Центральный Банк России, его функции и роль в кредитно-денежном регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение функций Центрального банка РФ и его роли в кредитно-денежном регулировании экономики России.
Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи:
определить исторически сложившееся место Центрального банка РФ в банковской системе, а именно статус Банка России, его полномочия, правовое регулирование деятельности;
рассмотреть структуру Центрального банка РФ и функции органов управления;
проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования экономики;

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………. 3
1. Центральный Банк России как финансовый институт и его функции ..…..… 6
1.1. Краткая история создания и деятельности Банка России .…………… 6
1.2. Статус, основные цели и функции Центрального банка РФ ………… 12
1.3. Организационная структура и органы управления ЦБ РФ ………….. 18
2. Роль Центрального банка России в кредитно-денежном регулировании
экономики ……………………………………………………………………… 21
2.1. Кредитно-денежное регулирование экономики – основная функция Центрального банка ………………………………………………………… 21
2.2. Методы и инструменты кредитно-денежного регулирования экономики в РФ …………………………………………………………….. 30
2.2.1.Изменение нормативов обязательных резервов ………………. 31
2.2.2. Процентная политика Центрального Банка …………………... 33
2.2.3. Операции на открытом рынке ………………………….……… 36
3. Основные направления государственной денежно-кредитной политики на
2013 год и период 2014-2015 годов …………………………………………... 41
3.1. Принципы денежно-кредитной политики на
среднесрочную перспективу ……………………………………………….. 41
3.2. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году
и на период 2014 и 2015 годов …………………………………………… 42
Заключение……………………………………………………………………….... 47
Список использованных материалов ……………………………………...…… 50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЦЕНТР БАНК.docx

— 1.88 Мб (Скачать файл)

В 2012 году ситуация на российском рынке межбанковских кредитов (МБК) оставалась устойчивой. Доля просроченной задолженности по рублевым МБК, размещенным в кредитных организациях - резидентах, в январе-сентябре 2012 года составляла не более 0,5%.

В течение 2012 года процентные ставки по кредитам нефинансовым организациям колебались вокруг уровня, сложившегося к концу 2011 года. В сентябре 2012 года средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года составила 8,9% годовых, на срок свыше 1 года - 10,7% годовых. Средневзвешенные процентные ставки по рублевым кредитам физическим лицам на срок до 1 года и на срок свыше 1 года в сентябре 2012 года составили 24,7 и 19,6% годовых соответственно.

В 2012 года неценовые условия банковского кредитования для основных категорий заемщиков изменялись по-разному. В сегменте кредитования населения банки увеличивали максимальный срок и объем кредита. Отмечалось также некоторое смягчение требований к финансовому положению заемщика и обеспечению по кредиту. В сегменте кредитования нефинансовых организаций банки проводили более осторожную политику, ужесточая требования к финансовому положению заемщиков - юридических лиц, особенно крупных корпоративных заемщиков. Максимальный срок и объем кредита почти не увеличивались, а в отдельные периоды сокращались[28].

В динамике годовых темпов прироста денежного агрегата М2 на протяжении первой половины 2012 года не наблюдалось ярко выраженных тенденций. Однако начиная со II квартала 2012 года годовые темпы прироста рублевой денежной массы стали постепенно снижаться, а в III квартале эта тенденция усилилась (на 1.10.2012 годовой темп прироста денежного агрегата М2 составил 14,8%)

Годовой темп прироста рублевой денежной массы по итогам 2012 года может составить 15-18%, что формирует предпосылки для замедления инфляции в среднесрочной перспективе.

Среди компонентов рублевой денежной массы динамика депозитов населения была более стабильна. Их годовые темпы прироста снижались менее интенсивно, и на 1.10.2012 составили 19,1%. Годовые темпы прироста рублевых депозитов нефинансовых и финансовых организаций на протяжении января-июля 2012 года превышали темпы прироста депозитов населения (составляя в среднем за этот период около 25%). Однако в августе-сентябре они стали снижаться более интенсивно и на 1.10.2012 составили 12,9%[28]. В III квартале 2012 года годовые темпы прироста широкой денежной массы также стали замедляться и на 1.10.2012 составили 15,0%. (Рис. 2.4.)

 

Рис. 2.4. Денежные агрегаты

 

На фоне сложившейся курсовой динамики годовые темпы прироста депозитов в иностранной валюте (в рублевом выражении) заметно возросли и, согласно предварительным данным, на 1.10.2012 составили 16,1%.

Рост кредита экономике  был основным источником увеличения широкой денежной массы в январе-сентябре 2012 года. Вклад в рост денежной массы внесло и увеличение чистых иностранных активов Банка России.

Объем задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и в иностранной валюте на 1.10.2012 возрос на 16,9%.

Задолженность по кредитам физическим лицам в рублях и в иностранной валюте (в рублевом выражении) по состоянию на 1.10.2012 по сравнению с аналогичной датой 2011 года возросла на 41,7%. Особенно интенсивно банки наращивали потребительское и ипотечное кредитование.

За январь-сентябрь 2012 года объем просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям увеличился на 15,8% (за аналогичный период 2011 года - на 12,8%), по кредитам физическим лицам - на 9,2% (на 6,7%). Тем не менее, доля просроченных корпоративных кредитов в их суммарном объеме уменьшилась с 5,0% на 1.10.2011 до 4,9% на 1.10.2012, а розничных - с 5,9 до 4,4% соответственно.

На фоне сохранения напряженной  ситуации на мировых финансовых рынках и продолжающегося замедления динамики банковских депозитов возрастает роль операций рефинансирования в формировании пассивов банковской системы.

Объем денежной базы, характеризующей  денежное предложение со стороны  органов денежно-кредитного регулирования, за январь-сентябрь 2012 года сократился на 6,5% (за девять месяцев 2011 года - на 9,6%).

Основным источником снижения денежной базы в январе-сентябре 2012 года, как и годом ранее, было абсорбирование денежных средств по бюджетному каналу. Чистый кредит расширенному правительству со стороны органов денежно-кредитного регулирования сократился за девять месяцев 2011 года на 2,4 трлн. рублей (за аналогичный период 2011 года - на 2,2 трлн. рублей). Определенное влияние на его внутригодовую динамику оказывали операции по размещению временно свободных средств бюджета на депозитах в коммерческих банках.

В течение 2012 года проводилась  работа по совершенствованию технологии размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. В настоящий момент депозитные аукционы проводятся на двух российских биржах - Московской Бирже и Санкт-Петербургской Валютной Бирже [28].

В условиях повышения гибкости курсообразования замедлилось накопление Банком России чистых международных резервов, прирост которых за январь-сентябрь 2011 года составил 21,5 млрд. долларов США (за аналогичный период 2011 года - 24,3 млрд. долларов США), снизилась роль валютного канала в формировании денежной базы.

Увеличение денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования происходило в основном за счет расширения валового кредита банкам, прирост которого за девять месяцев текущего года составил 1,2 трлн. рублей.

С учетом принятых Банком России решений и складывающейся макроэкономической ситуации были уточнены отдельные показатели денежной программы на текущий год. Средняя цена на нефть сорта «Юралс» в 2012 году, по оценкам, может составить 109 долларов США за баррель, что находится в интервале между значениями этого параметра для II и III вариантов денежной программы (100 и 125 долларов США за баррель соответственно), представленной в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и на период 2013 и 2014 годов» [23].

Годовой темп прироста денежной базы в узком определении может  составить 11-13%. В соответствии с уточненным прогнозом платежного баланса в 2012 году ожидается меньший прирост чистых международных резервов Банка России вследствие увеличения оценки оттока капитала. При этом прогнозируется, что сокращение объема предоставления денежных средств по валютному каналу будет замещено увеличением объемов рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России. В этих условиях прирост валового кредита в целом за 2012 год составит около 1,5 трлн. рублей.

В 2012 году Банк России проводит денежно-кредитную политику в условиях структурного дефицита ликвидности  банковского сектора [28].

Структурный дефицит ликвидности  в мировой практике, как правило, является нормальным состоянием банковского  сектора. В условиях структурного дефицита возрастает роль операций центрального банка по предоставлению денежных средств банковскому сектору.

 

2.2. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики в РФ

 

Денежно-кредитная  политика осуществляется с помощью  определенных методов и инструментов.

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики - Центральный Банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей.

Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным  признакам:

  • В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы. Прямые выражаются в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Прямые методы являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Поэтому к ним прибегают в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Их применение не приводит к деформациям рынка.
  • Различают также общие и селективные методы. Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер.
  • В зависимости от объекта воздействия - методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке. Выбор их зависит от того, что является приоритетным объектом денежно-кредитной политики: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег.

 

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью  набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

Основные инструменты денежно-кредитной политики определены в ст. 35 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации»[2].

Традиционно распространено использование следующих инструментов денежно-кредитной политики:

1. изменение норматива обязательных  резервов (резервных требований);

2. процентная политика центрального  банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;

3. операции на открытом рынке  с государственными ценными бумагами.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной  политики зависит от тех целей, которые  решает Центральный Банк на том или  ином этапе развития страны.

 

2.2.1. Изменение нормативов обязательных резервов

 

Обязательные  резервы - это процентная доля от обязательств коммерческого банка. Эти резервы  коммерческие банки обязаны хранить  в Центральном Банке. Сегодня изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков используется в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы.

Механизм  действия этого инструмента денежно-кредитной  политики заключается в следующем:

  • если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков, которые они не могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;
  • при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег[18,с.156-157].

 

Этот  инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает  основы всей банковской системы.

По российскому  законодательству нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут  быть дифференцированными для различных  кредитных организаций[2, ст.38].

В 2012 году Банк России не изменял нормативы обязательных резервов, установленные в 2011 году. (Приложение 3)

Сумма средств, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, по состоянию на 1.10.2012 составляла 411,5 млрд. рублей, увеличившись за девять месяцев текущего года на 33,1 млрд. рублей [28].

Суммы обязательных резервов кредитных организаций, депонированные в Банке России за последние десять лет представлены в приложении 4.

 

 

 

 

2.2.2. Процентная политика Центрального  Банка

 

Процентная  политика центрального банка может  быть представлена двумя направлениями: как политика регулирования займов коммерческих банков у центрального банка и как депозитная политика центрального банка. Иначе она может  быть названа политикой учетной  ставки или ставки рефинансирования.

Ставка  рефинансирования - это процент, под  который Центральный Банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учтенная  ставка - процент (дисконт), по которому Центральный Банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Уменьшение  учетной ставки (ставки рефинансирования) делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита возрастают резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение ее делает займы невыгодными. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной  ставки выступает показателем изменений  в области кредитно-денежного  регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой  инфляции и в то же время оказывает  на инфляцию большое влияние. Когда  центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Процентные ставки центрального банка необязательны  для коммерческих банков в сфере  их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки служит коммерческим банкам ориентиром при проведении кредитных операций [14].

На протяжении 1991-1995 гг. учетная ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 20 до 210% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране. В конце 2012 года ставка рефинансирования составляла 8,25% (Приложение 4). 

Наряду  с пересмотром ставки рефинансирования изменяются проценты за пользование  ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», проценты по операциям РЕПО и по привлеченным в депозиты средствам банков в Центральный Банк. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный Банк выступает в качестве «банка банков» [12,с.92].

Информация о работе Центральный Банк России, его функции и роль в кредитно-денежном регулировании экономики