Бегство капитала и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы предлагаемого исследования заключается в том, что в современных условиях развития мирового хозяйства «бегство» капитала носит масштабный характер, обуславливая снижение благосостояния населения, девальвацию валюты, рост криминализации экономики и в целом ухудшение положения государства на международной арене. Кроме того, особый исследовательский интерес представляет теоретическое обоснование термина «бегство» капитала, поскольку до сих пор не существует общепризнанного определения данного понятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы «бегства» капитала…………………………………5
1.1. Понятие и способы «бегства» капитала, определение валютного контроля……………………………………………………………………..5
1.2. Причины, формы и основные схемы «бегства» капитала……………….7
1.3. Последствия утечки капитала и меры его устранения…………………..10
2. «Бегство» капитала как актуальная проблема мирового сообщества……12
2.1. Масштабы «бегства» капитала в различных странах на современном этапе развития мировой экономики…………………..………………….12
2.2. Инструменты регулирования нелегального вывоза капитала в различных странах………………………………………………………………………15
3. «Утечка» капитала из России и ее регулирование………………………...21
3.1. Динамика и формы «бегства» капитала из России……………………….21
3.2. Использование методов валютного контроля в России ………………..25
3.3. Перспективные способы снижения «бегства» капиталов из России……28
Заключение ……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы……………………………………………35

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 110.92 Кб (Скачать файл)

В настоящее время существует ряд авторитетных мнений относительно перспективных методов противодействия нелегальному оттоку капитала.

Отметим, что для снижения объемов «утечки» капиталов из различных стран Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в настоящее время предлагает провести ряд реформ, касающихся создания новых международных правил для предотвращения размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения. Так, ужесточение налогового контроля, как предполагает ОЭСР, может стать достаточно эффективным способом сокращения нелегального вывоза капитала. По словам генсека ОЭСР Анхель Гурриа, реализация этих инициатив станет крупнейшей с 1920-х годов реформой мировой системы налогообложения.

План действий, одобренный лидерами G20, включает 15 пунктов и позволит странам выработать стандарты для предотвращения уклонения от уплаты налогов. Он предусматривает борьбу как с законодательным различием в системах налогообложения разных стран, так и с «налоговыми гаванями» [26].

Аналогичные действия относительно оффшорных зон предлагает президент Аргентины Кристина Элизабет Фернандес де Киршнер. Так, по мнению К. Кришнер, первоочередная задача в борьбе с «утечкой» капитала, состоит в том, чтобы скорее «покончить с зонами налогового рая» [27].

Кроме того, немаловажную роль в предотвращении нелегального вывоза капитала играет осуществление таможенной политики. Таможенные органы как агенты валютного контроля организуют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и услуг через таможенную границу, а также контролируют транснациональное перемещение валюты и валютных ценностей.

Принципиальным способом борьбы с «бегством» капитала является противодействие коррупции и криминальной деятельности, что является наиболее актуальной задачей в данное время для многих стран (особенно развивающихся и стран с переходной экономикой) в условиях обширного распространения «теневой» экономики. Так, например, в Китае теоретические разработки борьбы с организованными преступными группировками и коррупцией заложил еще Дэн Сяопин в 80-е годы XX века. Именно он поставил задачу проведения так называемых комплексных тотальных операций, которые бы способствовали противостоянию этой угрозе.

В настоящее время в Китае применяется обновленная антикоррупционная стратегия, основанная на принципах "неподкупной администрации": повышение ответственности руководителей, совершенствование законов и с помощью профилактических мероприятий, активной кадровой политики, а также усиления карательно-репрессивных мер в отношении организованных преступных группировок. Однако коррупция даже радикальными китайскими средствами лечится трудно. Несмотря на то, что Китай лидирует в мире по количеству исполненных смертных приговоров (по имеющимся оценкам, количество казней составляет от 5 до 12 тысяч в год) ,снизить преступность не удается. Более того, лидеры мафиозных группировок добиваются все более высоких постов во власти, и одновременно с этим все большее количество чиновников оказывается причастным к криминальной деятельности [28]. 

По нашему мнению, странам следует акцентировать внимание на политике нулевой терпимости к любой форме коррупции. Необходимо развивать мощную институциональную и правовую базу, обуславливающую развитие промышленности, бизнеса и финансовых отношений, осуществляемых в стороне от призрачной культуры взяток, «благодарностей» и откатов [29]. Такие преобразования улучшат положение страны на мировой арене, ее инвестиционный климат, что, в свою очередь, скажется на снижении объемов «бегства» капиталов.

Особое значение в рамках снижения «утечки» капиталов придается также противодействию «отмывания» доходов. Осознавая угрозу своим национальным интересам и сложность процесса выявления «отмытых» денег в международной финансовой системе, развитые государства пришли к пониманию острой необходимости разработки коллективных мер борьбы с этим видом преступной деятельности. Следствием этого стало создание Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег – ФАТФ [30]. К слову, в рамках деятельности данной организации применяются радикальные законодательные поправки, связанные с усилением борьбы с «грязными» деньгами и повышением финансовой прозрачности компаний.

В связи с увеличивающейся криминализацией многих государств мира, стоит особо отметить меры, применяемые с целью сокращения преступности и «теневого» сектора. Положительными действиями относительно данной проблемы является то, что в 2013 году в Брюсселе единодушно одобрен проект, закладывающий основу для выработки единого свода норм, которые должны укрепить юридическое сотрудничество и сотрудничество в сфере взаимодействия по раскрытию преступлений на уровне Евросоюза, а также на международном уровне.

В частности внесены следующие предложения: признать преступлением связь с мафией (такая норма есть только в Италии); отменить банковский секрет; исключить из участия в соревновании на получение подрядов на общественные работы всех членов компаний, осужденных в прошлом за коррупцию, отмывание грязных денег и организованную преступность; конфисковывать неправедно нажитое имущество; считать преступлением использование подставных лиц и организаций, даже если это ведет к нематериальному преимуществу; предусмотреть запрет на избрание и освобождение от государственных должностей осужденных за преступления лиц; конфисковывать финансовые средства и имущество у международных преступных организаций и использовать их на социальные нужды. В проекте содержится более жесткие требования к финансовой отчетности политических партий и к контролю за расходованием ими общественных средств. Предлагается ввести более эффективные меры защиты свидетелей следствия [36].

По мнению автора данной работы, такие меры могут значительно уменьшить криминальную составляющую стран и способствовать снижению нелегального вывоза капитала в ходе обслуживания преступных операций.

В рамках разработки мер по сокращению «бегства» капитала большое значение приобретает контроль за деятельностью банков и ТНК, которые применялись в различных странах. Так, в июле 2012 году компания HSBC был оштрафован после того, как признался комитету Сената США в том, что он отмыл миллиарды наркодолларов. И это - не единичный случай. В 2010 году американский банк Wachovia вынужден был заплатить 160 миллионов долларов из-за своей причастности к трансферу из Мексики многомиллиардных наркоприбылей [31].

Для борьбы с «утечкой» капиталов в различных станах в настоящее время применяются меры валютного контроля. Так, например, в Аргентине, для которой «бегство» капиталов является «хронической болезнью», правительство установило меры контроля над обменными курсами. Кроме того, с 2012 года импортерам нужно представить властям подробный отчет о товарах, которые они хотят ввезти, и в течение пары недель дожидаться от них согласия или возможного отказа [51].

Безусловно, в вопросе снижения «бегства» капитала немаловажное значение должно придаваться валютному законодательству. Очевидно, что для тактического решения проблемы нелегального вывоза капитала из различных стран требуется его преобразование. Так, в зависимости от масштабов проблемы «утечки» капитала могут применяться меры запрета на осуществление операций по экспорту капитала в оффшорные юрисдикции и усиление контроля над вывозом капитала в оффшоропроводящие страны. Другой законодательной мерой может быть запрет на осуществление внешнеэкономических операций для фирм-однодневок. Понятно, что прекратить «бегство» капитала эти меры не смогут, но уменьшить его масштабы они в состоянии. Опыт различных стран показывает, что государственное регулирование и контроль валютных операций в той или иной мере присутствует повсеместно – как мера экономического регулирования, мера борьбы с легализацией доходов, нажитых преступным путем и, безусловно, как способ противодействия нелегальному оттоку капиталов.

Определение наиболее эффективных способов регулирования экономики и в том числе снижения «бегства» капиталов, без сомнения, лежит на государстве, а также основных органах и агентах валютного контроля. Кроме того, немаловажную роль в регулировании социально-экономического положения посредством борьбы с отмыванием доходов, коррупцией, «утечкой» капиталов на территории той или иной страны играют многочисленные международные организации, такие как ФАТФ, Transparency International, GFI. В настоящее время наиболее приоритетной задачей для многих стран, по нашему мнению, является окончательный выход из кризиса и восстановление оптимального уровня макроэкономических показателей. Для достижения данной тактической цели следует обратить внимание на снижение уровня тенизации экономики, искоренение коррупции и сокращение масштабов «бегства» капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.«Утечка» капиталов из России  и ее регулирование

 

 

3.1. Особенности «бегства» капитала из России и его формы

 

 

Бегство капиталов за границу - явление для России не новое. По свидетельству профессора И. Фроянова, «даже беглый взгляд на последний 300-летний отрезок нашей истории позволяет утверждать, что всякий раз смута на Руси оборачивалась для Запада невиданными барышами; капитал бежал на запад во времена петровских реформ, в период отмены крепостничества, на рубеже 19 и 20 веков, в преддверии социалистической революции, и т.д.» [12]. При этом о широкомасштабной практике скрытого вывоза капитала резидентами можно говорить в период с начала 90-х гг.

К сожалению, значительная часть экспорта капитала осуществляется в России с нарушением законодательства РФ. Главными мотивами подобного движения капитала является не столько получение прибыли за счет операций за рубежом, сколько менее благоприятный инвестиционный климат в России или недостаточно легитимное происхождение самого капитала. Причиной распространения «бегства» капитала на территории нашей страны то, что инвестиционный климат, соблюдение законов и ситуация с «теневой» экономикой  здесь намного хуже, чем в развитых странах [2]. Отметим, что объем теневой экономики в России, по оценкам Global Financial Integrity, составляет 46% ВВП [32].

При этом первопричиной «утечки» капитала из России стала нестабильность общественной и хозяйственной жизни в стране или объективные издержки переходного периода, усиленные обстановкой распада СССР и асинхронностью мероприятий реформы, серьезные теоретические просчеты и практические ошибки в модернизации российской экономики. Серия макро- (например, «черный вторник» 1994 года, август 1998) и микро- (пирамиды типа «МММ», «Чара», «Хопер», «Властелина» и обанкротившиеся российские банки типа Инкомбанк, СБС-Агро, «Империал», Уникомбанк и т.д.) кризисов в финансовой сфере побуждала «владельцев капиталов защищать свои накопления, сокращать свое налоговое бремя, обезопасить свои ресурсы от возможных политических и экономических рисков». В настоящее же время капитал и инвестиции продолжают «утекать» из России, несмотря на высокие нефтяные цены и кажущуюся привлекательность российского рынка.

Итак, вышесказанное позволяет подтвердить гипотезу о том, что вывоз капитала с территории России не просто «страшилка» [34], а животрепещущая проблема современной Российской Федерации. В связи с этим стоит уделить особое внимание проблеме «утечки» российского капитала, а также его формам.

Наиболее распространенной формой «бегства» капитала является нелегальный вывоз финансовых ресурсов. Так, по данным GFI, «бегство» капитала из России с 1994 по 2011 год составило $211,5 млрд. Это только те деньги, которые не проходили по документам. При этом незаконный отток в результате махинаций с документами достигает $782 млрд. По словам главы GFI Раймонда Бейкера, в России наблюдаются «серьезные проблемы с нелегальными финансовыми потоками» [35]. В сложившейся ситуации становится очевидно, что для страны потеряны сотни миллиардов долларов, которые могли быть потрачены на здравоохранение, образование и инфраструктуру. Отметим, что в 2012 году нелегальный вывоз капитала составил  49 млрд. долл. Эта сумма могла сложиться из платежей за поставки наркотиков, оружия, «серого» импорта, из взяток и откатов. Ущерб для бюджетной системы в результате таких операций, по оценке Председателя Центрального Банка Сергея Игнатьева, составил примерно 30% от объема потока сомнительных операций – порядка 450 млрд. руб. в год. Помимо прочего, включение внутренних операций по обналичиванию, увеличивает общий ущерб для бюджетной системы до 600 млрд. руб. в год [37].

Следует отметить, что методика подсчетов объемов бегства капитала значительно влияет на полученный результат. Так, масштабы сомнительных операций в платежном балансе за последние 15 лет существенно выросли – не в последнюю очередь вследствие совершенствования Центробанком методологии их оценки [7]. (Приложение А)

Одной из наиболее значимых причин усиления «утечки» капитала из РФ в кризисный для мирового сообщества и, в частности, для России период стал обвал на рынках сырья, вызванный снижением спроса на природные ресурсы со стороны большинства стран-импортеров нефти и газа (ЕС, США, Индия и т.д.). Так, обладатели капиталов по сей день легально и нелегально выводят деньги с неблагоприятных рынков,  несмотря на попытки со стороны участников III Инвестиционного форума убедить инвесторов в улучшении ситуации в российской экономике [9].

Обратим внимание, что большую роль в процессе нарушения валютного законодательства и постоянного вывоза капитала из России играют страны Балтии, превратившиеся в транзитные пункты для «утечки» капиталов из России на Запад, через механизм многочисленных корреспондентских счетов. На сегодняшний день до 50 % всего вывозимого из России капитала проходит через прибалтийский банки (преимущественно через латвийские) [10].

Существуют наиболее распространенные в России схемы нелегального перевода финансовых средств, такие как осуществление переводов без соответствующей отчетности, а также фиктивных сделок и махинаций с документами в сфере внешней торговли. В начале 1990-х гг. многие российские корпорации создавали зарубежные подразделения для экспортно-импортных операций, а также «карманные» банки. Использование подобных схем позволило вывести из страны миллиарды долларов. Значительную роль в осуществлении нелегального вывоза финансового капитала играют «фирмы-однодневки», которые по словам С. Игнатьева, являются «бедой нашей экономики» [37].

Информация о работе Бегство капитала и валютный контроль