Бюджетирование в управленческом учете на примере МФЮА 83

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение методологических основ финансового планирования и бюджетирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………...……...5
1.1 Понятие финансового планирования и бюджетирования: цели, задачи и методы………………………………………………………………………...……...5
1.2 Текущее финансовое планирование. Основы составления бюджета………...8
1.3 Этапы бюджетирования на предприятии……………………………………..14
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО “МЕГА-СТРОЙ”……………………………………………………….………..….23
2.1 Общие сведения о предприятии и анализ основных экономических показателей………………………………………………………………………….23
2.2 Анализ финансового состояния ООО “Мега-Строй”……………………......28
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………...34
3.1 Рекомендации организации системы управленческого учета………………34
3.2 Расчет экономической эффективности ООО «Мега-Строй»………...……...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...…………………………..43

Файлы: 1 файл

Бюджетирование в управленческом учете на примере МФЮА 83 (1).doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Оперативное финансовое планирование включает составление  и исполнение ряда финансовых документов:

- платежного календаря;

- кассового плана;

- расчета потребности в краткосрочном кредите.

Производственная программа организации  тактического характера детализируется в виде бюджетов. Бюджет представляет собой количественное выражение показателей плана организации на определенный период по отдельным направлениям, выраженный в натуральных и денежных единицах.

В практике финансового менеджмента различаются несколько видов бюджета. Общий бюджет характеризует прогнозы компании в отношении объема реализованной продукции, расходов других финансовых операций на предстоящий период. Как правило, он состоит из прогнозного отчета о прибыли, прогнозного баланса и бюджета денежных средств. В самом общем виде бюджет подразделяется на операционный бюджет и финансовый бюджет.

В свою очередь, операционный бюджет состоит из:

- реализации;

- производства;

- прямых затрат на материалы;

- прямых затрат на труд;

- производственных накладных расходов;

- общих и административных расходов;

- прогнозный отчет о прибыли.

Схема операционного  бюджета представлена на рис. 16.

 

 

 






 












 

 

Рис.1. Схема операционного бюджета предприятия

 

Финансовый бюджет состоит из:

- бюджета денежных средств;

- прогнозного баланса.

Основными этапами составления  бюджета являются следующие;

  1. составление прогноза реализации;
  2. определение расчетного уровня объема производства;
  3. расчет производственной себестоимости и операционных расходов;
  4. расчет потока денежных средств и других финансовых показателей;
  5. составление прогнозных форм отчетности.

Бюджет реализации является стартовой точкой составления общего бюджета, поскольку объем реализации продукции оказывает влияние практически на все другие статьи общего бюджета. Прогнозный объем реализованной продукции рассчитывается посредством умножения ожидаемого количества единиц продукции на ожидаемую цену единицы продукции. В бюджете реализации определяется также сумма денежных средств, которую предприятие может получить от своих клиентов, для учета этих данных в бюджете денежных средств.

Бюджет производства составляется после составления бюджета реализации. Ожидаемый объем производства определяется посредством вычитания расчетных остатков материально-производственных запасов на начало периода из объема продукции которую планируется продать, и того объема материально-производственных запасов на конец периода, которое предприятие считает для себя оптимальным7.

Бюджет прямых затрат на материалы составляется после определения объема производства для определения потребностей в материально-производственных запасах и соответственно для планирования закупок на предстоящий период. Объем планируемых закупок зависит от ожидаемого потребления материалов и объема материальных запасов предприятия. Бюджет материальных затрат обычно включает расчет ожидаемых наличных платежей за приобретаемые материалы.

Бюджет прямых затрат на труд также составляется на основе бюджета производства. Для его составления необходимо умножить количество единиц производимой продукции на трудоемкость изделия и на стоимость одного часа прямых трудовых затрат.

Бюджет производственных накладных расходов включает все прочие статьи, которые не являются прямыми затратами на материалы и прямыми затратами на труд. Сюда относятся такие расходы, как амортизация, отдельные виды налогов, включаемые в себестоимость, арендная плата и др.

Бюджет общих и административных расходов включает статьи операционных расходов, такие, как расходы по реализации продукции, общие расходы по управлению и другие, рассмотренные нами ранее. При составлении этого бюджета отдельно рассчитываются постоянные и переменные операционные расходы8.

Бюджет денежных средств (под денежными средствами понимаются денежные средства в кассе и денежные средства на счетах в банках) позволяет финансовому менеджеру оценить будущие притоки и оттоки денежных средств за определенный период, поддерживать остатки денежных средств на оптимальном уровне и избегать избытка денежных средств и их дефицита.

Бюджет денежных средств  состоит обычно из четырех основных разделов:

- раздел поступлений, который включает остаток денежных средств на начало периода, поступления денежных средств от клиентов и другие статьи поступления денежных средств;

- раздел расходов денежных средств, отражающий все виды оттоков денежных средств на предстоящий период;

- раздел избытка или дефицита денежных средств разница между поступлением и расходованием денежных средств;

- финансовый раздел, в котором подробно представлены статьи заемных средств и погашения задолженности на предстоящий период.

Прогнозный отчет о  прибыли представляет собой расчетную оценку доходов и расходов предприятия на предстоящий период.

Прогнозный баланс позволяет финансовому менеджеру оценить, как будет выглядеть финансовое положение компании по прошествии соответствующего периода. При этом прогнозный баланс позволяет:

- выявить возможные неблагоприятные для компании финансовые последствия решений, принимаемых на предстоящий период;

- проверить математическую правильность других расчетов;

- рассчитать финансовые коэффициенты и оценить их уровень с позиций требований финансового рынка;

- структурно выделить будущие финансовые источники и обязательства.

 

1.3 Этапы бюджетирования на предприятии

 

Разработку бюджета  можно представить в виде следующих  этапов:

- постановка проблемы и сбор исходной информации для разработки проекта бюджета;

- анализ и обобщение собранной информации, расчет научно обоснованных показателей деятельности организации; формирование проекта бюджета;

- оценка проекта бюджета;

- утверждение бюджета.

Бюджеты должны разрабатываться  управленческой службой в тесном взаимодействии с руководителями центров  ответственности, процесс разработки осуществляется как сверху вниз, так и снизу вверх.

Бюджет как правило, составляется сразу на год, с разбивкой  по кварталам и месяцам. Разработка бюджета может осуществляться на основе непрерывного планирования, когда  в течение первого квартала пересматривается смета II квартала и составляется смета на один квартал следующего года, т.е. бюджет все время “проецируется” на год вперед.

Первый шаг в его  планировании – составление бюджета  продаж. Он должен составляться как  на основе производственных возможностей организации, так и исходя из возможностей сбыта на рынке9.

На основании данных о продажах формируются бюджеты, характеризующие  затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса “бюджет  закупки сырья и материалов”, бюджеты коммерческих и административных расходов, бюджет по труду и т.д.

Для составления этих бюджетов необходимо10:

- определить объем затрат;

- сгруппировать затраты с учетом специфики процесса производства и изменений объемов реализации продукции;

- вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных расходов, коммерческих и административных расходов на предстоящий период.

При формировании бюджета необходимо обеспечить вариантность, с тем, чтобы из нескольких бюджетов выбрать наиболее оптимальный вариант бюджета. В зависимости от сложившейся ситуации организация может полностью, либо частично отказаться от первоначального варианта бюджета и перейти в более лучшему бюджету.

Возможны следующие варианты бюджета  – пессимистический, вероятностный  и оптимистический. Пессимистический вариант бюджета должен иметь минимальную цель и требовать максимального сокращения имеющихся ресурсов. Вероятностный вариант должен ориентироваться на достижение максимальных целей при умеренном использовании ресурсов. Оптимистический вариант бюджета должен предусмотреть выполнение максимальной цели при эффективном использовании всех ресурсов.

Формируемые бюджеты должны отвечать следующим требованиям:

- бюджеты должны быть достижимыми, но требовать полной отдачи всех имеющихся резервов;

- бюджет является обобщающим планом и составляется в натуральных и денежных единицах;

- лицо разрабатывающее бюджет, должно нести ответственность за его исполнение;

- бюджет требует равенства планируемых и фактических данных;

- бюджет остается неизменным в течение всего бюджетного периода.

На основании утвержденного  бюджета строится ежемесячные планы  доходов и расходов, которые являются обязательными для исполнения всеми  службами. Через эти планы осуществляется управление затратами и обеспечивается достижение необходимого уровня экономических показателей (объем продаж, чистая прибыль, норма прибыли и др.), без чего невозможно гибкое развитие организации. Функции бюджета как средство контроля и оценки производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений раскрываются только тогда, когда планируемые показатели сравниваются с фактическими. В зависимости от целей сравнения и анализа деятельности организации бюджеты подразделяются на статические и гибкие.

Одним из наиболее распространенных приемов финансового планирования является метод процента от реализации. Этот метод основан на увязке отчета о прибыли и баланса с планируемым объемом реализованной продукции. Основанием для такого подхода считается тот факт, что большинство статей переменных затрат, оборотных средств и краткосрочных обязательств находятся в непосредственной зависимости от объема реализованной продукции11.

В ходе использования  данного метода финансовый менеджер:

- определяет статьи, которые в прошлые периоды изменялись прямо пропорционально изменению объема реализованной продукции;

- определяет планируемый объем реализации;

- оценивает соответствующие статьи в соответствии с предполагаемым изменением объема реализации.

Например, если в прошлом  материально-производственные запасы изменялись прямо пропорционально изменению объема реализации, то при росте реализованной продукции на следующий год на 20% материально-производственные запасы при прочих равных условиях также увеличатся на 20% и составят 1,2 тыс. руб., если в прошлом году они составляли 1 тыс. руб.

Результатом использования  этого метода является расчет по балансу  необходимых дополнительных источников внешнего финансирования, обусловленных  планируемым приростом реализованной  продукции.

В задачи финансового  менеджера входит также определение, за счет каких внешних источников может быть получено это финансирование - выпуска акций, облигаций или получения кредитов.

Исключительно важное значение для успеха управления финансами  предприятия имеет анализ выполнения намеченных планов, в первую очередь - анализ показателей финансовой отчетности.

Под анализом финансовой отчетности предприятия понимается выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными показателями его  финансово-хозяйственной деятельности, включенными в отчетность. Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принимать решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности компании за предшествующие годы и ее потенциальных возможностей на предстоящие годы.

Наиболее важными приемами анализа являются:

- изучение отчетности;

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ;

- использование так называемых финансовых коэффициентов.

Одним из важнейших приемов  анализа, является изучение отчетности и абсолютных величин, представленных в этих формах. Изучение отчетности, даже простое ознакомление с ней, позволяют сделать выводы об основных источниках привлечения средств предприятием, направлениях их вложения, основных источниках полученной за отчетный период прибыли, основных источниках получения денежных средств, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и направлениях его деятельности, дивидендной политике и т.д.

Однако эта информация, несмотря на всю ее значимость для принятия управленческих решений, в том числе решений финансового менеджмента, не позволяет оценить динамику основных показателей деятельности компании, ее место среди аналогичных предприятий страны и мирового рынка. Это достигается посредством сравнительного анализа.

Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные отклонения различных статей отчетности по сравнению с предшествующим годом.

Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей в общем итоговом показателе, принимаемым за 100% (например, удельный вес различных статей актива и пассива в общей сумме соответственно средств предприятия и источников формирования этих средств и др.).

Информация о работе Бюджетирование в управленческом учете на примере МФЮА 83