Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Поддержание устойчивости национальной валюты является в современных условиях одной из важнейших экономических задач государства. Государственные регулирующие мероприятия практически направлены на обеспечение сбалансированности платежеспособного спроса и товарного предложения, соблюдение экономически обоснованных товарно-денежных пропорций и воздействуют прямо или косвенно на динамику воспроизводственных процессов, размеры инвестиций, уровень цен, заработной платы и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и виды денежно – кредитной политики 5
1.2 Цели денежно – кредитной политики 5
1.3 Инструменты денежно – кредитной политики 8
2 КЕЙНСИАНСКАЯ И МОНЕТАРИСТСКАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА 13
2.1 Кейнсианская денежно – кредитная политика 13
2.2 Монетаристская денежно – кредитная политика 18
3 ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Применение денежно – кредитной политики в Республике Беларусь с
2005 по 2011 гг 22
3.2 Пути развития денежно – кредитной политики в Республике Беларусь 23
3.3 Предложения по развитию денежно – кредитной политики в Республике
Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ               3

1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5

1.1 Сущность и виды  денежно – кредитной политики         5

1.2 Цели денежно – кредитной  политики           5

1.3 Инструменты денежно – кредитной  политики         8

2 КЕЙНСИАНСКАЯ И МОНЕТАРИСТСКАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА             13

2.1 Кейнсианская денежно – кредитная  политика       13

2.2 Монетаристская денежно –  кредитная политика       18

3 ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ         22

3.1 Применение денежно – кредитной политики в Республике Беларусь с

2005 по 2011 гг 22

3.2 Пути развития денежно –  кредитной политики в Республике  Беларусь 23

3.3 Предложения по развитию денежно – кредитной политики в Республике

Беларусь 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                     33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Роль денежного обращения, его правильная организация проявляются через устойчивость хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы, способность республиканских органов государственного управления обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, через характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию.

Поддержание устойчивости национальной валюты является в современных условиях одной из важнейших экономических задач государства. Государственные регулирующие мероприятия практически направлены на обеспечение сбалансированности платежеспособного спроса и товарного предложения, соблюдение экономически обоснованных товарно-денежных пропорций и воздействуют прямо или косвенно на динамику воспроизводственных процессов, размеры инвестиций, уровень цен, заработной платы и т.д.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Денежно-кредитная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

Главной целью денежно-кредитной  политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В Республике Беларусь в 2011 году имело место существенное увеличение темпов инфляции, что повлекло за собой социальные последствия, выразившиеся в снижении жизненного уровня населения.

Поэтому тема данной курсовой работы: «Денежно – кредитная политика: сущность, цели, инструменты», является в настоящее время актуальной.

Целью курсовой работы является исследование денежно – кредитной  политики применительно к экономике Республики Беларусь.

Задачами исследования являются следующие:

- изучение сущности, целей, инструментов  кредитно – денежной политики;

- изучение кейнсианской и монетаристской  модели денежно - кредитной политики;

          - исследование кредитно – денежной политики в Республике Беларусь;

- разработка мероприятий  по совершенствованию денежно  - кредитной политики в Республике Беларусь.

Среди использованных источников следует выделить статью  Зеленкевич, М. Денежно – кредитная политика как элемент макроэкономической стабилизации, в которой анализируется воздействие денежно – кредитных инструментов на экономику.

  Также следует отметить статью А.С. Головачева Денежно – кредитный механизм регулирования экономики, в которой проводится анализ воздействия денежно – кредитного механизма на экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО  – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

1.1 Сущность  и виды денежно – кредитной  политики

 

 

Одним из распространенных определений денежно - кредитной политики (далее — ДКП) является представление ее как совокупности (системы, набора) государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. При этом авторы дополнительно называют общую экономическую или монетарную цель либо их совокупность, например, регулирование экономической активности и борьба с инфляцией [10, с. 249].

Объектом в системе ДКП выступают, прежде всего, денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводство товаров и неденежных услуг и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направление движения и т.д.

Кроме того, к объектам можно  отнести  институты денежно-кредитного сектора (сектора финансовых корпораций) экономики страны.

Субъектами ДКП являются государственные структуры, которые в соответствии с законодательством страны уполномочены осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора. Даже в странах с развитой рыночной экономикой государство активно участвует в регулировании денежно-кредитных процессов ввиду их весьма значительного и многопланового воздействия на все сектора экономики. Кроме центрального банка страны, который может состоять из нескольких национальных финансовых учреждений, в управлении денежными потоками со стороны государства участвуют в первую очередь министерство финансов, основная задача которого — регулирование значительных денежных средств при формировании и использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы, выполняющие целеустанавливающую функцию с макроэкономических позиций.

Итак, денежно – кредитная политика - совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. Объектом в системе ДКП выступают, прежде всего, денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводство товаров и неденежных услуг и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направление движения и т.д.

 

 

1.2 Цели денежно  – кредитной политики

 

 

Конечными целями денежно-кредитной политики являются общие цели развития экономики, — удовлетворение потребностей, максимизация благосостояния.

Цели кредитно–денежной политики:

- устойчивые темпы роста национального производства;

- стабильные цены;

- высокий уровень занятости населения;

- равновесие платежного баланса.

Для того чтобы ДКП была эффективной, должны быть сформулированы сама промежуточная  цель и признак, показывающий, что  проводимая политика соответствует  преследуемой цели. Стратегия ДКП  может выражаться в двух категориях количественных целей: количестве денег и объеме кредитов.

Механизм влияния ДКП на экономику  достаточно сложен. Поэтому ЦБ в  процессе принятия решений относительно ДКП рассматривают три группы показателей:

1) конечные цели ДКП — это  глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики. Это обеспечение стабильности цен (низкая инфляция), полной занятости, роста объема производства, равновесия платежного баланса;

2) промежуточные цели (ориентиры)  ДКП — более доступные цели, которые ставятся при проведении денежно-кредитной политики. Они являются средством достижения конечных целей. В практике ЦБ используются промежуточные цели: как денежная масса, ставка %, валютный курс;

3) инструменты ДКП — совокупность мер, с помощью которых осуществляется корректировка промежуточных целей, включая минимальные резервы, операции на открытом рынке, ставки по операциям Центрального банка (ЦБ) и другие.

Перечисленные показатели образуют своего рода иерархическую структуру, в которой для достижения конечной цели необходимо поставить и решить промежуточные задачи с помощью применения тех или иных инструментов ДКП.

Необходимость постановки промежуточных  целей объясняется определенными обстоятельствами:

- конечные цели (например, платежный баланс) измеряются периодически, с большим отставанием от момента применения того или иного инструмента ДКП;

- на передачу импульсов ДКП к ее конечным целям требуется время, что затрудняет оценку эффективности ДКП по ее конечным результатам (целям).

Промежуточные цели обычно объявляются  для того, чтобы информировать участников рынка о решениях ЦБ и ориентировать рынок относительно будущего поведения денежных величин (темпов роста денежной массы, процентных ставок, инфляции).

Критериями выбора промежуточной цели являются:

- устойчивая связь поставленной цели с одной или более конечными целями;

- контролируемость цели, то есть на нее должны воздействовать инструменты ДКП, доступные ЦБ и действующие в более короткие сроки, чем те, которые требуются для достижения конечных целей;

- возможность измерения стоимости достижения этой цели сразу же или с небольшим отставанием.

Промежуточные цели могут устанавливаться  по количественному или качественному принципу. В первом случае целью ЦБ становится постоянство темпов роста денежной массы (кредита) или ВВП, во втором — уровень процентных ставок или валютный курс национальной денежной единицы, постоянство уровня цен.

При установлении промежуточной цели по количественному принципу применяются  такие инструменты, как изменение ставок по операциям ЦБ и нормативов обязательных резервов, проводятся операции на открытом рынке. Все эти инструменты непосредственно влияют на объем денежной массы. Если рост денежной массы превосходит установленный целевой ориентир, следует увеличить процентные ставки и нормативы обязательного резервирования, расширить операции на открытом рынке. В том случае, когда рост денежной массы находится на уровне ниже целевого ориентира, действие инструментов ДКП будет обратным.

Если промежуточная цель устанавливается по качественному принципу, предпочтительнее становится использование валютных интервенций, установление режима валютного курса, изменение процентных ставок. Например, процентные ставки и валютные интервенции повышают, если валютный курс ниже целевого ориентира, и понижают, если он выше.

Две цели денежно-кредитной политики проявляются в двух противоположных направлениях деятельности Центробанка. Первое направление - кредитная экспансия. Второе направление - кредитная рестрикция.

Если ЦБ ставит цель оживление экономики, экономический рост и сокращение безработицы, то проводит кредитную экспансию (расширение) или политику «дешевых» денег. ЦБ покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, снижает учетную ставку, снижает обязательную норму банковских резервов. В результате растет денежная масса, снижаются процентные ставки, деньги «дешевеют».

Если ЦБ ставит цель сокращение инфляции, то проводит кредитную рестрикцию (свертывание) или политику «дорогих» денег. Для этого ЦБ продает государственные ценные бумаги, увеличивает учетную ставку, повышает резервную банковскую норму.

Таким образом, проведение денежно-кредитной  политики проявляется в «дилемме» (несовместимости) целей. Центробанк не может одновременно достичь обеих целей, так как не может одновременно контролировать объем денежной массы и уровень процентной ставки. Стимулируя экономический рост и сокращение безработицы, ЦБ допускает инфляцию. Погашая инфляцию, ЦБ вызывает сокращение деловой активности и рост безработицы. Поэтому Центробанки в развитых странах проводят гибкую стабилизационную политику, которая изменяется в соответствии с фазами экономического цикла: во время кризиса и депрессии - политика «дешевых» денег, во время оживления и подъема - политика «дорогих» денег.

 

1.3 Инструменты  денежно – кредитной политики

 

Для достижения поставленных целей субъекты ДКП используют имеющиеся у них инструменты.

Существует три основных средства кредитно-денежной политики:

1.  Операции на открытом  рынке.

2.  Изменение резервной нормы.

3.  Изменение учетной  ставки [8, с. 6].

Операции на открытом рынке наиболее важное средство контроля денежного предложения. Термин "операции на открытом рынке" относится к покупке и продаже государственных облигаций федеральными резервными банками на открытом рынке — то есть к покупке и продаже облигаций коммерческим банкам и населению в целом. Рассмотрим как эти покупки и продажи государственных ценных бумаг влияют на избыточные резервы коммерческих банков.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь