Благоустройство территорий края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 04:38, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – обосновать необходимость программно-целевого подхода в организации управления в регионе и предложить проект конкретной целевой программы по решению проблем благоустройства населенных пунктов Камчатского края. Для выполнения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты программно-целевого метода планирования; – обосновать практическую необходимость использования программно-целевого метода в управлении в Камчатском крае; - выявить региональную специфику управленческих процессов на уровне разработки и реализации целевых программ; - разработать проект целевой долгосрочной программы по благоустройству населенных пунктов Камчатского края.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………….. 3
Глава 1. Программно-целевое планирование как стратегия управления ……………………..……………………….
1.1. Использование программно-целевого метода планирова-ния в управлении с учетом современных экономических условий
1.2. Анализ организации благоустройства населенных пунктов Камчатского края ............................................................................ 17
1.3. Анализ долгосрочной краевой целевой программы «Комплексное благоустройство города Петропавловска-Камчатского на 2011 год» .............................................................
Глава 2. Организация планирования проектно-целевой деятельности по благоустройству населенных пунктов Камчатского края ………………………………………………….
2.1. Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализа-ции целевых программ в Камчатском крае ....................................... 29
2.2. Проект целевой программы «Благоустройство населенных пунктов Камчатского края на 2012 – 2016 годы ............................... 34
Заключение ……………………………………………………. 48
Список использованных источников и литературы .......... 50

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ_ БЛАГОУСТРОЙСТВО (111).doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

С.

Введение ………………………………………………………..

3

Глава 1. Программно-целевое  планирование как стратегия управления ……………………..……………………….

 

8

1.1. Использование программно-целевого метода планирова-ния в управлении с учетом современных экономических условий

1.2. Анализ организации благоустройства населенных пунктов Камчатского края ............................................................................   17      

1.3. Анализ долгосрочной краевой целевой программы «Комплексное благоустройство города Петропавловска-Камчатского на 2011 год» .............................................................

 

Глава 2.  Организация  планирования проектно-целевой деятельности по благоустройству населенных пунктов  Камчатского края  ………………………………………………….

 

8

 

22

 

 

29

2.1. Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализа-ции целевых программ в Камчатском крае .......................................

 

29

2.2. Проект целевой программы «Благоустройство населенных пунктов Камчатского края на 2012 – 2016 годы ...............................

 

34

Заключение …………………………………………………….

48

Список использованных источников и литературы ..........

50

Приложения ................................................................................

54


 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования

В последние годы в связи с реализацией Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. все больше внимания уделяется складывающейся практике решения органами местного самоуправления вопросов местного значения, исполнению возложенных на них полномочий.  В числе основных задач, решаемых региональными и муниципальными органами управления, важное место занимают вопросы благоустройства, т.е. качества и комфортности среды проживания. Внимание к этому вопросу привлекла реформа ЖКХ, которая стартовала в ноябре 2007 года и до сих пор остается острой и актуальной темой для Российской Федерации и её регионов. 5 октября 2010 года состоялось заседание Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, на котором обсуждались проблемы благоустройства территорий, повышения качества услуг ЖКХ. В частности, речь шла о том, что социальное самочувствие граждан определяется качеством и культурой их быта. Всем людям необходимо жить в нормальных условиях: иметь приличное жилье, ухоженные дворы, чистые улицы; отдыхать и заниматься спортом в обустроенных парках и скверах; ездить по хорошим дорогам, дышать свежим воздухом, использовать и пить чистую воду. Присутствующий на  заседании Д.А. Медведев отметил: «Надо откровенно признаться, что существующая сегодня действительность далека от этого идеала». Президент Российской Федерации предложил обсудить тему ЖКХ и благоустройства: «Вопросы благоустройства жизни, вопросы озеленения в соответствии с законом отнесены  к компетенции местной власти, но сформулированы они в самом общем виде. Поэтому в регионах существует разное понимание полномочий муниципалитетов в этой сфере. В результате где-то органы местного самоуправления практически не регулируют эти вопросы, а занимаются ими от случая к случаю, занимаются бессистемно, а где-то занимаются активно. В ряде случаев такое регулирование даже, может быть, носит избыточный, то есть чрезмерный характер»[1].

По заявлению вице-премьера правительства Российской Федерации Дмитрия Козака, необходимо благоустроить российские населенные пункты, общая площадь которых превышает 9 000000000 гектаров. Чтобы решить эту задачу, недостаточно общих средств федерального бюджета и региональных и местных бюджетов.

Как сообщил Козак на заседании  президиума совета при президенте Российской Федерации, в настоящее время в России более двадцати трех тысяч муниципалитетов, из них более двадцати тысяч – городки и сельские поселения. Необходимо благоустроить площадь, сопоставимую с площадью среднего государства. Необходимо привлечение юридических и физических лиц для выполнения этой задачи. По его словам, даже в городских округах более трети улиц не имеют должного дорожного покрытия и не освещены так, как это необходимо. И тем более не уделяется должного внимания озеленению территорий в таких муниципалитетах. Все эти факторы предопределили актуальность нашего исследования.

Приоритеты  сегодняшнего дня диктуют необходимость повышения уровня комфортности и привлекательности проживания в населенных пунктах, чтобы уменьшить  отток  населения  из  Камчатского края,  вызванного неблагоприятными факторами условий проживания. Необходимо также обеспечить рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии Камчатского края.

Программно-целевой подход к решению  региональных проблем по благоустройству населенных пунктов Камчатского края можно рассматривать как инструмент региональной политики. От планирования мер по содержанию улиц и дворов, своевременного вывоза мусора, возведению детских и спортивных площадок, малой архитектурной планировке, озеленения и декоративно-эстетического оформления во многом зависит отношение населения к местной власти и, безусловно, оценка её деятельности. Это наиболее очевидные показатели. В связи с этим видится важность и необходимость разработки эффективных программ для совершенствования деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по благоустройству населенных пунктов Камчатского края.

Решение обозначенных задач требует комплексного, системного подхода к решению проблемы. Следует учитывать, что в условиях реформирования бюджетного процесса предусматривается смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.

Возникает необходимость комплексного программно-целевого подхода в решении проблем благоустройства населенных пунктов Камчатского края, конкретизации мероприятий, планированию первоочередных и перспективных работ для обеспечения комфортных условий для деятельности и отдыха жителей Камчатского края.

Важна четкая согласованность действий Правительства Камчатского края, администраций муниципальных образований, предприятий, учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов и занимающихся благоустройством.

Степень разработанности проблемы в литературе

Оценивая состояние и степень разработанности темы исследования, следует отметить, что проблемы благоустройства городов отображены в работах таких авторов, как Орлов Д.С., Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш., Рой О.М., Воронин А.Г., Николаевская И.А., Елисеев Н.Ю. Основываясь на работах Велихова. Л.А., Денисова В.Н., Степановского А.С. было определено понятия городского благоустройства. В своих работах такие авторы как Таболин В.В., Занадворов B.C., Занадворова А.В., Зотов В.Б., Хотунцев Ю.Л. рассматривали проблемы озеленения и благоустройства городов.

Цель работы – обосновать необходимость программно-целевого подхода в организации управления в регионе и предложить проект конкретной целевой программы по решению проблем благоустройства населенных пунктов Камчатского края.

  Для выполнения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

– изучить теоретические аспекты  программно-целевого метода планирования;

– обосновать практическую необходимость  использования программно-целевого метода в управлении в Камчатском крае;

- выявить региональную специфику  управленческих процессов на  уровне разработки и реализации  целевых программ;

- разработать проект целевой  долгосрочной программы по благоустройству населенных пунктов Камчатского края.

Объектом исследования являются органы исполнительной власти местного самоуправления в Камчатском крае, Агентство по вопросам местного самоуправления Камчатского края.

Предмет исследования – управленческая деятельность исполнительных органов государственной власти Камчатского края и органов  местного самоуправления в Камчатском крае по решению проблем благоустройства населенных пунктов Камчатского края.

Теоретико-методологическая основа и эмпирическая база исследования.

Теоретико-методологической базой  работы послужили труды таких специалистов, как Гранберг А.Г., Шниппер Р.И., Бандман М.К., Некрасов Н.Н.и др.

Эмпирической базой  исследования послужили  материалы периодической печати, статистической отчетности, сайты Министерства регионального развития Российской Федерации http://www.minregion.ru/ и показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (30-ть показателей)  половина из которых – связаны с благоустройством.

При написании дипломной работы использовались методы исследования - общетеоретический, сравнительный, метод прогнозирования и программно-целевой.

Структура. Дипломная работа включает введение, две главы, заключение,  список использованных источников литературы и приложение.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, освещена теоретико-методологическая база работы.

Первая часть работы посвящена теоретическому обоснованию применения программно-целевого метода планирования благоустройства территорий, изучена нормативно-правовая база, а также проведен анализ состояния  благоустройства  населенных пунктов в Камчатском крае и система управленческих мер по совершенствованию благоустройства населенных пунктов Камчатского края.

Во второй, проектной главе дано обоснование необходимости совершенствования нормативно-правовой базы, обеспечивающей внедрение программно-целевого метода управления в регионе и представлен проект целевой программы по благоустройству населенных пунктов Камчатского края.

 

Глава 1 Программно-целевое планирование как стратегия управления

 

    1. Использование программно-целевого метода  планирования   в управлении с учетом современных экономических условий

Программно-целевой метод, разработанный  российскими и американскими учеными в 60-х годах 20 века, реализуется в следующих основных понятиях: проблема - цель - целереализующие комплексы с системой распределения ресурсов - система мероприятий (решений).

Вне зависимости от вида социально-экономических  систем проблемы могут быть решены и реально решаются на программной основе, с использованием программно-целевого метода, подхода, с применением программно-целевой методологии. Все формы и виды деятельности, охватывающие планирование, прогнозирование, организацию, координацию на программно-целевой основе, используют общую методологию, называемую программно-целевым подходом, или программно - целевым методом [2]. Такая методология наиболее характерна для процессов выработки и реализации управленческих решений, связанных с задачами проблемного характера, возникающими в самых разных областях жизни, экономики, производства, обмена, потребления.

В настоящее время, региональные программы  являются инструментом, обеспечивающим скоординированное развитие разных подсистем (экономической, социально-демографической, экологической и т.д.). Здесь встречаются разные подходы.

В последнее время активно обсуждается  вопрос о применении программно-целевых  методов при формировании бюджетов всех уровней. При использовании  программно-целевых методов управления возникает вопрос, где проходит граница между региональным программированием и «просто» территориальным планированием. Как сделать так, чтобы при разработке региональных программ специфический предмет программного управления не «растворялся» в общем потоке вопросов, обычно решаемых территориальными органами. Объектом регионального планирования считаются процессы текущего и перспективного функционирования регионов, подкрепленные соответствующими каналами мобилизации ресурсов.

В программном управлении речь идет о таких проектах, которые в силу своих особенностей не могут быть реализованы через автономные рутинные действия коммерческих структур, региональных государственных органов и органов местного самоуправления. Конечно, программы разрабатываются и реализуются не только специализированными органами программного управления, но и другими структурами, в том числе территориальными. В этом случае они выступают, как часть системы территориального управления и направлены на реализацию, в первую очередь, региональных и местных интересов, что позволяет заменить планирование от достигнутого, планированием от желаемого результата, и повышает действенность планирования.

Существуют также проблемы согласования инновационной (программной) и рутинной (плановой) составляющих развития региональной экономики, поскольку присущее любому программному планированию достижение новых целей всегда означает перераспределение ресурсов - ограничение интересов отдельных участников регионального воспроизводственного процесса.

На первый план выдвигаются не формальные характеристики программного сектора экономики, такие как общее число программ и т.д., а заложенная в программном методе потенциальная возможность, которая может существенно повысить эффективность государственного управления экономикой. В настоящее время эта возможность недооценивается. Причинами этого являются:

  • в либеральной экономической теории аспект эффективности однозначно связывается с действием рыночного механизма, а не государства;
  • государственное управление экономикой отождествляется по инерции с советской системой отраслевого управления;
  • цели федеральных и региональных программ, как правило, шире, чем получение максимума прибыли; поэтому любая из них, как не удовлетворяющая критерию коммерческой эффективности может быть отвергнута;
  • в реальной жизни государственные ассигнования на программы столь незначительны, а управление их реализацией так далеко от подлинно программных принципов, что практически отсутствуют позитивные примеры реализации в полном объеме.

Информация о работе Благоустройство территорий края