Ценообразование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Ценообразование в условиях рыночной экономики является не просто актуальной, а наиболее актуализированной проблемой - проблемой, которая постоянно, ежечасно, ежеминутно возникает, вызревает, усиливается и ослабевает, преодолевается и разрешается в процессе экономической деятельности людей, во многом определяя их перспективы.
Ценообразование в рыночной экономике, в отличие от ценообразования остальных структур экономики остается далеко нерешенной и противоречивой проблемой.

Содержание работы

Введение.
Цена как экономическая категория.
Основные теоретические подходы к определению сущности цены.
Функции цены в экономике.
Виды цен.
Этапы процесса ценообразования.
Факторы, влияющие на цену.
Ценообразования в рыночной экономике.
Ценообразование в условиях совершенной конкуренции.
Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции.
Ценовая политика фирмы.
Особенности ценообразования на примере туристской фирмы.
Модели ценообразования.
Модели ценообразования, ориентированные на потребителей.
Модели ценообразования, ориентированные на конкурентов.
Особенности ценообразования в российской экономике.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по микроэкономике.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Модели ценообразования, ориентированные на конкурентов

 

В зависимости от структуры рынка, числа и силы конкурентов, однородности продукта предприятие выбирает одно из трех направлений действия:

приспособление к рыночной цене;

последовательное занижение цен;

последовательное повышение цен (основанное на высокой репутации и качестве продукта).

Политика низких цен, ориентированная на конкурентов, часто применяется при вводе новых продуктов с целью быстрого привлечения большого числа покупателей, использования преимуществ массового производства и устранения потенциальных конкурентов.

Представленные направления действий не исключают друг друга. Существует связывающий эти три модели ценообразования метод, называемый методом калькуляционного выравнивания. Он применяется в основном при одновременном установлении цен на большое количество товаров. Его специфика заключается в отказе от затратно-ориентированного ценообразования на продукты, которые являются "индикаторами" возможностей предприятия. Суть модели состоит в том, что значение продуктов, входящих в производственную программу, неодинаково с точки зрения их влияния на конечный результат - это является следствием конкретных условий конкуренции и спроса. Высокие доходы, получаемые за счет одних продуктов, должны по крайней мере компенсировать убытки по реализации других.

В рамках ценовой конкуренции может применяться значительное количество моделей ценообразования. Наиболее популярным в условиях рынка стала модель ценообразования по существующим ценам, которая основывается на оценке цен конкурентов с меньшим вниманием к своим издержкам и спросу на продукт. Предприятие может маневрировать, устанавливая такие же, как у конкурентов, а также низшие или высшие цены. В промышленных олигополиях, продающих сталь, бумагу, удобрения, обычно устанавливается цена, равная цене конкурентов. Небольшие предприятия выбирают политику "следования за лидером". Они меняют свои цены с изменением цен лидера чаще, чем этого требуют спрос или их издержки. Некоторые предприятия вводят небольшие скидки иди премии, но колебание обычно невелико.

Модель целевых затрат впервые разработана в Японии. Суть её заключается в том, что планирование будущей себестоимости продукции начинается с установления целевой величины, в которую следует уложиться, с тем, чтобы продажа продукции по существующим рыночным ценам обеспечила не только покрытие будущих затрат, но и получение прибыли. Следовательно, верхним ограничительным пределом являются рыночные цены в том регионе, где предполагается реализация продукции, намеченной к выпуску.

Рассматриваемая модель ценообразования весьма распространена. Поскольку издержки на единицу продукта зачастую с трудом поддаются оценке, положиться на конкурентные цены - хорошее решение вопроса. Однако могут возникнуть трудности, связанные с отсутствием достоверной информации о ценах конкурентов из-за предоставления последними скидок или начисления дополнительной премии на цену за обслуживание или установку. В целом модель хороша тем, что установившиеся цены обеспечивают гарантированный доход, смягчают ценовую конкуренцию и стабилизируют рынок.

Подводя итоги данной главы, следует отметить, что поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или приобретению товаров, то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы и производителя, и потребителя продукции, что, в свою очередь, зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Особенности ценообразования  в российской экономике

Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния, социального прогресса, в сохранении общественных ценностей на основе экономической свободы, конкуренции и частной инициативы. В социальной рыночной экономике такие макроэкономические цели, как достижение определенного уровня занятости, стабилизация цен, снижение инфляции, равновесие экономики, которые традиционно в смешанной экономике возлагаются на государство, дополняются социальными целями.

Политика цен - это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.

Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

  В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне - это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен.

Будучи центральным органом федеральной исполнительной власти, Департамент цен осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию цен. Его основные действия: разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен; совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем; систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики цен; совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях; регулирование цен на продукцию предприятий монополистов; осуществление контроля за соблюдением законодательства по ценообразованию и государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов; методическое руководство органами ценообразования; изучение и обобщение опыта ценообразования в зарубежных странах и государствах СНГ.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики - управления или комитеты по ценовой политике, при правительстве г. Москвы - управление ценовой и налоговой политики.

Основные направления государственной ценовой политики в России:

 во-первых, последовательное проведение  либерализации цен и тарифов. Причем либерализация цен должна быть увязана с развитием конкуренции на товарных рынках России. Последнее является условием повышения эффективности рыночной экономики.

Во-вторых, осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов естественных монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, нужно государственное регулирование. Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов.

России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.

В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

Политика регулирования цен в сфере естественных монополий является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста - повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.

На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий государственное регулирование цен и тарифов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

 

 

Заключение

Итак, в курсовой работе даны некоторые представления о цене и ценообразовании как элементах рыночной экономики, выявила основы механизма ценообразования; основные методы ценообразования и показала влияние государственного регулирования ценообразования на установление окончательной рыночной цены.

Цены представляют собой мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых людьми. В рыночной экономике цены образуют часть механизма саморегулирования. В условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли, и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

Таким образом, ценовая политика заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

В зависимости от сферы деятельности, от доли занимаемого рынка предприятие должно выбрать один из методов ценообразования. В основном фирмами используются затратные методы подхода к ценообразованию.

В некоторых случаях государство может вмешиваться в механизм ценообразования, и, как правило, это осуществляется, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. Что касается государственного регулирования в России, то можно сделать вывод, что оно осуществляется в основном путем установления коэффициентов изменения цен и предельных нормативов рентабельности, фиксирования их предельного уровня и ограничение предельное ограничение уровня.

В курсовой работе была исследована система ценообразования на примере туристической фирмы путем изучения общего уровня, структуры и динамики цен. Можно сделать вывод, что на спрос услуги туризма, носит ярко выраженный сезонный характер. Цены на туристский продукт очень резко колеблются в зависимости от сезона (зимний, летний, межсезонье). На цену туристского продукта также влияет целый ряд факторов: класс обслуживания, вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам: авиационный, железнодорожный, автобусный и др.); формы обслуживания (групповой или индивидуальный) и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Маренков Н. Л. "Цены и ценообразование" - М., 2000.

2. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник. - М.: 1999.

3. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. - М.: Финстатинформ, 1995.

4. Экономика: учебник: в 2 ч. / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова; под ред. О.И. Смирнова. 4-е изд., перераб. и доп . – М.: Экономистъ, 2011. Ч.1. –

377 с.

5.Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1998.

6.Амосов А.И. Ценообразование и социально-экономическая политика в России / А.И Амосов //Экономика и математические методы. 2005. №7С.111-118.

7. Есипов В.Е. Цены и ценообразование.-// Санкт – Петербург, 2006

8. Шуляк П.Н. Ценообразование.– М.: Экономика, 2003.

9. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. – М.: Финстатин-форм, 2003.

10. Т. А. Слепнева, Е. В. Яркин. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.

11. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. Сборник деловых ситуаций. Тесты. – 2-е изд., доп. и испр. – М., Издательство БЕК, 2001.

12. Слепов В.А., Попов Б.В. Основы теории рыночного ценообразования. – М.: Приор, 2005.

13. Ценообразование / Под ред. проф. И.К. Салимжанова. - М.: Финстатинформ, 2004.

14. Есипов В.Е. Цены и ценообразование.-// Санкт – Петербург, 2006

15. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. - М.: Бином, 2007.

16. Рогатенюк  Э.В.  Анализ  теоретических  подходов  к  классификации  ценообразующих  факторов  //  Экономика  и  жизнь  —  2010  —  №  21.

17. Гладких  Д.  Государственное  регулирование  экономики  при  помощи  ценообразующихфакторов  //  Экономика  и  жизнь.  —  2010.  —  №  1.  —  С.  47—52.

18. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп./под ред. Б. А. Райсберга. – Москва: ИНФРА

19. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования - “Финпресс” 1998 г.

Статья из справочника

20. Экономический справочник руководителя предприятия. / Сост.: Рыжиков С.В., Золотогоров В.Г., Рыжиков В.С. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. 

 

Электронная статья

 

21. сайт knowledge.allbest.ru›.

22. сайт CoolReferat.com.

23. сайт bibliofond.ru/view.aspx?id=122613.

24. сайт inventech.ru/lib/cost/cost-0040/.

1 Альфред Маршалл- английский экономист, профессор политической экономии Кембриджского университета.

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике