Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение методологических основ финансового планирования и бюджетирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………...……...5
1.1 Понятие финансового планирования и бюджетирования: цели, задачи и методы………………………………………………………………………...……...5
1.2 Текущее финансовое планирование. Основы составления бюджета………...8
1.3 Этапы бюджетирования на предприятии……………………………………..14
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО “МЕГА-СТРОЙ”……………………………………………………….………..….23
2.1 Общие сведения о предприятии и анализ основных экономических показателей………………………………………………………………………….23
2.2 Анализ финансового состояния ООО “Мега-Строй”……………………......28
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………...34
3.1 Рекомендации организации системы управленческого учета………………34
3.2 Расчет экономической эффективности ООО «Мега-Строй»………...……...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...…………………………..43
Как показывают данные табл.1 ежегодно наблюдается рост фактического объема товарной продукции за счет прироста объемов производства как плит декоративных, так и плит с рельефом. В целом за период объем производства вырос с 15010,0 тыс. руб. до 24153,5 тыс. руб.
Далее проведем структурный анализ ассортимента. Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска по основным видам, включенным в номенклатуру. В табл.2 представлены данные для структурного анализа за 2011 г.
Таблица 2
Выполнение плана по ассортименту ООО “Мега-Строй”
Наименование изделия |
Объемы производства в стои-мостном выражении тыс. руб. |
ТП, зачтенная в выполнение плана, тыс. руб. |
Выполнение плана,% | |
План |
Факт | |||
1. Плита деко-ративная |
22597,5 |
22910,0 |
22597,5 |
101,4 |
2. Плита декора-тивная с рельефом |
8556,0 |
9418,0 |
8556,0 |
110,1 |
ИТОГО |
31153,5 |
32328 |
31153,5 |
103,8 |
Как видно из табл.2 фактически произведено продукции больше на 3,8%. Поскольку сверхплановый объем производства не принимается в расчет выполнения плана по ассортименту, то в данном случае план не выполнен. Далее перейдем к оценке динамики объемов реализации продукции. В табл.3 отражена динамика реализованной продукции для ООО “Мега-Строй” за 2009-2011 гг.
Таблица 3
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Отклонения, (+,-) |
Темпы роста, % | ||
2010/ 2009 |
2011/ 2010 |
2010/ 2009 |
2011/ 2010 | ||||
1. Фактический объем произве-денной продукции, тыс. руб. |
15010 |
20465,5 |
24153,5 |
5455,5 |
3688 |
136,3 |
118,0 |
2. Объем реализованной продукции, |
15600 |
22000 |
25330 |
6400 |
3330 |
141,0 |
115,1 |
Данные табл. 3 показывают, что объемы реализации складываются как сумма реализации произведенной продукции и реализованных услуг. В результате этого общий объем реализации в 2009 г. составил 15600,0 тыс. руб., в 2010 г. – 22000,0 тыс. руб., а в 2011 г. – 25330,0 тыс. руб.
2.2 Анализ финансового состояния ООО “Мега-Строй”
Согласно методологии финансового планирования первым этапом является анализ финансовой ситуации. Анализ финансовых показателей ООО “Мега-Строй” позволит определить стратегическую цель планирования. Далее в данной работе произведем постановку среднесрочных и краткосроч-ных целей планирования на основе производственной программы предприятия.
Для оценки имущественного состояния будем применять горизонтальное и вертикальное чтение баланса. Горизонтальное чтение баланса позволяет видеть, что валюта баланса ежегодно возрастает: в 2010 г. на 1029440, а в 2011 г. на 2508700 руб. Актив баланса возрос как благодаря росту стоимости внеоборотных, так и текущих активов. В 2011 г. темпы роста оборотных активов (137,4%) превышали темпы роста внеоборотных активов (119,2%), что является, несомненно, положительным фактором в деятельности торгового предприятия. Из таблицы видно, что стоимость запасов увеличивалась сначала на 37,3, а в 2011 г. на 10,4%. Вместе с тем, в 2010 г. отмечается колоссальное снижение размеров нематериальных оборотных активов на 707213 руб. или на 40,1% в основном за счет снижения размеров дебиторской задолженности на 711337 руб. Впоследствии в 2011 г. размер нематериальных оборотных увеличился более чем в 2,5 раза за счет роста дебиторской задолженности и денежных средств.
Состав источников финансирования изменялся следующим образом: был отмечен ежегодный рост собственного капитала сначала на 1366010 а затем на 894550 руб. Внешние обязательства в 2010 г. уменьшились на 336570 руб., а в 2011 г. возросли на 1614150 руб. (более чем в 1,5 раза).
Заемные источники предприятия представлены краткосрочными займами и кредиторской задолженностью. Банковские займы на конец 2010 и 2011 гг. составили 1000000 руб. Сумма кредиторской задолженности снизилась почти в 2 раза, что я явилось причиной снижения общего размера заемных источников, однако в 2011 г. виден их существенный прирост с 1404820 до 3018970 руб.
В целом нельзя однозначно сказать, что в динамике прослеживаются какие-либо четкие тенденции развития или роста.
Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия представлены в табл.4.
Таблица 4
Динамика показателей
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Отклонения, (+,-) | |
2010 / 2009 |
2011/ 2010 | ||||
1. Собственные средства, руб. |
2454390 |
3150390 |
4071590 |
696000 |
921200 |
2. Заемные средства, руб. |
3741390 |
4074830 |
5662330 |
333440 |
1587500 |
3. Валюта баланса, руб. |
6195780 |
7225220 |
9733920 |
1029440 |
2508700 |
4. Коэффициент соотношения |
0,656 |
0,773 |
0,719 |
0,117 |
-0,054 |
5. Коэффициент концентрации |
0,396 |
0,436 |
0,418 |
0,040 |
-0,018 |
6. Внеоборотные активы, руб. |
752000 |
1064000 |
1268490 |
312000 |
204490 |
7. Материальные запасы, руб. |
3465718 |
4757681 |
5254788 |
1291963 |
497107 |
8. Оборотные активы, руб. |
5443780 |
6161220 |
8465430 |
717440 |
2304210 |
9. Собственные оборотные средства |
1702390 |
2086390 |
2803100 |
384000 |
716710 |
10. Коэффициент обеспеченнос-ти
запасов собственными |
0,313 |
0,339 |
0,331 |
0,026 |
-0,008 |
11. Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
0,49 |
0,44 |
0,53 |
-0,05 |
0,09 |
12. Коэффициент текущей |
1,46 |
1,51 |
1,5 |
0,05 |
-0,01 |
13. Нематериальные оборотные |
1765612 |
1058399 |
2815964 |
-707213 |
1757565 |
14. Денежные средства |
67856 |
71980 |
144755 |
4124 |
72775 |
15. Коэффициент быстрой |
0,53 |
0,34 |
0,57 |
-0,19 |
0,23 |
16. Коэффициент абсолютной |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0 |
0 |
Как видно, коэффициент соотношения собственных и заемных средств в 2009 г. составлял 0,656, затем к концу 2010 г. он увеличился на 0,117, достигнув 0,773. Значение 0,656 показывает, что в 2009 г. на 1. руб. заемных средств приходилось 65 коп. собственных средств, а значение 0,773 показывает, что это соотношение к концу 2010 г. увеличилось. Теперь на 1 руб. заемных средств приходится 77 коп. собственных, т.е. финансовая зависимость снизилась. Далее к концу 2011 г. отмечается незначительное снижение данного показателя: уровень финансовой зависимости возрос. Международная практика обосновывает значение данного показателя в пределах от 1 до 1,5. Это означает, что размер собственного и заемного капитала должны быть либо равны, либо собственный капитал должен превышать заемный. В нашей ситуации этого не наблюдается, что в дополнении к показателям абсолютной устойчивости подтверждает серьезный недостаток уровня финансовой устойчивости.
Коэффициент концентрации
для финансово устойчивого
За рассматриваемый период в динамике показателей платежеспособности произошли несущественные изменения. Показатель обеспеченности собствен-ными средствами показывает, что в целом за период по сравнению с 2009 г. увеличилась доля собственных средств, обеспечивающих финансирование текущих активов всего на 1,8% (с 31,3% в 2009 г. до 33,1% в 2011 г.).
На конец 2011 г. показатель обеспеченности запасов собственными сред-ствами составил 0,53, тем самым не достигнув минимального рекомендуемого значения 0,6. Это означает, что при сложившейся ситуации собственных средств предприятия недостаточно, чтобы покрыть потребность в финансировании собственных запасов. Заметим, что в 2010 г. коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами несколько снизился, а в 2011 г. увеличился.
В табл.5 рассмотрена динамика показателей деловой активности.
Коэффициент оборачиваемости текущих активов показывает скорость оборота всех мобильных средств. В нашем рассматриваемом примере показатель оборачиваемости текущих активов постепенно увеличивается в 2010 г. на 0,18, а в 2011 г. на 0,79.
Таблица 5
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Отклонения (+,-) | |
2010 / 2009 |
2011 / 2010 | ||||
1.Выручка от продаж, тыс. руб. |
15600,0 |
22000,0 |
25330,0 |
6400 |
3330 |
2.Средняя за период величина текущих активов, руб. |
5183910,0 |
5802500,0 |
7313325,0 |
618590,0 |
1510825,0 |
3.Оборачиваемость текущих активов, об. |
3,01 |
3,79 |
3,46 |
0,78 |
-0,33 |
4.Средняя за период ве-личина запасов, тыс. руб. |
3302829,0 |
4111699,5 |
5006234,5 |
808870,5 |
894535,0 |
5.Оборачиваемость запасов, об. |
4,72 |
5,35 |
5,06 |
0,63 |
-0,29 |
6..Средняя за период ве- |
1601639,0 |
1302087,5 |
1788814,0 |
-299551,5 |
486726,5 |
7.Оборачиваемость деби-торской задолженности, об. |
9,74 |
16,90 |
14,16 |
7,16 |
-2,74 |
8.Средняя за период величина готовой продукции, тыс. руб. |
1616826,5 |
2282149 |
2701714 |
665322,5 |
419565,0 |
9.Оборачиваемость готовой продукции, об. |
9,65 |
9,64 |
9,38 |
-0,01 |
-0,26 |
Показатель оборачиваемости текущих активов за период 2010 г. увеличился, а за период 2011 г. снизился: на конец 2010 г. он составлял 3,79 об. против 3,01 об. в 2009 г., а на конец рассматриваемого периода - 3,46 об.
Эта же самая тенденция изменений прослеживается также и в динамике показателя оборачиваемости дебиторской задолженности. Снижение показа-теля на конец 2011 г. на 2,74 показывает, что за данный период сокращается срок погашения задолженности покупателей. Подчеркнем здесь, что все это связано с ростом доли оптовых покупателей.
Коэффициент оборачиваемости готовой продукции имеет четкую тенденцию к снижению: в 2010 г. это снижение было ничтожно малым и оценивается в абсолютном выражении на уровне 0,01, далее последовало его снижение уже на 0,26 пункта.
Один из важных показателей анализа
финансового состояния
В табл.6 представлена динамика коэффициентов рентабельности для ООО “Мега-Строй” за 2009-2011 гг.
Таблица 6
Расчет коэффициентов рентабельности ООО “Мега-Строй”, %
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Отклонения (+,-) | |
2010/ 2009 |
2011/ 2010 | ||||
1. Рентабельность продаж |
7,7 |
8,6 |
10,5 |
0,9 |
1,9 |
2. Рентабельность предприятия |
2,6 |
3,2 |
3,6 |
0,6 |
0,4 |
3. Рентабельность основной деятельности |
4,0 |
4,7 |
5,3 |
0,7 |
0,6 |
4. Рентабельность всего капитала |
10,4 |
15,5 |
15,7 |
5,1 |
0,2 |
5. Рентабельность текущих активов |
12,0 |
17,9 |
18,3 |
5,9 |
0,4 |
6. Рентабельность собственных средств |
27,5 |
37,1 |
37,0 |
9,6 |
-0,1 |
Результаты расчетов
показателей рентабельности положительно
характеризуют уровень
Рентабельность продаж предприятия возросла в 2010 г. на 0,9, а в г. на 1,9 %. Рост этого показателя говорит о том, что увеличивается доходность реализуемого ассортимента строительных материалов. Так, на начало периода она составлял 7,7 %, а на конец периода – уже 10,5%.
Коэффициент рентабельности продаж отражает доход компании на каждый заработанный рубль и может быть полезен как для правильной интерпретации данных об обороте, так и для экономических прогнозов в условиях ограниченного объема рынка, сдерживающего рост продаж. Также, рентабельность продаж является важным показателем для сравнения эффективности организации бизнеса в компаниях, работающих в одной отрасли.
Положительная динамика прослеживается в части показателя рентабельности предприятия. Данный показатель в 2009 г. составил 2,6, в 2010 г. 3,2, а в 2011 г. 3,6%
Увеличение показателя рентабельности основной деятельности отражает рост уровня прибыли на вложенные средства. Его значение, равное 4 % в 2009 г. означает, что на 1. руб. вложенных в издержки обращения средств приходилось 4 коп. прибыли. Соответственно, в 2010 г. он составлял 4,7% (4,7 коп. на 1 руб. вложенных средств), а в 2011 г. - 5,3%, т.е. 5,3 коп. на 1 руб. вложенных средств.
Коэффициент рентабельности
активов характеризует
Рентабельность собственного капитала характеризует доходность бизнеса для его владельцев. Его увеличение, как в случае ООО “Мега-Строй” положительно характеризует качество управления средствами, вложенными в собственный капитал. За рассматриваемый период данный показатель возрос почти на 10 %. В 2009 г. он составил 27,5%, затем в 2010 г. он вырос на 9,6 %, а к концу 2011 г. уменьшился на 0,1%, однако, при анализе этим уменьшением можно пренебречь, поскольку оно значимо не изменяет данный показатель.
Анализ финансового предприятия ООО “Мега-Строй” позволяет определить стратегическую цель финансового плана – долгосрочное планирование повышения уровня финансовой устойчивости. Критерием является максимальный прирост прибыли.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Информация о работе Бюджетирование в управленческом учете на примере МФЮА 83