Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:49, курсовая работа
Поддержание устойчивости национальной валюты является в современных условиях одной из важнейших экономических задач государства. Государственные регулирующие мероприятия практически направлены на обеспечение сбалансированности платежеспособного спроса и товарного предложения, соблюдение экономически обоснованных товарно-денежных пропорций и воздействуют прямо или косвенно на динамику воспроизводственных процессов, размеры инвестиций, уровень цен, заработной платы и т.д.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и виды денежно – кредитной политики 5
1.2 Цели денежно – кредитной политики 5
1.3 Инструменты денежно – кредитной политики 8
2 КЕЙНСИАНСКАЯ И МОНЕТАРИСТСКАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА 13
2.1 Кейнсианская денежно – кредитная политика 13
2.2 Монетаристская денежно – кредитная политика 18
3 ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Применение денежно – кредитной политики в Республике Беларусь с
2005 по 2011 гг 22
3.2 Пути развития денежно – кредитной политики в Республике Беларусь 23
3.3 Предложения по развитию денежно – кредитной политики в Республике
Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
В основе концепции монетаризма лежит количественная теория денег.
В знаменитом трактате "О деньгах" (1752 г.) Д. Юм определил деньги вполне традиционно: ''Очевидно, что деньги — не что иное, как представитель труда и товаров и служит лишь как метод их измерения и оценки". Но его работа получила широкую известность своей трактовкой взаимосвязи между деньгами и ценами. Основные идеи Д. Юма сводятся к следующему.
1. Достаточное количество денег — условие успешного развития торговли и мануфактур. Приток золота и серебра из Америки привел к росту промышленности во всех европейских странах.
2. Изменения товарных цен
3. Изменение количества денег
в обращении не вызывает
4. Хорошая политика властей — политика, направленная на увеличение количества денег в обращении. Но всякая попытка искусственно повысить количество денег идет вразрез с интересами торгующих наций.
5. Рост денег в обращении приводит к увеличению цен. "Легко проследить движение денег в человеческом сообществе, — писал Д. Юм, — где мы обнаружим, что они сначала увеличивают усердие всякого индивида, прежде чем повысить цену труда".
6. Благодаря внешней торговле благородные металлы распределяются пропорционально объему производства в конкретной стране. (Этот тезис Д. Юма опровергал доктрину меркантилизма.)
7. Рост золота и серебра в конкретной стране приводит к повышению стоимости труда и заставляет производителей переносить производство в страны с дешевой рабочей силой. Кроме того, страна с большим запасом денег и, соответственно, с высокими внутренними ценами неконкурентоспособна на внешних рынках.
Он не считал банковские билеты реальными деньгами, поскольку они, во-первых, не используются для внешнеторговых расчетов; во-вторых, обесцениваются при форс - мажорных обстоятельствах. Но кредитные деньги неизбежно должны использоваться во всех развитых странах. Наилучшим способом их регулирования, по мнению Д. Юма, было бы учреждение общественного банка. Это позволило бы избежать избыточного выпуска банковских билетов (бумажного кредита), но одновременно создало бы запас денег на случай острой необходимости, например, для финансирования войн.
Можно выделить несколько основных положений монетаризма:
1. Денежное предложение является определяющим фактором роста номинального ВНП. Если это утверждение перенести в рамки кривой совокупности спроса, то на совокупный спрос влияет в основном денежное предложение. Отсюда следует вывод о том, что цены, объем производства и занятость могут регулироваться монетарной политикой.
2. С учетом того, что
цены и заработная плата гибки,
Регулирование спроса и
предложения денег через
Влияние монетаристской политики на динамику ВНП начинается с действий центрального банка через операции на открытом рынке, дисконтную политику или прямое изменение уровня резервов. Предположим, что центральный банк с целью усиления предпринимательской активности решил снизить процентную ставку. Естественно, что это приведет к увеличению денежного предложения. Увеличение денежного предложения неизбежно приведет к снижению процентной ставки на денежном рынке. Для монетаристской политики важно то, что использование денег на инвестиции вызывает рост спроса на факторы производства, за которым следует и предложение. Происходит рост занятости, доходов, увеличивается производство ВНП [12, с. 6].
Однако быстрый рост производства ВНП при росте спроса, обусловленного увеличением предложения денег, возможен лишь в краткосрочном периоде, так как предложение не сразу, не мгновенно реагирует на возросшее количество денег, находящихся в обращении. Закупка ресурсов совершается по установившимся на них ценам и производство растет. В долгосрочном периоде картина меняется. Кривая совокупного предложения из относительно прямой (плоской) в краткосрочном периоде выходит из этого состояния, становится кривой и приближается к потенциальному ВНП, т.е. спрос начинает опережать предложение. Это означает, что предложение денег может влиять только на рост цен. Если предложение денег в долгосрочном периоде возрастает, то рост совокупного спроса приведет только к росту цен и наоборот.
На предложение и спрос денег, а также на совокупное предложение и совокупный спрос на рынке оказывают воздействие реальная и номинальная ставки процента. Номинальная ставка процента определяется не только изменением реальной, но и инфляцией. Реальная процентная ставка — это номинальная за вычетом процента инфляции. Практика свидетельствует, что спрос и предложение денег в первую очередь воздействует на номинальную ставку. Итак, ставка процента снижается при росте предложения денег, что используется при проведении монетаристской политики, но при этом следует учитывать то, что спрос на реальный капитал в основном определяется реальной ставкой, т.е. тем, насколько вырос денежный капитал с учетом общего состояния производства. Из этого вытекают наши представления о монетаристской политике в кратко- и долгосрочном периодах: если проводится сокращение денежного предложения, то в краткосрочном периоде возрастают номинальная и реальная ставки процента. Это вызывает сокращение инвестиций, совокупного спроса и ограничивает рост ВНП. В долгосрочном периоде эффект высокой процентной ставки иной: сокращение предложения денег приведет к снижению инфляции, в результате чего произойдет замедление роста номинального ВНП по отношению к реальному, что в свою очередь вызовет сокращение реальной процентной ставки. Когда реальная процентная ставка снизится, возрастут инвестиции и снизится номинальная процентная ставка, ибо она определяется реальным процентом и снизившимся процентом инфляции.
3 ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Применение денежно – кредитной политики в Республике
Беларусь с 2005 по 2011 гг
В Республике Беларусь долгосрочная цель денежно-кредитной политики носит двойственный характер, и инфляция является далеко не единственным целевым ориентиром денежно-кредитной политики [2, с. 25].
Достигнутые в последние годы позитивные результаты в экономическом развитии позволяли до весны 2011 года сохранить преемственность основных задач денежно-кредитной политики — обеспечение запланированного экономического роста как единственного источника для обеспечения прогнозных показателей роста жизненного уровня населения, а также развития и укрепления банковской системы.
Таблица 3.1 - Индексы цен по отраслям экономики на протяжении с 2001 по 2011 год (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Индекс потребительских цен |
146,1 |
134,8 |
125,4 |
114,4 |
108,0 |
106,6 |
112,1 |
113,3 |
110,1 |
109,9 |
153,1 |
Индекс цен производителей промышленной продукции |
139,1 |
142,6 |
128,1 |
118,8 |
110,0 |
109,0 |
116,8 |
116,4 |
111,1 |
119,3 |
171,4 |
Индекс цен сельхозпродукции |
150 |
120 |
124 |
122 |
111 |
109 |
132 |
121,8 |
100,6 |
128,5 |
225,0 |
Индекс тарифов на перевозки |
145,2 |
125,3 |
121,7 |
108,8 |
106,4 |
112,3 |
108,8 |
130,9 |
118,2 |
130,0 |
154,7 |
Источник: [17]
Из данных таблицы видно, что индексы цен на все виды продукции на протяжении рассматриваемого периода снижались до 2010 года. В 2011 году по величине роста наибольшие индексы имеет рост цен на перевозки, и на сельхозпродукцию.
Проанализируем регулирование денежного обращения.
В таблице 3.2 приведена динамика учётных ставок.
Таблица 3.2 – Динамика учётных ставок в Республике Беларусь
Год |
ставка |
2005 |
11 |
2006 |
10 |
2007 |
10 |
2008 |
11 |
2009 |
13,5 |
2010 |
10,5 |
2011 |
45 |
2012-август |
30,5 |
Источник: [16]
Анализируя таблицу 3.2 можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь за анализируемый период происходило снижение учётной ставки.
Цель – сделать более доступными кредиты для предприятий и населения. С началом мирового финансового кризиса в 2009 году ставка была повышена, с целью сдерживания предложения денег. В 2010 году ставка рефинансирования практически снизилась до докризисного уровня и составила 10,5%. В связи с резким ростом инфляции в 2011 году ставка была доведена до 45%.
Таблица 3.3 – Динамика норм обязательных резервов
Дата начала действия нормативов |
По привлеченным средствам в национальной валюте |
По привлеченным средствам в иностранной валюте | |
по средствам физических лиц |
по средствам юридических лиц | ||
01.11.2004 |
6 |
10 |
10 |
01.04.2005 |
5 |
9 |
9 |
01.11.2006 |
4,5 |
8 |
8 |
01.04.2007 |
4,5 |
8 |
8 |
01.12.2008 |
1,5 |
7 |
7 |
01.03.2009 |
0 |
6 |
6 |
01.11.2011 |
0 |
7 |
7 |
Источник: [16]
Из данных таблицы следует, что на протяжении исследуемого периода норма обязательных резервов в Республике Беларусь снижалась и даже мировой финансовый кризис на оказал влияния на этот процесс. Это расширяет возможности банков в области кредитования и позволяет использовать большее количество привлечённых ресурсов.
Таблица 3.4 – Динамика денежных агрегатов в Республике Беларусь в 2003-2011 гг., млрд. руб.
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Денежная масса М2 |
1992,9 |
3408,3 |
5388,3 |
8594,9 |
12415,6 |
16764,6 |
20541,7 |
20737 |
22153 |
В том числе |
|||||||||
Наличные деньги в обороте М0 |
650,0 |
926,4 |
1339,4 |
2016,4 |
2818,3 |
3323,2 |
3836,2 |
3647,2 |
3965,4 |
безналичные средства |
1342,9 |
2481,9 |
4048,9 |
6578,5 |
9597,3 |
13441,4 |
16705,5 |
17089,8 |
18187,6 |
Удельный вес М0 в М2, % |
32,6 |
27,2 |
24,9 |
23,5 |
22,7 |
19,8 |
18,7 |
17,6 |
17,9 |
Источник: [16].
Из данных таблицы 3.4 следует, что в численном выражении показатели денежной массы М0 и М2 росли, однако в относительном исчислении удельный вес агрегата М0 в агрегате М2 имеет тенденцию к снижении. В частности с 2003 по 2011 год он снизился с 32,6 до 17,9%.
3.2 Пути развития денежно – кредитной политики в Республике Беларусь
В соответствии с Банковским Кодексом Республики Беларусь № 441-З от 25.10.2000 согласно статье 51 «Операции, осуществляемые Национальным банком», к операциям, осуществляемым Национальным банком, относятся:
кредитование в порядке рефинансирования;
расчетное и кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь и иных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;
переучет векселей и других денежных обязательств;
операции на рынке ценных бумаг;
инкассация и перевозка денежной наличности, валютных и других ценностей;
управление золотовалютными резервами, а также операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
покупка, продажа и мена в Республике Беларусь и за ее пределами драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных камней;
межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
прием ценностей на хранение;
денежные переводы и иные расчетные операции;
валютные операции;
банковские услуги правительствам иностранных государств, центральным (национальным) банкам и финансовым органам этих государств, а также международным организациям;
посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по распространению государственных ценных бумаг;
учет средств государственных и общественных фондов, определенных законодательством Республики Беларусь;
операции по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь.
Национальный банк осуществляет операции за плату, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь [13, с. 22].
3.3 Предложения
по развитию денежно –
Республике Беларусь
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь