Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной политики, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Готовая.docx

— 492.68 Кб (Скачать файл)

В связи с вышесказанным  принято выделять два специальных  случая, когда монетарная политика является совершенно не эффективной. Во-первых, это случай, когда экономика оказывается в ликвидной ловушке, а во-вторых, когда она попадает в инвестиционную ловушку. (Никифоров МГУ)

Ликвидная ловушка. В первом из этих случаев, который иллюстрирует рисунок 6.4.6, процентная ставка настолько низка, что все домашние хозяйства ожидают её неизбежного увеличения в будущем.

Чтобы избежать потерь от хранения своего богатства в форме облигаций, домохозяйства предпочитают хранить его в ликвидной форме – в виде денежного запаса. При данной процентной ставке спрос на деньги становится совершенно эластичным (смотри рисунок 6.4.6 а). Экономика попадает в  ликвидную ловушку.

Попадание экономики в  ловушку ликвидности означает, что  никакие денежные вливания ЦБ в экономику (рис 6.4.6. а) не могут больше повлиять на уровень процентной ставки (в  сторону её понижения).

Таким образом, модель IS-LM показывает, что изменения в предложении  денег влияют на равновесный уровень  дохода (выпуска). Однако последователи  Кейнса утверждали, что это влияние иногда незначительно, например, при процентных ставках, близких к минимальным. Чрезвычайно низкие процентные ставки приводят к тому, что экономические субъекты не желают приобретать облигации, а предпочитают накапливать деньги, каково бы ни было их предложение. В этом случае кривая спроса на деньги почти параллельна оси абсцисс, а значит, кривая LM имеет в начале практически горизонтальный участок.

Допустим, первоначально  рынки товаров и денег находятся  в равновесии в точке Е (рис.6.4.6).

Следовательно, величина инвестиционного  и совокупного спроса измениться не может. Таким образом, увеличение денежной массы со стороны ЦБ не окажет никакого воздействия ни на совокупный выпуск, ни на занятость ресурсов(рисунок 6.4.6 б. в.).

Инвестиционная  ловушка. Во втором случае, который получил название инвестиционной ловушки (рис…), спрос фирм на инвестиции совершенно неэластичен по ставке процента. Поэтому увеличение предложения денег не влияет на величину инвестиций и совокупного спроса и ЦБ не окажет воздействия на совокупный выпуск и занятость (рис б) c 291

Кроме того, монетарная политика центрального банка не может быть независимой, а предложение денег экзогенной величиной  в  открытой экономике  при режиме фиксированных валютных курсов, поскольку изменение предложения национальной валюты (валютные интервенции ЦБ), особенно в условиях абсолютной мобильности капитала,  подчинено цели поддержания на неизменном уровне валютного курса национальной денежной единицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь:    состояние и перспективы развития

3.1 Особенности  реализации денежно-кредитной политики  в      Республике Беларусь

Процесс экономической трансформации  в Республике Беларусь развивается  в том же направлении, что и  в других государствах с переходной экономикой. Поэтому основные характеристики ее денежно-кредитной политики и стоящие в настоящее время задачи имеют в принципиальных аспектах значительное сходство с направленностью денежно-кредитной политики в других странах, находящихся на том или ином этапе периода трансформации. Вместе с тем ряд особенностей экономики Республики Беларусь и специфика отдельных подходов к парадигме социально-экономического развития обусловили специфику функционирования трансмиссионного механизма и, соответственно, некоторых аспектов разработки и реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.( II международная научно–практическая конференция "Проблемы выбора 
эффективной денежно–кредитной политики в условиях переходной экономики", 19 – 20 мая 2008 г., г. Минск)

В соответствии с Банковским кодексом основными целями денежно-кредитной  политики являются:

– защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам;

– развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

– обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. [банк кодекс]

В формировании денежно-кредитной  политики Беларуси как суверенного государства принято выделять три этапа эволюции.

Начало первому этапу  было положено принятием Верховным  Советом Республики Беларусь XII созыва в октябре 1994 года стратегического  решения о признании «белорусского  расчётного билета» в качестве национальной валюты суверенного государства.

Второй этап пришелся на период 1997—2001 гг. На данном временном  интервале в денежно-кредитной  политике стали преобладать идеи форсирования монетизации ВВП, «канализации»  денежной эмиссии.

Начало третьего этапа  пришлось на 2001 год, когда в стратегии  и тактике Национального банка  Республики Беларусь произошли некоторые  позитивные изменения, соответствующие  принципам функционирования рыночной экономики. А именно: меры по нормализации валютного рынка позволили Республике Беларусь присоединиться к статье VIII Статей Соглашения МВФ, что означает юридическое признание белоруского рубля как валюты, конвертируемой по текущим операциям.

Антикризисная стабилизация. К концу 1994 года в Беларуси функционировал официальный валютный рынок, был  сформирован единый обменный курс белорусского рубля. На весьма льготных условиях МФВ  предоставил Республике Беларусь первые стабилизационные кредиты, стал оказывать  мощную экспертную поддержку.

Доминировало убеждение  о необходимости ограничения  кредитной экспансии, сокращения дефицита бюджета как главного условия достижения финансовой стабилизации. Существовали достаточно либеральные условия открытия новых банковских учреждений и филиалов банков.

На основе установления положительной  процентной ставки была обеспечена сохранность  вкладов населения в белорусских  рублях. Открытие коммерческими банками  специальных депозитных счетов в  Национальном банке позволило уменьшить  денежное предложение и подавить гиперинфляцию.

Мероприятия по стабилизации денежно-кредитной сферы осуществлялись в рамках реализации специальной  Антикризисной программы. Тем самым  были созданы определенные предпосылки  для проведения экономической реформы, хотя упомянутая программа так и  не была выполнена должным образом.

Денежно-кредитная экспансия. Нарастание кризиса неплатежей и  обострение бюджетных проблем в  условиях сдерживания радикальных  преобразований предопределили принятие (1997 г.) курса на смягчение проводимой денежно-кредитной политики.

Монетизация ВВП была преподнесена денежными властями не как результат, а как предпосылка устойчивого экономического развития. В соответствии с таким подходом основная причина существующих экономических проблем (низкий уровень жизни населения, спад производства, кризис неплатежей) усматривалась в якобы необоснованном сжатии денежной массы и лишении за счет этого реального сектора экономики кредитной поддержки.

Действительно, в устойчиво  развивающихся странах степень  монетизации ВВП часто превышает 100% (например, в ФРГ, Япониия и т.д.). Что же касается стран с переходной экономикой, то к середине 90-х годов уровень монетизации ВВП был на отметке в 10—12%.

Усилия печатного станка привели к тому, что каналы денежного  обращения стали заполняться  дополнительной денежной массой. Кредитная  эмиссия использовалась в первую очередь для покрытия дефицита бюджета и финансирования ряда затратных программ (жилищное строительство, сельскохозяйственное производство). Коммерческие банки побуждались направлять краткосрочные ресурсы в долгосрочные капитальные вложения под отрицательные процентные ставки. При инфляции в 200-380% годовых льготные (эмиссионные) кредиты на жилищное строительство выдавались под 5% годовых на срок до 40 лет, что в совокупности дестабилизировало кредитный механизм.

В результате инфляционного  обесценения денежной массы в  национальной экономике возросли взаимные неплатежи. Вопреки оптимистическим  расчетам денежных властей столь желанный коэффициент монетизации ВВП не возрос, а заметно снизился: с имевшихся 10—12% сползли до 5—6%. Зато скорость движения денег, отражающая факт бегства населения от национальных денег, возросла до 12 оборотов в год.

В условиях нарастающей кредитной  эмиссии стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля. В итоге сложилась порочная система множественности официальных, рыночных, специальных, товарных и теневых, наличных и безналичных обменных курсов. Кроме того, стал увеличиваться разрыв между официальным и теневыми обменными курсами.

Валютный кризис не заставил себя долго ждать, пришелся на середину марта 1998 года. Произошла смена руководства  Национального банка. Исполнители «кредитно-денежной канализации» были заменены на ее идеологов. На несколько дней в стране были приостановлены внутренние расчеты в белорусских рублях. В дальнейшем был закрыт межбанковский валютный рынок, белорусский рубль был выведен из международного оборота, покинул ряд международных валютных площадок и перестал выполнять на территории СНГ весьма выгодную функцию резервного средства.

В этих условиях была разработана  оперативная программа правительства РБ по стабилизации внутреннего валютного рынка и обменного курса белорусского рубля, реализация которой до конца 1998 года позволила освободить денежно-кредитную сферу от ряда административных анахронизмов.

Поскольку в денежно-кредитном  регулировании прежние принципы «монетизации ВВП» остались без изменения, то и в денежно-кредитной сфере сохранились все прежние негативные тенденции. На пространстве СНГ Беларусь продолжала устойчиво лидировать по темпам инфляции и девальвации. Денежное обращение продолжало наполняться всевозможными суррогатами. Продолжала возрастать и «долларизация» экономики.

Значительная часть дефицита бюджета покрывалась за счет кредитной  эмиссии Национального банка. Чистые иностранные активы Национального банка в этот сложный период приобрели отрицательные значения

Неэффективность надзорной  системы Национального банка  не позволила вовремя распознать факт реального банкротства ряда мелкий и средних банков, что сопровождалось регулярным пополнением армии «обманутых вкладчиков».

К концу 90-х гг. белорусский  рубль значительно утратил функцию  сбережений и накоплений.

Оборотные средства предприятий  непрерывно обесценивались. Гипертрофированными  темпами нарастала дебиторско-кредиторская задолженность, возрос бартер и вновь обострился кризис неплатежей.

Таким образом, практическое воплощение концепции «монетизации ВВП» привело к абсолютной дестабилизации денежно-кредитного механизма.

Курс на стабилизацию. Необходимость  формирования приемлемых условий функционирования белорусской экономики на общем  фоне нарастания интеграционных процессов  с Россией заставила внести коррективы в проводимую денежно-кредитную  политику. Было ясно, что стране нужны полноценный валютный рынок, единый стабильный валютный курс. Нужно было брать курс на ограничение кредитной эмиссии и подавление инфляции, обеспечивать реальную защиту денежных сбережений населения от обесценения.

Такие изменения были внесены  в денежно-кредитную политику прежде всего под давлением нарастающих проблем, при участии МВФ и Центрального банка России, с которым в конце 1999 года было подписано соглашение о поэтапной стабилизации белорусского рубля.

В первую очередь, с учетом интересов российских партнеров  и белорусских предприятий-экспортеров, была ликвидирована множественность  валютных курсов и восстановлено  подобие валютной биржи. При этом стабилизация обменного курса белорусского рубля осуществлялась при кредитной  поддержке со стороны Центрального банка России.

Несколько сократились ежегодные  объемы кредитной эмиссии. Национальный банк Беларуси стал отслеживать сохранение положительного значения ставки рефинансирования, контролировать сохранение положительных процентных ставок по депозитам. В целях снижения спроса на иностранную валюту был взят курс на обеспечение более высокой доходности активов в белорусских рублях, смотри таблицу с процентными ставками по вкладам в белках.

Проблемы дальнейшей стабилизации. Вместе с тем следует признать, что процесс стабилизации денежно-кредитной  сферы еще далек от завершения. Так, объем прироста кредитной эмиссии (чистый внутренний кредит Национального  банка) из года в год превышает  официальные темпы прироста реального  ВВП. Это не может не провоцировать  достаточно высокий уровень инфляции спроса. Кредитная эмиссия используется на финансирование жилищного строительства и покрытие дефицита республиканского бюджета.

По-прежнему сохраняется  высокая степень «долларизации» белорусской экономики. Считается, что примерно 20% денежного оборота приходится на теневой сектор. Сохраняется порочная практика выдачи хозяйствующим субъектам кредитов в иностранной валюте. В банковской системе не отработан механизм кредитования инновационных проектов, что противоречит заявленному курсу на инновационное развитие.

Хотелось  бы сосредоточиться на оценки степени  влияния денежно-кредитной политики на инфляционные процессы в Беларуси, а также на выявлении взаимосвязи между денежной массой и инфляцией, ставки рефинансирования и денежной массой.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность