Ценоообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является определение и анализ основных направлений ценовой политики предприятий на современном этапе. Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть стратегию ценообразования.
2) проанализировать возможные стратегии ценовой политики предприятия в условиях как развитой рыночной, так и переходной экономики;
3) исследовать реальную практику политики ценообразования на примере предприятия ОАО «Металлист»

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...
3
Глава 1. Цены и ценообразование: теоретические аспекты проблемы……...
5
Виды цен …………………………………………………………...
5
1.1.1.Цены внутренние и внешние……………………………..............
5
1.1.2.Виды цен по степени участия государства в ценообразовании..
7
1.1.3.Виды цен по стадии ценообразования…………………………...
8
1.2.Информация для ценообразования…………………………………
9
1.3.Система ценообразования…………………………………………..
11
1.4.Цели ценообразования………………………………………………
12
1.4.1.Выживания предприятия………………………………………….
12
1.4.2.Краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности………………………………………………………….
13
1.4.3.Краткосрочное максимальное увеличение сбыта продукции…..
13
1.4.4.Завоевание лидерства на рынке и в определении цен…………..
13
1.4.5. «Снятие сливок» с рынка путем установления высоких цен…..
14
1.5.Методы ценообразования…………………………………………...
14
1.5.1.Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль»…..
14
1.5.2.Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли………………………………………………………...
15
1.5.3.Установление цены на основе ощущаемой ценности товара…..
16
1.5.4.Установление цены на основе уровня текущих цен…………….
16
1.5.5.Установление цены на основе закрытых торгов………………...
17
1.5.6.Установление окончательной цены………………………………
17
1.5.7.Психология ценовосприятия…………….………………………..
17
1.6.Стратегии ценообразования………………………………………..
17
1.6.1.Стратегии ценообразования, основанная на ценности товара…
17
1.6.2.Стратегии следования за спросом……………………………......
18
1.6.3.Стратегии установления конкуренции……….………………….
18
Глава 2. Предприятие ОАО «Металлист»: характеристика деятельности и особенности функционирования……………………...

21
2.1.Анализ рынка выпускаемой продукции……………………………
23
2.2.Характеристика основных показателей……………………………
25
Глава 3. Ценообразование на предприятии ОАО «Металлист»…….
30
3.1.Политика ценообразования ОАО «Металлист»…………………...
40
Заключение………………………………………………………...............
42
Список литературы………………………………………………………
45

Файлы: 1 файл

ценообразование.docx

— 87.84 Кб (Скачать файл)

 

Обобщенная информация для анализа  финансовых результатов представлена в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», приложение к балансу, форма № 1.

Анализ структуры прибыли отчетного 2000 года позволяет сделать вывод, что основную часть ее составляет прибыль от реализации продукции 19606 тыс. рублей, что на 5348 тыс. рублей или  в 1,4 раза выше прибыли 1999 года.

На рост прибыли оказали влияния  следующие факторы:

  • рост производства в сопоставимых ценных-9,3%;
  • снижение себестоимости на 4,2 коп. на 1 рубль товарного выпуска.

Финансовое состояние предприятия  характеризуется обеспеченностью  финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью.

Анализ устойчивости финансового  состоянии позволяют выяснить, насколько  правильно предприятие управляет  финансовыми ресурсами в течение  отчетного года.

Абсолютным показателем финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие  состояние запасов и обеспеченность их источниками формирования.

 

 

1998год

1999год

2000год

Нормативное значение

1

Коэффициент обеспечен. собств. средствами

 

0,186

 

0,151

 

0,146

 

>0,1

2

Коэффициент текущей ликвидности

 

1,23

 

1,18

 

1,17

 

>2

3

Коэффициент абсолютной ликвидности

 

0,0002

 

0,0016

 

0,0045

 

0,2-0,25


 

  1. Коэффициент обеспеченности собственными средствами: 14,6% текущих активов сформированы за счет собственных средств. Этот коэффициент низкий и в 2000 году была тенденция к его снижению по сравнению с 1998 и 1999 годами
  2. Коэффициент текущей ликвидности отражает достаточность оборотных средств у предприятия для погашения своих краткосрочных  обязательств в течение определенного периода. Этот коэффициент низкий и величина его ниже норматива. Сумма текущих активов не намного превосходит сумму краткосрочных обязательств.
  3. Коэффициент, абсолютной ликвидности характеризует мгновенную платежеспособность и который показывает, какую часть краткосрочной задолженности сможет предприятие за счет имеющихся средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае необходимости.

Анализ данных показывает, что предприятие  находится в сложном финансовом положении. Однако следует отметить, что превышение оборотных средств  над краткосрочными обязательствами  не очень желательно, потому что  свидетельствует о нерациональном вложении предприятием средств. В ОАО  «Металлист» коэффициенты низкие, но положительные. Следовательно, предприятие  может считаться ликвидным.

 

Упущенные возможности  и резервы.

Содержание

1998год

1999год

2000год

Темп 2000 к 1999 в %

Начислено в бюджеты всех уровней (по расчету)

20840

27430,6

42786,0

156,0

Фактически внесено в бюджеты  всех уровней

10873

19662,3

35924,0

182,7


Предприятие, увеличив объем реализованной  продукции на 31,6% или 38871тыс. руб. в 2000г. по сравнению с 1999годом фактически внесено в бюджет 35924,0 тыс. руб., что  на 16262 тыс. руб. или на 82,7% больше, чем  в 1999году. Удельный вес денежных расчетов в общей реализации занимали:

  • 1998г.-15,9%
  • 1999г.-20%
  • 2000г.-34,4%

Однако этих средств было не достаточно. Поэтому, не обеспечены текущие платежи  в бюджеты всех уровней и сумма  задолженности за 2000год:

  • на начало года - 27572,4 тыс. руб.;
  • на конец года – 39122 тыс. руб.

Но за два месяца текущего года задолженность снижена и составляет 34841,4 тыс. руб. На предприятии реструктурирована  задолженность по расчетам с декабря 2000г.:

  • пенсионный фонд-8,4 млн. руб.
  • соцстрахование-1,4 млн. руб.
  • занятость населения-0,5млн. руб.
  • социальное страхование от несчастных случаев-0,7млн.руб.
  • дорожный фонд-4,4млн. руб.
  • кроме того, пени-3,0млн. руб.

Итого-18,4 млн. руб.

График текущих платежей и реструктуризации выполняется.

 

 

3.1. Политика ценообразования  ОАО «Металлист»

 

Для того чтобы иметь представление  о ценообразовании на ОАО «Металлист», необходимо описать структуру управления отдела цен и ценовой политики:


 

 



 

 

 


 


 

 

 

  

Главной задачей отдела цен и  ценовой политики ОАО «Металлист»  является разработка эффективной ценовой  политики на основе контроля, анализа, разработки рекомендаций,  расчета  и корректировки текущих цен  с целью обеспечения надежной адаптации предприятия к колебаниям рыночной конъюнктуры, ценовой политики к изменениям внешней среды и  внутренних факторов для обеспечения  рентабельности хозяйственной деятельности предприятия. Основные обязанности  начальника отдела цен и ценовой  политики состоят в том, чтобы  давать предложения об изменении  цен в зависимости от эластичности спроса на данный вид продукции и  уровня конкуренции, корректировать ценовую  политику в зависимости от изменения  политических, экологических, социальных и других внешних факторов, прогнозировать цены на сырье, материалы, работы и услуги, анализировать влияние цен на отклонения фактической себестоимости от расчетной (по видам продукции).

Так, ценовая политика ОАО «Металлист»  строится следующим образом:

  1. Цены исходя из фактической себестоимости, с учетом цен конкурентов, применяющиеся для внутреннего рынка.
  2. Экспортные цены, корректирующиеся в зависимости от мирового рынка выпускаемой продукции и цен на нем.
  3. Государственно-регулируемые цены, предназначенные для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  4. Зачетные цены, формируемые по принципу «все равно возьмут», учитывающие неблагоприятное положение покупателей.
  5. Цены, направленные на политику вытеснения конкурентов, т.е. которые на первом этапе могут быть убыточными, с дальнейшим достижением рентабельности за счет объемов поставок.

 

Заключение

 

      Анализ ценообразования  на предприятии ОАО «Металлист»  наглядно показывает, что система  цен - это дифференцированная  система, состоящая из отдельных  блоков (оптовые, розничные и др.), находящаяся в тесной взаимозависимости  и взаимодействии. Изменение цен  в одном из основных блоков  быстро передается по цепочке  во все другие. Формированию эффективному  ценообразования в России мешает  ряд факторов, таких, как высокие  налоги, сборы, платежи в фонды,  импортные и экспортные пошлины,  завышенные цены естественных  монополий, отсутствие квалифицированных  специалистов в этой области  на предприятиях. Российская система  цен еще не сформирована, поэтому  целесообразно использовать опыт  зарубежных коллег.

      Пока для подавляющего  большинства отечественных компаний  актуальна задача овладения грамотными  методами затратного ценообразования  в сочетании с жестким управление  этими затратами. И здесь отечественным  экономистам вполне можно воспользоваться  опытом зарубежных фирм,  в  практике которых затратное ценообразование  применяется пока довольно широко. На первый взгляд для стран  с развитыми рыночными механизмами  подобная ситуация удивительна,  так как с точки зрения современной  экономической теории такой подход  к обоснованию цен совершенно  неприемлем, так как: не обеспечивает  учет условий формирования спроса  и экономической ценности товара (цена определяется исходя из  заданного объема продаж, хотя  этот объем в силу законов  спроса сам зависит от цены); опирается на бухгалтерские, а  не экономические (полные) затраты  и использует как основу определения  цен средние переменные, а не  предельные затраты. Но затратное  ценообразование продолжает широко  использоваться, и для этого есть  следующие веские причины:

1. Затратное ценообразование   опирается на реально доступные  данные - Всю информацию, необходимую  для установления цен по такой  методике, можно получить внутри  самой фирмы на основе бухгалтерской  отчетности и документов, регламентирующих величину наценок. Не нужны никакие исследования рынка или опросы покупателей. Поэтому решения о ценах можно принимать быстро.

2. Не всегда у фирмы есть  специалисты и менеджеры, которые владеют более совершенными методами ценообразования. Современные подходы к обоснованию цен (некоторые из которых рассмотрены в предыдущих главах) сочетают в себе как научные элементы, так и творчество. У многих фирм (в том числе у подавляющею большинства российских фирм) просто нет специалистов такого типа и менеджеров, которые говорят с ними на одном языке - Но любой менеджер понимает, что такое затраты и что цена должна быть больше затрат на величину «приемлемой прибыли".

3. Затратное ценообразование может  быть общепринятым в данной отрасли. Если ситуация именно такова, то менеджеры действующей в ней фирмы и не считают нужным осваивать иные подходы к обоснованию цен, зная, что лидеры рынка тоже идут от затрат и наценки. Это характерно пока и для большинства отраслей российской экономики. Что касается цен на импортную продукцию, то они воспринимаются как данность, рожденная некими «мировыми рынками».

4. Затратное ценообразование часто  воспринимается менеджерами фирм  как наиболее обоснованное  и  справедливое. Формирование цен  на основе затрат уходит корнями  в глубокую древность, так что  это традиция; освященная веками коммерции. Более того, в основе затратного ценообразования лежит вполне разумная для повседневного мышления идея о том, что «честный производитель» должен иметь возможность возместить свои затраты и получить нормальную прибыль в вознаграждение за его усилия. Поэтому, используя затратный метод ценообразования, менеджеры фирм (в том числе особенно директора российских предприятий, имеющие, как известно, преимущественно техническое образование) воспринимают его как метод не просто закономерный, но и имеющий куда более реальную основу, чем методы, основанные на идеях маркетинга.

Проанализировав ценовую политику на ОАО «Металлист», в качестве рекомендаций по дальнейшему ее совершенствованию, необходимо сделать следующие выводы:

  • ценовая политика ОАО «Металлист» на данном этапе разработана в правильном направлении. Основными целями маркетинга, являются  обеспечение  выживаемости, максимизация  прибыли, завоевание  лидерства  по  показателям качества
  • в ценообразование предприятия  применяется затратный метод, однако учитывается существующая конъюнктура рынка
  • для дальнейшего снижения себестоимости продукции путем снижения стоимости закупок может способствовать ликвидация монополизма менеджера, ответственного за номенклатуру комплектующих, независимый конъюнктурный анализ внутренних и внешних предложений
  • целесообразно организовать постоянный динамический пересчет себестоимости, проводить ежемесячный анализ зависимости проданного объема продукции и цены продажи для последующего нормативного планирования.

 

Список литературы

 

  1. Герасименко В.В. «Ценообразование» - М., 2005.
  2. Горфинкеля В. Я., Швандара В. А. // «Экономика предприятия»,– М.: ЮНИТИ, 2001.
  3. Зайцев И. Л. «Экономика промышленного предприятия» – М.: Инфра-М, 1998.
  4. Котлер Ф. «Основы маркетинга – Санкт-Петербург: Краткий курс», 2001.
  5. Ноздрёва Р. «Маркетинг: как побеждать на рынке». – М.: Инфра-М, 1992.
  6. Шуляк П. Н. «Ценообразование», 2005.
  7. «Рыночная экономика. 1000 терминов» – М.: Крон-Пресс, 1993.
  8. Статьи из газеты «Металлист» № 12, № 13, №14.
  9. Интернет.
  10. Junior Achievement «Прикладная экономика» - М., 1993.



Информация о работе Ценоообразование