Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:42, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной политики, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Итак, для достижения таких целей, как укрепление национальной валюты, поддержание необходимого уровня ликвидности банковской системы и замедление темпов инфляции, Национальный банк Республики Беларусь до 2007 года проводит курс по снижению уровня ставки рефинансирования в соответствии со снижением уровня инфляции в стране.
Ставка рефинансирования Нацбанка в 2007 году колебалась в пределах 10 % -11 % годовых. Это было обусловлено тем, что с 1 февраля 2007 года в целях стимулирования сбережений в национальной валюте и для нейтрализации инфляционного и девальвационного давления, вызванного неблагоприятными внешнеэкономическими условиями, была повышена с 10 до 11 процентов годовых.Смотри приложение колебание % ставки.
По мере нормализации ситуации, а, также учитывая положительные тенденции в развитии экономики, уровень инфляции, стабильность курса белорусского рубля, Национальный Банк с 1 июля по 1 декабря понизил ставку рефинансирования до 10% годовых.
К началу 2008 года мы видим поддержание ставки на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики. Дальнейшее изменение ставки рефинансирования будет более активно регулировать условия заимствования на краткосрочном денежном рынке и давать четкий сигнал о направлении монетарной политики.
Тем не менее, влияние процентной политики на состояние денежной сферы в ближайшее время будет оставаться все еще ограниченным. Связано это прежде всего с тем, что в условиях избыточной ликвидности коммерческие банки не испытывают существенной потребности в заимствованиях у Центральных банков, и ставки по инструментам рефинансирования не оказывают значимого влияния на денежные показатели.(Студ вестник)
На данный момент процентные ставки по рублевым вкладам стимулируют склонность населения к рублевым сбережениям, чем в иностранной валюте, где процент по вкладам составляет до 67 % годовых, в то время как по вкладам в иностранной валюте не превышает 10 %. Тем самым рублёвые сбережения блокируют инфляцию спроса и способствуют временной стабилизации валютного курса. Это – положительный момент. Но в длительной перспективе, когда радикальные преобразования откладываются, это может обернуться удорожанием кредитных ресурсов, снижением рентабельности реального сектора экономики и его инвестиционных возможностей.
Надо видеть и то, что
в условиях доминирования государственного
сектора и сохранения экономических
отношений административного
Сегодня с учетом всех признаков функционирования национальной экономической системы нет оснований считать, что сложившаяся макроэкономическая среда является идеальной для развития банковского сектора. Не случайно заметно нарастает его задолженность перед внешним миром.
Высок удельный вес убыточных (около 30 %) и малорентабельных предприятий (еще 35 - 45% от общей численности). Снижение темпов инфляции за счет обуздания некоторых монетарных факторов высветило реальное положение дел в национальной экономике.
Главная проблема кроется в низкой мотивации доминирующего государственного сектора хозяйствовать рационально. Актуальность данной проблемы нарастает в условиях усиления ряда внешних вызовов.
Таким образом можно прийти к выводу, что в условиях переходной экономики в полном объеме срабатывают все те теоретические принципы и закономерности функционирования национальной денежно-кредитной системы, которые можно считать классическими. Игнорирование фундаментальных принципов организации денежного обращения лишь усугубляет кризис денежного хозяйства страны.
3.2 Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Традиционно денежно-кредитная политика центрального банка играет значимую роль в обеспечении устойчивости экономического развития любого государства. Ее влияние в первую очередь проявляется через поддержание в стране финансовой стабильности, под которой обычно понимают не только монетарную (ценовую) стабильность, но и надежную работу финансовых рынков и институтов. Общепризнано, что именно данный фактор — финансовая стабильность — является важнейшим условием сохранения в долгосрочной перспективе устойчивости экономического роста. (№16[489] июнь 2010)
Денежно-кредитная политика в январе — сентябре текущего года проводилась в очень непростых экономических условиях. Причиной сложившейся в начале 2011 г. сложной экономической ситуации стало сочетание внешних и внутренних факторов.
Негативное воздействие на состояние внешней торговли и внутреннего валютного рынка оказали внешние факторы: значительный рост цен на импортируемые из России энергоносители (с 2006 г. по 2010 г. энергетическое сальдо ухудшилось на 5,2 млрд. долл. США, за восемь месяцев 2011 г. — еще на 1,4 млрд. долл. США), ажиотажный спрос населения на импортные автомобили в преддверии повышения с 1 июля пошлин в рамках Таможенного союза.
При этом внутренняя
экономическая политика до начала 2011
г. была направлена на поддержание экономического
роста через механизмы
С одной стороны,
проводимая экономическая политика
позволила решить самые острые социально-экономические
проблемы. С другой — стимулирование
роста привело к снижению внешней
и внутренней устойчивости экономики.
В I квартале 2011 г. экономическая
Дефицит счета текущих операций за I квартал 2011 г. составил 3,5 млрд. долл. США, или 25,4% к ВВП. При этом устойчивым для экономического развития и финансового обслуживания считается дефицит текущего счета 3—5% к ВВП.
Приток иностранного капитала был недостаточным для покрытия сложившегося дефицита текущего счета. Всего за I квартал 2011 г. на чистой основе было привлечено 1,8 млрд. долл. США.
Нарастание обусловило превышение спроса на валюту над предложением, для компенсации
которого Национальный банк был вынужден тратить золотовалютные резервы. За январь — март их уровень (в международном определении) сократился на 25,2%, или на 1,3 млрд. долл. США.
С целью сохранения золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем выполнение внешних обязательств государства, Национальный банк в марте 2011 г. прекратил проведение валютных интервенций. При этом в экономике сформировалась множественность обменных курсов, отмечалось ослабление теневого курса и развитие инфляционных процессов. Снизилось доверие к банковской системе: с конца марта наблюдался отток срочных рублевых и валютных депозитов населения из банков. Выросли риски для иностранных инвесторов, что ограничило возможности привлечения внешних ресурсов с целью финансирования белорусской экономики.
В данных условиях денежно-кредитная политика в составе единой государственной экономической политики была направлена на преодоление сложившихся дисбалансов в экономике, выход на единый курс белорусского рубля и обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности.
В мае была проведена
разовая корректировка
В начале июня было заключено соглашение с Антикризисным фондом ЕврАзЭС. Это позволило не только получить внешнее финансирование от Фонда и пополнить золотовалютные резервы, но и выработать программу мер, направленных на устранение сложившихся диспропорций.
Для обеспечения максимальной упорядоченности, прозрачности и эффективности выхода на единый курс Национальным банком и Правительством разработан соответствующий план мероприятий. План подразумевает 3 этапа устранения сложившихся диспропорций в экономике.
Этап I. Предварительные меры. Прежде всего проведено количественное ужесточение денежно-кредитной политики. Национальный банк с 1 июня 2011 г. полностью прекратил эмиссионное кредитование госпрограмм.
Кроме того, повышен уровень процентных ставок. Ставка рефинансирования Национального банка была повышена с 10,5% годовых на 1 января 2011 г. до 40 % годовых на 11 ноября 2011 г. Процентные ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности были увеличены с 16 до 50% годовых.
С учетом отмеченных
тенденций вырос уровень
Обеспечивается
дополнительное увеличение международных
резервных активов. Это способствует
повышению доверия к проводимой
курсовой политике и расширяет возможности
Национального банка для
С апреля 2011 г. уровень золотовалютных резервов Республики Беларусь табилизировался (рисунок 1). С учетом поступления средств из Антикризисного фонда ЕврАзЭС (0,8 млрд. долл. США) и привлечения кредита Республики Азербайджан (0,3 млрд. долл. США) международные резервные активы увеличились на 1 млрд. долл. США, до 4,7 млрд. долл. США на 1 октября 2011 г.
Предполагается дальнейшее увеличение золотовалютных резервов за счет привлечения до конца 2011 г.не менее 5 млрд. долл. США от стратегических инвесторов. В настоящее время прорабатывается вопрос о привлечении 1 млрд. долл. США из России. Дополнительное поступление иностранных ресурсов возможно в рамках приватизации государственной собственности. В конце октября — начале ноября ожидается поступление очередного транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС (0,44 млрд. долл. США).
Этап II. Выход на единый курс белорусского рубля.
Механизм выхода на единый курс белорусского рубля был основан на введении дополнительной торговой сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже. Дополнительная сессия была введена с 14 сентября, 20 октября осуществлен выход на единый курс национальной валюты на всех сегментах валютного рынка посредством введения единой торговой сессии на бирже.
В результате проведения торгов на единой сессии официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США на 26 октября составил 8520 руб. за доллар США (корректировка с начала года составила 184%). Обменный курс белорусского рубля к евро со-
ставил 11 860 руб., к
российскому рублю — 279 руб. Стоимость
корзины иностранных валют
Этап III. Проведение
политики макроэкономической стабильности
(реализуется в настоящее
Денежно-кредитная
политика Национального банка совместно
с мерами Правительства направлена
на преодоление экономических
инфляции.
Поддержание внутренней
стабильности национальной валюты создаст
фундаментальные предпосылки
При этом осуществляется переход к режиму управляемого плавания. Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка. Валютные интервенции могут проводиться только в целях сглаживания резких краткосрочных курсовых колебаний. Принятия Национальным банком на себя обязательств в части поддержания курса в заданном количественном диапазоне не предполагается.
Реализованные Национальным банком и Правительством меры позволили переломить негативныетенденции, имевшие место в начале 2011 г., и обеспечить корректировку внешнеэкономических диспропорций.
Экспорт достиг рекордного уровня. За апрель — август 2011 г. экспорт товаров и услуг составил 20,4 млрд долл. США, увеличившись к соответствующему периоду прошлого года в 1,7 раза (рисунок 2).
Темпы роста импорта
снизились и существенно
В результате наблюдается сокращение внешнеторгового дефицита. С учетом перечисления в российский бюджет пошлин за экспорт нефтепродуктов дефицит
внешней торговли товарами и услугами* за апрель — август 2011 г. составил 1,3 млрд. долл. США против 2,9 млрд. долл. США за апрель — август 2010 г.
Дефицит текущего счета за апрель — август 2011 г. составил 1,5 млрд. долл. США, или 6% к ВВП. Чистый приток капитала сложился в объеме 2,0 млрд. долл. США и обеспечил покрытие дефицита текущего счета.
Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность