Ценообразование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Ценообразование в условиях рыночной экономики является не просто актуальной, а наиболее актуализированной проблемой - проблемой, которая постоянно, ежечасно, ежеминутно возникает, вызревает, усиливается и ослабевает, преодолевается и разрешается в процессе экономической деятельности людей, во многом определяя их перспективы.
Ценообразование в рыночной экономике, в отличие от ценообразования остальных структур экономики остается далеко нерешенной и противоречивой проблемой.

Содержание работы

Введение.
Цена как экономическая категория.
Основные теоретические подходы к определению сущности цены.
Функции цены в экономике.
Виды цен.
Этапы процесса ценообразования.
Факторы, влияющие на цену.
Ценообразования в рыночной экономике.
Ценообразование в условиях совершенной конкуренции.
Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции.
Ценовая политика фирмы.
Особенности ценообразования на примере туристской фирмы.
Модели ценообразования.
Модели ценообразования, ориентированные на потребителей.
Модели ценообразования, ориентированные на конкурентов.
Особенности ценообразования в российской экономике.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по микроэкономике.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

1. Цель практики

2. Задача практики

3. Содержание практики

4. Основные сведения о  специальности

5. Индивидуальное задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.                 

Введение.

  1. Цена как экономическая категория.       
    1. Основные теоретические подходы к определению сущности цены. 
    2. Функции цены в экономике.       
    3. Виды цен.           
    4. Этапы процесса ценообразования.      
    5. Факторы, влияющие на цену.       
  2. Ценообразования в рыночной экономике.      
    1. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции.   
    2. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции.  
    3. Ценовая политика фирмы.       
    4. Особенности ценообразования на примере  туристской фирмы.  
  3. Модели ценообразования.         
    1. Модели ценообразования, ориентированные на потребителей.  
    2. Модели ценообразования, ориентированные на конкурентов.  
    3. Особенности ценообразования в российской экономике.   

Заключение.           

Список использованной литературы.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема курсовой работы «Ценообразование в рыночной экономике». Ценообразование в условиях рыночной экономики является не просто актуальной, а наиболее актуализированной проблемой - проблемой, которая постоянно, ежечасно, ежеминутно возникает, вызревает, усиливается и ослабевает, преодолевается и разрешается в процессе экономической деятельности людей, во многом определяя их перспективы.

Ценообразование в рыночной экономике, в отличие от ценообразования остальных структур экономики остается далеко нерешенной и противоречивой проблемой.

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены.

 Разработка теории цены относится  к ранней стадии развития капитализма. Яркими представителями, внесшими большой вклад в ее развитие, являются В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер, А. Маршалл.

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение цены и ценообразования в рыночной экономике.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1) изучение функций и видов  цен в экономике;

2) выявление различий в ценообразовании  в условиях совершенной и несовершенной  конкуренции;

3) рассмотрение особенностей ценообразования  в российской экономике.

Объектом исследования является ценообразование в туристической фирме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Цена как экономическая категория

1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности цены

 

Стоимость любого товара, согласно трудовой теории, представляет собой "сгусток", "кристаллизацию" человеческого труда в его общей форме,  как затрат энергии, воли, сознания, целенаправленной деятельности очищенных от конкретных форм. Такой труд получил название абстрактного труда.

Величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. Стоимость товара, как воплощенный  в  товаре труд, проявляет себя в меновой стоимости, т. е. в сопоставлении  одного товара с другим. Стоимость всех товаров определяется их полными издержками производства, т. е, рабочим  временем, требующимся для  их  изготовления, доставку и реализацию.

Цена товара в условиях рыночных отношений является денежной  формой стоимости товара, произведенного на соответствующих  предприятиях. Цена, следовательно, выражает общественные отношения,  свойственные  гражданскому обществу. Поскольку стоимость товара  формируется под непосредственным контролем со стороны общества на основе плановых нормативов затрат труда, то и цена товара  также  испытывает на себе регулирующее воздействие со стороны общества в лице экономических органов.

Плановая цена, как специфическая категория госпредприятий характеризуется следующими особенностями.

1.Плановая цена выражает собой социалистические  производственные отношения. Цена при социализме используется в   качестве инструмента планового управления производством, поскольку пропорциональная связь между различными отраслями производства устанавливается на основе учета движения факторов производства в  денежной форме. Связь между государством и трудящимися осуществляется через торговлю и сферу услуг.

2. Плановая цена определяется не только до реализации товаров. но и до начала производства. Плановое регулирование уровня цен  осуществляется  на основе учета действительного состояния  производства, а  также посредством воздействия общества на формирование   соответствующих условий для функционирования производства,   распределения, обмена и реализации продукции

3.Плановая цена служит интересам развития хозрасчетной самостоятельности предприятий, так как через цену происходит возмещение материальных затрат и получение чистого дохода, созданного трудовыми коллективами.

Сущность плановых и рыночных цен с наибольшей полнотой раскрывается в их функциях.

Во-первых, с помощью цен выявляется и  измеряется стоимость  товаров. Цена является средством измерения и учета материальных затрат  хозрасчетных производственных единиц, участвующих в создании  национального богатства страны.

Во-вторых, цена используется как средство стимулирования  развития производства, стимулирования спроса и предложения товаров,  исходя   из условий производства и реализации товаров.

В третьих, цена выполняет и такую функцию, как средство, с  помощью которого осуществляется перераспределение чистого дохода,  воплощенного в стоимости товара.

В четвертых, цена является одним из действенных средств воздействия на покупателя с точки зрения достижения баланса между спросом и предложением.

Первая функция цен дает возможность определить величину  стоимости и отдельного товара и всего совокупного общественного продукта, национального дохода, объема реализации, а также стоимостное  соотношение различных подразделений общественного производства, различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Цена является  важным  соизмерителем не только общественных затрат на производство соответствующих материальных благ с помощью цены выражаются различные варианты эффективности производства, к примеру, с помощью  цены  выражается и получаемый эффект от внедрения достижений науки и техники.

Стимулирующая функция плановых цен проявляется через   механизм приближения цен к общественно необходимым затратам труда. Цены, соответствующие , дают объективную информации о затратах  труда, о количественном значении этих затрат в сопоставлении с затратами на  другие товары. В этом отношении цена, соответствующая , становится важным стимулирующим средством более рационального   использования резервов

производства в условиях хозяйственного .расчета.

Распределительная функция цены выражается в том, что структура стоимости  товара позволяет в зависимости от реализации товарных масс оставлять в распоряжении предприятия или торговой организации или перечислять государству определенную часть вновь созданной стоимости.

Конечно, цены в условиях социализма не единственный  рычаг  распределения  и перераспределения национального дохода. Налоги и финансово-кредитная система играют не менее значительную роль в  процессах распределения и перераспределения национального дохода, чем   сами плановые цены.

Существование этих систем показывает всю сложность  механизма  распределения материальных благ в социалистическом обществе  посредством денег и цен. Полная характеристика функции цен невозможна  без  учета такой важной стороны, как взаимосвязь цен и денег, т. е. данная  взаимосвязь, может быть формальной и может быть реальной. В зависимости  от  этого  и  функция цены будет проявлять себя по-разному. Одно дело,  когда  мы  при  помощи  цен соизмеряем  стоимость,  национальное  богатство  в  целом  (здесь   реальное присутствие денег не нужно), другое - когда происходит реализация  товаров массового  потребления (здесь  наличие  реальной связи цены и денег необходимо). Это настолько важный момент в характеристике функций цены, что без его учета правильно определить реальное воздействие  цен  на  реальное

производство  невозможно. В экономической литературе на  это  не  всегда обращается должное внимание.

Реальная связь денег и цен необходима при реализации конечных  доходов трудящихся, реализации конечной продукции через систему розничного товарооборота и продажу товара за границу. Передать  определенную сумму средств от данного владельца другому можно с  помощью денег, финансовой системы.

Функция перераспределения национального дохода с помощью цен  наиболее ярко проявляется в ценах на различные товары, когда эти цены отклоняются  от стоимости (детские товары, цены на некоторые виды продовольствия и  цены  на легковые автомобили, предметы роскоши и т. п.). Цена используется в качестве средства установления  оптимального

баланса между спросом и предложением. Цель данной функции сводится к  тому, чтобы  сделать спрос важным условием, воздействующим на развитие производства, а также для формирования оптимального уровня потребления соответствующих материальных и духовных благ.

Сущность этой функции состоит в том, что установление

сбалансированности между спросом и реальным предложением может быть выявлено при определенном уровне цен. Эта функция  играет очень большую роль в утверждении соответствия между стоимостью и ценой, если спрос и предложение будут уравновешены. Известно, что уровень цен будет отклоняться от стоимости, если производство товаров по объему не  будет соответствовать общественным потребностям в нем. Данная функция  имеет очень большое значение в плановом использовании действия закона стоимости в той его части, когда речь идет о достижении соответствия между стоимостью, общественно необходимыми затратами и денежным выражением этой стоимости в адекватной цене.

С помощью планового регулирования производства осуществляется  или рост, или сокращение предложения товаров. Если речь идет о  конечном потребителе товаров, реализуемых по розничным ценам, правовое  государство для воздействия на спрос широко использует такие средства,  как денежные доходы, общественные фонды потребления и др.

При этом следует учитывать потребительские качества товара и  интересы потребителя, т. е. основываться на сравнительной оценке   общественной потребительной стоимости товара и общественно  необходимых затрат на их производство. Исходя из интересов потребителя,  можно  наилучшим образом достичь хозрасчетные цели своего предприятия.

  Необходим ориентироваться на обеспечение высокой   рентабельности предприятия при более низких ценах, но более высоком  спросе и выпуске продукции.

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике