Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение методологических основ финансового планирования и бюджетирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………...……...5
1.1 Понятие финансового планирования и бюджетирования: цели, задачи и методы………………………………………………………………………...……...5
1.2 Текущее финансовое планирование. Основы составления бюджета………...8
1.3 Этапы бюджетирования на предприятии……………………………………..14
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ  ООО “МЕГА-СТРОЙ”……………………………………………………….………..….23
2.1 Общие сведения о предприятии и анализ основных экономических показателей………………………………………………………………………….23
2.2 Анализ финансового состояния ООО “Мега-Строй”……………………......28
3. МЕРОПРИЯТИЯ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………...34
3.1 Рекомендации организации системы управленческого учета………………34
3.2 Расчет экономической  эффективности ООО «Мега-Строй»………...……...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...…………………………..43
Как показывают данные табл.1 ежегодно наблюдается рост фактического объема товарной продукции за счет прироста объемов производства как плит декоративных, так и плит с рельефом. В целом за период объем производства вырос с 15010,0 тыс. руб. до 24153,5 тыс. руб.
Далее проведем структурный анализ ассортимента. Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска по основным видам, включенным в номенклатуру. В табл.2 представлены данные для структурного анализа за 2011 г.
Таблица 2
Выполнение плана по ассортименту ООО “Мега-Строй”
Наименование изделия  | 
  Объемы производства в стои-мостном выражении тыс. руб.  | 
  ТП, зачтенная в выполнение плана, тыс. руб.  | 
  Выполнение плана,%  | |
План  | 
  Факт  | |||
1. Плита деко-ративная  | 
  22597,5  | 
  22910,0  | 
  22597,5  | 
  101,4  | 
2. Плита декора-тивная с рельефом  | 
  8556,0  | 
  9418,0  | 
  8556,0  | 
  110,1  | 
ИТОГО  | 
  31153,5  | 
  32328  | 
  31153,5  | 
  103,8  | 
Как видно из табл.2 фактически произведено продукции больше на 3,8%. Поскольку сверхплановый объем производства не принимается в расчет выполнения плана по ассортименту, то в данном случае план не выполнен. Далее перейдем к оценке динамики объемов реализации продукции. В табл.3 отражена динамика реализованной продукции для ООО “Мега-Строй” за 2009-2011 гг.
Таблица 3
Показатели | 
  2009г.  | 
  2010г.  | 
  2011г.  | 
  Отклонения, (+,-)  | 
  Темпы роста, %  | ||
2010/ 2009  | 
  2011/ 2010  | 
  2010/ 2009  | 
  2011/ 2010  | ||||
1. Фактический объем произве-денной продукции, тыс. руб.  | 
  15010  | 
  20465,5  | 
  24153,5  | 
  5455,5  | 
  3688  | 
  136,3  | 
  118,0  | 
2. Объем реализованной продукции,  | 
  15600  | 
  22000  | 
  25330  | 
  6400  | 
  3330  | 
  141,0  | 
  115,1  | 
Данные табл. 3 показывают, что объемы реализации складываются как сумма реализации произведенной продукции и реализованных услуг. В результате этого общий объем реализации в 2009 г. составил 15600,0 тыс. руб., в 2010 г. – 22000,0 тыс. руб., а в 2011 г. – 25330,0 тыс. руб.
2.2 Анализ финансового состояния ООО “Мега-Строй”
Согласно методологии финансового планирования первым этапом является анализ финансовой ситуации. Анализ финансовых показателей ООО “Мега-Строй” позволит определить стратегическую цель планирования. Далее в данной работе произведем постановку среднесрочных и краткосроч-ных целей планирования на основе производственной программы предприятия.
Для оценки имущественного состояния будем применять горизонтальное и вертикальное чтение баланса. Горизонтальное чтение баланса позволяет видеть, что валюта баланса ежегодно возрастает: в 2010 г. на 1029440, а в 2011 г. на 2508700 руб. Актив баланса возрос как благодаря росту стоимости внеоборотных, так и текущих активов. В 2011 г. темпы роста оборотных активов (137,4%) превышали темпы роста внеоборотных активов (119,2%), что является, несомненно, положительным фактором в деятельности торгового предприятия. Из таблицы видно, что стоимость запасов увеличивалась сначала на 37,3, а в 2011 г. на 10,4%. Вместе с тем, в 2010 г. отмечается колоссальное снижение размеров нематериальных оборотных активов на 707213 руб. или на 40,1% в основном за счет снижения размеров дебиторской задолженности на 711337 руб. Впоследствии в 2011 г. размер нематериальных оборотных увеличился более чем в 2,5 раза за счет роста дебиторской задолженности и денежных средств.
Состав источников финансирования изменялся следующим образом: был отмечен ежегодный рост собственного капитала сначала на 1366010 а затем на 894550 руб. Внешние обязательства в 2010 г. уменьшились на 336570 руб., а в 2011 г. возросли на 1614150 руб. (более чем в 1,5 раза).
Заемные источники предприятия представлены краткосрочными займами и кредиторской задолженностью. Банковские займы на конец 2010 и 2011 гг. составили 1000000 руб. Сумма кредиторской задолженности снизилась почти в 2 раза, что я явилось причиной снижения общего размера заемных источников, однако в 2011 г. виден их существенный прирост с 1404820 до 3018970 руб.
В целом нельзя однозначно сказать, что в динамике прослеживаются какие-либо четкие тенденции развития или роста.
Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия представлены в табл.4.
Таблица 4
Динамика показателей 
Показатели | 
  2009г.  | 
  2010г.  | 
  2011г.  | 
  Отклонения, (+,-)  | |
2010 / 2009  | 
  2011/ 2010  | ||||
1. Собственные средства, руб.  | 
  2454390  | 
  3150390  | 
  4071590  | 
  696000  | 
  921200  | 
2. Заемные средства, руб.  | 
  3741390  | 
  4074830  | 
  5662330  | 
  333440  | 
  1587500  | 
3. Валюта баланса, руб.  | 
  6195780  | 
  7225220  | 
  9733920  | 
  1029440  | 
  2508700  | 
4. Коэффициент соотношения   | 
  0,656  | 
  0,773  | 
  0,719  | 
  0,117  | 
  -0,054  | 
5. Коэффициент концентрации  | 
  0,396  | 
  0,436  | 
  0,418  | 
  0,040  | 
  -0,018  | 
6. Внеоборотные активы, руб.  | 
  752000  | 
  1064000  | 
  1268490  | 
  312000  | 
  204490  | 
7. Материальные запасы, руб.  | 
  3465718  | 
  4757681  | 
  5254788  | 
  1291963  | 
  497107  | 
8. Оборотные активы, руб.  | 
  5443780  | 
  6161220  | 
  8465430  | 
  717440  | 
  2304210  | 
9. Собственные оборотные средства  | 
  1702390  | 
  2086390  | 
  2803100  | 
  384000  | 
  716710  | 
10. Коэффициент обеспеченнос-ти 
  запасов собственными   | 
  0,313  | 
  0,339  | 
  0,331  | 
  0,026  | 
  -0,008  | 
11. Коэффициент обеспеченности собственными средствами  | 
  0,49  | 
  0,44  | 
  0,53  | 
  -0,05  | 
  0,09  | 
12. Коэффициент текущей   | 
  1,46  | 
  1,51  | 
  1,5  | 
  0,05  | 
  -0,01  | 
13. Нематериальные оборотные   | 
  1765612  | 
  1058399  | 
  2815964  | 
  -707213  | 
  1757565  | 
14. Денежные средства  | 
  67856  | 
  71980  | 
  144755  | 
  4124  | 
  72775  | 
15. Коэффициент быстрой   | 
  0,53  | 
  0,34  | 
  0,57  | 
  -0,19  | 
  0,23  | 
16. Коэффициент абсолютной   | 
  0,03  | 
  0,03  | 
  0,03  | 
  0  | 
  0  | 
Как видно, коэффициент соотношения собственных и заемных средств в 2009 г. составлял 0,656, затем к концу 2010 г. он увеличился на 0,117, достигнув 0,773. Значение 0,656 показывает, что в 2009 г. на 1. руб. заемных средств приходилось 65 коп. собственных средств, а значение 0,773 показывает, что это соотношение к концу 2010 г. увеличилось. Теперь на 1 руб. заемных средств приходится 77 коп. собственных, т.е. финансовая зависимость снизилась. Далее к концу 2011 г. отмечается незначительное снижение данного показателя: уровень финансовой зависимости возрос. Международная практика обосновывает значение данного показателя в пределах от 1 до 1,5. Это означает, что размер собственного и заемного капитала должны быть либо равны, либо собственный капитал должен превышать заемный. В нашей ситуации этого не наблюдается, что в дополнении к показателям абсолютной устойчивости подтверждает серьезный недостаток уровня финансовой устойчивости.
Коэффициент концентрации 
для финансово устойчивого 
За рассматриваемый период в динамике показателей платежеспособности произошли несущественные изменения. Показатель обеспеченности собствен-ными средствами показывает, что в целом за период по сравнению с 2009 г. увеличилась доля собственных средств, обеспечивающих финансирование текущих активов всего на 1,8% (с 31,3% в 2009 г. до 33,1% в 2011 г.).
На конец 2011 г. показатель обеспеченности запасов собственными сред-ствами составил 0,53, тем самым не достигнув минимального рекомендуемого значения 0,6. Это означает, что при сложившейся ситуации собственных средств предприятия недостаточно, чтобы покрыть потребность в финансировании собственных запасов. Заметим, что в 2010 г. коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами несколько снизился, а в 2011 г. увеличился.
В табл.5 рассмотрена динамика показателей деловой активности.
Коэффициент оборачиваемости текущих активов показывает скорость оборота всех мобильных средств. В нашем рассматриваемом примере показатель оборачиваемости текущих активов постепенно увеличивается в 2010 г. на 0,18, а в 2011 г. на 0,79.
Таблица 5
Показатели  | 
  2009г.  | 
  2010г.  | 
  2011г.  | 
  Отклонения (+,-)  | |
2010 / 2009  | 
  2011 / 2010  | ||||
1.Выручка от продаж, тыс. руб.  | 
  15600,0  | 
  22000,0  | 
  25330,0  | 
  6400  | 
  3330  | 
2.Средняя за период величина текущих активов, руб.  | 
  5183910,0  | 
  5802500,0  | 
  7313325,0  | 
  618590,0  | 
  1510825,0  | 
3.Оборачиваемость текущих активов, об.  | 
  3,01  | 
  3,79  | 
  3,46  | 
  0,78  | 
  -0,33  | 
4.Средняя за период ве-личина запасов, тыс. руб.  | 
  3302829,0  | 
  4111699,5  | 
  5006234,5  | 
  808870,5  | 
  894535,0  | 
5.Оборачиваемость запасов, об.  | 
  4,72  | 
  5,35  | 
  5,06  | 
  0,63  | 
  -0,29  | 
6..Средняя за период ве-  | 
  1601639,0  | 
  1302087,5  | 
  1788814,0  | 
  -299551,5  | 
  486726,5  | 
7.Оборачиваемость деби-торской задолженности, об.  | 
  9,74  | 
  16,90  | 
  14,16  | 
  7,16  | 
  -2,74  | 
8.Средняя за период величина готовой продукции, тыс. руб.  | 
  1616826,5  | 
  2282149  | 
  2701714  | 
  665322,5  | 
  419565,0  | 
9.Оборачиваемость готовой продукции, об.  | 
  9,65  | 
  9,64  | 
  9,38  | 
  -0,01  | 
  -0,26  | 
Показатель оборачиваемости текущих активов за период 2010 г. увеличился, а за период 2011 г. снизился: на конец 2010 г. он составлял 3,79 об. против 3,01 об. в 2009 г., а на конец рассматриваемого периода - 3,46 об.
Эта же самая тенденция изменений прослеживается также и в динамике показателя оборачиваемости дебиторской задолженности. Снижение показа-теля на конец 2011 г. на 2,74 показывает, что за данный период сокращается срок погашения задолженности покупателей. Подчеркнем здесь, что все это связано с ростом доли оптовых покупателей.
Коэффициент оборачиваемости готовой продукции имеет четкую тенденцию к снижению: в 2010 г. это снижение было ничтожно малым и оценивается в абсолютном выражении на уровне 0,01, далее последовало его снижение уже на 0,26 пункта.
Один из важных показателей анализа 
финансового состояния 
В табл.6 представлена динамика коэффициентов рентабельности для ООО “Мега-Строй” за 2009-2011 гг.
Таблица 6
Расчет коэффициентов рентабельности ООО “Мега-Строй”, %
Показатели  | 
  2009г.  | 
  2010г.  | 
  2011г.  | 
  Отклонения (+,-)  | |
2010/ 2009  | 
  2011/ 2010  | ||||
1. Рентабельность продаж  | 
  7,7  | 
  8,6  | 
  10,5  | 
  0,9  | 
  1,9  | 
2. Рентабельность предприятия  | 
  2,6  | 
  3,2  | 
  3,6  | 
  0,6  | 
  0,4  | 
3. Рентабельность основной деятельности  | 
  4,0  | 
  4,7  | 
  5,3  | 
  0,7  | 
  0,6  | 
4. Рентабельность всего капитала  | 
  10,4  | 
  15,5  | 
  15,7  | 
  5,1  | 
  0,2  | 
5. Рентабельность текущих активов  | 
  12,0  | 
  17,9  | 
  18,3  | 
  5,9  | 
  0,4  | 
6. Рентабельность собственных средств  | 
  27,5  | 
  37,1  | 
  37,0  | 
  9,6  | 
  -0,1  | 
Результаты расчетов 
показателей рентабельности положительно 
характеризуют уровень 
Рентабельность продаж предприятия возросла в 2010 г. на 0,9, а в г. на 1,9 %. Рост этого показателя говорит о том, что увеличивается доходность реализуемого ассортимента строительных материалов. Так, на начало периода она составлял 7,7 %, а на конец периода – уже 10,5%.
Коэффициент рентабельности продаж отражает доход компании на каждый заработанный рубль и может быть полезен как для правильной интерпретации данных об обороте, так и для экономических прогнозов в условиях ограниченного объема рынка, сдерживающего рост продаж. Также, рентабельность продаж является важным показателем для сравнения эффективности организации бизнеса в компаниях, работающих в одной отрасли.
Положительная динамика прослеживается в части показателя рентабельности предприятия. Данный показатель в 2009 г. составил 2,6, в 2010 г. 3,2, а в 2011 г. 3,6%
Увеличение показателя рентабельности основной деятельности отражает рост уровня прибыли на вложенные средства. Его значение, равное 4 % в 2009 г. означает, что на 1. руб. вложенных в издержки обращения средств приходилось 4 коп. прибыли. Соответственно, в 2010 г. он составлял 4,7% (4,7 коп. на 1 руб. вложенных средств), а в 2011 г. - 5,3%, т.е. 5,3 коп. на 1 руб. вложенных средств.
Коэффициент рентабельности 
активов характеризует 
Рентабельность собственного капитала характеризует доходность бизнеса для его владельцев. Его увеличение, как в случае ООО “Мега-Строй” положительно характеризует качество управления средствами, вложенными в собственный капитал. За рассматриваемый период данный показатель возрос почти на 10 %. В 2009 г. он составил 27,5%, затем в 2010 г. он вырос на 9,6 %, а к концу 2011 г. уменьшился на 0,1%, однако, при анализе этим уменьшением можно пренебречь, поскольку оно значимо не изменяет данный показатель.
Анализ финансового предприятия ООО “Мега-Строй” позволяет определить стратегическую цель финансового плана – долгосрочное планирование повышения уровня финансовой устойчивости. Критерием является максимальный прирост прибыли.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Информация о работе Бюджетирование в управленческом учете на примере МФЮА 83