Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 18:17, курсовая работа
Ценообразование в условиях рыночной экономики является не просто актуальной, а наиболее актуализированной проблемой - проблемой, которая постоянно, ежечасно, ежеминутно возникает, вызревает, усиливается и ослабевает, преодолевается и разрешается в процессе экономической деятельности людей, во многом определяя их перспективы.
Ценообразование в рыночной экономике, в отличие от ценообразования остальных структур экономики остается далеко нерешенной и противоречивой проблемой.
Введение.
Цена как экономическая категория.
Основные теоретические подходы к определению сущности цены.
Функции цены в экономике.
Виды цен.
Этапы процесса ценообразования.
Факторы, влияющие на цену.
Ценообразования в рыночной экономике.
Ценообразование в условиях совершенной конкуренции.
Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции.
Ценовая политика фирмы.
Особенности ценообразования на примере туристской фирмы.
Модели ценообразования.
Модели ценообразования, ориентированные на потребителей.
Модели ценообразования, ориентированные на конкурентов.
Особенности ценообразования в российской экономике.
Заключение.
Список использованной литературы.
3. Максимизация оборота. Цену, стимулирующую максимизацию оборота, выбирают обычно тогда, когда продукт производится корпоративно и в связи с этим сложно определить комплексную структуру и функцию издержек. В этой ситуации достаточно определить лишь функцию спроса. Реализовать эту цель относительно просто через установление в сфере сбыта процента комиссионных от объема сбыта;
4. Максимальное увеличение сбыта. Предприятия, преследующие эту цель, полагают, что увеличение объема сбыта, приведет к снижению издержек на единицу продукции и в конечном итоге -- к увеличению прибыли.
5. «Снятие сливок» благодаря установлению высоких цен. Организация устанавливает на каждое свое новое изделие максимально возможную цену благодаря сравнительным преимуществам новинки. Когда сбыт по данной схеме сокращается, организация снижает цену, привлекая к себе следующий слой клиентов.
Таким образом, в каждом сегменте рынка достигается максимально возможный оборот;
6. Лидерство в качестве. Организация, которая способна закрепить за собой такой имидж, устанавливает высокую цену, чтобы покрыть большие издержки, связанные с повышением качества и необходимыми для этого затратами.
Перечисленные цели ценовой политики определенным образом соотносятся между собой, однако далеко не всегда совпадают. Более того, их достижение происходит в разное время и при различной цене.
2.4 Особенности ценообразования на примере туристской фирмы
Цены на туристский продукт являются разновидностью цен на услуги вообще. Ценообразование в туризме имеет ряд особенностей. К ним следует отнести следующие:
1.Если на стадии создания промежуточного продукта с помощью цен перераспределяется его стоимость между хозяйствующими субъектами, то на стадии конечной реализации продукта (в данном случае туристского продукта) отклонение цен от стоимости ведет к перераспределению доходов между различными группами населения (потребителей и производителей.
2. Сфера услуг непосредственно связана с потребителем в процессе оказания услуг, поэтому она имеет устойчивый спрос на целый ряд услуг, в том числе и на услуги туризма. Однако устойчивость спроса во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен на услуги необходимо учитывать такой психологический нюанс - цена не должна вызывать у покупателей отрицательных эмоций.
3. Процессы производства, реализации и потребления услуг не совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на многие виды услуг, в том числе на услуги туризма, носит ярко выраженный сезонный характер. Чем больше неравномерность потребления услуг во времени, тем больше нужно иметь резервных мощностей для удовлетворения спроса в период его максимальной величины. Сезонная дифференциация цен и тарифов отражает изменения общественно необходимых затрат труда в различные периоды года. Цены на туристский продукт очень резко колеблются в зависимости от сезона (зимний, летний, межсезонье); некоторые виды услуг, в том числе туризма, реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынке.
4. При оценке качества услуг, их стандартизации принимаются во внимание международные требования, так как на одни и те же услуги действуют два вида и уровня цен - внутренние и внешнеторговые, например, на гостиничные услуги, тарифы на транспорт, услуги по обслуживанию туристов. Другими словами, цены на услуги туризма для иностранных туристов более высокие, чем для отечественных туристов.
5. Особенностью формирования цен на услуги туризма является то, что они должны включать потребительные стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму, например продукты овеществленного прошлого труда: памятники истории и архитектуры, паркового хозяйства, заповедники и т.д., или не являются продуктами труда, а созданы природой (водопады, горы, озера и т.п.).
6. На цену туристского продукта влияет целый ряд факторов: класс обслуживания (степень комфортности); вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам: авиационный, железнодорожный, автобусный и др.); формы обслуживания (групповой или индивидуальный); конъюнктура рынка на услуги туризма; сезонный характер предоставления услуг; география размещения туристских фирм и др.
Продажная цена туристского продукта (тура).
Цена на услуги туризма включает
следующие элементы:
1.цена неземного обслуживания;
2.цена транспортных услуг;
3.постоянные и переменные издержки туроператора;
4.косвенные налоги по отдельным видам услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).
5.прибыль;
6.торговая скидка по отдельным видам услуг;
7.комиссионное вознаграждение в пользу турагента.
Цены на туристский продукт
должны соответствовать спросу и рекламе.
Их необходимо ориентировать не на среднего
потребителя (туриста), а на определенные
типовые группы. Типологию потребления
следует рассматривать как основу повышения
эффективности коммерческой деятельности
турфирм.
Цена на туристский продукт
зависит не только от спроса, но и от рекламы
данного продукта, так как между ними существует
тесная взаимосвязь. Как правило, снижение
цены ведет к росту спроса на туристский
продукт и оказывает рекламное воздействие
на покупателя туристского продукта; в
свою очередь, улучшение рекламы может
способствовать увеличению цены на туристский
продукт.
Уровень цен значительно влияет
на объем реализации туристского продукта.
Однако это влияние имеет свою специфику,
которая обусловлена следующими моментами:
потребление туристского продукта происходит в свободное время, которое имеет для туриста (для потребителя турпродукта) самостоятельную ценность и которого у него не так уж много. Отсюда особая избирательность, повышенные требования и чувствительность к качеству и цене туристского продукта. На туристском рынке возникают ситуации, когда турист в отдельные места туристского отдыха не поедет из-за низкого качества услуг и высокой цены на туристский продукт.
Между моментом продажи туристского продукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха. Это находит свое отражение в политике цен на туристский продукт. Например, вводится специальное дополнительное страхование туристов, купивших турпакет, от инфляции, плохой погоды и др. Эта система применяется только до определенного времени. Туристские фирмы предоставляют скидку со стоимости тура, если турист, забронировавший тур, дает фирме право самостоятельного выбора одной из трех дат своего отправления и одного из трех пунктов назначения отдыха. Широко применяются сезонные скидки;
цена на туристский продукт складывается из цен на различные виды услуг, входящих в состав тура. Калькуляция на цену тура включает как расходы, так и необходимую прибыль за оказание посреднических услуг со стороны турагента4 и туроператора.
Рассмотрим особенности ценообразования на туристский продукт на примере разработки цен на услуги по проживанию в гостинице. При разработке цен на гостиничный продукт учитываются комиссионные вознаграждения посредникам. Практика туристского бизнеса различает следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам:
комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредника (комиссия для оптовиков);
1.розничная комиссия выплачивается турагентам, которые перепродают программы туроператорам или сами бронируют гостиничные номера;
2.комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом (клиентом) и гостиницей.
В зависимости от вида комиссии различают цены «брутто» и «нетто»:
цена «брутто» - цена до вычета комиссии;
цена «нетто» - цена за вычетом розничной комиссии.
Например, гостиница предлагает свой гостиничный продукт (услуги, включающие транспортное обслуживание, встречу, проводы, проживание и т.д.).
Туроператор покупает гостиничный
продукт по цене «нетто», не имеющий фирменной
отметки, и обязуется продать его под своим
именем, осуществляя контроль над бронированием
мест. Туроператор покупает у гостиницы
определенный контингент мест и при подписании
договора платит безотзывный депозит
- 10% стоимости. Он обязуется реализовать
определенный процент (квоту) этого контингента.
За непроданные места турагент должен
заплатить гостинице определенный процент.
Если же, напротив, туроператор
продает больше взятой им квоты мест, то
он получает возможность покупать по более
низким ценам. Туроператор сам выпускает
каталог турпоездок, устанавливает цену
на турпоездки с учетом платежеспособности
контингента туристов, своих доходов и
расходов.
Цена на туристский продукт определяется методом нормативной калькуляции.
При этом следует иметь в виду следующие особенности ценообразования в туризме.
Туристский продукт в большинстве случаев представляет собой пакет услуг, рассчитанный на группу людей. В нее входят как туристы, так и лица, сопровождающие эту группу на конкретном маршруте (гид-переводчик, турменеджер и т.п.).
Цена турпакета на одного туриста, т.е. стоимость туристской путевки, определяется по формуле:
И + Н + П – С ± К
Ц =Ч+Кс
где Ц - цена турпакета на одного туриста, руб.;
И - себестоимость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором,
руб.;
Н - косвенные налоги (НДС) по
отдельным видам услуг туризма, руб., П
- прибыль туроператора, руб.;
П – прибыль;
С - скидка, предоставленная туроператором туристу с цены отдельных видов
услуг, входящих в турпакет, руб.;
±К - комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет (знак «+» означает надбавку к цене турпакета; знак « - » означает скидки с цены туроператора в пользу турагента), руб.;
Ч - количество туристов в группе, чел.;
Кс - количество лиц, сопровождающих группу туристов по определенному маршруту, чел.
При заключении договора с турагентами
на реализацию своих туров туроператор
может исходить из двух позиций.
Первая. Туроператор продает
турагенту туристский пакет по цене, которую
он должен получить с турагента. В этом
случае турагент делает надбавку в свою
пользу на цену туроператора. Туроператор
не вмешивается в размер установления
этой надбавки.
Вторая. В условиях конкуренции на туристском
рынке в целях полной продажи турпакетов
и для сохранения своего имиджа туроператор
предоставляет турагенту турпакет для
реализации по твердо фиксированной цене.
В этом случае турагент получает комиссионное
вознаграждение в форме скидки со стоимости
турпакета.
Следует обратить внимание на
следующие особенности ценообразования
на турфирме:
Цены на определенные виды услуг туризма (экскурсии, фотоуслуги и т.п.) могут не входить в стоимость турпакета. Они оплачиваются каждым туристом в отдельности в соответствии с его вкусами, интересами и запросами.
Эта группа методов учитывает конкурентные преимущества товаров и предприятий-производителей. Модели используются в рамках активной стратегии ценообразования, ориентированной на определенную комбинацию цены и качества товара.
Применяя такие модели, предприятия исходят из готовности потребителя платить определенную цену (верхняя граница цен). Если не учитывать необходимости оперировать ценами выше нижней границы, то при ориентации на потребителей не существует непосредственной связи между затратами и установлением цен. Имея свои представления о максимальной цене, которую они готовы заплатить, потребители устанавливают определенную границу, за которой спрос на продукт прекратится либо по причине финансовых ограничений, либо потому, что по такой цене можно приобрести более качественный товар.
Из моделей ценообразования, ориентированных на потребителей, наиболее часто применяются следующие:
1. модель ценообразования по
ощущаемой ценности
2. ценообразование тендерным
методом.
Ценообразование по ощущаемой ценности. Все большее число предприятий формирует цены, базируясь на покупательской оценке продукта (а не на издержках производства и обращения). Для создания покупательской оценки используются неценовые маркетинговые рычаги. Описываемая модель ценообразования хорошо сочетается с позиционированием товара на рынке, т.е. ситуацией, когда компания создает концепцию продукта для конкретного рынка, планируя качество и цену. Менеджер оценивает объем продукции, который он предполагает реализовать по данной цене, и это определяет планируемый объем производства, инвестиций и издержек на единицу товара. Следующим этапом является оценка достаточности доли прибыли на единицу при установленной цене и издержках. Если расчеты удовлетворительны, можно начинать производство, если нет - идею оставляют до лучших времен.
Ключом к использованию этой модели является тщательное определение покупательского восприятия (оценки) предлагаемого товара. Имея такие данные, с помощью несложного расчета можно легко оправдать запрашиваемую цену. Для подсчета и определения покупательской оценки используются соответствующие методики.
Ценообразование тендерным методом в большей мере ориентировано на покупательское восприятие цены в сравнении с конкурентными ценами. Если предприятие хочет выиграть конкурс (тендер), ему необходимо правильно сформировать свою цену. При этом занижение цены по сравнению с конкурентными дальше определенного предела (нижний уровень цены, обеспечивающий покрытие всей суммы затрат) невозможно. Чем выше цены предприятия, тем меньше вероятность получения контракта.