализации экономики и в целом ухудшение положения государства на международной арене. Кроме того, особый исследовательский интерес представляет теоретическое обоснование термина «бегство» капитала, поскольку до сих пор не существует общепризнанного определения данного понятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы «бегства» капитала…………………………………5
1.1. Понятие и способы «бегства» капитала, определение валютного контроля……………………………………………………………………..5
1.2. Причины, формы и основные схемы «бегства» капитала……………….7
1.3. Последствия утечки капитала и меры его устранения…………………..10
2. «Бегство» капитала как актуальная проблема мирового сообщества……12
2.1. Масштабы «бегства» капитала в различных странах на современном этапе развития мировой экономики…………………..………………….12
2.2. Инструменты регулирования нелегального вывоза капитала в различных странах………………………………………………………………………15
3. «Утечка» капитала из России и ее регулирование………………………...21
3.1. Динамика и формы «бегства» капитала из России……………………….21
3.2. Использование методов валютного контроля в России ………………..25
3.3. Перспективные способы снижения «бегства» капиталов из России……28
Заключение ……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы……………………………………………35
К слову, вопросом «утечки» капитала из различных стран активно занимается некоммерческая, исследовательская и правозащитная организация Global Financial Integrity (GFI).
По данным доклада «Нелегальные капиталопотоки из развивающихся государств:2001-2010» от GFI, развивающиеся страны в период с 2001 по 2010 гг. потеряли 5,86 трлн долл. в результате незаконного экспорта капитала. При этом только в 2010 году «развивающийся мир» лишился 859 млрд. долл. в результате «утечки» финансовых активов, которая по сравнению с 2009 годом увеличилась на 11%. [20]. Обратим внимание, что о наличии теневых потоков капитала из развивающихся стран косвенно свидетельствует ускоренный рост общей суммы частных вкладов в оффшорах. Как утверждают эксперты GFI, с начала 1990-х годов общая сумма частных вкладов в особых банковских юрисдикциях стабильно растет примерно на 9% в год и в настоящее время достигает 10 трлн. долл., в то время как усредненный рост мирового ВВП в эти годы составлял лишь 3,9% [21].
Наибольшими масштабами «беглого» капитала в период с 2001 по 2010 гг. характеризуются следующие развивающиеся страны:
В указанной группе стран вывоз капитала во многом нелегален, о чем косвенно свидетельствует стабильно большие и со знаком минус размеры статьи их платежного баланса под названием «Чистые ошибки и пропуски».
Разумеется, что проблема «утечки» средств коснулась и страны Латинской Америки, которые в не меньшей степени пострадали от распространения нелегальных экономических отношений в сфере оттока финансовых, интеллектуальных и ресурсных активов. Так, в расчете объемов «бегства» незадекларированного капитала за границу в период с 1970 по 2010 годы Латинская Америка вышла на второе место. Развивающиеся страны стали жертвами так называемого «налогового рая». Налоговое мошенничество ложится тяжелым бременем на плечи государства и тормозит экономический прогресс.
Из десяти стран–лидеров по «бегству» капитала за границу в этот период четыре находятся в Латинской Америке. После Китая, России и Южной Кореи четвертое место занимает Бразилия, где «бегство» капитала за период с 1970 по 2010 годы составило 519,5 млрд. долл. Согласно данным, опубликованным организацией Tax Justice Network (TJN), Мексика находится на шестом месте. За 40 лет из страны было вывезено 417,5 миллиарда долларов. В десятку лидеров также попали Венесуэла – 405,8 миллиарда долларов и Аргентина – 399,1 миллиарда долларов. Всего за 40 последних лет бегство капитала из латиноамериканского региона составило 2 триллиона долларов. Латинскую Америку опережает только Юго-Восточная Азия, откуда, по данным TJN, было выведено незадекларированного капитала на сумму 2,9 триллиона долларов [53].
Столь массовый увод за рубеж финансовых средств во многом стал возможен благодаря посреднической роли таких ведущих мировых банков, как UBS, Credit Suisse, Citigroup, Morgan Stanley, Deutsche Bank, Bank of America Merrill Lynch, JP Morgan, HSBC, ABN Amro, Barclays, Crédit Agricole y Société Générale. Эти банки имеют специально подготовленный персонал, которые занимается поиском потенциальных клиентов, которые хотели бы вывезти за пределы своих стран капиталы, не уплачивая при этом налогов. По оценке Джеймса Генри, руководителя консалтинговой фирмы McKinsey, увод денег в регионы «налогового рая» за последние двадцать лет увеличивается. Можно считать, что половина капитала крупнейших магнатов Латинской Америки, а также некоторых азиатских стран находятся на счетах в странах с «налоговым раем».
Мексика и Венесуэла имеют, как и другие страны-экспортеры нефти, высокую долю незадекларированных активов за рубежом. Это объясняется тем, что при экспорте больших объемов нефти коррупция всегда «на высоте».
Отметим, что близость США к Мексике делает привлекательным увод денег на сторону северного соседа. В отличие от Мексики, Бразилия не является крупнейшим экспортером нефти за рубеж, однако структурные и конъюнктурные проблемы, с которыми сталкивается бразильская экономика, приводит к массовому нелегальному оттоку капитала за рубеж.
По данным GFI, отток капитала в так называемых «отстающих» странах обусловлен преступностью, коррупцией, уклонением от уплаты налогов и другой незаконной деятельностью. Разумеется, вывоз капитала из развивающихся стран, происходит также в силу ряда других не менее значимых причин. Их можно разделить на две основные группы — причины государственного и структурного характера. Из их числа следует выделить политическую и экономическую нестабильность в стране, высокий уровень внешней задолженности, неблагоприятный инвестиционный климат и высокий инвестиционный риск, включая коррупцию, низкую степень доверия к судебным органам, слабый правоприменительный механизм.
На масштабах и динамике нелегального оттока финансовых средств сказываются особенности системы государственного регулирования. Чем жестче законодательные нормы в отношении вывоза валютных средств за рубеж, тем больше стремление у юридических и физических лиц сделать это в обход легитимных путей. Из числа иных мотивов следует назвать: рост дифференциации в уровнях доходов населения, дискриминацию занятых на национальных рынках труда, что заставляет население искать работу за рубежом, а капитал — возможности более прибыльного размещения.
По различным экспертным оценкам, основным каналом нелегального вывоза капитала является механизм реинвойсинга (занижения/завышения) цен на такие товары, как нефть, оптические инструменты, фотоаппаратура, медицинские приборы, хирургические инструменты. Данный канал широко используются в Малайзии, Нигерии, Пакистане, Вьетнаме и ряде других государств, что сказывается на недопоступлении налоговых платежей в национальные бюджеты.
Другие каналы нелегального оттока финансовых средств из развивающихся стран — взяточничество, кражи, «откаты», нелегальное уклонение от более высокого налогообложения. Перечисленные каналы активно используются странами-нефтеэкспортерами, такими как Венесуэла, Катар, Кувейт, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия. При этом роль этих стран в качестве источников нелегальных оттоков капитала постоянно растет. Из этого ряда выбивается Мексика, в практике которой по-прежнему существенные позиции занимает механизм реинвойсинга цен на экспортируемые энергоресурсы [22].
При этом в развивающихся азиатских странах происходит внедрение новых схем, обуславливающих «бегство» капитала. Иными словами, наблюдается развитие «новых лазеек», предназначенных для обхода ограничений на вывоз капитала. Например, созданы конторы для переброски наличности на частных самолетах без таможенного досмотра. Спросом пользуются услуги курьеров, которые перевозят пачки денег через границу просто в сумках. Нередки случаи, когда в банковские переводы за рубеж компании включают и личные деньги своих сотрудников. Так, стало обычной практикой, когда владельцы компаний распоряжаются за рубежом средствами, полученными от первичного размещения акций на фондовых рынках Сянгана, Сингапура и Нью-Йорка [23].
Далее остановимся на мнении экспертов GFI, касающееся того, что «развивающиеся страны в скором времени смогут нагнать западные государства». Автору работы видится, что это мнение не имеет практического воплощения, поскольку сегодня складывается совершенно иная тенденция. В развивающихся странах уже несколько месяцев наблюдается существенный спад экономического роста, сочетающийся с падением курса местных валют и глобальным «бегством» капитала.
Совершенно очевидно, что «развивающийся мир» в ходе использования различных «серых» схем теряет астрономические суммы, которые могли бы быть задействованы в восстановлении стран после кризиса, улучшении в них социально-экономического положения, развитии инфраструктуры, и, безусловно, интенсивной борьбе против коррупции и «теневого» сектора. Однако, реальность такова, что значительная коррумпированность чиновников, «отмывание» доходов и колоссальные масштабы преступной деятельности лишь усугубляют и без того шаткое положение развивающихся государств.
Таким образом, для «отстающих» государств приоритетными задачами являются снижение объемов «беглого» капитала, противодействие развитию «теневого» сектора, использование эффективных мер борьбы с коррупционной составляющей государственного аппарата. По мнению автора, ситуация «утечки» капитала из развивающихся стран может улучшиться в случае ведения государством продуманной и координированной политики, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирование конкуренции, внедрение новых рабочих мест. Кроме того, следует уделить особое внимание совершенствованию законодательства с целью создания мощного правового механизма противодействия нелегальному вывозу капитала, а также сбалансированному использованию налогового, банковского и валютного контроля.
2.2 Инструменты регулирования
В рамках интернационализации хозяйственной жизни процессы, происходящие в экономике тех или иных стран, существенно влияют на состояние мировой экономики в целом. Так, например, ускорение «бегства» капитала из страны, сопровождающееся ухудшением социально-экономического положения в ней, отодвигает ее все больше на «периферию» мировой экономики, при этом ряд других стран выбиваются в «авангард» за счет поступивших капиталов. Безусловно, такая проблема как нелегальное «бегство» капиталов требует скорейшего решения, посредством использования подходов, разработанных доктором экономических наук М. Делягиным: либерального и административного.
Ранее отмечалось, что наибольшими масштабами незаконного вывоза капитала характеризуются развивающиеся страны, а также страны с переходной экономикой. Однако развитые страны также не лишены данной проблемы. В связи с этим следует рассмотреть совокупность методов, применяемых в различных странах для снижения объемов «бегства» капитала, с целью их анализа и выявления наиболее эффективных.
Действительно, существуют различные примеры достаточно продуктивного использования инструментов регулирования нелегальной «утечки» капитала.
В начале XXI века таким инструментом для ряда стран стала «амнистия» капиталов. Один из самых ранних примеров – Казахстан, где в 2001 году было легализовано более $480 млн. Причем для легализации вывезенных и наличных капиталов достаточно было положить их на счета в национальных банках, никакие налоги за это не взимались. Кроме того, «амнистия» капиталов проводилась в Италии, Бельгии, Германии, которые применяли политику налогообложения «вернувшегося» капитала. Это, бесспорно, положительно сказалось на объеме финансовых активов и налоговых поступлений в государственных бюджет.
Без сомнения, «амнистия» капиталов – не панацея для экономики. К слову, процесс налоговой амнистии может «открыть двери» для криминальных денег, что станет негативным последствием возвращением капиталов. Автору работы видится, что вполне достаточно нормализовать экономическую и политическую обстановку в стране для того, чтобы стимулировать деловую активность, а капитал начал «возвращаться» [52].
Создание баланса между либерализацией и регулированием финансовых отношений остается сложнейшей задачей для многих стран. Так, при общей тенденции к внедрению либеральных условий торговли, инвестирования, в некоторых странах осуществляются попытки справиться с кризисными явлениями посредством ужесточения регулирования, в том числе валютного контроля. Данные вид преобразования характерен для Украины, на территории которой компании должны продавать 50% валютной выручки [24].
В настоящее время особое внимание уделяется разработке мер по снижению «утечки» капиталов из африканских, азиатских, латиноамериканских стран. При этом основные функции, по мнению GFI, в борьбе с «бегством» капитала принадлежат Всемирному Банку (ВБ). В связи с этим GFI дал ВБ ряд конкретных рекомендаций: