Ценообразование во внешней торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках, необходимо внимательно изучать все факторы, оказывающие влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладные. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономический деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно для характеристики и внутреннего рынка, и внешнего. Цена, в том числе о внешней торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название ценообразующие факторы. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять перечисленных ниже групп.

Содержание работы

1. Основы и особенности ценообразования во внешней торговле 3

1.

2. Ценообразование на мировых товарных рынках различных типов 7

3. Практика и методы определения внешнеторговых цен 12

4. Ценообразование в России, связанное с ВЭД 16

5. Цены и ценовая политика в системе международного маркетинга 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

Список литературы. 28

Файлы: 1 файл

итз вэд.docx

— 130.91 Кб (Скачать файл)

 

Вопросам исследования посвящено  множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены  более узкие вопросы проблемы «Ценообразование на внешних рынках и понятие мировых цен». Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

 

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

 

Глава первая расскрывает общие черты о цене и ценообразовании.

 

Во второй главе более  подробно описывается ценообразование  на различных типах внешних товарных рынках.

 

В третьей, заключительной главе  расскрывается понятие мировых цен и методы их образования.

 

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились  законодательные акты, нормативные  документы по теме работы.

 

В связи с этим главной  целью работы является раскрытие  темы ценообразование. Для этого  необходимо рассмотреть само понятие  цены, функции цены в рыночной экономике, виды цены, а также модели ценообразования  и ценовые стратегии. Чтобы осветить данные вопросы я использовала обширную учебную литературу.

 

1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

 

Цены и ценообразование  является одним из ключевых элементов  рыночной экономики. Цена - сложная  экономическая категория. В ней  пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это  относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к  созданию, распределению и использованию  валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

 

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников  одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена денежное выражение стоимости товара.

 

Под ценой понимается количество денег, запрашиваемое за продукцию  или услугу, или сумма благ, ценностей, которыми готов пожертвовать потребитель  в обмен на потребление определённой продукции или услуги.

 

Цена не всегда выражается в денежной форме. Так, бартер представляет собой очень древнюю форму  натурального обмена, которая в России, вследствие ограниченности оборотных  средств у предприятий, используется чрезвычайно широко, но это не является нормальным явлением.

 

На основе цен осуществляется оборот общественного продукта между  сферами производства и потребления, отраслями материального производства и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с различными формами  собственности, а также производится перераспределение национального  дохода путём формирования системы  налогообложения и одновременно вводятся более низкие цены на отдельные  виды детских и других товаров.

 

В отличие от цены ценообразование  представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют  место в основном две системы  ценообразования:

 

1) централизованная, которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения.

 

2) рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения.

 

2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ  ТИПАХ ВНЕШНИХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

 

В рыночной экономике процесс  ценообразования в торговле между  внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы  поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают четыре типа рынков:

 

рынок совершенной (чистой) конкуренции;

 

рынок чистой монополии;

 

рынок монополистической  конкуренции;

 

рынок конкуренции немногих поставщиков олигополия.

 

Прежде всего, эти рынки  отличаются друг от друга количеством  субъектов торговли. Последнее очень  сильно влияет на механизм ценообразования.

 

Рынок совершенной (чистой) конкуренции  характеризуется, прежде всего, очень  большим числом субъектов внешней  торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют  тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремление каждого  экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дисконту), который не столь значителен 3-5%. Выигрыш экспортера - в возрастающих объемах поставок.

 

Замечено, что на рынке  совершенной конкуренции поставщики продукции (ими могут быть как  сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.

 

На практике к данному  типу рынка (с определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления - одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией и в т.ч. продовольствием и т.д.

 

Рынок чистой монополии характеризуется  наличием одного единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может  вызывать изменения цен, манипулируя  объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.

 

Монополист в силу самой  природы данного рынка стремится  установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и  желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживаться монополист. Так, несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист, как правило, не назначает наивысшую цену на товар, потому что, в конечном счете, общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда под диктовку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, который все же будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это и естественно, так как не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется понятие «ценовая дискриминация», означающая, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.

 

В мировой практике в настоящее  время чистых монополистов сравнительно немного. В 70-80-е годы на мировом космическом  рынке чистым монополистом выступали  США через компанию НАСА, которая  полностью контролировала коммерческие запуски (СССР все-таки по не вполне понятным причинам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания Де Бирс на рынке алмазов.

 

Монополистическая конкуренция  предполагает смешанный тип рынка  на данном рынке присутствуют, как  правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных  фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в  пределах рынка дифференцированного  фирменного продукта.

 

Господство крупных фирм одной страны на рынке отдельных  товаров ослабляется натиском крупных  монополистических фирм другой страны, а также более «легковесных»  конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий  всегда находятся конкуренты, способные  дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.

 

Значительное влияние  на цены оказывает конкуренция монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различной товароведческой  характеристикой и разными физическими  свойствами, но которые используются для одной и той же цели. В  качестве примера может служить  конкуренция между производителями-поставщиками металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен  учитывается и конкуренция товаров  заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей-поставщиков химических волокон.

 

Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия - характеризуется  наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью  или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (т.е. разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.

 

Практика ценообразования  на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое  экспортером, - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. - требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют неафишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.

 

Потребность в относительной  координации деятельности на мировом  рынке привела компании к созданию специальных механизмов, с помощью  которых можно было бы действовать  с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма  является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительно объемов производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, был ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти). В течение длительного периода времени картелю удавалось довольно успешно координировать нефтяные рынки.

 

Для компаний, участвующих  в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Величина воздействия субъектов олигополистического рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания.

 

Вместе с тем ценообразование  на рынках машин и оборудования, например, по сравнению с сырьем и полуфабрикатами - процесс значительно отличающийся, а анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее, поставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определенное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т.д.

 

Влияние государства на внешнеторговые цены. Государственное регулирование  внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете оказывает существенное влияние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.

 

Государство регулирует цены внутреннего рынка, в основном, с  помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных  цен и предоставляя субсидии для  покрытия издержек производства. Хрестоматийными  являются пример поддержки государством сельского хозяйства в США  и сельскохозяйственная политика ЕС. В США государство предоставляет  субсидии из федерального бюджета в  случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня цен. Специальная  правительственная организация  по гарантированным ценам принимает  в залог у производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка  превысят залоговые, производитель  выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

 

Эффективен механизм ценообразования  в ЕС, разработанный по каждому  виду сельхозпродукции и для каждого  региона. Устанавливаются несколько  категорий цен - индикативные цены, определяемые Сообществами как желательные, минимальные цены импорта или  пороговые, минимальные продажные  цены, гарантированные производителю  интервенциями, официальными организациями. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции  гарантирует минимальный доход  производителям. Таким образом, протекционизм  на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная  агро политика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.

Информация о работе Ценообразование во внешней торговле