Деятельность ЗАО «ВТБ 24»: общая характеристика и трудовые ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:45, отчет по практике

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы является – определить экономическую сущность трудовых ресурсов банка, проанализировать трудовые ресурсы банка «ЗАО ВТБ 24», дать характеристику, определить пути совершенствования управления и использования трудовых ресурсов.
Исходя из данной цели, в работе необходимо решить ряд задач:
- изучить экономическую сущность трудовых ресурсов банка;
- дать краткую экономико-организационную характеристику деятельности ДО «Московская» в г. Хабаровске Филиала № 2754 Банка «ЗАО ВТБ 24»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4
1.Теоретические аспекты трудовых ресурсов банка…………….....7
1.1 Экономическая сущность трудовых ресурсов банка…………………...7
1.2 Текучесть кадров: понятие и причины…………………………………14
1.3 Трудовые показатели и методика их расчета………………………….19
2. Деятельность ЗАО «ВТБ 24»: общая характеристика и трудовые ресурсы……………………………………………………….……….26
2.1.Общая характеристика ЗАО «ВТБ 24»…………………………………26
2.2. Структурные подразделения банка ЗАО «ВТБ 24» ДО «Московская» и их функции………………………………………………………………………..34
2.3. Отдел кадров ЗАО «ВТБ 24»: функции………………………………36
2.4. Аспекты адаптации сотрудников ЗАО «ВТБ 24»……………...……..38
2.5.Система мотивации……………………………………………………...40
2.6. Анализ численности и структуры персонала ЗАО «ВТБ 24» ДО «Московская»…………………………………………………………………….…41
2.7.Оценка показателей динамики, эффективности использования персонала и влияния факторов на производительность труда…………….....….47
3. Рекомендации и пути совершенствования деятельности «ЗАО ВТБ 24»………………………………………………...…………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..64

Файлы: 1 файл

ВКР по бакалаврам.docx

— 408.13 Кб (Скачать файл)

Понятие “кадровый потенциал” отражает ресурсный аспект социально-экономического развития. Кадровый потенциал можно определить как совокупность способностей всех людей, которые заняты в данной организации и решают определенные задачи.

Рассматривая различные составляющие понятия “кадровый потенциал” как источника качественных сдвигов в экономическом развитии банка, мы приходим к выводу, что эволюция категории отражает глубокие изменения содержания всей системы экономических понятий, в центре которой расположен работник как главная производительная сила. Экономический аспект, в свою очередь, означает результативность, эффективность деятельности самого банка и соответствующий подход с этих позиций ко всем качествам работника банка. Следовательно, он относится к выбору наиболее адекватных целей развития и достижению их с наименьшими затратами труда и ресурсов. Первичные аксиоматические составляющие “кадрового потенциала” - это потребности и труд, результаты и затраты. Представления об их соизмерении, т.е. понятие эффективности, изначально заложено в самой основе рассматриваемой экономической категории.

Категория “кадровый потенциал” рассматривает совокупного работника не просто как участника производства, а как неотъемлемое и движущее начало всех стадий воспроизводственного процесса; как “носителя” общественных потребностей, выполняет функцию целеполагания, объективно порождает и субъективно задает стратегические и тактические цели развития экономики [20].

Под кадровым потенциалом банка понимается совокупность способностей и возможностей персонала данного банка, которые реализуются для достижения текущих и перспективных целей в интересах этого банка [21].

Одним из важных моментов в управлении персоналом банка является формирование персонала. Его мы и рассмотрим.

Итак, формирование (становление) персонала организации – особая стадия, в процессе которой закладываются основа его инновационного потенциала и перспективы дальнейшего наращивания. Эта стадия является исключительно важной в жизненном цикле нового предприятия. От своевременного и полного решения социально-экономических и организационных задач во многом зависит его эффективная работа. Отклонение численности персонала от научно обоснованной потребности предприятия в ней, как в меньшую, так и в большую сторону влияет на уровень трудового потенциала. Это значит, что как дефицит, так и излишек персонала одинаково отрицательно влияют на трудовой потенциал. Так, нехватка персонала приводит к недоиспользованию производственного потенциала и чрезмерной нагрузке на работников; содержание излишней численности ведет к недоиспользованию их индивидуального потенциала.

Таким образом, цель формирования персонала - свести к минимуму резерв нереализованных возможностей, который обусловлен несовпадением потенциально формируемых в процессе обучения способностей к труду и личных качеств с возможностями их использования при выполнении конкретных видов работ, потенциальной и фактической занятости в количественном и качественном отношении.

Стадия формирования персонала призвана решать следующие задачи:

- установление соотношения численности работников с различными профессионально-квалификационными и социально-демографическими характеристиками для достижения максимального соответствия между структурами работ, рабочих мест и персоналом;

- обеспечение оптимальной степени загрузки работников с целью полного использования их трудового потенциала и повышения эффективности их труда;

- оптимизацию структуры работников с различным функциональным содержанием труда.

В основу решения этих задач могут быть положены основные принципы использования персонала в организации:

- соответствие численности работников объему выполненных работ;

- согласование работника со степенью сложности его трудовых функций;

- обусловленность структуры персонала предприятия объективными факторами производства;

- максимальная эффективность использования рабочего времени;

- создание условий для постоянного повышения квалификации и расширения производственного профиля работников.

1.2 Теоретические основы текучести  кадров

Текучесть персонала – это движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником.

Текучесть кадров – в управлении персоналом норма, показывающая, как часто работник приобретает и теряет работу. Проще говоря, она показывает, как долго работник находится на своей работе, ее еще называют «индексом крутящихся дверей». Текучесть кадров измеряется индивидуальными компаниями для целой индустрии. Если работник имеет более высокий показатель текучести по сравнению с коллегами, это означает, что работник данной компании имеет меньший средний срок пребывания в должности, чем те же работники из другой компании или его коллеги. Высокий коэффициент текучести кадров может быть вреден для деятельности компании, если высококвалифицированные рабочие часто увольняются, и появляется много новых кадров.

Коэффициент текучести персонала представляет собой отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (то есть, по собственному желанию, за нарушение техники безопасности, за прогулы, а также по другим причинам, не вызванным производственными или общегосударственными потребностями), к среднесписочной численности персонала за тот же период. Таким образом, при расчете не учитываются сотрудники не прошедшие испытательный срок или призванные на венную службу.

 

%,                                    (1)

 

где      – коэффициент текучести;

 – число  уволившихся по собственному  желанию, чел.;

 – число  уволенных за нарушение трудовой  дисциплины, чел.;

 – среднесписочная  численность в период, чел.

Высокий уровень оборота рабочей силы может объясняться либо особенностями работы, либо неудачей кадровой политики.

Основная причина текучести – недовольство работников своим положением. В частности, речь идет о неудовлетворенности заработной платой, условиями и организацией труда; нерешенности социальных проблем; отдаленности работы от дома; отсутствии условий для отдыха, детских учреждений; неуважительном отношении со стороны руководства, не оправдавшихся притязаниях, неустойчивости служебного положения и невозможности сделать карьеру. Таким образом, текучесть кадров связана не только с социальной и бытовой неустроенностью, но и со сложностями самореализации или самоутверждения. В Японии в 85% случаях мотивом увольнения является несовместимость работника и организации в целом.

Факторы, вызывающие движение персонала, разнообразны, имеют разные источники, сила их влияния различна, изменчива и зачастую трудно поддается количественной оценке.

Их можно разделить на производственные, социальные, биологические и общественные факторы:

а) Производственные факторы связаны с положением организации на рынке и необходимостью реагировать на влияние внешней среды на состав и характеристики работников, в том числе:

- рост или снижение уровня спроса на продукцию, работы и услуги, потребность в дополнительном наборе или сокращении общей численности работников;

- сокращение доли живого труда в производственном процессе при внедрении новых высокопроизводительных технологий и использовании промышленных роботов, существенная корректировка штатного расписания;

- повышение требований к квалификации специалистов вследствие механизации и автоматизации трудоемких процессов, замены вспомогательного персонала на специалистов;

- совершенствование организационной структуры с сокращением численности управленческого аппарата;

- текучесть кадров из-за неблагоприятных условий труда, травматизма, аварийности и высокого уровня профессиональных заболеваний.

б) Социальные факторы обусловлены изменениями потребностей работников, включая:

- приглашение опытных работников в вышестоящую организацию с повышением социального статуса, содержательности работы и ростом оплаты труда, с перспективой дальнейшего служебного продвижения;

- перемещение в другое подразделение с повышением или перевод в другую организацию на более высокую должность при исчерпании возможностей дальнейшего карьерного роста в своем трудовом коллективе;

- поиск благоприятных условий труда, более высокой заработной платы, удобного сочетания производства и места проживания, исключения длительных командировок или ночных дежурств;

- увольнения работников по собственному желанию из-за неудовлетворенности стилем руководства или морально-психологическим климатом в трудовом коллективе;

- увольнение работников по достижению пенсионного возраста.

в) Биологические факторы обычно являются следствиями непредвиденных процессов, таких как:

- негативное влияние природно-климатических условий на состояние здоровья самого работника или членов его семьи и вынужденный переезд для работы в другом регионе;

- получение инвалидности без права работы из-за профессионального заболевания или производственной травмы и невозможность выполнения прежней трудовой функции;

- крайне неблагоприятные условия трудовой деятельности в районах добычи полезных ископаемых и вынужденное применение вахтового метода работы;

- экологическое неблагополучие в определенной местности с сокращением объема и запрещением работ, а также постоянного проживания семей;

- стихийное бедствие на месте работ с переносом производства в другое более безопасное место.

г) Общественные факторы вытекают из необходимости исполнения гражданского долга или юридической ответственности за результаты как следствие:

- назначения на должность в органы государственной или муниципальной власти;

- согласия на выборную оплачиваемую должность в общественную организацию;

- призыва на военную или альтернативную гражданскую службу;

- отстранения от исполнения должностных обязанностей на период арбитражного, административного или судебного разбирательства;

- привлечения по приговору суда к уголовной ответственности.

В свою очередь, в каждой из этих групп можно выделить факторы, отличающиеся по силе и характеру их влияния на мобильность работников.

Обстоятельства, обусловливающие текучесть кадров, могут быть:

-  полностью управляемыми (условия труда и быта);

-  частично управляемыми (удовлетворенность коллективом, взаимоотношениями, формами мотивации);

-  неуправляемыми (природно-климатические факторы).

Целенаправленно воздействуя на первые и вторые, можно существенно снизить текучесть. Для этого применяются различные меры:

- технические (совершенствование техники и технологии, улучшающие условия труда);

- организационные (нахождение каждому работнику наиболее соответствующего ему места, поскольку, например, при ощущении не востребованности и перегруженности текучесть увеличивается);

- социально-психологические (предоставление дополнительных льгот и гарантий, улучшение внутреннего климата);

- культурно-бытовые (повышение уровня медицинского обслуживания).

Условно факторы можно разделить так же на объективные (внешние) причины и субъективные (внутренние). Говоря об объективных причинах, прежде всего, необходимо отметить, что последнее десятилетие характеризуется изменением отношения к труду во всем мире. Возрастает независимость работника, снижается его преданность организации, все больший акцент делается на достижение собственных целей. Одновременно идеологическая составляющая работы становится все меньше.

Субъективных причин значительно больше. Они индивидуальны и значительно варьируются в различных должностных, профессиональных и возрастных группах, регионах. Существенное значение имеют также форма собственности предприятия, система управления и степень участия сотрудников в управленческом процессе.

 

 

1.3 Трудовые показатели и методика  их рассчета

  Практическое  выполнение поставленной задачи  не может быть достигнуто без  комплексного, системного и повседневного  анализа хозяйственной деятельности. Анализ трудовых показателей  в организации является одним  из средств совершенствования  практики планирования и хозяйственного  руководства в области труда. Анализ какого-то одного показателя  или явления в отрыве от  всех других не дает желаемого  результата. Следовательно, необходим  комплексный анализ, который предполагает  изучение уровня и динамики  любого отдельного показателя  в тесной связи и взаимозависимости  от изменения уровня и динамики  остальных.

Однако анализ трудовых показателей сам по себе дает лишь необходимую информацию о положении дел, которая никакого практического значения иметь не может. Только принятие на ее основе управленческих решений и их осуществление имеют практическое значение.

Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:

  1. Коэффициент оборота по приему (kпр):

kпр =,                                                                                                                                                  (2)

 

где Чпр – количество принятого на работу персонала

Чср – среднесписочная численность персонала

  1. Коэффициент оборота по выбытию (kпр):

 

kв=,                                                                                                (3)

 

где Чв – количество уволенных по всем причинам

  1. Коэффициент общего оборота (kоб):

Информация о работе Деятельность ЗАО «ВТБ 24»: общая характеристика и трудовые ресурсы