Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:49, курсовая работа
Поддержание устойчивости национальной валюты является в современных условиях одной из важнейших экономических задач государства. Государственные регулирующие мероприятия практически направлены на обеспечение сбалансированности платежеспособного спроса и товарного предложения, соблюдение экономически обоснованных товарно-денежных пропорций и воздействуют прямо или косвенно на динамику воспроизводственных процессов, размеры инвестиций, уровень цен, заработной платы и т.д.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Сущность и виды денежно – кредитной политики 5
1.2 Цели денежно – кредитной политики 5
1.3 Инструменты денежно – кредитной политики 8
2 КЕЙНСИАНСКАЯ И МОНЕТАРИСТСКАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА 13
2.1 Кейнсианская денежно – кредитная политика 13
2.2 Монетаристская денежно – кредитная политика 18
3 ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Применение денежно – кредитной политики в Республике Беларусь с
2005 по 2011 гг 22
3.2 Пути развития денежно – кредитной политики в Республике Беларусь 23
3.3 Предложения по развитию денежно – кредитной политики в Республике
Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Структура широкой денежной массы отражает положительную тенденцию дедолларизации экономики. На 1 июля 2012 г. отмечается снижение на 3,1 процентного пункта удельного веса валютной составляющей широкой денежной массы по сравнению с 1 января 2012 г.
В июне 2012 г. сохранялся избыток ликвидности, вместе с тем, отмечается его постепенное снижение, что подтверждается уменьшением среднедневного остатка средств в инструментах изъятия до 5 991,1 млрд. рублей (снижение по сравнению с маем 2012 г. на 932,9 млрд. рублей), Ставка на межбанковском рынке остается на уровне нижней границы постоянно доступных инструментов и составила в июне 2012 г. 20,3 процента годовых против 21,8 процента в мае 2012 г [17].
В июне 2012 г. в условиях снижения ставки рефинансирования и ставок по инструментам Национального банка происходило дальнейшее понижение ставок денежного рынка.
Уровень доходности срочных рублевых депозитов населения в мае 2012 г. продолжает оставаться более высоким по сравнению с доходностью вкладов для юридических лиц. Такая ситуация объясняется значительным объемом коротких (до 1 месяца) депозитов в средствах предприятий, ставка по которым близка к ставке межбанковского рынка, тогда как основной объем депозитов населения в мае 2012 г. был привлечен в долгосрочные депозиты (от 1 до 3-х лет) по более высоким ставкам Положительной тенденцией является сокращение краткосрочных депозитов населения при одновременном значимом росте долгосрочных вкладов, что в условиях снижающихся процентных ставок свидетельствует о росте доверия к проводимой процентной политике.
Активы банков по состоянию на 1 июля 2012 г. составили 283,3 трлн. рублей и возросли с начала 2012 г. на 9,2 процента, или на 23,9 трлн. рублей. В составе активов банков требования к резидентам за январь-июнь 2012 г. увеличились на 22,6 трлн. рублей, или на 9,5 процента. Требования к нерезидентам за этот период, напротив, сократились на 2,1 трлн. рублей (10,8 процента), что сопровождалось одновременным увеличением объемов кредитования банками экономики в иностранной валюте [17].
Отношение среднего объема активов к ВВП в годовом исчислении на 1 июля 2012 г. составило 60,7 процента и снизилось с начала 2012 года на 5,7 процентного пункта. В целом постепенное снижение данного показателя явилось следствием проводимой экономической политики по ограничению внутреннего спроса. Активы в национальной валюте за январь-июнь 2012 г. увеличились на 14,3 процента, или на 19,5 трлн. рублей, в иностранной валюте - на 3,9 процента, или на 578,7 млн. долларов США [17].
Цель денежно-кредитной политики в 2012 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.
Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
С учетом погашения Республикой Беларусь обязательств (внутренних и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года составят 6,1 – 7 млрд. долларов США.
Инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.
Национальный банк продолжит
использование гибкого механизм
Обменный курс белорусского
рубля формируется при
Процентная политика в 2012 году направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков.
С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 – 23 процента годовых.
Для рыночного регулирования уровня ставки на однодневном межбанковском рынке Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям.
Кредитная эмиссия Национального банка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.
В настоящее время в целях снижения инфляции Национальный банк Республики Беларусь проводит политику «дорогих» денег, которая направлена на постепенное снижение темпов роста уровня цен; стабилизацию курса белорусского рубля по отношению к доллару; активизацию инвестиционного процесса, обеспечение кредитной поддержки приоритетных направлений развития экономики страны.
Для достижения этих целей предусмотрен ряд мероприятий:
- установление предельных
размеров кредитной эмиссии
- постепенный переход Национального банка от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы;
- сокращение кредитов Нацбанка правительству под дефицит бюджета;
- переход к финансированию дефицита бюджета путем выпуска государственных казначейских облигаций;
- прекращение прямого и скрытого дотирования малоэффективных и убыточных предприятий за счет средств госбюджета и централизованных льготных кредитов;
- ежемесячное установление процентных ставок рефинансирования коммерческих банков с учетом инфляционных тенденций;
- льготное налогообложение
банков, у которых долгосрочные
кредиты составляют
В целом денежно-кредитная политика в Беларуси должна быть сориентирована на достижение конкретных целей с усилением акцентов ее проведения по следующим направлениям:
- первое и постоянно действующее направление - борьба с инфляцией;
- второе направление - адаптация банковской и производственной сфер к работе в рыночных условиях, определяемая ориентацией на проведение наиболее эффективных банковских операций;
- третье направление - переориентация кредитных потоков прежде всего на цели развития реального сектора экономики.
В Национальном банке при активном участии банков создана система инструментов регулирования текущей ликвидности банков. Данная система обеспечивает решение ряда задач. Это содействие бесперебойности проведения расчетов на основе поддержки необходимого уровня текущей ликвидности, сглаживание колебаний и повышение предсказуемости краткосрочных ставок денежного рынка, формирование экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями монетарной политики, содействие развитию различных сегментов финансового рынка.
Для совершенствования денежно – кредитной политики в Республике Беларусь можно предложить ряд мероприятий:
- установление предельных
размеров кредитной эмиссии
- постепенный переход Национального банка от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы;
- сокращение кредитов Нацбанка правительству под дефицит бюджета;
- переход к финансированию дефицита бюджета путем выпуска государственных казначейских облигаций;
- прекращение прямого и скрытого дотирования малоэффективных и убыточных предприятий за счет средств;
- ежемесячное установление процентных ставок рефинансирования коммерческих банков с учетом инфляционных тенденций;
- льготное налогообложение банков, у которых долгосрочные кредиты составляют значительный удельный вес.
Вывод: в целом денежно-кредитная политика в Беларуси должна быть сориентирована на достижение конкретных целей с усилением акцентов ее проведения по следующим направлениям:
- первое и постоянно действующее направление - борьба с инфляцией;
- второе направление - адаптация банковской и производственной сфер к работе в рыночных условиях, определяемая ориентацией на проведение наиболее эффективных банковских операций и способностью банков функционировать в изменяющейся среде;
- третье направление - переориентация кредитных потоков прежде всего на цели развития реального сектора экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из поставленных задач, можно сделать следующие выводы по курсовой работе.
Денежно - кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Осуществляет денежно – кредитную политику центральный банк. Процесс денежно-кредитного регулирования включает два этапа. На первом центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором изменения данных параметров передаются в сферу производства. Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Различают виды денежно-кредитной политики в зависимости от её конечных целей. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков.
Среди мероприятий, осуществляемых центральными банками по регулированию деятельности кредитных организаций, можно выделить несколько основных направлений:
- создание нормативно-правовой базы функционирования коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых институтов;
- осуществление
регистрации кредитных
- выдача и отзыв
лицензий кредитным
- установление экономических нормативов с целью обеспечения необходимого уровня ликвидности банков и снижения банковских рисков;
- надзор за деятельностью кредитных организаций.
регулирование в различных странах предполагает, в частности, установление обязательных экономических нормативов деятельности коммерческих банков. В апреле 2012 г. по сравнению с мартом 2012 г. возросли объемы продажи иностранной валюты со стороны населения, тогда как покупка ее уменьшилась. В результате объем чистой продажи иностранной валюты в марте 2012 г. возрос с 74,4 млн. долларов США до 164,9 млн. долларов США в апреле 2012 г.
Со 2 апреля 2012 г. в связи с замедлением инфляционных процессов Национальным банком был предпринят следующий шаг по снижению ставки рефинансирования. Она была снижена на 2 процентных пункта до 36 процентов годовых. С 16 мая 2012 г. уровень ставки рефинансирования устанавливается в размере 34 процентов годовых
Для совершенствования денежно – кредитной политики в Республике Беларусь можно предложить ряд мероприятий:
- установление предельных размеров кредитной эмиссии Национального банка;
- постепенный переход Национального банка от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы;
- сокращение кредитов Нацбанка правительству под дефицит бюджета;
- переход к финансированию дефицита бюджета путем выпуска государственных казначейских облигаций;
- прекращение прямого и скрытого дотирования малоэффективных и убыточных предприятий за счет средств госбюджета и централизованных льготных кредитов;
- ежемесячное установление процентных ставок рефинансирования коммерческих банков с учетом инфляционных тенденций;
- льготное налогообложение
банков, у которых долгосрочные
кредиты составляют
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Богданкевич, С. Денежно – кредитная политика: уроки и пути стабилизации / С. Богданкевич // Весник ассоциации белорусских банков. – 2011. — № 14-15. – С. 25.
2 Богданкевич, С.А. Денежное обращение и стабилизация экономики / С. Богданкевич // Веснiк БДЭУ. — 2011. — №1. – С. 53.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь