Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 04:38, дипломная работа
Цель работы – обосновать необходимость программно-целевого подхода в организации управления в регионе и предложить проект конкретной целевой программы по решению проблем благоустройства населенных пунктов Камчатского края. Для выполнения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты программно-целевого метода планирования; – обосновать практическую необходимость использования программно-целевого метода в управлении в Камчатском крае; - выявить региональную специфику управленческих процессов на уровне разработки и реализации целевых программ; - разработать проект целевой долгосрочной программы по благоустройству населенных пунктов Камчатского края.
Введение ……………………………………………………….. 3
Глава 1. Программно-целевое планирование как стратегия управления ……………………..……………………….
1.1. Использование программно-целевого метода планирова-ния в управлении с учетом современных экономических условий
1.2. Анализ организации благоустройства населенных пунктов Камчатского края ............................................................................ 17
1.3. Анализ долгосрочной краевой целевой программы «Комплексное благоустройство города Петропавловска-Камчатского на 2011 год» .............................................................
Глава 2. Организация планирования проектно-целевой деятельности по благоустройству населенных пунктов Камчатского края ………………………………………………….
2.1. Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализа-ции целевых программ в Камчатском крае ....................................... 29
2.2. Проект целевой программы «Благоустройство населенных пунктов Камчатского края на 2012 – 2016 годы ............................... 34
Заключение ……………………………………………………. 48
Список использованных источников и литературы .......... 50
Тем не менее, как свидетельствует опыт развитых стран, программно-целевой метод управления является одним из основных средств осуществления региональной политики и позволяет осуществить эффективное соединение программных целей с путями их достижения, включая механизмы государственного и рыночного регулирования. Если исходить из теоретических подходов использования программно-целевых методов управления в нашей стране, то на уровне регионов программного подхода требует решение таких проблем, как осуществление коренных структурных сдвигов в экономике. В их число входят: создание новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных производств, - так называемых, «точек роста», объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих реализовать конкурентные преимущества региона; создание благоприятных общеэкономических условий функционирования и развития предприятий в регионе на следующей основе:
Что касается отечественного опыта, то
попытки использовать программно-целевой
подход в территориальном планировании
имели место еще в 20-30 годы прошлого столетия
(план ГОЭЛРО, создание Урало-Кузнецкого
комбината, освоение Хибин, строительство
лесоэкспортного порта Игарка на Енисее
и крупного промышленного центра Комсомольск-на-Амуре
и др.). В 60-80-е годы целевые комплексные
программы получили широкое распространение
как важнейшие составные части государственных
перспективных планов экономического
и социального развития. В их составе выделялись
научно-технические, экономические, социальные,
региональные, экологические программы,
а также программы развития отдельных
территориально-
Предпосылками к более широкому
использованию программно-
В современных экономических
В настоящее время основными направлениями использования программно-целевых методов управления являются:
Среди преимуществ использования программно-целевого метода управления экономическим и социальным развитием регионов можно выделить:
Опыт программно-целевого подхода к решению проблем развития регионов показывает, что наряду с положительными моментами имеется ряд существенных недостатков, снижающих эффективность их реализации.
Среди наиболее часто встречающихся следует отметить:
Результативность реализации комплекса мероприятий целевой программы оценивают показатели непосредственного результата, которые согласно некоторым источникам отражают статистические, социологические и иные отчетные данные, характеризующие объем и качество выполнения мероприятий, направленных на достижение конечного социально-экономического эффекта целевой программы [3]. В трудах других авторов показатели непосредственного результата оценивают продукт, произведенный в течение определенного периода, или услугу, предоставленную в течение определенного периода в рамках целевой программы [4].
Таким образом, целевые программы, разработанные в соответствии с принципами результативного подхода содержат:
- описание поддающихся
- систему показателей для измерения результатов реализации программ и целевые значения для каждого из таких показателей, что позволит осуществлять: предварительную оценку программ, мониторинг степени достижения намеченных целей и запланированных результатов в ходе реализации программ, оценку эффективности реализации программ после ее завершения.
- оценку социальных эффектов
в рамках метода издержек и
результативности
Законодательной основой разработки
государственных целевых
Официальный порядок разработки и реализации современных федеральных программ определен постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", в котором утвержден Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. В этом документе определены основные направления применения программно-целевого подхода.
Вместе с тем, возрастающее значение региональных целевых программ и явные пробелы в их правовом и нормативно-методическом обеспечении обуславливают необходимость принятия Федерального закона «О федеральных целевых программах социально-экономического развития регионов РФ», постановления Правительства РФ о разработке и реализации региональных программ и методологических рекомендаций о составе и обосновании региональных программ. В настоящее время нет чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана (в его традиционной форме) и целевой комплексной программы. В результате происходит адаптация программных методов к существующим методам планирования и управления, что существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода.
Тем не менее, практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социально-экономическими процессами в регионах.
Данный метод предоставляет возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов хозяйственных региональных систем.
1.2. Анализ организации благоустройства населенных пунктов Камчатского края
Законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года №154-ФЗ названы предметы ведения местного самоуправления, включающие вопросы местного значения, решение которых связано с удовлетворением местных (муниципальных) нужд. В их числе комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, развитие экономической базы (в том числе градообразующей) и утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и др.
Большинство этих вопросов может стать и уже являются предметом формирования муниципальных программ в интересах увеличения экономического потенциала, уточнения производственной специализации, развития местного предпринимательства, формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, развития межселенных связей и достижения достойного уровня жизни местного населения.
Понятие «благоустройство территории» включает в себя - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
Все эти виды работ осуществляются для приведения территории в состояние пригодное для создания условий, способствующих нормальной жизнедеятельности населения.
Иными словами, говоря об улучшении благоустройства населенных пунктов, мы говорим о такой организации территории, которая будет способствовать экологической безопасности здоровья человека, повышению качественного уровня жизни населения.
Сегодня анализ состояния степени благоустроенности населенных пунктов Камчатского края свидетельствует о формальном, малоэффективном решении органами местного самоуправления вопросов местного значения (п. 19 ст.14 131-ФЗ от 06.10.2003г.) [6] по организации благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Оценка качества работы муниципалитета по благоустройству определяется по многим количественным показателям, однако наиболее колоритной оценкой в данном случае служит визуализация. Иными словами, благоустроенную территорию трудно не заметить.
До 2012 года в Камчатском крае благоустройство населенных пунктов осуществлялось в основном в рамках текущего содержания, это вывоз мусора, грейдирование дорог в летнее время и расчистка дрог от снега в зимнее время года.
В соответствии с постановлениями глав администраций и Правилами благоустройства территорий муниципальных образований, определяются особенности их уборки в весенне-летний и осенне-зимний периоды.
Агентством по вопросам местного самоуправления Камчатского края ежегодно производится сбор и анализ информации о проделанной работе.
Так в Петропавловске-Камчатском городском округе организована горячая линия «Чистый город» по вопросам благоустройства, экологии и охране окружающей среды по тел. 23-50-98.
Проводится работа с участием молодежных
организаций, студентов по благоустройству
и озеленению мест массового отдыха
жителей Петропавловск-