Ценообразование во внешней торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках, необходимо внимательно изучать все факторы, оказывающие влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладные. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономический деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно для характеристики и внутреннего рынка, и внешнего. Цена, в том числе о внешней торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название ценообразующие факторы. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять перечисленных ниже групп.

Содержание работы

1. Основы и особенности ценообразования во внешней торговле 3

1.

2. Ценообразование на мировых товарных рынках различных типов 7

3. Практика и методы определения внешнеторговых цен 12

4. Ценообразование в России, связанное с ВЭД 16

5. Цены и ценовая политика в системе международного маркетинга 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

Список литературы. 28

Файлы: 1 файл

итз вэд.docx

— 130.91 Кб (Скачать файл)

 

 Рынок чистой монополии  характеризуется наличием одного-единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызвать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.

 

 Монополист в силу  самой природы данного рынка  стремится установить цены на  товар по наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль.

 Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживаться монополист. Так, несмотря на единичное присутствие на рынке, монополист, как правило, не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечном счете тогда общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда под диктовку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, но все же он будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это естественно, так как не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется понятие ценовая дискриминация, означающее, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда учитывается, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.

 

 В мировой практике  в настоящее время чистых монополистов  сравнительно немного. В 70-80-е  годы на мировом космическом  рынке чистым монополистом выступали  США через компанию НАСА, которая  полностью контролировала коммерческие  запуски (СССР по не вполне  понятным причинам отсутствовал  на этом рынке). Практически чистым  монополистом является компания Де Бирс на рынке алмазов.

 

 Рынок монополистической  конкуренции – смешанный тип  рынка. На данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов  и значительное число менее  сильных фирм, но занимающих видное  место. Характер ценообразования  – конкурентный, с приоритетом  монополизма в пределах рынка  дифференцированного фирменного  продукта.

 

 Господство крупных  фирм одной страны на рынке  отдельных товаров ослабляется  натиском крупных монополистических  фирм другой страны, а также  более «легковесных» конкурентов,  стремящихся получить свою долю  высокой прибыли. В случае взвинчивания  цен со стороны монополий всегда  находятся конкуренты, способные  дать выгодные предложения, т.е.  лучшие цены.

 

 Значительное влияние  на цены оказывает конкуренция  монополий, представляющих разные  отрасли, предлагающие товары  с различной товароведческой  характеристикой и разными физическими  свойствами, но используемые для  одной и той же цели. В качестве  примера может служить конкуренция  между производителями-поставщиками  металла и пластмасс автомобилестроительным  концернам. При формировании цен  учитывается и конкуренция товаров,  заменяющих по своим качествам  традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей- поставщиков химических волокон.

 

 Рынок конкуренции  немногих поставщиков – олигопольный характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами- импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства в рекламные мероприятия.

 

 Практика ценообразования  на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение,  принимаемое экспортером, - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. – требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют не афишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.

 

 Потребность в относительной  координации деятельности на  мировом рынке привела компании  к созданию специальных механизмов, с помощью которых можно было  бы действовать с большей долей  предсказуемости. Наиболее простой  формой такого механизма является  картель, в рамках которого  предполагается формальное письменное  соглашение относительно объемов производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, была ОПЕК

(Организация стран экспортеров нефти). В течение длительного времени картелю удавалось довольно успешно координировать нефтяные рынки.

 

 Для компаний, участвующих  в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации  прибылей, т.е. их поведение в  определенной степени напоминает действие чистых монополий. Величина воздействия субъектов олигопольного рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами.

 Отмечено, что чем выше  степень монополизации, тем выше  уровень монопольных цен и  тем меньше их колебания.

 

 Вместе с тем ценообразование  на рынках машин и оборудования  – процесс, значительно отличающийся, например, от ценообразования на  рынках сырья и полуфабрикатов, а анализ формирования цен  на конкретные изделия, поставляемые  на международный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее поставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определенное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т.д.

 

 Влияние государства  на внешнеторговые цены. Государственное  регулирование внутренних цен,  субсидирование экспорта, поддержка  импорта, проведение таможенно-тарифной  политики и т.д. в конечном  счете оказывают существенное влияние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.

 

 Государство регулирует  цены внутреннего рынка в основном  с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень  продажных цен и представляя  субсидии для покрытия издержек  производства. Хрестоматийными являются  примеры поддержки государством  сельского хозяйства в США  и сельскохозяйственной политики  ЕС. В США государство предоставляет  субсидии из федерального бюджета  в случае понижения рыночных  цен ниже гарантированного уровня  цен. Специальная правительственная  организация по гарантированным  ценам принимает в залог у  производителей сельскохозяйственные  продукты и в случае, если цены  рынка превысят залоговые, производитель  выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом. США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

 Эффективен механизм  ценообразования в ЕС, разработанный  по каждому виду сельхозпродукции  и для каждого региона. Устанавливаются  несколько категорий цен –  индикативные цены, определяемые  органами ЕС как желательные,  минимальные цены импорта или  пороговые, минимальные продажные  цены, гарантированные производителю  интервенциями официальных организаций.

 Существование пороговой  цены защищает рынок от импорта,  цена интервенции гарантирует  минимальный доход производителям. Таким образом протекционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка.

 Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения, близкого к самообеспечению, и второго мирового экспортера.

 Воздействие государства  на уровень цен в машиностроительных  и сырьевых отраслях, как правило,  осуществляется косвенным образом.  Например, государство берет на  себя часть финансирования НИОКР,  проводит преимущественно скрытое  финансирование экспорта, ведет протекционистскую таможенную политику. Так, представляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая низкий уровень импортных пошлин, например, на сырье, государство преследует цель повысить конкурентоспособность на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одной из разновидностей воздействия на цены мирового рынка является демпинг. Цель демпинга – завоевание определенным товаром или группой товаров внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-импортеров.

 Имеются и другие  механизмы и инструменты, используемые  государством для проведения  внешнеторговой политики (квоты,  добровольное ограничение экспорта  и т.д.), которые в конечном счете оказывают существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.

 

3. Практика и методы  определения внешнеторговых цен.

 

Для современного мирового рынка  характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков товаров  и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию  одного и того же рынка может существенно  различаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность выбора цены: использование цен раздельных экспортных и импортных операций; цены в условиях оплаты наличными; цены, формирующиеся в рамках обычных коммерческих сделок.

 Исходя из данных  посылок ясно, что цены, фиксируемые  в рамках долгосрочных межгосударственных  соглашений, будут существенно отличаться  от цен в сделках, например, типа «ad-hoc» или цен на товар, оплачиваемый путем сложных банковских операций, в условиях определенных валютных ограничений и т.д.

 Поставщики товара  на внешний рынок встречаются  с существенными колебаниями  цен, предоставлением различных  скидок, приложением надбавок. Кроме  того, практически всегда цены  на аналогичную продукцию различаются,  так как разные поставщики  поставляют товары различных качества, комплектации и т.п.

 Значительную долю  в конечной цене составляют  транспортные расходы.

 В современной международной  торговле, особенно в торговле  сырьевыми товарами и полуфабрикатами,  заметное место занимают посреднические  фирмы, также имеющие свою маржу  в результате осуществления продаж. Цены на машинно- техническую продукцию, технически сложные товары, как правило, формируются только при непосредственном контакте между продавцом-производителем и покупателем-потребителем. При этом в цену включаются самые различные составляющие – надбавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сервис, упаковку и др.

 Для изучения и использования  на практике ценовых показателей  мирового рынка необходимо знать  основные источники сведений  о ценах. В настоящее время  созданы специальные банки данных  практически для всех товаров  и товарных групп по регионам  и временным периодам (для товаров  сезонных). Огромные возможности  предоставляет система компьютерных  телекоммуникаций Internet, позволяющая в считанные минуты получить ориентировку практически на все поставляемые на мировой рынок товары. Однако это будут цены ориентировочные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь стартовую площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же ценообразования остался старым: анализ спроса и предложения, проект цены исходя из ситуации на рынке и формирование контрактной цены в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя.

 Цены на мировых  товарных рынках по источникам  информации, сфере применения и  способу использования принято  подразделять на несколько групп.

 Контрактные – конкретные  цены на продукцию, согласованную  продавцом и покупателем в  ходе переговоров. Они, как  правило, ниже цены предложения  поставщика. Контрактная цена действительна  на весь период действия контракта,  если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок.

 Контрактные цены нигде  не публикуются, ибо они представляют  коммерческую тайну. В принципе  контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны.

 Практическая задача  состоит в сборе информации  и создании банка данных.

Информация о работе Ценообразование во внешней торговле