Бюджетирование в управленческом учете на примере МФЮА 83

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение методологических основ финансового планирования и бюджетирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………...……...5
1.1 Понятие финансового планирования и бюджетирования: цели, задачи и методы………………………………………………………………………...……...5
1.2 Текущее финансовое планирование. Основы составления бюджета………...8
1.3 Этапы бюджетирования на предприятии……………………………………..14
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО “МЕГА-СТРОЙ”……………………………………………………….………..….23
2.1 Общие сведения о предприятии и анализ основных экономических показателей………………………………………………………………………….23
2.2 Анализ финансового состояния ООО “Мега-Строй”……………………......28
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………...34
3.1 Рекомендации организации системы управленческого учета………………34
3.2 Расчет экономической эффективности ООО «Мега-Строй»………...……...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...…………………………..43

Файлы: 1 файл

Бюджетирование в управленческом учете на примере МФЮА 83 (1).doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

 

Как показывают данные табл.1 ежегодно наблюдается рост фактического объема товарной продукции за счет прироста объемов производства как плит декоративных, так и плит с рельефом. В целом за период объем производства вырос с 15010,0   тыс. руб. до 24153,5 тыс. руб. 

Далее проведем структурный анализ ассортимента. Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска по основным видам, включенным в номенклатуру. В табл.2 представлены данные для структурного анализа за 2011 г.

 

 

Таблица 2

Выполнение плана по ассортименту ООО “Мега-Строй”

Наименование изделия

Объемы производства в стои-мостном выражении тыс. руб.

ТП, зачтенная в выполнение плана, тыс. руб.

Выполнение плана,%

План

Факт

1. Плита деко-ративная 

22597,5

22910,0

22597,5

101,4

2. Плита декора-тивная с рельефом

8556,0

9418,0

8556,0

110,1

ИТОГО

31153,5

32328

31153,5

103,8


 

Как видно из табл.2 фактически произведено продукции больше на 3,8%. Поскольку сверхплановый объем производства не принимается в расчет выполнения плана по ассортименту, то в данном случае план не выполнен. Далее перейдем к оценке динамики объемов реализации продукции. В табл.3 отражена динамика реализованной продукции для ООО “Мега-Строй” за 2009-2011 гг.

Таблица 3

Динамика  объемов реализованной продукции  ООО “Мега-Строй”

Показатели

2009г. 

2010г. 

2011г. 

Отклонения, 

(+,-)

Темпы роста,

%

2010/ 2009

2011/ 2010

2010/ 2009

2011/ 2010

1. Фактический объем произве-денной продукции, тыс. руб.

15010

20465,5

24153,5

5455,5

3688

136,3

118,0

2. Объем реализованной продукции,  тыс. руб.

15600

22000

25330

6400

3330

141,0

115,1


 

Данные табл. 3 показывают, что объемы реализации складываются как сумма реализации произведенной продукции и реализованных услуг. В результате этого общий объем реализации в 2009 г. составил 15600,0 тыс. руб., в 2010 г. – 22000,0 тыс. руб., а в 2011 г. – 25330,0 тыс. руб.

 

2.2 Анализ финансового состояния ООО “Мега-Строй”

 

Согласно методологии  финансового планирования первым этапом является анализ финансовой ситуации. Анализ финансовых показателей ООО  “Мега-Строй” позволит определить стратегическую цель планирования. Далее в данной работе произведем постановку среднесрочных и краткосроч-ных целей планирования на основе производственной программы предприятия.

Для оценки имущественного состояния  будем применять горизонтальное и вертикальное чтение баланса. Горизонтальное чтение баланса позволяет видеть, что валюта баланса ежегодно возрастает: в 2010 г. на 1029440, а в 2011 г. на 2508700 руб. Актив баланса возрос как благодаря росту стоимости внеоборотных, так и текущих активов. В 2011 г. темпы роста оборотных активов (137,4%) превышали темпы роста внеоборотных активов (119,2%), что является, несомненно, положительным фактором в деятельности торгового предприятия. Из таблицы видно, что стоимость запасов увеличивалась сначала на 37,3, а в 2011 г. на 10,4%. Вместе с тем, в 2010 г. отмечается колоссальное снижение размеров нематериальных оборотных активов на 707213 руб. или на 40,1% в основном за счет снижения размеров дебиторской задолженности на 711337 руб.  Впоследствии в 2011 г. размер нематериальных оборотных увеличился более чем в 2,5 раза за счет роста дебиторской задолженности и денежных средств.

Состав источников финансирования изменялся следующим образом: был  отмечен ежегодный рост собственного капитала сначала на 1366010 а затем  на 894550 руб. Внешние обязательства в 2010 г. уменьшились на 336570 руб., а в 2011 г. возросли на 1614150 руб. (более чем в 1,5 раза).

Заемные источники предприятия  представлены краткосрочными займами  и кредиторской задолженностью. Банковские займы на конец 2010 и 2011 гг. составили 1000000 руб. Сумма кредиторской задолженности снизилась почти в 2 раза, что я явилось причиной снижения общего размера заемных источников, однако в 2011 г. виден их существенный прирост с 1404820 до 3018970 руб.

В целом нельзя однозначно сказать, что в динамике прослеживаются какие-либо четкие тенденции развития или роста.

Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия представлены в табл.4.

Таблица 4

Динамика показателей финансовой устойчивости, платежеспособности и  ликвидности ООО “Мега-Строй”

Показатели

2009г. 

2010г. 

2011г.

Отклонения, (+,-)

2010 / 2009

2011/ 2010

1. Собственные средства, руб.

2454390

3150390

4071590

696000

921200

2. Заемные средства, руб.

3741390

4074830

5662330

333440

1587500

3. Валюта баланса, руб.

6195780

7225220

9733920

1029440

2508700

4. Коэффициент соотношения собственных  и заемных средств

0,656

0,773

0,719

0,117

-0,054

5. Коэффициент концентрации

0,396

0,436

0,418

0,040

-0,018

6. Внеоборотные активы, руб.

752000

1064000

1268490

312000

204490

7. Материальные запасы, руб.

3465718

4757681

5254788

1291963

497107

8. Оборотные активы, руб.

5443780

6161220

8465430

717440

2304210

9. Собственные оборотные средства

1702390

2086390

2803100

384000

716710

10. Коэффициент обеспеченнос-ти  запасов собственными средствами

0,313

0,339

0,331

0,026

-0,008

11. Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,49

0,44

0,53

-0,05

0,09

12. Коэффициент текущей ликвидности

1,46

1,51

1,5

0,05

-0,01

13. Нематериальные оборотные активы

1765612

1058399

2815964

-707213

1757565

14. Денежные средства

67856

71980

144755

4124

72775

15. Коэффициент быстрой ликвидности

0,53

0,34

0,57

-0,19

0,23

16. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,03

0,03

0,03

0

0


 

Как видно, коэффициент  соотношения собственных и заемных средств в 2009 г. составлял 0,656, затем к концу 2010 г. он увеличился на 0,117, достигнув 0,773. Значение 0,656 показывает, что в 2009 г. на 1. руб. заемных средств приходилось 65 коп. собственных средств, а значение 0,773 показывает, что это соотношение к концу 2010 г. увеличилось. Теперь на 1 руб. заемных средств приходится 77 коп. собственных, т.е. финансовая зависимость снизилась. Далее к концу 2011 г. отмечается незначительное снижение данного показателя: уровень финансовой зависимости возрос. Международная практика обосновывает значение данного показателя в пределах от 1 до 1,5. Это означает, что размер собственного и заемного капитала должны быть либо равны, либо собственный капитал должен превышать заемный. В нашей ситуации этого не наблюдается, что в дополнении к показателям абсолютной устойчивости подтверждает серьезный недостаток уровня финансовой устойчивости. 

Коэффициент концентрации для финансово устойчивого предприятия  должен быть больше 0,5. В данной ситуации мы видим, что нормативное значение данного показателя не соблюдается: в 2009 г. коэффициент составлял 0,396, в 2010 г. возрос до 0,436, а к концу 2011 г. снизился до 0,418.  

За рассматриваемый период в  динамике показателей платежеспособности произошли несущественные изменения. Показатель обеспеченности собствен-ными средствами показывает, что в целом за период по сравнению с 2009 г. увеличилась доля собственных средств, обеспечивающих финансирование текущих активов всего на 1,8% (с 31,3% в 2009 г. до 33,1% в 2011 г.).

На конец 2011 г. показатель обеспеченности запасов собственными сред-ствами составил 0,53, тем самым не достигнув минимального рекомендуемого значения 0,6. Это означает, что при сложившейся ситуации собственных средств предприятия недостаточно, чтобы покрыть потребность в финансировании собственных запасов. Заметим, что в 2010 г. коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами несколько  снизился, а в 2011 г. увеличился.

В табл.5 рассмотрена динамика показателей деловой активности.

Коэффициент оборачиваемости  текущих активов показывает скорость оборота всех мобильных средств. В нашем рассматриваемом примере показатель оборачиваемости текущих активов постепенно увеличивается в 2010 г. на 0,18, а в 2011 г. на 0,79.

Таблица 5

Показатели  деловой активности ООО “Мега-Строй”

Показатели 

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонения (+,-)

2010 / 2009  

2011 / 2010 

1.Выручка от продаж, тыс. руб.

15600,0

22000,0

25330,0

6400

3330

2.Средняя за период величина  текущих активов, руб.

5183910,0

5802500,0

7313325,0

618590,0

1510825,0

3.Оборачиваемость текущих активов, об.

3,01

3,79

3,46

0,78

-0,33

4.Средняя за период ве-личина  запасов, тыс. руб.

3302829,0

4111699,5

5006234,5

808870,5

894535,0

5.Оборачиваемость запасов, об.

4,72

5,35

5,06

0,63

-0,29

6..Средняя за период ве-личина  дебиторской задолженности

1601639,0

1302087,5

1788814,0

-299551,5

486726,5

7.Оборачиваемость деби-торской задолженности, об.

9,74

16,90

14,16

7,16

-2,74

8.Средняя за период величина  готовой продукции, тыс. руб.

1616826,5

2282149

2701714

665322,5

419565,0

9.Оборачиваемость готовой продукции, об.

9,65

9,64

9,38

-0,01

-0,26


 

Показатель оборачиваемости текущих активов за период 2010 г. увеличился, а за период 2011 г. снизился: на конец 2010 г. он составлял 3,79 об.  против 3,01 об. в 2009 г., а на конец рассматриваемого периода - 3,46 об.

Эта же самая тенденция  изменений прослеживается также  и в динамике показателя оборачиваемости  дебиторской задолженности. Снижение показа-теля на конец 2011 г. на 2,74 показывает, что за данный период сокращается срок погашения задолженности покупателей. Подчеркнем здесь, что все это связано с ростом доли оптовых покупателей.

Коэффициент оборачиваемости готовой продукции имеет четкую тенденцию к снижению:  в 2010 г. это снижение было ничтожно малым и оценивается в абсолютном выражении на уровне 0,01, далее последовало его снижение уже на 0,26 пункта.

Один из важных показателей анализа  финансового состояния предприятия  – коэффициент покрытия у ООО  “Мега-Строй” не достигает рекомендуемой нормы 2: в 2009 г. он составил 1,46, в 2010 г. - 1,51, в 2011 г. - 1,5.

В табл.6 представлена динамика коэффициентов рентабельности для ООО “Мега-Строй” за 2009-2011 гг.

Таблица 6

Расчет коэффициентов  рентабельности ООО “Мега-Строй”, %

Показатели

2009г.

2010г. 

2011г.

Отклонения (+,-)

2010/ 2009

2011/ 2010

1. Рентабельность продаж

7,7

8,6

10,5

0,9

1,9

2. Рентабельность предприятия

2,6

3,2

3,6

0,6

0,4

3. Рентабельность основной  деятельности

4,0

4,7

5,3

0,7

0,6

4. Рентабельность всего  капитала

10,4

15,5

15,7

5,1

0,2

5. Рентабельность текущих  активов

12,0

17,9

18,3

5,9

0,4

6. Рентабельность собственных  средств

27,5

37,1

37,0

9,6

-0,1


 

Результаты расчетов показателей рентабельности положительно характеризуют уровень доходности предприятия и демонстрируют  увеличение всех финансовых коэффициентов.

Рентабельность продаж предприятия возросла в 2010 г. на 0,9, а в г. на 1,9 %. Рост этого показателя говорит о том, что увеличивается доходность реализуемого ассортимента строительных материалов. Так, на начало периода она составлял 7,7 %, а на конец периода – уже 10,5%.

Коэффициент рентабельности продаж отражает доход компании на каждый заработанный рубль и может  быть полезен как для правильной интерпретации данных об обороте, так  и для экономических прогнозов  в условиях ограниченного объема рынка, сдерживающего рост продаж. Также, рентабельность продаж является важным показателем для сравнения эффективности организации бизнеса в компаниях, работающих в одной отрасли.

Положительная динамика прослеживается в части показателя рентабельности предприятия. Данный показатель в 2009 г. составил 2,6, в 2010 г. 3,2, а в 2011 г. 3,6%  

Увеличение показателя рентабельности основной деятельности отражает рост уровня прибыли на вложенные  средства. Его значение, равное 4 % в 2009 г. означает, что на 1. руб. вложенных в издержки обращения средств приходилось 4 коп. прибыли. Соответственно, в 2010 г. он составлял 4,7% (4,7 коп. на 1 руб. вложенных средств), а в 2011 г. -  5,3%, т.е. 5,3 коп. на 1 руб. вложенных средств.

Коэффициент рентабельности активов характеризует способность  руководства компании эффективно использовать ее активы для получения прибыли. Существенное увеличение данного показателя сначала на 5,1, а затем на 0,2 %, говорит не только о росте доходности капитала, но и косвенно свидетельствует о повышении качества финансового управления.

Рентабельность собственного капитала характеризует доходность бизнеса для его владельцев. Его  увеличение, как в случае ООО “Мега-Строй” положительно характеризует качество управления средствами, вложенными в собственный капитал. За рассматриваемый период данный показатель возрос почти на 10 %. В 2009 г. он составил 27,5%, затем в 2010 г. он вырос на 9,6 %, а к концу 2011 г. уменьшился на 0,1%, однако, при анализе этим уменьшением можно пренебречь, поскольку оно значимо не изменяет данный показатель. 

Анализ финансового  предприятия ООО “Мега-Строй” позволяет определить стратегическую цель финансового плана – долгосрочное планирование повышения уровня финансовой устойчивости. Критерием является максимальный прирост прибыли.

 

 

 

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Информация о работе Бюджетирование в управленческом учете на примере МФЮА 83