Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 04:38, дипломная работа
Цель работы – обосновать необходимость программно-целевого подхода в организации управления в регионе и предложить проект конкретной целевой программы по решению проблем благоустройства населенных пунктов Камчатского края. Для выполнения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты программно-целевого метода планирования; – обосновать практическую необходимость использования программно-целевого метода в управлении в Камчатском крае; - выявить региональную специфику управленческих процессов на уровне разработки и реализации целевых программ; - разработать проект целевой долгосрочной программы по благоустройству населенных пунктов Камчатского края.
Введение ……………………………………………………….. 3
Глава 1. Программно-целевое планирование как стратегия управления ……………………..……………………….
1.1. Использование программно-целевого метода планирова-ния в управлении с учетом современных экономических условий
1.2. Анализ организации благоустройства населенных пунктов Камчатского края ............................................................................ 17
1.3. Анализ долгосрочной краевой целевой программы «Комплексное благоустройство города Петропавловска-Камчатского на 2011 год» .............................................................
Глава 2. Организация планирования проектно-целевой деятельности по благоустройству населенных пунктов Камчатского края ………………………………………………….
2.1. Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализа-ции целевых программ в Камчатском крае ....................................... 29
2.2. Проект целевой программы «Благоустройство населенных пунктов Камчатского края на 2012 – 2016 годы ............................... 34
Заключение ……………………………………………………. 48
Список использованных источников и литературы .......... 50
Из двадцати восьми первичных показателей, используемых для оценки эффективности реализации программы, 19 показателей достигли максимального значения. Это критерий, обосновывающий применение программно-целевого метода в решении поставленных задач.
Привлечение к финансированию программы средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, а также внебюджетных источников является также весомым критерием в оценке эффективности реализации программы.
На реализацию программы выделено 1 949 млн. 367,2 тыс. руб., что составляет 4,1% от утвержденного объема расходов всего краевого бюджета за 2011 год, в т.ч. от общего объема средств на реализацию программы направлено:
Уровень фактического финансирования программных мероприятий составил 83,11%. Оценка по данному критерию достигла максимального значения. Показатели уровня финансирования Программы приведены в Приложение 5.
Анализ Программы позволил установить факт ее востребованности, корректность запланированных мер и ее эффективность на этапе реализации. В связи с тем, что решение обозначенных в программе проблем носит долгосрочный характер и по итогам проведенной оценки результативности целевая программа - ДКЦП "Комплексное благоустройство города Петропавловска-Камчатского на 2011 год" является эффективной, следовательно целесообразна её дальнейшая реализация.
Глава 2 Организация планирования проектно-целевой деятельности по благоустройству населенных пунктов Камчатского края
2.1 Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации целевых программ в Камчатском крае
Одной из основных проблем регионального развития современной России является необходимость устранения неоправданной асимметрии социально-экономического положения регионов, что предопределено использованием специальных методических подходов для обоснования потребности освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения конкретных регионов страны. В этих условиях возрастающее значение придается применению программно-целевых методов регулирования развития регионов.
Программно-целевые методы регулирования развития для решения экономических, социальных, экологических и других проблем в конкретных территориальных образованиях длительное время применяются в реальной практике многих государств мира. В нашей стране такие подходы широко применялись в 70-80 - х годах прошлого столетия при централизованной экономике для координации деятельности различных отраслей народного хозяйства, определения приоритетности задач и соответствующих механизмов концентрации ресурсов на важнейших направлениях в процессе реализации крупномасштабных проектов.
Краевые целевые программы, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе за счет средств федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства Камчатского края, на сессиях Законодательного Собрания Камчатского края, находятся в режиме прямого доступа на сайтах Правительства Камчатского края, Минэкономразвития и торговли Камчатского края, государственных заказчиков, публикуются как официальные документы.
При этом программы развития являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства в его регионах, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении Российской Федерации, и являются в настоящее время наиболее отработанным и прозрачным инструментом реализации политики государства с использованием программно-целевых методов.
Управление проектированием и реализацией программ в Камчатском крае обеспечивается структурами исполнительной власти региона.
Министерством экономического развития и торговли Камчатского края осуществляется формирование комплексной системы стратегического планирования социально-экономического развития Камчатского края.
Успешное функционирование системы зависит от эффективной координации всех инструментов государственного управления, одним из которых является механизм эффективной реализации долгосрочных целевых программ.
В настоящее время разработка и реализация комплексных и отраслевых целевых программ на территории Камчатского края осуществляется в соответствии с порядком принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ утвержденным Постановлением Правительства Камчатского края от 23.09.2008 № 281-П (в ред. Постановлений Правительства Камчатского края от 31.12.2010 N 555-П, от 22.09.2011 N 393-П).
Данный порядок устанавливает этапы и сроки разработки и реализации долгосрочных целевых программ в Камчатском крае, уровни принятия решения, основные функции и задачи участников процесса программно-целевого управления.
Постановлением Правительства Камчатского края от 24.04.2009 № 193-П утверждено положение о разработке, утверждении и реализации краевых ведомственных целевых программ" (в ред. Постановления Правительства Камчатского края от 29.06.2009 N 262-П) от 08.04.2012 № 193-П
Письмом Министерства экономического развития и торговли Камчатского края от 05.04.2010 № 05-520 установлен срок "О представлении бюджетных заявок на реализацию долгосрочных краевых целевых программ в 2011 году и плановом периоде до 2013 года".
Приказом Министерства экономического развития и торговли Камчатского края от 01.03.2010 № 2850 утверждены Методические рекомендации по составлению отчета о ходе реализации краевой бюджетной целевой программы.
Управление реализацией
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы несет ответственность за ее реализацию, непосредственные и конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы, а также представляет в министерство экономического развития и торговли Камчатского края отчеты о ходе финансирования и выполнения программы.
Министерство экономического развития и торговли Камчатского края осуществляет мониторинг реализации долгосрочных целевых программ – проверку своевременного и качественного предоставления отчетной информации, степени освоения выделенных бюджетных средств, достижения целей, задач, мероприятий и запланированной эффективности программы.
На основе данных ежегодного мониторинга Министерство экономического развития и торговли Камчатского края осуществляет интегральную оценку результативности программ в соответствии с критериями оценки эффективности ее реализации.
Классификация видов оценки в зависимости от цели оценки (параметров оценки):
- оценка потребности: оценка
социально-экономических
- оценка процесса реализации: анализ качества подготовки программы (состав и компетентность разработчиков, анализ методических материалов, использовавшихся при разработке, логическая схема программы, экспертиза содержания и ресурсной обеспеченности программы);
- оценка влияния: выявление
- оценка степени воздействия
программы на социально-
- оценка результативности: экспертиза
результатов, достигнутых в
- оценка продуктивности: измерение положительных результатов и прочих благ, предоставленных программой, в расчете на одного реципиента (выгодополучателя программы);
- оценка эффективности: сопостав
Рассмотренные виды оценки могут быть представлены в виде модельной схемы согласно Приложению 6, иллюстрирующей взаимосвязь целей, параметров, критериев оценки, а также стадий, в рамках которых она проводится [8].
Утвержденная структура и система показателей долгосрочной краевой целевой программы в Камчатском крае (далее – ДКЦП) изложена в Приложении 7.
6. Система программных мероприятий:
2.2. Проект целевой
программы «Благоустройство
Целесообразность разработки целевой
комплексной программы благоуст
ПАСПОРТ
долгосрочной краевой целевой программы
«Комплексное благоустройство населенных пунктов
Камчатского края на 2012 - 2016 годы» (далее – Программа)
Основание для разработки Программы |
- Распоряжение
Правительства Камчатского |
Государственный заказчик - координатор Программы |
Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края" |
Государственные заказчики Программы |
Министерство
строительства Камчатского Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края" |
Разработчик Программы |
Агентство по вопросам местного самоуправления Камчатского края |
Главные распорядители (распорядители) средств Программы |
Министерство
строительства Камчатского Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края |
Цель Программы |
1) Формирование
благоприятных и комфортных 2) Улучшение внешнего облика муниципальных образований в Камчатском крае.
|
Задачи Программы |
1. Обновление и ремонт 2. Благоустройство 3. Ремонт уличных сетей 4. Создание композиций из 5. Восстановление и (или) 6. Озеленение, ландшафтное
и дизайнерское оформление |
Основные мероприятия |
1. Ремонт межквартальных и
внутридворовых проездов и 2. Озеленение и ландшафтное оформление; 3. Установка, проектирование, восстановление детских площадок; 4. Ремонт и реконструкция сетей наружного освещения; 5. Ремонт, реконструкция и устройство
ограждений объектов 6. Ремонт и реконструкция 7. Прочие мероприятия |
Срок реализации Программы |
2012-2016 годы
|
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования – 6 660 441,96 тыс. рублей, в том числе за счет средств: 1) федерального бюджета – ----- 2) краевого бюджета – 5 326 299,20 тыс. рублей; 3) местного бюджета – 1 332 917,76 тыс. рублей; 4) внебюджетные источники – 1 225,0 тыс. рублей. |
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
|
3) улучшение санитарно- 4) внешняя привлекательность улиц и дворов населенных пунктов, организация мест отдыха населения |
Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий |
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Данная Программа является основной
для реализации мероприятий по благоустройству,
озеленению, улучшению санитарного
состояния и архитектурно-
Камчатский край включает в себя 88 населённых пунктов.
Населённые пункты удалены друг от друга. Наблюдается довольно низкий уровень благоустройства, ненадлежащее содержание газонов, высокий износ и разрушение дорожного полотна, отсутствие тротуаров, не производится подсыпка и грейдерование грунтовых дорог в полном объеме. Большинство объектов внешнего благоустройства населенных пунктов, таких как пешеходные зоны, зоны отдыха, межквартальные и внутридомовые территории, нуждаются в ремонте.
Слабое развитие имеет уличное наружное освещение населенных территорий, зачастую оно ограничено лишь подсветкой проезжих частей главных улиц.
Запущенное состояние большей части зеленых насаждений. Деревья и кустарники нуждаются в своевременной подрезке и дополнительном уходе.
Зон
отдыха, созданных на территории
населенных пунктов явно
Дворовые пространства жилых комплексов необходимо обустраивать детскими площадками, малыми архитектурными формами, цветниками и газонами.
Имеющиеся объекты благоустройства, расположенные на территории населенных пунктов Камчатского края, не обеспечивают растущие потребности и не удовлетворяют современным требованиям, предъявляемым к качеству среды проживания и временного пребывания, а уровень их износа продолжает увеличиваться. Низкий уровень благоустройства населенных пунктов и состояние транспортной инфраструктуры, вызывает дополнительную социальную напряженность в обществе.
Запущенное состояние многих территорий
требует скорейшей
В настоящее время очевидно, что решение стоящих задач требует комплексного, системного подхода, тем более в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.