Центральный Банк России, его функции и роль в кредитно-денежном регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение функций Центрального банка РФ и его роли в кредитно-денежном регулировании экономики России.
Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи:
определить исторически сложившееся место Центрального банка РФ в банковской системе, а именно статус Банка России, его полномочия, правовое регулирование деятельности;
рассмотреть структуру Центрального банка РФ и функции органов управления;
проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования экономики;

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………. 3
1. Центральный Банк России как финансовый институт и его функции ..…..… 6
1.1. Краткая история создания и деятельности Банка России .…………… 6
1.2. Статус, основные цели и функции Центрального банка РФ ………… 12
1.3. Организационная структура и органы управления ЦБ РФ ………….. 18
2. Роль Центрального банка России в кредитно-денежном регулировании
экономики ……………………………………………………………………… 21
2.1. Кредитно-денежное регулирование экономики – основная функция Центрального банка ………………………………………………………… 21
2.2. Методы и инструменты кредитно-денежного регулирования экономики в РФ …………………………………………………………….. 30
2.2.1.Изменение нормативов обязательных резервов ………………. 31
2.2.2. Процентная политика Центрального Банка …………………... 33
2.2.3. Операции на открытом рынке ………………………….……… 36
3. Основные направления государственной денежно-кредитной политики на
2013 год и период 2014-2015 годов …………………………………………... 41
3.1. Принципы денежно-кредитной политики на
среднесрочную перспективу ……………………………………………….. 41
3.2. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году
и на период 2014 и 2015 годов …………………………………………… 42
Заключение……………………………………………………………………….... 47
Список использованных материалов ……………………………………...…… 50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЦЕНТР БАНК.docx

— 1.88 Мб (Скачать файл)

Банк России разработал три варианта денежной программы (Рис.3.1.)

В рамках первого варианта денежной программы при реализации сценария снижения мировых цен на нефть ожидается уменьшение чистых международных резервов (ЧМР) в 2013 году (к 2012году) на 0,7 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,2 трлн. рублей, в 2015 году - на 0,7 трлн. рублей. Для обеспечения роста денежной базы необходимо увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования в 2013 году.

Дефицит федерального бюджета  в рамках указанного варианта в 2013 году может составить 3-4% ВВП. Однако в 2014-2015 годах возможно снижение бюджетного дефицита. При недостаточности нефтегазовых доходов в случае, если прогнозная цена будет ниже базовой, на покрытие дефицита федерального бюджета возможно будет использовать средства Резервного фонда

В первом варианте программы  предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству в 2013-2014 годах на 0,5 трлн. рублей ежегодно, в 2015 году - на 0,4 трлн. рублей. При реализации данного сценария в 2013-2015 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8-1,3 трлн. рублей в год. В этих условиях к концу 2015 года объем валового кредита банкам может составить порядка 60% от объема денежной базы.

Второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Темп прироста Рис.3.1.Прогноз показателей денежной программы на 2013-2015 годы


денежной базы в узком  определении может составить по вариантам программы в 2013 году 7-14%, в 2014-2015 годах - 11-14% ежегодно.

Предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответственно прирост ЧМР составит в 2013 году 0,8 трлн. рублей, в 2014 году - 0,7 трлн. рублей, а в 2015 году - 0,4 трлн. рублей. Согласно расчетам, в 2013-2015 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА с учетом динамики денежной базы.

Объем чистого кредита расширенному правительству в 2013-2014 годах снизится на 0,6 трлн. рублей ежегодно, в 2015 году - на 0,8 трлн. рублей.

При этом основным каналом  увеличения ЧВА в 2013-2015 годах, как и в первом варианте, будет прирост чистого кредита банкам (на 0,6-1,4 трлн. рублей в год), который будет обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита банкам.

В соответствии с третьим вариантом денежной программы, базирующимся на сценарии высоких цен на нефть, прогнозируемое увеличение ЧМР в 2013 году составит 3,2 трлн. рублей, в 2014 году - 3,0 трлн. рублей, в 2015 году - 2,5 трлн. рублей. При этом в соответствии с оцениваемой динамикой денежной базы в указанные годы прогнозируется снижение ЧВА.

По данному варианту можно  ожидать более существенное, чем по второму варианту, увеличение остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству в 2013-2015 годах на 1,5-1,6 трлн. рублей в год. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках. При этом в 2015 году размер Резервного фонда может превысить нормативную величину 7% ВВП.

В рамках данного сценария в 2013 году ожидается сокращение чистого  кредита банкам на 0,3 трлн. рублей, в 2014 и 2015 годах - его рост на 0,04 и 0,7 трлн. рублей соответственно.

При реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

Основными задачами курсовой политики на 2013 год и период 2014-2015 годов станут дальнейшее сокращение прямого вмешательства Банка России в механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 году. Повышение гибкости курсообразования приведет к увеличению значимости для формирования ситуации на внутреннем валютном рынке рыночных факторов.

Но даже после перехода к указанному режиму Банк России допускает возможность проведения интервенций на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с учетом конъюнктуры денежного рынка.

Основа действующей системы инструментов денежно-кредитной политики - коридор процентных ставок Банка России в рассматриваемый период сохранится, при этом Банк России рассмотрит возможность его сужения в целях повышения действенности процентной политики [25].

В качестве инструментов будут  применяться депозитные операции и  операции рефинансирования (ломбардные кредиты и операции РЕПО) постоянного действия на срок 1 день. Однодневные сделки валютный своп и планируемые сделки своп с драгоценными металлами будут использоваться Банком России как дополнительные инструменты.

Банк России продолжит  осуществлять операции на открытом рынке - ломбардные аукционы и аукционы прямого РЕПО, депозитные аукционы - сроком на 1 неделю.

Применение инструментов рефинансирования на сроки свыше 1 недели будет направлено преимущественно на поддержание финансовой стабильности, Не исключается дополнение системы инструментов Банка России сделками своп с иностранной валютой и драгоценными металлами на срок до 1 года для расширения доступа кредитных организаций к рефинансированию.

Планируется внести изменения в технологию проведения операций РЕПО на срок более 1 дня. Предполагается в 2013 году предоставить банкам право осуществлять оперативную замену ценных бумаг, проданных Банку России по сделкам РЕПО, на другие ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России без перезаключения сделки[28].

Также планируется расширить практику предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов под залог как ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России, так и иных активов.

Банк России продолжит  использование нормативов обязательных резервов в качестве инструмента денежно-кредитной политики.

Банк России придает большое  значение взаимодействию с государственными органами по вопросам реализации денежно-кредитной политики и развития финансовых рынков. Будет продолжено сотрудничество с Минфином России и Федеральным казначейством по вопросам развития механизма размещения временно свободных средств бюджета в банковском секторе, задачей которого является минимизация сезонного воздействия бюджетных потоков на объем ликвидности банковского сектора [25].

 

Заключение

 

Подводя итог данной работы необходимо отметить, что значение Центрального Банка России как важнейшего финансово-кредитного органа сложилось исторически, в ходе изменения политической ситуации в России.

Не являясь  органом государственной власти Банк России, вместе с тем по своим  правовым полномочиям, отражённым в  его целях и функциях, относится  к органам государства, поскольку  реализация его целей и функций  предполагает применение мер государственного принуждения.

Ключевым  элементом статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, так как  Банк России не входит в структуру  федеральных органов государственной  власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации  денежного обращения.

ЦБ России преследует цели защиты и обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, выполняет общие для всех Центральных Банков функции (монополия денежной эмиссии, роль банка Правительства, «банка банков», проводника официальной кредитно-денежной политики и органа надзора и контроля за банками и финансовыми рынками).

Центральный банк выполняет роль «кредитора в  последней инстанции» для коммерческих банков и других кредитных учреждений. Осуществляя контроль за деятельностью кредитных учреждений с целью предотвратить злоупотребления, обеспечить стабильную работу и снизить риск банкротства, Банк России, поддерживает стабильность банковской системы, защищает интересы вкладчиков и кредиторов. При этом Банк России, не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций.

Центральный банк является главным банкиром и финансовым консультантом правительства, хранит золотовалютные резервы страны.

Банк России не ведет операций с деловыми фирмами или населением, его клиентура — коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации, которым он предоставляет разнообразные услуги. Центральный банк — это «банк банков».

Его главная  цель — обеспечить бесперебойное  снабжение хозяйства платежными средствами (иначе говоря — обеспечить необходимый уровень ликвидности), наладить систему расчетов, контролировать работу рядовых банков.

Деятельность  Центрального банка России приобретает  огромное значение, поскольку от его  эффективного функционирования и правильно  выбранных методов, посредством  которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а  также укрепление позиций на международном  рынке.

Цели, задачи, функции и операции Центрального банка России отвечают его сущности, а предоставленные ему полномочия, в конечном счете, определяются тем, что Центральный банк выступает общенациональным центром, призванным регулировать денежное обращение в стране.

Вертикальная  структура управления Центрального Банка позволяет сделать прозрачной работу всех его подразделений, обеспечить исполнение основных функций ЦБ РФ на всей территории Российской Федерации.

Денежно-кредитная  политика является составной частью единой государственной экономической  политики. Роль Центрального банка, как субъекта денежно-кредитной политики, в регулировании экономики заключается в том, что Банк России в соответствии с присущими ему функциями осуществляет проведение денежно-кредитной политики для непосредственного регулирования экономического роста страны, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения и др.

Развитие и применение системы  инструментов Банка России будет  направлено не только на достижение целей денежно-кредитной политики, но и на обеспечение финансовой стабильности, бесперебойного функционирования платежной системы Банка России и систем расчетов по операциям с инструментами российского финансового рынка.

В целях  дальнейшего повышения действенности  процентной политики Банк России в предстоящий трехлетний период продолжит постепенно увеличивать гибкость механизма курсообразования и к 2015 г. предполагает осуществить переход к плавающему валютному курсу.

Поэтому Банк России считает приемлемым только постепенный переход к инфляционному таргетированию, сопровождаемый поэтапным расширением валютного коридора и последовательным устранением элементов управления обменным курсом.

Опыт 2012 г. позволяет надеяться, что и в дальнейшем Банк России сможет активно участвовать в формировании инфляционных ожиданий и завоюет полное доверие экономических агентов к проводимой денежно-кредитной политике.

В заключение хочется отметить, что роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского  сектора Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных материалов

 

  1. Конституция Российской Федерации, (принята всенародным голосованием 12.12.1993)/ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 10 июля 2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)№. – М.: ОСЬ-89, 2002.
  3. Федеральный закон от 2.12.1990 г. № 395-1 (ред. от 29.12.2012) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.,1.2013): www.consultant.ru
  4. Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в редакции)
  5. Положение Банка России от 29 марта 2004 года № 255-П "Об обязательных резервах кредитных организаций" (с учетом изменений)
  6. Указание Банка России от 17.09.2009 года № 2295-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России»
  7. Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т. Балабанова. - СПб: Питер, 2001.
  8. Банковское дело [Текст]/ Под ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кроливецкой - М.: Финансы и статистика, 2009. – 480 с.
  9. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2007. С. 8.
  10. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М.: Моск. независимый ин-т права, 2003.
  11. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  12. Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело: Курс лекций. - М.: Омега-Л, 2003.
  13. История Банка России. 1860—2010: в 2 томах. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
  14. Казимагомедов А.А., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регулирования. М.: Финансы и статистика, 2001.
  15. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  16. Лаврушин, О. И. Деньги, кредит, банки: Экспресс - курс. Учебное пособие /О. И. Лаврушин - М.: Изд-во КНОРУС, 2008. – 266 с.
  17. Макеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М.: Экономистъ, 2005.
  18. Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. г.г. Фетисова. - М.: КНОРУС, 2006.
  19. Прончатов Е.А. Банк России как кредитор последней инстанции (аналитический обзор в свете современных научных концепций): Монография. – Н.Новгород, 2009. – 55с.
  20. Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. - М.: Консалтбанкир, 2006.
  21. Экономическая теория : учеб. для вузов / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. — 672 с.: ил.
  22. Макеев С.Р. Банковский надзор - Мне сверху видно все? // БДМ. Банки и деловой мир. 2006. №135.
  23. Основные направления единой государственной денежно кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов // Вестник Банка России.- 2011. - № 65 (1308)
  24. Улюкаев А.В. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты. // Деньги и кредит. - 2006. - №5.
  25. Улюкаев А.В. Новые вызовы денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. - 2012. - №11.
  26. Бюллетень банковской статистики. - 2012. - № 12(235).
  27. Сборник Законов Российской Федерации. - М.: Изд-во «3КСМО», 2006.
  28. Основные направления единой государственной денежно кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов // Источник http://www.cbr.ru
  29. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: http://www.cbr.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

10 июля 2002 года                                                                                      № 86-ФЗ

 

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)

 

(в ред.  Федеральных законов от 10.01.2003 №  5-ФЗ, от 23.12.2003 № 180-ФЗ, от 29.06.2004 №  58-ФЗ, от 29.07.2004 № 97-ФЗ, от 18.06.2005 №  61-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 03.05.2006 №  60-ФЗ, от 12.06.2006 № 85-ФЗ, от 29.12.2006 №  246-ФЗ, от 29.12.2006 № 247-ФЗ, от 02.03.2007 №  24-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 13.10.2008 №  171-ФЗ, от 13.10.2008 № 174-ФЗ, от 27.10.2008 №  176-ФЗ, от 25.12.2008 № 274-ФЗ, от 25.12.2008 №  276-ФЗ, от 30.12.2008 № 317-ФЗ, от 19.07.2009 №  192-ФЗ, от 25.11.2009 № 281-ФЗ, от 03.11.2010 №  291-ФЗ, от 07.02.2011 № 10-ФЗ, от 27.06.2011 №  162-ФЗ, от 19.10.2011 № 285-ФЗ, от 21.11.2011 №  327-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, с изм., внесенными  Федеральными законами от 22.09.2009 № 218-ФЗ, от 30.09.2010 № 245-ФЗ (ред. 06.10.2011))

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 4. Банк России выполняет  следующие функции:

  1. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

21)   утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

       (п. 21 введен Федеральным законом от 12.06.2006 № 85-ФЗ)

  1. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  2. устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

       41)   осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе (п. 4 1 введен Федеральным законом от 27.06.2011 № 162-ФЗ) ;

  1. устанавливает правила проведения банковских операций;
  2. осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  3. осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  4. принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  5. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);
  6. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  7. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и <span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_04421__Char" style=" font-family: 'Times New Roman',

Информация о работе Центральный Банк России, его функции и роль в кредитно-денежном регулировании экономики