Бухгалтерский учет и анализ затрат на производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности затрат и их классификации в бухгалтерском управленческом учете и анализе хозяйственной деятельности.
Задачами курсовой работы является изучить понятие затрат, их классификацию, группировку, а также рассмотреть современные модели учета затрат на производство и результатов хозяйственной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО…………...…...5
1.1. Понятие затрат на производство, их классификация и задачи учета……..5
1.2. Система счетов для учета затрат на производство…………………………7
1.3. Методы учета затрат на производство…………………………………...…9
1.4. Учет прямых затрат на производство……………………………………...12
1.5. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг вспомогательного производства………………………………………………..16
1.6.Учет и распределение расходов по обслуживанию производства
и управления………………………………………………………………….…20
1.7. Учет расходов будущих периодов…………………………………………27
1.8. Учет потерь производства………………………………………………….31
1.9. Учет и оценка незавершенного производства…………………………….33
1.10. Сводный учет затрат на производство…………………………………...34
1.11.Учет выпуска продукции…………………………………………………..36
2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО………………………………….40
2.1. Цель, задачи, источники анализа затрат на производство……………….40
2.2.Анализ структуры и динамики затрат на производство…………………..41
2.3. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции…………………………...43
2.4. Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции…………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...51
Приложение А- ПОПЕРЕДЕЛЬНЫЙ МЕТОД………………………………...52
Приложение Б – ФОРМА №1 «БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС»……………..53
Приложение В– ФОРМА №2 «ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ»……..54

Файлы: 1 файл

курсовая работа ЗАТРАТЫ.docx

— 134.10 Кб (Скачать файл)

Аналитический учет общехозяйственных  расходов ведут в ведомости учета  общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и непроизводственных расходов (ф. № 15), а при использовании  ЭВМ — в соответствующей машинограмме. Ведомость составляют на основании первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств и листков-расшифровок по прочим денежным расходам. По окончании месяца общехозяйственные расходы распределяют и списывают на основное, вспомогательные и непромышленные производства и хозяйства и другие счета затрат.

Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляют специальные ведомости распределения  этих расходов. В организациях промышленности общепроизводственные и общехозяйственные  расходы распределяют между объектами  калькуляции, как правило, пропорционально  сумме основной заработной платы  производственных рабочих.

Списание общехозяйственных расходов по назначению отражают при журнально-ордерной форме учета в журналах-ордерах  № 10 и 10/1 и оформляют следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 20 «Основное производство» (на сумму расходов, относящихся  к основному производству);

Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (на сумму расходов, относящихся  к вспомогательным производствам);

Дебет счета 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами», субсчет  «Расчеты по претензиям» (на сумму расходов, причитающихся к получению от поставщиков в возмещение потерь от простоев по внешним причинам);

Дебет счета 91 «Прочие доходы и  расходы» (на сумму расходов, понесенных предприятиями в результате временной  остановки производства) и др.;

Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Общехозяйственные расходы можно  списывать с кредита счета 26 в  дебет счета 90 «Продажи».

В составе общехозяйственных и  общепроизводственных расходов многие виды затрат ограничены утвержденными  в установленном порядке лимитами, нормами и нормативами для  целей налогообложения, контроля затрат и других целей.

1.7. Учет расходов  будущих периодов

На формирование финансовых результатов определенное влияние  оказывает правильный учет расходов будущих периодов.

Расходы будущих периодов — это затраты, произведенные организацией в предшествующем и/или отчетном периодах,,но подлежащие включениюв себестоимость продукции (работ, услуг) в последующие периоды деятельности организации.

К расходам будущих периодов, в частности, относятся расходы, связанные:

  • с горно-подготовительными работами;
  • подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;
  • освоением новых производств, установок и агрегатов;
  • рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;
  • неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв) и др.

К расходам будущих периодов также могут быть отнесены:

  • расходы, связанные с рекламой продукции;
  • расходы на обязательную сертификацию продукции;
  • расходы на приобретение лицензий и др.

Расходами будущих периодов могут быть признаны только уже потребленные услуги или работы.

Для учета расходов, произведенных в отчетном периоде, но подлежащих включению в себестоимость продукции в последующие периоды деятельности организации, используется активный счет 97 «Расходы будущих периодов». Учет расходов будущих периодов отражается по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и кредиту счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 60 «Расчеты с поставщикамии подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Расходы будущих периодов подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно по месяцам, пропорционально объему продукции и др.) в течение, периода, к которому они относятся.

При использовании первого  способа и в зависимости от назначения расходы, учтенные на счете 97 «Расходы будущих периодов», ежемесячно списываются в доле, относящейся к отчетному месяцу, в дебет счетов по учету затрат на производство (счета 20, 23, 25, 26) и/или счета 44 «Расходы на продажу».

Избранный организацией порядок  списания расходов будущих периодов должен быть отражен в учетной политике организации в качестве элемента.

Аналитический учет по счету 97 «Расходы будущих периодов» ведется по каждому виду расходов.

Расходы на неравномерно производимый силами самой организации ремонт основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв) первоначально учитывают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции со счетами учета материалов, расходовна оплату труда и т. д.

Затем эти расходы ежемесячно списываются со счета 97«Расходы будущих периодов» в дебет счетов по учету затрат на производство (счета 20, 23, 25, 26).

Допустим, что организацией были произведены расходы на рекламу, относящиеся к будущим отчетным периодам (например, произведена полная оплата за использование в течение шести месяцев рекламного щита для рекламы своей продукции).

После установки рекламного щита услуги по рекламе считаются  потребленными, а расходы на рекламу первоначально должны быть учтены по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Затем эти расходы в течение шести месяцев ежемесячно можно списывать в доле, относящейся к отчетному месяцу, в дебет счета 44 «Расходына продажу» с последующим отнесением этих расходов на себестоимость продаж (субсчет 90-2).

Учет расходов на приобретение лицензий на осуществление отдельных видов деятельности отражается по дебету счета 97 в корреспонденциисо счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Приобретение лицензий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензия— это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, установлен ст. 17 указанного выше Закона. Согласно этому Закону срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет.

Расходы на приобретение лицензий в течение срока их действия ежемесячно списываются в доле, относящейся к отчетному месяцу, в дебет счетов по учету затрат на производство с последующим отнесением этих расходов на себестоимость продаж (субсчет 90–2 «Себестоимость продаж»)

Не реже одного раза в год (обычно перед составлением годового отчета) должна проводиться инвентаризация расходов будущих периодов.

Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов, и отнесениюна затраты на производство и/или расходы на продажу (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.

Для учета результатов инвентаризации расходов будущих периодов применяется  унифицированная форма № ИНВ-11 «Акт инвентаризации расходов будущих периодов».

Данная форма составляется в двух экземплярах ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующем счете, подписывается, и один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.

В акте отражается общая величина затрат (расходов), произведенных в данном отчетном периоде или не списанных до конца в предыдущихпериодах, но относящихся к будущим отчетным периодам. Также указывается дата фактического произведения расходов в случае, если они являются единовременными (разовыми), или дата окончания работ, если они связаны с работами по освоению новой техники, производственнымии другими работами, осуществляемыми в течение определенного периода времени.

При автоматизированной обработке  данных по учету результатов инвентаризации расходов будущих периодов форма № ИНВ-11 формируется средствами вычислительной техники на бумажных и машинных носителях информации.

1.8. Учет потерь  производства

Брак в производстве и потери от простоев относятся к числу непроизводительных расходов и потерь, поэтому они не планируются. 
Планирование потерь от брака допускается в виде исключения на тех производствах, где он еще не может быть полностью предотвращен. Планируется в технологически неизбежных нормах в литейном, кузнечном, термическом, гальваническом, стекольном, керамическом производствах с разрешения Министерства промышленности. 
Потери от брака учитываются на счете 28 «Брак в производстве». К ним относятся:

    • себестоимость окончательно забракованной продукции, полуфабрикатов, работ за вычетом удержаний и возмещений;
    • стоимость материалов для исправления брака; 
    • оплата труда за исправление брака и все отчисления в бюджет по начисленной заработной плате.

По характеру дефектов изготовленной продукции различается  брак неисправимый (окончательный), исправление  которого экономически не выгодно или  технически невозможно, и исправимый, когда дефекты можно устранить  и использовать готовое изделие  по прямому назначению. Брак может  быть выявлен у изготовителя до отгрузки продукции покупателям и у  покупателя продукции (брак внутренний и внешний).

Каждый случай брака оформляется актом о браке с указанием: наименования изделия, характера брака, операции, на которой возник брак, причины и виновника брака, количества забракованных деталей или изделий и затрат, связанных с браком. Затраты окончательного брака определяются по фактической себестоимости забракованных изделий. Себестоимость исправимого брака включает только затраты на его исправление. 
По дебету счета 28 собираются затраты по браку, т.е. фактическая себестоимость окончательного брака (дебет 28, кредит 20), фактические затраты по исправлению брака (дебет 28, кредит 10, 68, 70, 69 и др. счета). 
По кредиту счета 28 отражаются суммы, относимые на уменьшение потерь от брака:стоимость отходов от списания окончательного брака (дебет 10, кредит 28);стоимость забракованной продукции по цене возможного использования (дебет 43, кредит 28);суммы возмещений, отнесенные на виновника брака (дебет 73, кредит 28);суммы, отнесенные на поставщиков недоброкачественных материалов (дебет 76, кредит 28);потери от брака, списанные на затраты производства (дебет 20, кредит 28) как разность между затратами по браку в дебете счета 28 и компенсацией в покрытие этих затрат по кредиту счета 28. 
В себестоимости продукции потери от брака отражаются отдельной статьей «Потери от брака».Аналитический учет по счету 28 «Брак в производстве» ведется по отдельным цехам, видам продукции, статьям расходов, причинам и виновникам брака.Потери от брака включаются в себестоимость только тех видов продукции, работ, услуг, по которым обнаружен брак.

 На основании актов  о браке составляется отчет  о себестоимости брака в отчетном месяце, где указывается цех, вид брака, виновник брака, номера деталей, узлов, количество забракованных изделий, стоимость сырья и материалов в себестоимости забракованной продукции, заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, общепроизводственные расходы, возмещение потерь (по цене возможного использования, удержаний с виновных лиц, возмещение поставщиками) и определяются окончательные потери от брака, которые списываются на счет 20 «Основное производство». Счет 28 «Брак в производстве» сальдо на конец месяца не имеет. Для принятия оперативных мер руководителями производств составляются срочные рапорты о забракованной продукции.

1.9. Учет и оценка  незавершенного производства

Под незавершенным производством понимается продукция (работы, услуги), не прошедшая всех операций обработки, а также полностью законченная продукция, но не полностью укомплектованная, не прошедшая испытаний и технической приемки. К незавершенному производству также относятся изделия, полностью обработанные и принятые отделом технического контроля, но не сданные на склад готовой продукции до 24 часов последнего дня месяца при одной двухсменной работе предприятия, а при трехсменной — до 8 часов утра первого числа нового месяца, следующего за отчетным. Не входят в состав незавершенного производства материалы, полуфабрикаты, находящиеся у рабочего места, но не начатые обработкой; окончательный брак деталей, узлов; комплектующие I детали, не прошедшие сборки. Учет незавершенного производства подразделяется на оперативный и бухгалтерский.  
Оперативный учет ведется в цехах в натуральном измерителе производственно-диспетчерскими отделами (ПДО), производственно-диспетчерскими бюро(ПДБ) и работниками промежуточных складов узлов, изделий. Бухгалтерский учет незавершенного производства ведется ежемесячно в натуральном и денежном выражении. Учет движения деталей, узлов в цехах зависит от специфики производства. В цехах ведется количественный учет поступления материалов, деталей и узлов, учет деталей с первой и последующих операций, учет сдачи деталей другим цехам или на склад, учет списания деталей. В учете используются сдаточные накладные (на внутреннее перемещение), приемосдаточные ведомости, маршрутные листы и т.д. 
Несмотря на наличие такого учета, периодически проводятся инвентаризации незавершенного производства (ежеквартально I или ежемесячно).

С учетом ведомственных отраслевых Методических рекомендаций после определения (подсчета, взвешивания, замера) количества необработанных деталей, полуфабрикатов производится оценка незавершенного производства согласно принятой учетной политике по сметной (нормативной) производственной себестоимости или по фактической себестоимости всех статей калькуляции, или по стоимости прямых затрат, или только по себестоимости сырья, материалов, полуфабрикатов. 
При оценке незавершенного производства по прямым затратам (материальным и трудовым) все расходы со счетов 25 и 26 переносятся полностью на себестоимость товарной продукции. 
В отраслях с коротким циклом производства сфера бытовых услуг, электростанции, транспортные услуги, изготовление продукции (например, компьютеров) под заказ, добывающие отрасли и др. незавершенное производство может отсутствовать.

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ затрат на производство