Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной политики, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Готовая.docx

— 492.68 Кб (Скачать файл)

Положительная тенденция  наблюдается также в динамике поступления валютной выручки. За январь — сентябрь 2011 г. ее объем составил 33,5 млрд. долл. США, что в 1,6 раза превышает  уровень соответствующего периода  прошлого года.

С мая отмечается устойчивый положительный уровень  сальдо поступления и списания валютных средств. В целом за май — сентябрь сальдо поступлений-списаний составило плюс 2 млрд. долл. США.

Наряду с корректировкой внешнеэкономических дисбалансов  обеспечивается корректировка внутренних диспропорций.

Осуществляется  постепенная переориентация экономики  с внутреннего на внешний спрос. Темпы роста физических объемов экспорта в августе 2011 г. к августу 2010 г. составили 131,9 % и существенно опережали темпы роста внутреннего спроса. В составе внутреннего спроса объем розничного товарооборота снизился на 0,2 %, реализация платных услуг населению увеличилась на 8,6%, инвестиции в основной капитал снизились на 8,5% (рисунок 3).

Положительные тенденции  наблюдаются в денежно-кредитной  сфере. С середины июня удалось стабилизировать  и обеспечить приток срочных рублевых депозитов населения в банках. С 15 июня по 15 октября 2011 г. их объем  вырос на 22,5%, или на 1,5 трлн. руб. В  результате на 15 октября объем срочных  депозитов физических лиц в национальной валюте превысил “докризисный” уровень  и достиг 8 трлн. руб. (на 1 марта 2011 г. — 7,6 трлн. руб.).

Стоит отметить, что в  последние годы наблюдается тенденция  к увеличению прибыли, которую получают банки: за 2007 год она составила Br602,1 млрд., за 2008-й - Br729,8 млрд., за 2009-й - Br1084,2 млрд., за 2010 год - Br1714,9 млрд. По данным на 1 ноября текущего года, прибыль, полученная банками, достигла Br2522 млрд., превысив показатель за аналогичный период прошлого года в 1,8 раза. Убыток имеет один банк - ЗАО "Банк ББМБ".

Объем уставного фонда  банков за январь-октябрь 2011 увеличился на Br846,1 млрд. и на 1 ноября составил Br12,9 трлн. (около $1,51 млрд. в эквиваленте).

Задолженность клиентов и  банков по кредитам и иным активным операциям на 1 ноября 2011 года составила около Br199 трлн., увеличившись за январь-октябрь на 86,2%. При этом доля проблемной задолженности клиентов и банков в общей сумме кредитной задолженности по банковскому сектору уменьшилась с 0,64% до 0,42%. Объем проблемной задолженности клиентов и банков по сравнению с началом года возрос на 23,2% и на 1 ноября 2011 года составил Br840,1 млрд. 

(http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Aktivy-bankovskogo-sektora-Belarusi-za-janvar-oktjabr-uvelichilis-na-977_i_582382.html)

Объем срочных депозитов  населения в иностранной валюте с середины июня оставался относительно стабильным. С 15 июня по 15 октября он увеличился на 4%, или на 135,3 млн. долл. США, до 3 507,9 млн.долл. США.

Несмотря на достигнутые  существенные результаты, сохраняются  угрозы для устойчивого развития экономики и стабильности национальной валюты.

В части внешнеэкономического развития основными рисками ухудшения  состояния платежного баланса и  валютного рынка являются:

  • подорожание и сезонный рост объемов импортаприродного газа;
  • сезонный рост неэнергетического импорта;
  • снижение возможностей привлечения иностранного капитала в условиях напряженной ситуации на мировых финансовых рынках и снижения суверенных кредитных рейтингов;
  • замедление развития мировой экономики, в том числе экономического роста России, что ограничит внешний спрос на белорусскую продукцию;
  • в среднесрочной перспективе — необходимость обслуживания и погашения ранее привлеченных кредитов (в том числе кредитов МВФ и Российской Федерации).

В части внутреннего  развития экономики основным риском является сохраняющийся высокий уровень инфляции. Потребительские цены в сентябре 2011 г. к началу года выросли на 74,5%. За 18 дней октября прирост уровня цен составил 5%.

С учетом высокой  кредитной активности банков сохраняются  высокие темпы роста денежных показателей. Рублевая денежная масса  за девять месяцев увеличилась на 46,2% (в соответствии с Основными  направлениями денежно-кредитной  политики Республики Беларусь прогноз  прироста за 2011 г. — 27—29%). Рублевая денежная база за этот же период увеличилась на 54,4% при прогнозе на год 24—26%.

В этой связи  Национальный банк сохранит курс на ужесточение  денежно-кредитной политики. До конца 2011 г. будет ограничена ресурсная  поддержка банков рефинансированием  на рыночных условиях на срок до 7 дней в объеме, необходимом для обеспечения  стабильности белорусского рубля.

С учетом сложных  условий развития экономики возникает  ряд следующих проблем, которые  необходимо решить банковской системе:

  1. дефицит ликвидности;
  2. необходимость обеспечения выполнения нормативов безопасного функционирования;
  3. рост проблемных активов и проблемной задолженности клиентов;
  4. пересмотр кредитных отношений с физическими лицами;
  5. рост наличных денег в обращении;
  6. высокая внешняя дебиторская задолженность предприятий-экспортеров.

По мнению МВФ, Беларусь переживает экономический кризис, семена которого «были посеяны в результате значительного  ослабления экономической политики»  в период перед президентскими выборами. «История кризиса в Беларуси —  это история упущенных возможностей», говорится в докладе. Вместо сохранения жесткой налогово-бюджетной и  денежно-кредитной политики и ускорения  структурных реформ власти страны запустили  поток новых кредитов, повысили в 1,5 раза зарплаты в государственном  секторе в 2010 г. и сохранили фактическую  привязку курса к доллару США, несмотря на все большее завышение  курса рубля. Когда разразился кризис, официальные органы все еще могли ввести плавающий обменный курс и ужесточить денежно-кредитную политику, но не сделали этого, считают в фонде. (Пресс-релиз № 11/368ДЛЯ НЕМЕДЛЕННОГО ВЫПУСКДЛЯ 17 октября 2011 года Заявление миссии МВФ в Республике Беларусь)

3.3 Направления  совершенствования денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь

В настоящее время  разработаны и согласовываются  проекты Прогноза социально эконмического  развития и Основных направлений  денежно-кредитной политики на 2012 год. Они предполагают сохранение жесткой  экономической и денежно-кредитной  политики.

Прирост потребительских  цен за 2012 г. должен составить не более 19%. На достижение установленной  цели будут направлены денежно-кредитные  инструменты, включая эмиссионную  и процентную политику.

Будет повышена гибкость обменного курса. Интервенции будут  носить точечный характер и будут  направлены исключительно на сглаживание  резких колебаний обменного курса. При этом Национальный банк воздержится  от публичного объявления номинальных  ориентиров курсовой политики.

Процентная политика будет направлена на обеспечение  финансовой стабильности и снижение инфляционных процессов посредством  достижения положительного уровня процентных ставок в реальном выражении. Ставка рефинансирования будет поддерживаться на уровне, способствующем замедлению в2012 г. инфляции до 19%.

Национальный банк будет рефинансировать банки  исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования  ликвидности.

После утверждения  Основных направлений денежно-кредитной  политики на 2012 год Правление Национального  банка рассмотрит развернутый прогноз  денежно-кредитных показателей и  показателей развития банковского  сектора на 2012 г. По результатам

рассмотрения банки  будут проинформированы о прогнозных значениях отдельных индикативных параметров, необходимых им для использования  в разработке собственных планов развития на 2012 г.

При разработке планов развития банки должны учитывать, что  условия функционирования изменились. Как и всей экономике, банкам нужно  учиться жить по средствам и адаптироваться к происходящим изменениям. Необходимо обеспечивать максимальную бережливость финансовых ресурсов, повышать эффективность  своих операций, работать над расширением  спектра и повышением качества банковских продуктов и услуг. Кредитование, в том числе в рамках государственных программ, необходимо осуществлять исходя из возможностей и сроков привлечения финансовых ресурсов, не рассчитывая на поддержку Национального банка.(Банковский вестник №31[540] ноябрь 2011 )

Для повышения эффективности инструментов регулирования текущей ликвидности банков и содействия своевременному проведению банками платежей клиентов Национальный банк планирует:

  • увеличить возможности банков по использованию стандартных инструментов для регулирования своей ликвидности на основе расширения форм приемлемого обеспечения;
  • распространить механизм усреднения резервных требований на весь объем резервных требований, подлежащих депонированию банками в Национальном банке;
  • сузить границы коридора, задаваемого ставками по постоянно доступным операциям регулирования текущей ликвидности, и придать ему симметричность относительно ставки рефинансирования;
  • совершенствовать процесс раскрытия информации об используемых инструментах регулирования текущей ликвидности и влияющих на нее факторах.

Национальный банк намерен  использовать преимущественно стандартные  инструменты регулирования текущей  ликвидности:

  • постоянно доступные и двусторонние операции, основная роль которых по-прежнему заключается в ограничении колебаний краткосрочных ставок денежного рынка рамками коридора, задаваемого ставками по данным операциям;
  • операции на открытом рынке, проводимые на аукционной основе и являющиеся основным инструментом регулирования текущей ликвидности банков;
  • механизм усреднения резервных требований, позволяющий сглаживать краткосрочные колебания текущей ликвидности банков на бесплатной основе.

Среди денежно-кредитных  инструментов роль процентной ставки будет постепенно повышаться. Реализация мер процентной политики ориентирована  на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания  процентных ставок в реальном выражении  на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок.

Совершенствование монетарной политики должно сопровождаться дальнейшим повышением прозрачности ее проведения. Информирование общества о целях  и задачах денежно-кредитной политики будет содействовать улучшению  понимания участниками финансовых отношений намеченных параметров и реализуемых мер. Кроме того, благодаря четкому разъяснению подходов, лежащих в основе принимаемых в денежно-кредитной сфере решений, усилится воздействие денежно-кредитной политики на экономические процессы, в том числе за счет обеспечения более эффективного формирования рыночных ожиданий.

Вместе с тем для  совершенствования монетарной политики в настоящее время и в среднесрочной  перспективе необходимо создание ряда условий в других сферах и секторах экономики. Развитые банковская и финансовая системы также будут способствовать реализации политики по поддержанию ценовой стабильности.(постановление нац банка16-17)

Таким образом банкам можно рекомендовать:

1) Проанализировать  негативные последствия, вызываемые  выходом на единый курс белорусского  рубля, в том числе связанные  с соблюдением нормативов безопасного  функционирования, состоянием текущей  ликвидности, динамикой проблемных  активов. Необходимо определить  и обеспечить выполнение комплекса мер по их ликвидации.

2) Оказывать содействие  клиентам по снижению дебиторской  задолженности предприятий-экспортеров и возврату экспортной выручки.

3) Продолжить реализацию  мер по недопущению чрезмерной  нагрузки на физических лиц  по погашению имеющейся кредитной  задолженности.

4) При осуществлении  кредитования учитывать целесообразность  первоочередной поддержки производства  валютоокупаемой и импортозамещающей продукции.

Выполняя данные рекомендации, банки внесут существенный вклад в повышение устойчивости банковской системы и обеспечение сбалансированного развития экономики.

Таким образом, можно сделать  вывод, что возможности дальнейшего  совершенствования денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь во многом будут определяться темпами  развития экономических отношений  в нашей стране. Структурные преобразования общеэкономического характера призваны сыграть важную роль в процессах  повышения эффективности национальной экономики, восстановления и поддержания  высоких устойчивых темпов экономического роста, повышения на этой основе благосостояния населения. (банк вестник № 16(489) 2010,стр 9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, эффективность