Ценообразование во внешней торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках, необходимо внимательно изучать все факторы, оказывающие влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладные. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономический деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно для характеристики и внутреннего рынка, и внешнего. Цена, в том числе о внешней торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название ценообразующие факторы. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять перечисленных ниже групп.

Содержание работы

1. Основы и особенности ценообразования во внешней торговле 3

1.

2. Ценообразование на мировых товарных рынках различных типов 7

3. Практика и методы определения внешнеторговых цен 12

4. Ценообразование в России, связанное с ВЭД 16

5. Цены и ценовая политика в системе международного маркетинга 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

Список литературы. 28

Файлы: 1 файл

итз вэд.docx

— 130.91 Кб (Скачать файл)

 Справочные – цены  продавца, публикуемые в специализированных  изданиях, бюллетенях, а также в  периодической литературе, в газетах,  журналах, в каналах компьютерной  информации. Круг товаров, попадающих  в ценовые справочники, в основном  охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литература по ценам на небиржевые товары получила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов ориентируется на ежедневные потоварные и региональные котировки цен, публикуемые в справочниках Platt^s или Argus, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Экспортеры металла в принципе ориентируются на издание «Metal Bulletin», выходящий два раза в неделю, а экспортеры удобрений – на «Ferticom».

 Однако следует иметь  в виду, что между ценами, публикуемыми  в справочных изданиях, и фактическими  ценами сделок существует определенный зазор. Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исключением, может быть цен на нефть – товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции.

 Биржевые – цены  на товары, торговля которыми  производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся  в основном сырье и полуфабрикаты.  Цены на биржевые товары оперативно  отражают все изменения, происходящие  на рынке данного товара. Малейшие  изменения в ту или иную  сторону конъюнктуры рынка моментально  сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами  биржевые котировки являются  фактическими ценами сделок именно  в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не  отражают в себе другие инструменты  международной торговли, как то: условия поставки, платежа и т.д.  Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе.

 Биржи функционируют  ежедневно, и котировочная комиссия  регистрирует и публикует котировочные  цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов:  срочные котировки (фьючерсы) на  товары, отсутствующие на данный  момент, с условиями поставки  через определенное время и котировки на реализуемые товары. Как показывает практика, биржевые котировки, довольно остро реагируя на различные внешние «раздражители», все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.

 В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов (LME – London Metal Exchange), Чикагская биржа (Chicago Board of

 Trade), занимающаяся котировками и продажами зерновых, Нью-Йоркская биржа хлопка (NYCE – New York Cotton Exchange).

 Цены аукционов –  цены, полученные в результате  торгов. Это реальные цены, отражающие  спрос и предложение в данный  временной период. Аукционный вид  торговли достаточно специфичен. На аукционных торгах, например, продаются и покупаются пушнина,  животные, предметы искусства.

 Статистические внешнеторговые – публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Эти цены определяются делением стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Они не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир.

 В процессе согласования  цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внешней торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые скидки – метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около сорока различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным относятся следующие скидки: продавца, когда объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% первоначальной цены; для эксклюзивного импортера, если фирма-импортер – единственный поставщик товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны.

 Эта скидка достигает  10-15% первоначальной цены. Практикуется  в условиях рынка монопольной  конкуренции; сконто – в случае  осуществления импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и при прямом банковском переводе денег при оформлении товарных накладных; традиционному партнеру (бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере-покупателе в отношении правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется обычно на годовой объем продаж товара. Характерна в первую очередь для рынка совершенной конкуренции; за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др. дилерская предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

 Размеры скидок определяются  отдельно для каждого конкретного  случая. Как правило, размеры скидок  варьируются между 2 и 10% первоначально  предлагаемой цены. Безусловно, достигаются  и более существенные скидки.

 

Ценообразование в России, связанное с ВЭД

 

В период существования СССР и в России централизованной плановой экономики проблемы ценообразования  на мировом рынке сравнительно мало интересовали конкретного производителя. Все операции – торговые и платежные – производились специализированными учреждениями, внешнеторговыми объединениями и Внешторгбанком. Сразу после появления соответствующих законодательных актов о самостоятельном выходе предприятий на международный рынок появилось большое число новых субъектов рынка, как мощных крупных поставщиков, например, Магнитогорский комбинат или Газпром и его структуры, так и маломощных, но многочисленных «челноков».

 Приблизительно до 1992-1993 гг. внутренние цены на производимую  в России продукцию в пересчете на конвертируемую валюту были ниже мировых. Кроме того, другие составляющие цены товара, как-то: транспортные расходы, портовые услуги, расходы на энергозатраты и некоторые другие, в общей структуре цены не занимали значительную долю, о чем было хорошо известно зарубежным покупателям. А вкупе с отсутствием в тот период квалифицированного персонала для внешнеторговой деятельности все это приводило к выбросу товара на мировой рынок по ценам гораздо ниже мировых.

 В этой связи не  случайно против России только  ЕС открыл 15 антидемпинговых процедур  расследований, ввел ограничительные квоты на поставку в эти страны по большому количеству товарных позиций.

 В настоящее время  в России внутренние цены на  многие экспортируемые товары

(нефть, зерно и др.) выше мировых. Причин для этого  много. Кризис в российской  экономике привел к падению объемов производства, что незамедлительно сказалось на себестоимости продукции. Ежегодное сокращение инвестиций обусловило обветшание производственных фондов, отсутствие новых технологий. Большое и, вероятно, негативное влияние оказывает наличие в

 России нескольких  крупнейших монополистов, в руках  которых сосредоточены практически  все рычаги по установлению  цен и тарифов на услуги, и  от которых в условиях нашей  страны зависят все. Речь идет о РАО «Газпром», РАО

 «ЕЭС», о транспортниках (не случайно именно транспортные  тарифы выросли беспрецедентно).

 В настоящее время  крупные фирмы и предприятия  России, экспортирующие и импортирующие  продукцию, как правило, имеют  в своем составе специализированные компании, работающие преимущественно в сфере внешней торговли. Хотя их немного, но они достаточно четко отслеживают ситуацию на товарных и финансовых рынках, не допускают грубых ошибок. Ими четко избраны рынки и каналы, по которым они работают, заведена своя клиентура, и попасть в число поставщиков или покупателей, например, «Норильского никеля», в условиях мощной конкуренции новичкам практически невозможно. Здесь явная тенденция к монополизации.

 В ценообразовании  российские компании придерживаются  общепринятых правил игры, присущих  современному мировому рынку.  Однако следует отметить одну  очень существенную деталь. Сегодня,  если подходить к вопросу с  чисто экономической точки зрения, многим российским компаниям  экспорт не выгоден, что в  свою очередь ограничивает импорт. Цены внутреннего рынка гораздо  выше мировых по многим товарным  позициям. Отсутствие же на российском  рынке финансовых средств приводит к неплатежам, к примитивным бартерным сделкам или к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей, либо других «ценных» бумаг. Предприятие, не получая за уже поставленную продукцию деньги от покупателя, вынуждено искать покупателя на внешнем рынке. Отрицательная разница в ценах затем перебрасывается на внутреннюю цену товара, который еще более дорожает, хотя само предприятие после экспортной сделки имеет денежные поступления на свой банковский счет.

 Важным практическим  вопросом в области внутреннего  ценообразования, связанным с  ВЭД, является формирование цен  на импортируемые товары и  услуги. Здесь на смену «изобретениям»  советских времен, жестко привязавшим цены на импорт к ценам соответствующей отечественной продукции, что нередко порождало всякие несуразицы, теперь внедряется международный опыт, оправданная мировая практика. Это тем более важно, что, как было отмечено выше, значение импорта для экономики России в настоящее время исключительно, в том числе и для рядового потребителя. С учетом мирового опыта и международных рекомендаций внутренние цены на импортные товары определяются исходя из их таможенной стоимости, т. е. Совокупности валютных затрат на импорт на момент пересечения таможенной границы, фиксируемой в таможенной декларации стоимости ввозимого товара или рассчитываемой определенными способами, предусмотренными в разделе IV Закона Российской

 Федерации «О таможенном  тарифе». Он предписывает последовательное  применение шести следующих методов,  если предшествующий невозможен: по цене сделки с ввозимыми  товарами; по цене сделки с  идентичными товарами; по цене  сделки с однородными товарами; вычитание стоимости; сложение  стоимости; резервный. Эта величина  затрат пересчитывается в рубли  по валютному курсу и после  добавления налогов (НДС, акцизов,  сборов, расходов по перевозке,  хранению и т.д.) и с учетом прибыли формируется внутренняя цена.

 В России принимаются  меры по рационализации импортного  тарифа. Основные его положения сводятся к устранению ставок, превышающих 30%. На сегодняшний день средний уровень ставок составляет 14%, а средний уровень на подавляющее большинство товаров находится в пределах от 5 до 30%. Сейчас импортный тариф России в среднем почти в три раза выше, чем в промышленно развитых странах – членах ГАТТ/ВТО, хотя по многим позициям он ниже. В целом же протекционизм, особенно в области тарифов, его искусственное поддержание ведут к развитию монополизма, снижению эффективности производства и завышению потребительских цен.

 Безусловно, с восстановление  потенциала российской промышленности, с укреплением финансового рынка,  рынка услуг и капиталов, с  ростом управляемости и контроля  за происходящими в экономике  процессами ценообразование будет  более предсказуемым и будет  отвечать общей экономической  логике.

 

Цены и ценовая политика в системе международного маркетинга

 

Цены и ценовая политика - одна из главных составляющих маркетинговой  деятельности, роль которой все более  возрастает. Если в 60-е годы руководители маркетинга американских компаний ставили ценообразование на 6- е по значению место среди 12 маркетинговых факторов (после планирования продукта, маркетинговых исследований, управления сбытом, рекламы, стимулирования сбыта и обслуживания потребителей), то в 80-е годы ценообразование было оценено ими как ключевой фактор, который важнее внедрения новой продукции, сегментации рынков, издержек сбыта и 14 других факторов.

 Цены находятся в  тесной взаимосвязи с другими  переменными маркетинга и деятельности  фирмы. Цены часто меняются  на протяжении жизненного цикла  товара - от высоких для привлечения  покупателей-новаторов, ориентирующихся  на престиж, до низких, ориентирующихся на массовый рынок.

 Уровень обслуживания  потребителей зависит от цены. Низкие цены обычно связываются  с недостаточным сервисом. Группы  товаров с различными ценами  привлекают различные сегменты  рынка. В зависимости от цен  во многом зависят достигнутые  коммерческие результаты, а верная  или ошибочная ценовая политика  оказывает долговременное (положительное  или отрицательное) воздействие  на всю деятельность производственно-сбытового  комплекса промышленной фирмы.

 Суть целенаправленной  ценовой политики в маркетинге  заключается в том, чтобы устанавливать  на товары фирмы такие цены  и так варьировать ими в  зависимости от положения на  рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи.

 Установить в международной  торговле цену товара сложно  потому, что она - величина принципиально  неустойчивая.

 На нее влияют: цикл, в котором находится мировая экономика; конъюнктура рынка; конкуренты; посредники и покупатели; переменные курсы обмена валют.

 Поэтому фирмы считают,  что для успеха на внешнем  рынке необходимо разрабатывать  ценовую политику и постоянно  проверять ее эффективность, изменяя ее по мере необходимости.

 При разработке ценовой  политики принимают во внимание  следующие моменты:

Информация о работе Ценообразование во внешней торговле