Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение функций Центрального банка РФ и его роли в кредитно-денежном регулировании экономики России.
Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи:
определить исторически сложившееся место Центрального банка РФ в банковской системе, а именно статус Банка России, его полномочия, правовое регулирование деятельности;
рассмотреть структуру Центрального банка РФ и функции органов управления;
проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования экономики;
Введение………………………………………………………….…………………. 3
1. Центральный Банк России как финансовый институт и его функции ..…..… 6
1.1. Краткая история создания и деятельности Банка России .…………… 6
1.2. Статус, основные цели и функции Центрального банка РФ ………… 12
1.3. Организационная структура и органы управления ЦБ РФ ………….. 18
2. Роль Центрального банка России в кредитно-денежном регулировании
экономики ……………………………………………………………………… 21
2.1. Кредитно-денежное регулирование экономики – основная функция Центрального банка ………………………………………………………… 21
2.2. Методы и инструменты кредитно-денежного регулирования экономики в РФ …………………………………………………………….. 30
2.2.1.Изменение нормативов обязательных резервов ………………. 31
2.2.2. Процентная политика Центрального Банка …………………... 33
2.2.3. Операции на открытом рынке ………………………….……… 36
3. Основные направления государственной денежно-кредитной политики на
2013 год и период 2014-2015 годов …………………………………………... 41
3.1. Принципы денежно-кредитной политики на
среднесрочную перспективу ……………………………………………….. 41
3.2. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году
и на период 2014 и 2015 годов …………………………………………… 42
Заключение……………………………………………………………………….... 47
Список использованных материалов ……………………………………...…… 50
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.
С целью
преодоления последствий
В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора за счет внедрения системы международных стандартов (МФСО) [13].
В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.
В декабре
2003 года был принят Федеральный закон
"О страховании вкладов
В нем
были определены правовые, финансовые
и организационные основы функционирования
системы обязательного
В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.
С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов, в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".
В 2004 г. на
основании Федерального закона "О
Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" и Федерального
закона "Об ипотечных ценных бумагах"
Банк России издал Инструкцию "Об
обязательных нормативах кредитных
организаций, осуществляющих эмиссию
облигаций с ипотечным
В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года", согласно которой основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.
В 2008 году, в связи с кризисом ипотечного кредитования в США и острым дефицитом ликвидности на международных финансовых рынках, изменились условия проведения денежно-кредитной политики, основной целью которой стало снижения инфляции.
Банк России увеличил объемы рефинансирования коммерческих банков. Был разработан аукционный механизм размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах.
В сентябре
2008 г. в результате обострения мирового
финансового кризиса ситуация в
экономике России кардинально изменилась.
Резкое падение мировых цен на
экспортируемые Россией товары привело
к ухудшению состояния
Начавшийся осенью 2008 года мощный отток частного капитала, сопровождался резким падением цен на акции на российских фондовых биржах. Российские компании и банки оказались отрезанными от иностранных источников финансирования.
В результате ухудшилась ситуация с ликвидностью кредитных организаций. В октябре 2008 г. отток вкладов населения из банков достиг своего максимума. Начался рост просроченной задолженности по кредитам, резко снизились объемы операций межбанковского кредитования.
В это время Банк России основные усилия направил на предотвращение массового банкротства российских банков: неоднократно принималось решение о снижении нормативов обязательных резервов; расширен перечень активов, принимаемых Банком России в залог при рефинансировании банков; в течение 2009 г. 10 раз снижались ставка рефинансирования Банка России и другие ставки по операциям Банка России с кредитными организациями (до конца 2009 г. ставка рефинансирования снизилась с 13% до 8,75%); был создан временный механизм поддержания межбанковского рынка в условиях кризиса, который предусматривал компенсацию Банком России до 90% убытков, понесенных банками-кредиторами при межбанковском кредитовании банков, у которых была отозвана лицензия; был разработан механизм предоставления Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения ("беззалоговых" кредитов); одним из способов увеличения капитала банков стало предоставление им за счет государственных средств субординированных кредитов, а так же разработан механизм приобретения государством привилегированных акций банков, нуждающихся в пополнении капиталов, с оплатой их специальными облигациями федерального займа; совместно с Агентством по страхованию вкладов Банк России провел большую работу по санации проблемных банков; Банк России предоставлял кредиты на льготных условиях крупным финансово устойчивым банкам в случае их готовности приобрести за символическую сумму контрольный пакет акций проблемного банка и за счет полученных средств осуществить его санацию.
В результате принятых мер ситуация относительно стабилизировалась.
В течение 2010 г. по мере улучшения ситуации в банковском секторе Банк России постепенно сворачивал специальные антикризисные механизмы.
В первой половине 2010 года в условиях быстро снижающейся инфляции, низкого совокупного спроса на товары и услуги, вялого роста банковского кредитования Банк России четыре раза принимал решения о снижении своих процентных ставок. За первые 5 месяцев 2010 г. ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75%.
С середины 2010 г. макроэкономическая ситуация начала изменяться. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам.
В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе-феврале были и повышены нормативы обязательных резервов и большинство процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.
1.2. Статус, основные цели и функции Центрального банка РФ
В настоящее время в банковской системе России Банк России (Центральный Банк РФ – ЦБ РФ) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк выступает ключевым агентом государственной кредитно-денежной политики.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.
Основным элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[2].
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [29].
Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обязательны для органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться на его заключение.
ЦБР подотчетен
лишь Государственной Думе Федерального
Собрания РФ. Государственная Дума
по представлению Президента назначает
сроком на четыре года Председателя и
членов Совета директоров, рассматривает
годовой отчет ЦБР и
В то же время ЦБ РФ участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель банка присутствует на заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономического развития принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. ЦБР и Правительство РФ координируют свою политику, проводят регулярные консультации. В частности, ЦБР консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой финансовой, кредитной и денежной политики[1,сто 114, подпункт б].
Контроль над Банком России осуществляет и Президент. Он представляет кандидатуру Председателя банка Государственной Думе [1, сто 83, подпункт г].
В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О Центральном банке РФ" Банк России выступает в статусе юридического лица, то есть организации, которая «имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом»[2].
Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных статьей 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 Федерального закона [2].
Банк России является юридическим лицом, освобожденным от уплаты всех налогов, пошлин, сборов и других платежей на территории РФ.
Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона [2, ст. 13].
Определим основные цели деятельности Центрального Банка России. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что «целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы [2].
Отметим, что, согласно ст.3 данного Закона, получение прибыли не является целью деятельности Банка России[2].
Реализация
этих целей осуществляется Банком России
независимо от органов государственной
власти (ст. 75 Конституции Российской
Федерации и ст. 5 Федерального закона
"О Центральном банке
Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
Так же к основным задачам Банка России относят:
Банк
России осуществляет свои функции в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации и Федеральным
К основным функциям ЦБ РФ относятся:
1)
монопольная эмиссия наличных
денег и организация их
2) функция финансового агента, банкира Правительства