Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 02:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование деятельности Центрального Банка Российской Федерации, его роль в банковской системе на современном этапе.
В работе будет рассмотрено состояние современной банковской системы, проблемы в её развитии, будут рассмотрены цели и функции Банка России, его место в современной банковской системе, а также методы регулирования денежно-кредитной политики Банком России.
Введение 1
1. Проблемы развития банковской системы России 3
2. Место центрального банка России в банковской системе и его
функции 8
3. Роль банка России в урегулировании денежно-кредитной политики 16
4. Удержание стабильности рубля как основная задача банка России 27
Заключение 33
Список литературы
Функция организации банковских операций,
бухгалтерского учета и статистической
отчетности коммерческих банков заключается
в создании регламента финансирования,
кредитования, расчетных и кассовых
операций, а также порядка ведения
бухгалтерского учета и отчетности
в кредитных учреждениях.
ЦБ РФ вправе рассматривать документы
кредитного учреждения, оценивать его
финансовые и кадровые ресурсы и принимать
решение о лицензировании коммерческих
банков.
Функция организации государственного
контроля за деятельностью кредитных
учреждений предписывает Центральный
банк РФ осуществлять постоянный контроль
показателей, характеризующих финансовое
состояние коммерческого банка. Движение
средств на корреспондентских счетах
коммерческих банков контролируют РКЦ
при ЦБ РФ. В период становления двухуровневой
банковской системы на территории России
было организовано более 1300 расчетно-кассовых
центров. Организация широко разветвленной
сети РКЦ была обусловлена необходимостью
обеспечения стабильного функционирования
платежной системы и контроля за кредитными
учреждениями путем максимального приближения
учреждений ЦБ РФ к обслуживаемым коммерческим
банкам, их филиалам и бюджетным организациям
в связи с внедрением новых средств осуществления
платежей.
Главная цель государственного контроля за работой коммерческих банков — сохранение или восстановление их ликвидности, надежное и прибыльное использование средств вкладчиков и предотвращение возможности банкротства кредитных учреждений.
Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы – например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег. Однако функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» - в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным.
Банк
России как орган банковского
регулирования и банковского
надзора обязан обеспечивать поддержание
стабильности банковской системы РФ
и защиту интересов вкладчиков и
кредиторов – это является главной
целью банковского
Банковский надзор - это надзор, осуществляемый уполномоченными государством организациями за соблюдением банками и другими кредитными организациями определенных правил устройства и функционирования банковской системы. Говоря точнее - это надзор со стороны Банка России за соблюдением кредитными организациями в своей деятельности федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ.
Надзор включает в себя наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациями установленных им нормативных актов (в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение предусмотренных санкций в случае их нарушения. Банковский надзор заключается в том, что он используется для управления рисками в банковской системе.
Общей целью банковского надзора является:
- поддержание
денежной и финансовой
- обеспечение
эффективности банковской
- защита
интересов вкладчиков. Осуществление
надзора за деятельностью
Надзорные
и регулятивные полномочия Банка
России выражаются в государственной
регистрации кредитных
Банком
России установлены обязательные для
кредитных организаций и
3. РОЛЬ БАНКА РОССИИ В
Денежно-кредитная политика - это осуществляемые государством меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы.
Разработка основных направлений денежно-кредитной политики проводится Банком России в соответствии со статьей 45 Закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)".
Под инструментами денежно-
К таким инструментам относятся:
1) операции на открытом рынке.
Такие операции представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг. Покупки на открытом рынке оплачиваются центральным банком увеличением резервного счета продавца, что приводит к росту денежной массы. Соответственно продажи центральным банком бумаг открытого рынка приведут к уменьшению суммарных резервов банков и уменьшению денежной массы.
Преимущества операций на открытом рынке состоят в том, что:
- центральный банк может
- операции обратимы, поскольку
любая ошибка может быть
- рынок ликвиден и скорость проведения операций высока, она не зависит от административных проволочек.
Используют два вида операций: прямые сделки и операции РЕПО. Прямые сделки означают покупку-продажу бумаг с немедленной поставкой. Покупатель становится безусловным собственником бумаг.
Операция РЕПО (англ. "repurchase agreement", "repo") представляет собой сделку, состоящую из двух частей – продажи и последующей покупки ценных бумаг через определенный срок по заранее установленной цене. Разница между ценой продажи и покупки составляет стоимость заимствований с помощью операции РЕПО.
Впервые этот инструмент стали применять в США в 20-х годах прошлого века.
Проведение операций РЕПО Банком России регламентируется Положением Банка России от 25.03.2003 № 220-П "О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации", Положением Банка России от 28.11.2008 № 329-П "Об условиях совершения Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на Фондовой бирже ММВБ" (с изменениями), а также Положением Банка России от 04.03.2010 № 357-П "Об условиях совершения Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на рынке государственных ценных бумаг".
В практике Банка России в настоящий
момент используются только операции
прямого РЕПО, которые представляют
собой операции предоставления ликвидности
банковскому сектору под
В первой части сделки прямого РЕПО Банк России выступает в качестве покупателя, а его контрагент – кредитная организация – в качестве продавца ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по сделке. Во второй части сделки производится обратная продажа ценных бумаг Банком России кредитной организации по установленной в момент заключения сделки цене.
Механизм операций РЕПО подразумевает, что на срок предоставления средств выступающие в качестве обеспечения ценные бумаги переходят в собственность к кредитору, что упрощает разрешение ситуаций при неисполнении обязательств заемщиком и снижает кредитный риск по данному виду операций. Операции прямого РЕПО Банка России осуществляются через биржевую инфраструктуру, что сокращает временные и операционные издержки банков.
В практике Банка России операции
по покупке/продаже ценных бумаг
на открытом рынке используются в
относительно небольших масштабах
как дополнительный инструмент регулирования
банковской ликвидности. Основным фактором,
снижающим потенциал его
Согласно законодательству Банк России может осуществлять на рынке покупку/продажу как государственных, так и корпоративных долговых бумаг (акций – только в рамках операций РЕПО). При этом покупка государственных ценных бумаг Банком России может осуществляться только на вторичном рынке (в целях ограничения возможностей прямого эмиссионного финансирования бюджета).
В практике Банка России покупка/продажа корпоративных ценных бумаг использовалась только в рамках операций РЕПО, либо при реализации ценных бумаг, полученных в обеспечение по сделкам РЕПО, при ненадлежащем исполнении контрагентами своих обязательств по второй части сделки.
Прямые операции по покупке/продаже государственных ценных бумаг без обязательств обратной продажи/выкупа используются Банком России нерегулярно.
Операции по покупке/продаже
Банк России использует два механизма проведения операций прямого РЕПО – на аукционной основе и по фиксированной ставке.
В настоящее время аукционы прямого РЕПО проводятся Банком России на сроки 1 день, 7 дней и 3 месяца (ставка 5,25% годовых).
Аукционы проводятся в форме процентных конкурсов заявок от кредитных организаций на заключение с Банком России сделок прямого РЕПО.
Операции прямого РЕПО по фиксированной ставке выступают в качестве инструмента постоянного действия, предоставляя кредитным организациям возможность привлекать ликвидность от Банка России в течение торгового дня на фиксированных условиях – по ставке, которая превышает минимальную процентную ставку, установленную для аукциона прямого РЕПО на соответствующий срок. На данный момент операции прямого РЕПО по фиксированной ставке приостановлены.
Наиболее востребованными со стороны кредитных организаций на протяжении последних лет являются операции прямого РЕПО на аукционной основе на срок 1 день. На данные операции в среднем приходится около 80% от общего объема средств, предоставляемых по операциям прямого РЕПО.
2) рефинансирование банков и процентные ставки по операциям Центрального банка.
Ставка рефинансирования - это ставка, взимаемая центральным банком по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам.
Применение этого инструмента
базируется на том, что коммерческие
банки могут увеличивать свои
кредитные ресурсы путем
Этот инструмент монетарной политики - самый старый. В США он применяется с 1913 года. В нашей стране в начальный период развития двухуровневой банковской системы в России это было единственно активно применяемое средство в деятельности Центрального Банка РФ. С момента начала использования этого инструмента в январе 1991 года ставка рефинансирования многократно изменялась, достигнув своего максимума 210% в октябре 1993 года. С 26 декабря 2011 года по настоящее время ставка рефинансирования составляет 8%.
Информация о работе Центральный Банк и его роль в современной банковской системе РФ