Благоустройство территорий края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 04:38, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – обосновать необходимость программно-целевого подхода в организации управления в регионе и предложить проект конкретной целевой программы по решению проблем благоустройства населенных пунктов Камчатского края. Для выполнения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты программно-целевого метода планирования; – обосновать практическую необходимость использования программно-целевого метода в управлении в Камчатском крае; - выявить региональную специфику управленческих процессов на уровне разработки и реализации целевых программ; - разработать проект целевой долгосрочной программы по благоустройству населенных пунктов Камчатского края.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………….. 3
Глава 1. Программно-целевое планирование как стратегия управления ……………………..……………………….
1.1. Использование программно-целевого метода планирова-ния в управлении с учетом современных экономических условий
1.2. Анализ организации благоустройства населенных пунктов Камчатского края ............................................................................ 17
1.3. Анализ долгосрочной краевой целевой программы «Комплексное благоустройство города Петропавловска-Камчатского на 2011 год» .............................................................
Глава 2. Организация планирования проектно-целевой деятельности по благоустройству населенных пунктов Камчатского края ………………………………………………….
2.1. Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализа-ции целевых программ в Камчатском крае ....................................... 29
2.2. Проект целевой программы «Благоустройство населенных пунктов Камчатского края на 2012 – 2016 годы ............................... 34
Заключение ……………………………………………………. 48
Список использованных источников и литературы .......... 50

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ_ БЛАГОУСТРОЙСТВО (111).doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, как свидетельствует опыт развитых стран, программно-целевой метод управления является одним из основных средств осуществления региональной политики и позволяет осуществить эффективное соединение программных целей с путями их достижения, включая механизмы государственного и рыночного регулирования. Если исходить из теоретических подходов использования программно-целевых методов управления в нашей стране, то на уровне регионов программного подхода требует решение таких проблем, как осуществление коренных структурных сдвигов в экономике. В их число входят: создание новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных производств, - так называемых, «точек роста», объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих реализовать конкурентные преимущества региона; создание благоприятных общеэкономических условий функционирования и развития предприятий в регионе на следующей основе:

  • развитие законодательной и нормативной базы, направленной на создание «режима наибольшего благоприятствования», в первую очередь, для региональных производителей, работающих в приоритетных для развития региона сферах экономики и отраслях производства, включая среднее и малое предпринимательство;
  • создание благоприятного инвестиционного климата в регионе;
  • развитие рыночной инфраструктуры обще регионального и зонального (внутри регионального) значения;
  • участие в межрегиональных программах по совместному созданию производственных и инфраструктурных объектов, решению экологических проблем.

Что касается отечественного опыта, то попытки использовать программно-целевой подход в территориальном планировании имели место еще в 20-30 годы прошлого столетия (план ГОЭЛРО, создание Урало-Кузнецкого комбината, освоение Хибин, строительство лесоэкспортного порта Игарка на Енисее и крупного промышленного центра Комсомольск-на-Амуре и др.). В 60-80-е годы целевые комплексные программы получили широкое распространение как важнейшие составные части государственных перспективных планов экономического и социального развития. В их составе выделялись научно-технические, экономические, социальные, региональные, экологические программы, а также программы развития отдельных территориально-производственных комплексов.

Предпосылками к более широкому использованию программно-целевого метода при этом являлись постоянно  углубляющиеся процессы специализации производства, все большая дифференциация видов деятельности, требовавшая развития соответствующих методов интеграции для решения проблем межотраслевого, комплексного характера; ведомственная разобщенность, усилившаяся в связи с возвратом в середине 60-х годов к отраслевому принципу управления, которая, однако, не обеспечивала решения комплексных проблем. Все это способствовало тому, что уже в недрах планово-административной системы возникла объективная потребность использования интеграционных методов планирования и управления.

В современных экономических условиях возможности программно-целевых  методов, реализуемые в форме  целевых программ для решения  стоящих перед субъектом федерации  социально-экономических задач, используются недостаточно полно. Невысокая эффективность программ связана, прежде всего, с недоработками государственных заказчиков при формировании и реализации программ, выработке механизмов контроля за ходом их выполнения. Повышение эффективности применения этих методов требует корректировки ряда действующих в настоящее время программ. Часть программ должна быть пересмотрена и скоординирована в соответствии с рекомендациями и предложениями Минэкономразвития России и группы независимых экспертов.

В настоящее время основными направлениями использования программно-целевых методов управления являются:

  • необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и социальной сферы;
  • комплексность возникшей социально-экономической, научно-технической и природно-экологической проблемы, требующей межотраслевой и межрегиональной координации программных мероприятий;
  • отсутствие возможностей достижения необходимых целей развития, исходя только из существующего уровня взаимосвязей между уровнями управления, хозяйствующими субъектами и т.д.;
  • необходимость скоординированного использования финансовых и материальных ресурсов различной ведомственной, отраслевой, региональной и иной принадлежности для достижения особо важной цели (региональной значимости).

Среди преимуществ использования  программно-целевого метода управления экономическим и социальным развитием  регионов можно выделить:

  • индикативный характер программ, сроки, реализации которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами;
  • системный характер основных целей и задач программы по решению сложных комплексных (межотраслевых и межрегиональных) проблем развития экономики и социальной сферы региона различного таксономического уровня;
  • обеспечение единства методологических и методических подходов к решению задач развития регионов;
  • возможность концентрации ограниченных материальных и финансовых ресурсов на решение принципиальных вопросов социально-экономического развития региона (проведение структурной политики на основе ускоренного развития отраслей обрабатывающей промышленности, реализации инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы, развитие наукоемких производств, содействие занятости населения и др.);
  • возникновение мультипликативного эффекта при целевом использовании ограниченных бюджетных ресурсов за счет дополнительного привлечения внебюджетных средств;
  • возможность сочетания в ходе государственного управления развития экономики и социальной сферы на всех уровнях территориальной иерархии программно-целевого метода с методами регионального прогнозирования и индикативного планирования;
  • обеспечение общественного контроля, при формировании целей и задач программного развития и использования финансовых ресурсов (экспертиза, формирование межведомственных комиссий по их реализации и др.).

Опыт программно-целевого подхода  к решению проблем развития регионов показывает, что наряду с положительными моментами имеется ряд существенных недостатков, снижающих эффективность их реализации.

Среди наиболее часто встречающихся  следует отметить:

  • недостаточность обоснования необходимости применения программно-целевого метода для решения конкретной социально-экономической проблемы;
  • отсутствие эффективной системы управления программой со стороны головного исполнителя программы и системы контроля со стороны государственного заказчика программы.

Результативность реализации комплекса  мероприятий целевой программы  оценивают показатели непосредственного  результата, которые согласно некоторым источникам отражают статистические, социологические и иные отчетные данные, характеризующие объем и качество выполнения мероприятий, направленных на достижение конечного социально-экономического эффекта целевой программы [3]. В трудах других авторов показатели непосредственного результата оценивают продукт, произведенный в течение определенного периода, или услугу, предоставленную в течение определенного периода в рамках целевой программы [4].

Таким образом, целевые программы, разработанные в соответствии с принципами результативного подхода содержат:

- описание поддающихся количественной  оценке ожидаемых результатов  реализации программ, включая как  непосредственные результаты, так  и конечные результаты;

- систему показателей для измерения результатов реализации программ и целевые значения для каждого из таких показателей, что позволит осуществлять: предварительную оценку программ, мониторинг степени достижения намеченных целей и запланированных результатов в ходе реализации программ, оценку эффективности реализации программ после ее завершения.

- оценку социальных эффектов  в рамках метода издержек и  результативности осуществляется  в натуральных или условных  единицах, а в качестве показателей  в зависимости от стадии оценки могут применяться общие и частные индикаторы.

Законодательной основой разработки государственных целевых программ является Федеральный закон РФ от 20.07.95 № 115-ФЗ  «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [5]. Он определяет цели, содержание и взаимосвязь системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития нашего государства.

Официальный порядок разработки и  реализации современных федеральных  программ определен постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", в котором утвержден Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. В этом документе определены основные направления применения программно-целевого подхода.

Вместе с тем, возрастающее значение региональных целевых программ и явные пробелы в их правовом и нормативно-методическом обеспечении обуславливают необходимость принятия Федерального закона «О федеральных целевых программах социально-экономического развития регионов РФ», постановления Правительства РФ о разработке и реализации региональных программ и методологических рекомендаций о составе и обосновании региональных программ. В настоящее время нет чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана (в его традиционной форме) и целевой комплексной программы. В результате происходит адаптация программных методов к существующим методам планирования и управления, что существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода.

Тем не менее, практика показывает, что  целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социально-экономическими процессами в регионах.

Данный метод предоставляет возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов хозяйственных региональных систем.

 

1.2. Анализ организации благоустройства населенных пунктов Камчатского края

Законом “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года №154-ФЗ названы предметы ведения местного самоуправления, включающие вопросы местного значения, решение которых связано с удовлетворением местных (муниципальных) нужд. В их числе комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, развитие экономической базы (в том числе градообразующей) и утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и др.

Большинство этих вопросов может стать  и уже являются предметом формирования муниципальных программ в интересах увеличения экономического потенциала, уточнения производственной специализации, развития местного предпринимательства, формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, развития межселенных связей и достижения достойного уровня жизни местного населения.

Понятие «благоустройство территории» включает в себя - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.

Все эти виды работ осуществляются для приведения территории в состояние  пригодное для создания условий, способствующих нормальной жизнедеятельности  населения.

Иными словами, говоря об улучшении  благоустройства населенных пунктов, мы говорим о такой организации территории, которая будет способствовать экологической безопасности здоровья человека, повышению качественного уровня жизни населения.

Сегодня анализ состояния степени благоустроенности населенных пунктов Камчатского края свидетельствует о формальном, малоэффективном решении органами местного самоуправления вопросов местного значения (п. 19 ст.14 131-ФЗ от 06.10.2003г.) [6] по организации благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Оценка качества работы муниципалитета по благоустройству определяется по многим количественным показателям, однако наиболее колоритной оценкой в данном случае служит визуализация. Иными словами, благоустроенную территорию трудно не заметить.

До 2012 года в Камчатском крае благоустройство населенных пунктов осуществлялось в основном в рамках текущего содержания, это вывоз мусора, грейдирование дорог в летнее время и расчистка дрог от снега в зимнее время года.

В соответствии с постановлениями  глав администраций и Правилами  благоустройства территорий муниципальных  образований, определяются особенности их уборки в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

Агентством по вопросам местного самоуправления Камчатского края ежегодно производится сбор и анализ информации о проделанной работе.

Так в Петропавловске-Камчатском городском округе организована горячая линия «Чистый город» по вопросам благоустройства, экологии и охране окружающей среды по тел. 23-50-98.

Проводится  работа с участием молодежных организаций, студентов по благоустройству  и озеленению мест массового отдыха жителей Петропавловск-Камчатского  городского округа (береговая полоса набережной Озерновской косы, бухта «Малая лагерная», бухта «Большая лагерная», территория рощи в районе улицы Дачная, территория памятников расположенных на Никольской и Петровкой сопках)

Информация о работе Благоустройство территорий края