Бухгалтерский учет и анализ затрат на производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности затрат и их классификации в бухгалтерском управленческом учете и анализе хозяйственной деятельности.
Задачами курсовой работы является изучить понятие затрат, их классификацию, группировку, а также рассмотреть современные модели учета затрат на производство и результатов хозяйственной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО…………...…...5
1.1. Понятие затрат на производство, их классификация и задачи учета……..5
1.2. Система счетов для учета затрат на производство…………………………7
1.3. Методы учета затрат на производство…………………………………...…9
1.4. Учет прямых затрат на производство……………………………………...12
1.5. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг вспомогательного производства………………………………………………..16
1.6.Учет и распределение расходов по обслуживанию производства
и управления………………………………………………………………….…20
1.7. Учет расходов будущих периодов…………………………………………27
1.8. Учет потерь производства………………………………………………….31
1.9. Учет и оценка незавершенного производства…………………………….33
1.10. Сводный учет затрат на производство…………………………………...34
1.11.Учет выпуска продукции…………………………………………………..36
2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО………………………………….40
2.1. Цель, задачи, источники анализа затрат на производство……………….40
2.2.Анализ структуры и динамики затрат на производство…………………..41
2.3. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции…………………………...43
2.4. Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции…………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...51
Приложение А- ПОПЕРЕДЕЛЬНЫЙ МЕТОД………………………………...52
Приложение Б – ФОРМА №1 «БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС»……………..53
Приложение В– ФОРМА №2 «ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ»……..54

Файлы: 1 файл

курсовая работа ЗАТРАТЫ.docx

— 134.10 Кб (Скачать файл)



 

Из таблицы видно, что при снижении себестоимости продукции на  5001 тыс. руб. или 7,46%  затраты по отдельным статьям калькуляции изменились по-разному. Сопоставив данные за 2010г. и 2011г. видно, что стоимость сырья и материалов  увеличилась на 1 тыс. руб., а доля  материальных затрат в полной себестоимости повысилась на 0,03%. Повышение материальных затрат говорит о том, что на предприятии стали выпускать более материалоемкие изделия и не проводится работа по экономии материалов.

В тоже время трудовые затраты уменьшились  на 1050 тыс. руб. или доля трудовых затрат  в себестоимости  уменьшилась  на 0,65%. Основными причинами снижения трудовых затрат является сокращение штата сотрудников и соответственно трудового времени.

По статье РСЭМО произошел спад затрат на 230 тыс. руб. или доли этих расходов уменьшились на 2,16%. Спад затрат на обслуживание производства произошел в следствие с уменьшением объема продукции.

По общепроизводственным и общехозяйственным  расходам предприятие в целом  получило экономию, что послужило  результатом рационального ведения  работ.

Коммерческие расходы увеличились  на 1550 тыс. руб. в связи с увеличением  затрат на рекламу.

2.3. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции

Показатель затрат на 1 рубль товарной продукции применяется для оценки выполнения планового задания и  контроля за динамикой себестоимости на всех предприятиях как сравнимой так и не сравнимой товарной продукции. Его применение в планировании и оценки деятельности создает возможность для сравнительного анализа уровня себестоимости.

Затраты на 1 рубль товарной продукции  определяется путем деления себестоимости  всей товарной продукции на стоимость  всей товарной продукции в установленных  ценах. При этом, чем меньше затрат приходится на 1 рубль товарной продукции, тем выше рентабельность продукции.

Выполнение плана по затратам на 1 рубль всей (сравнимой и несравнимой) товарной продукции определяется на основании следующих данных:

Таблица 2

Объем и себестоимость товарного выпуска по видам изделий

Показатели

Изделия

Сумма,

тыс. руб.

             
   

краска

фанера

     
 

I Выпуск, шт.:

         

1

2010 г

750

780 

     

2

2011 г (план)

800

830

     

3

2011 г (факт)

740

765

     
 

II Цена за 1 шт. в руб.

         

4

2010 г

200

150 

     

5

2011 г (план)

210

160 

     

6

2011 г (факт)

190

145 

     
 

III Объем товарного выпуска тыс. руб.:

         

7

2010 г

150000

117000 

   

267000

8

2011 г (план)

168000

132800

   

300800

9

2011 г (факт)

140600

110925

   

251525

 

IV Себестоимость 1 шт. в руб.

         

10

2010 г

140

80 

     

11

2011 г (план)

150

90 

     

12

2011 г (факт)

130

75 

     
 

V Себестоимость товарного выпуска в тыс. руб.

         

13

2010 г

105000 

62400 

   

167400

14

2011 г (план)

120000

74700

   

194700

15

2011 г (факт)

96200

57375 

   

153575

 

VI Производственная себестоимость 1 шт. в руб.

         

16

2010 г

47,467

40,359

     

17

2011 г (план)

45,225

38,819

     

18

2011 г (факт)

46,622

36,051 

     
 

VII Производственная себестоимость товарного выпуска

         

19

2010 г

35600

31480 

   

67080

20

2011 г (план)

36180

32220 

   

68400

21

2011 г (факт)

34500

27579 

   

62079

             

 

 

Для анализа затрат на 1 руб. товарной продукции используются следующие  данные:

1) затраты на 1 рубль товарной  продукции определяются по формуле:

∑ (С 2010,2011 ∙ К 2010,2011) /  ∑ (Ц 2010,2011 ∙ К 2010,2011),       (2.3.1)

где С 2010,2011 – себестоимость 1 изделия в 2010 г. и 2011 г., руб.;

      К 2010,2011 – количество изделий в 2010 г. и 2011 г., руб.;

      Ц 2010,2011 – цена 1 изделия в 2010 г. и 2011 г., руб.

2) затраты на 1 рубль товарной  продукции в базовом периоде  – 2010 г.  = 167400 / 267000  = 0,6269662 тыс. руб. (626 руб. 97 коп.).

затраты на 1 рубль товарной продукции  фактически в 2011 г. = 153575 / 251525 = 0,6105754 тыс. руб. (610 руб.58 коп).

Исходя из данных о себестоимости  и ценах каждого изделия можно  сделать следующую подстановку: затраты на 1 руб. фактически выпущенной товарной продукции, базовые 2010 г. цены и себестоимость за 2010 г., формула:

∑ (С 2010 ∙ К 2011) / ∑ (Ц 2010 ∙ К 2011),     (2.3.2)

т.е.= 140 ∙ 740 + 80 ∙ 765 / 200 ∙ 740 + 150 ∙ 780 = 0,6218868 тыс. руб. (621руб.89 коп.)

Определяем затраты на 1 руб. товарной продукции исходя из цен 2010г.:

∑ (С 2010  ∙ К 2011) /∑ (Ц 2010 ∙ К 2011),    (2.3.3)

т.е.=130 ∙ 740+75 ∙ 765 / 190 ∙ 740+145 ∙ 765=0,6105755тыс.руб.

( 610руб.58коп.)

Общее уменьшение затрат на 1 рубль  товарной продукции =610,58-626,97= -16,39 руб.

Производим расчет воздействия  различных факторов на это уменьшение:

1. Воздействие структурных сдвигов  можно видеть из сравнения  затрат на 1 рубль фактически выпущенной  товарной продукции в базовых  ценах и по базовой себестоимости  с базовыми затратами на 1 руб.  товарной продукции:

621,89 - 626,97= -5,08руб .

2. Влияние ценовых факторов определяется  из фактических затрат на 1 рубль  товарной продукции сравниваемых  с затратами на 1 рубль товарной  продукции исходя из базовых  (2010 г.) цен:

610,58 - 610,58= 0руб .

3. Воздействие роста себестоимости  продукции на 1 рубль товарной  продукции определяется исходя  из затрат на 1 рубль товарной  продукции по базовым ценам  и затрат на 1 рубль товарной  продукции по базовым ценам  и себестоимости:

610,58 - 621,89= - 11,31 руб.

Баланс влияния факторов:

-5,08 + 0 + (-11,31)= - 16,39

2.4 Анализ себестоимости  сравнимой товарной продукции

Анализ себестоимости товарной продукции начинается с определения  отклонения от плана себестоимости  всей товарной продукции, затем раздельно  рассматривается себестоимость  сравнимой и несравнимой продукции  в абсолютной сумме и в процентах.

Сравнимая товарная продукция – это продукция выпускаемая предприятием постоянно. Несравнимая – это продукция, которая выпускается предприятием в отчетном периоде впервые.

В процессе анализа устанавливаются  отклонения по каждой статье затрат, место  их возникновения и выявляются причины  этих отклонений. Основными причинами  отклонений затрат (соответственно и  себестоимости продукции) против плановых издержек на производство или плановой себестоимости по сравнимой и  несравнимой товарной продукции  могут быть:

 Изменение структуры фактически  произведенной товарной продукции  по сравнению с планом; снижение  уровня выхода побочной продукции  против плана; перерасход сырьевых, топливно-энергетических  и денежных  ресурсов против действующих  норм их расхода на единицу  продукции; экономически нерациональная  замена одного вида сырьевых  ресурсов другим; неточность, допускаемая  при распределении затрат между  сравнимой и несравнимой товарной  продукцией и т.д.

Показатели

Фактический выпуск товарной продукции по себестоимости тыс. руб.

Отклонения

по среднегодовому уровню прошлого года

2010г.

2011г.

тыс. руб.

%

Товарная продукция

68400

67080

62079

-5001

-7.46

В т.ч.: сравнимая

68400

65228

60119

-5109

-7.83

несравнимая

-

1852

1960

+108

+5.83





Вывод: абсолютная сумма  сверхплановой экономии от снижения себестоимости, полученная предприятием по сравнимой товарной продукции  составляет  5109 тыс. руб. или 7,83% к полной себестоимости. По несравнимой продукции предприятие допустило перерасход на сумму 108 тыс. руб. или 5,83% к полной себестоимости. Перерасход произошел по осваемой продукции, освоение этой продукции связано с повышением затрат: несоблюдение установленных норм расхода на изделие, перерасход материальных затрат и т.д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление предприятием представляет собой процесс обеспечения  его деятельности для достижения поставленных целей. Целью нормально  функционирующего предприятия является получение максимальной прибыли  с наименьшими затратами для  формирования источников последующего экономического развития предприятия, которое позволит вести инвестиционную политику, политику реконструкции и  расширения производства; социальную политику развития коллектива, дающую базу для формирования кадровой политики, и т. д. Финансовый результат деятельности предприятия в свою очередь во многом зависит от правильно выбранной  стратегии управления себестоимостью. Модели, основанные на изучении взаимоотношения  затрат, объема производства и прибыли, дают возможность руководителям  предприятия планировать и прогнозировать деятельность фирмы.

Одна из серьезных проблем  руководителя предприятия сегодня - невозможность принятия управленческих решений на основании бухгалтерской  информации, так как предложенные Минфином РФ методы классификации учета  затрат, в рамках которых формируется  информационная база для менеджеров российских фирм, не позволяют правильно  и полноценно ее использовать для  анализа и прогнозирования. Поэтому  для финансово-экономического управления предприятием необходима разработка системы  методов и рекомендаций по формированию более точной информации в российских условиях.

Одним из проверенных мировой  практикой эффективных способов управления себестоимостью в рыночных условиях является управление через  центры затрат. Эта форма управления стоимостью в различных вариантах  применяется практически всеми  крупными и средними компаниями.

Причем себестоимость  может включать затраты как прямые, так и косвенные расходы. Она  может калькулироваться на основе только произведенных расходов, связанных с изготовлением данного вида продукции. Все же другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, либо включаются в калькуляцию, либо нет, то есть возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли).

Таким образом, для реализации задач оптимального финансового  управления предприятием целесообразно  выделять центры формирования затрат с делением затрат на условно-постоянные (косвенные) и переменные (прямые).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. ПБУ 10/99 «Расходы организации» , утвержден приказом Минфина России от 06/05/99 № 33н.
  2. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации ПБУ 4/98 утверждено приказом Минфина РФ от 29/07/98 № 34н. 
  3. ПБУ 1/01«Учетная политика организации»  утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. №60н, в редакции Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 г. №107н
  4. Адамов Н.А. Методологическая основа организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. М., 2001.
  5. Бороненкова С.А. Управленческий анализ. М., 2003.
  6. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. М., 2003.
  7. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М., 2003.
  8. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. М., 2000.
  9. Кондраков Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету. М., 2002.
  10. Кузнецова Т.В. Делопроизводство в бухгалтерии (практическое пособие на основе ГОСТов РФ). М., 1999.
  11. Палий В.Ф. Организация управленческого учета. М., 2000.
  12. Ришар Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика. М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В. Попередельный метод.

Организация имеет 3 передела. Запланировано и фактически изготовлено 200 изделий. Согласно установленным  нормам первому цеху отпущено сырья  и материалов на 15000 руб., а затраты  на обработку сырья составили 8000руб. , вторым переделом израсходовано  на обработку 7000 руб., третьим 10000руб.. себестоимость  по переделам составила:

1 передел  23000руб.  / 200ед. = 115руб;

2 передел  7000руб. / 200ед. = 35 руб;

3 передел  10000 руб. / 200ед. = 50 руб. 

Итого 200 руб.

Фактическая себестоимость  елдиницы продукции равна 200 рублей. (40000 руб. : 200 ед.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б – ФОРМА  №1 «БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В– ФОРМА №2 «ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ»

 


Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ затрат на производство