Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение функций Центрального банка РФ и его роли в кредитно-денежном регулировании экономики России.
Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи:
определить исторически сложившееся место Центрального банка РФ в банковской системе, а именно статус Банка России, его полномочия, правовое регулирование деятельности;
рассмотреть структуру Центрального банка РФ и функции органов управления;
проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования экономики;
Введение………………………………………………………….…………………. 3
1. Центральный Банк России как финансовый институт и его функции ..…..… 6
1.1. Краткая история создания и деятельности Банка России .…………… 6
1.2. Статус, основные цели и функции Центрального банка РФ ………… 12
1.3. Организационная структура и органы управления ЦБ РФ ………….. 18
2. Роль Центрального банка России в кредитно-денежном регулировании
экономики ……………………………………………………………………… 21
2.1. Кредитно-денежное регулирование экономики – основная функция Центрального банка ………………………………………………………… 21
2.2. Методы и инструменты кредитно-денежного регулирования экономики в РФ …………………………………………………………….. 30
2.2.1.Изменение нормативов обязательных резервов ………………. 31
2.2.2. Процентная политика Центрального Банка …………………... 33
2.2.3. Операции на открытом рынке ………………………….……… 36
3. Основные направления государственной денежно-кредитной политики на
2013 год и период 2014-2015 годов …………………………………………... 41
3.1. Принципы денежно-кредитной политики на
среднесрочную перспективу ……………………………………………….. 41
3.2. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году
и на период 2014 и 2015 годов …………………………………………… 42
Заключение……………………………………………………………………….... 47
Список использованных материалов ……………………………………...…… 50
Банк России разработал три варианта денежной программы (Рис.3.1.)
В рамках первого варианта денежной программы при реализации сценария снижения мировых цен на нефть ожидается уменьшение чистых международных резервов (ЧМР) в 2013 году (к 2012году) на 0,7 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,2 трлн. рублей, в 2015 году - на 0,7 трлн. рублей. Для обеспечения роста денежной базы необходимо увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования в 2013 году.
Дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2013 году может составить 3-4% ВВП. Однако в 2014-2015 годах возможно снижение бюджетного дефицита. При недостаточности нефтегазовых доходов в случае, если прогнозная цена будет ниже базовой, на покрытие дефицита федерального бюджета возможно будет использовать средства Резервного фонда
В первом варианте программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству в 2013-2014 годах на 0,5 трлн. рублей ежегодно, в 2015 году - на 0,4 трлн. рублей. При реализации данного сценария в 2013-2015 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8-1,3 трлн. рублей в год. В этих условиях к концу 2015 года объем валового кредита банкам может составить порядка 60% от объема денежной базы.
Второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Темп прироста Рис.3.1.Прогноз показателей денежной программы на 2013-2015 годы
денежной базы в узком определении может составить по вариантам программы в 2013 году 7-14%, в 2014-2015 годах - 11-14% ежегодно.
Предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответственно прирост ЧМР составит в 2013 году 0,8 трлн. рублей, в 2014 году - 0,7 трлн. рублей, а в 2015 году - 0,4 трлн. рублей. Согласно расчетам, в 2013-2015 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА с учетом динамики денежной базы.
Объем чистого кредита расширенному правительству в 2013-2014 годах снизится на 0,6 трлн. рублей ежегодно, в 2015 году - на 0,8 трлн. рублей.
При этом основным каналом увеличения ЧВА в 2013-2015 годах, как и в первом варианте, будет прирост чистого кредита банкам (на 0,6-1,4 трлн. рублей в год), который будет обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита банкам.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, базирующимся на сценарии высоких цен на нефть, прогнозируемое увеличение ЧМР в 2013 году составит 3,2 трлн. рублей, в 2014 году - 3,0 трлн. рублей, в 2015 году - 2,5 трлн. рублей. При этом в соответствии с оцениваемой динамикой денежной базы в указанные годы прогнозируется снижение ЧВА.
По данному варианту можно ожидать более существенное, чем по второму варианту, увеличение остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству в 2013-2015 годах на 1,5-1,6 трлн. рублей в год. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках. При этом в 2015 году размер Резервного фонда может превысить нормативную величину 7% ВВП.
В рамках данного сценария в 2013 году ожидается сокращение чистого кредита банкам на 0,3 трлн. рублей, в 2014 и 2015 годах - его рост на 0,04 и 0,7 трлн. рублей соответственно.
При реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.
Основными задачами курсовой политики на 2013 год и период 2014-2015 годов станут дальнейшее сокращение прямого вмешательства Банка России в механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 году. Повышение гибкости курсообразования приведет к увеличению значимости для формирования ситуации на внутреннем валютном рынке рыночных факторов.
Но даже после перехода к указанному режиму Банк России допускает возможность проведения интервенций на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с учетом конъюнктуры денежного рынка.
Основа действующей системы инс
В качестве инструментов будут применяться депозитные операции и операции рефинансирования (ломбардные кредиты и операции РЕПО) постоянного действия на срок 1 день. Однодневные сделки валютный своп и планируемые сделки своп с драгоценными металлами будут использоваться Банком России как дополнительные инструменты.
Банк России продолжит осуществлять операции на открытом рынке - ломбардные аукционы и аукционы прямого РЕПО, депозитные аукционы - сроком на 1 неделю.
Применение инструментов рефинансирования на сроки свыше 1 недели будет направлено преимущественно на поддержание финансовой стабильности, Не исключается дополнение системы инструментов Банка России сделками своп с иностранной валютой и драгоценными металлами на срок до 1 года для расширения доступа кредитных организаций к рефинансированию.
Планируется внести изменения в технологию проведения операций РЕПО на срок более 1 дня. Предполагается в 2013 году предоставить банкам право осуществлять оперативную замену ценных бумаг, проданных Банку России по сделкам РЕПО, на другие ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России без перезаключения сделки[28].
Также планируется расширить практику предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов под залог как ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России, так и иных активов.
Банк России продолжит использование нормативов обязательных резервов в качестве инструмента денежно-кредитной политики.
Банк России придает большое значение взаимодействию с государственными органами по вопросам реализации денежно-кредитной политики и развития финансовых рынков. Будет продолжено сотрудничество с Минфином России и Федеральным казначейством по вопросам развития механизма размещения временно свободных средств бюджета в банковском секторе, задачей которого является минимизация сезонного воздействия бюджетных потоков на объем ликвидности банковского сектора [25].
Заключение
Подводя итог данной работы необходимо отметить, что значение Центрального Банка России как важнейшего финансово-кредитного органа сложилось исторически, в ходе изменения политической ситуации в России.
Не являясь органом государственной власти Банк России, вместе с тем по своим правовым полномочиям, отражённым в его целях и функциях, относится к органам государства, поскольку реализация его целей и функций предполагает применение мер государственного принуждения.
Ключевым
элементом статуса Центрального
банка Российской Федерации является
принцип независимости, так как
Банк России не входит в структуру
федеральных органов
ЦБ России преследует цели защиты и обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, выполняет общие для всех Центральных Банков функции (монополия денежной эмиссии, роль банка Правительства, «банка банков», проводника официальной кредитно-денежной политики и органа надзора и контроля за банками и финансовыми рынками).
Центральный банк выполняет роль «кредитора в последней инстанции» для коммерческих банков и других кредитных учреждений. Осуществляя контроль за деятельностью кредитных учреждений с целью предотвратить злоупотребления, обеспечить стабильную работу и снизить риск банкротства, Банк России, поддерживает стабильность банковской системы, защищает интересы вкладчиков и кредиторов. При этом Банк России, не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций.
Центральный банк является главным банкиром и финансовым консультантом правительства, хранит золотовалютные резервы страны.
Банк России не ведет операций с деловыми фирмами или населением, его клиентура — коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации, которым он предоставляет разнообразные услуги. Центральный банк — это «банк банков».
Его главная
цель — обеспечить бесперебойное
снабжение хозяйства платежными
средствами (иначе говоря — обеспечить
необходимый уровень
Деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Цели, задачи, функции и операции Центрального банка России отвечают его сущности, а предоставленные ему полномочия, в конечном счете, определяются тем, что Центральный банк выступает общенациональным центром, призванным регулировать денежное обращение в стране.
Вертикальная
структура управления Центрального
Банка позволяет сделать
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Роль Центрального банка, как субъекта денежно-кредитной политики, в регулировании экономики заключается в том, что Банк России в соответствии с присущими ему функциями осуществляет проведение денежно-кредитной политики для непосредственного регулирования экономического роста страны, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения и др.
Развитие и применение системы инструментов Банка России будет направлено не только на достижение целей денежно-кредитной политики, но и на обеспечение финансовой стабильности, бесперебойного функционирования платежной системы Банка России и систем расчетов по операциям с инструментами российского финансового рынка.
В целях
дальнейшего повышения
Поэтому Банк России считает приемлемым только постепенный переход к инфляционному таргетированию, сопровождаемый поэтапным расширением валютного коридора и последовательным устранением элементов управления обменным курсом.
Опыт 2012 г. позволяет надеяться, что и в дальнейшем Банк России сможет активно участвовать в формировании инфляционных ожиданий и завоюет полное доверие экономических агентов к проводимой денежно-кредитной политике.
В заключение
хочется отметить, что роль Центрального
банка в нынешних условиях развития
и стабилизации экономики возрастает
день ото дня. Следует и дальше
продолжать осуществление мероприятий,
направленных на повышение устойчивости
и конкурентоспособности
Список использованных материалов
Приложение 1.
10 июля 2002 года
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 5-ФЗ, от 23.12.2003 № 180-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 29.07.2004 № 97-ФЗ, от 18.06.2005 № 61-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 03.05.2006 № 60-ФЗ, от 12.06.2006 № 85-ФЗ, от 29.12.2006 № 246-ФЗ, от 29.12.2006 № 247-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 13.10.2008 № 171-ФЗ, от 13.10.2008 № 174-ФЗ, от 27.10.2008 № 176-ФЗ, от 25.12.2008 № 274-ФЗ, от 25.12.2008 № 276-ФЗ, от 30.12.2008 № 317-ФЗ, от 19.07.2009 № 192-ФЗ, от 25.11.2009 № 281-ФЗ, от 03.11.2010 № 291-ФЗ, от 07.02.2011 № 10-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 19.10.2011 № 285-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 22.09.2009 № 218-ФЗ, от 30.09.2010 № 245-ФЗ (ред. 06.10.2011))
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:
21) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
(п. 21 введен Федеральным законом от 12.06.2006 № 85-ФЗ)
41) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе (п. 4 1 введен Федеральным законом от 27.06.2011 № 162-ФЗ) ;