Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:44, дипломная работа
Цель данной работы – изучить сущность доходного подхода к оценке бизнеса (предприятия).
Таким образом, к основным задачам работы следует отнести следующие:
• выявление сущности оценки стоимости предприятия (бизнеса), ее необходимости и значимости;
• определение основных подходов и методов в оценке стоимости бизнеса;
• детальное изучение доходного подхода к оценке стоимости бизнеса;
• изучение особенностей применения доходного подхода на примере предприятия ООО УМ-1 «Тюменьгазмеханизация»;
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночной экономики в России привело к разнообразию форм собственности. Появилась особенность по своему усмотрению распорядиться принадлежащими собственнику квартирой, домом, другой недвижимостью, подыскать себе новое жилище или помещение для офиса, вложить свои средства в бизнес. У каждого, кто задумается реализовать свои права собственника, возникает много проблем и вопросов. Одним из основных является вопрос о стоимости собственности. С этой проблемой сталкиваются предприятия, фирмы, акционерные общества, финансовые институты. Акционирование предприятий, развитие ипотечного кредитования, фондового рынка и системы страхования также формирует потребность в новой услуге – оценке стоимости объектов и прав собственности.
В производственно-экономической практике экономических субъектов появляется множество случаев, когда возникает необходимость оценить рыночную стоимость имущества предприятий. Без нее не обходится ни одна операция по купле-продаже имущества, кредитованию под залог, страхованию, разрешению имущественных споров, налогообложению и т.д. Отсюда возникает потребность в специалистах по оценочной деятельности. Оценочная деятельность является основной частью процесса реформирования экономики и создания правового государства. Впервые с проблемой оценки в России столкнулись в связи с проведением приватизации.
Процесс приватизации, возникновение фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков к выдаче кредитов под залог имущества формируют потребность в новой услуге – оценке стоимости предприятия (бизнеса), определении рыночной стоимости его капитала.
Определение рыночной стоимости предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкретном рынке, дает различное представление о потенциальных возможностях предприятия. Процесс оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки его стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечивает компании максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену. По мере того как в нашей стране появляются независимые собственники предприятий и фирм, все острее становится потребность в определении рыночной стоимости их капитала.
Государство, продавая экономические объекты по минимальным ценам, теряет право присвоения будущих доходов, причем зачастую теряют эти права и действительные собственники предприятий – их работники. Следовательно, не учитывать будущие доходы от собственности при ее продаже неправомерно.
Поэтому оценка бизнеса с каждым годом становится более актуальной, т.к. в условиях рынка невозможно эффективно руководить любой компанией без реальной оценки бизнеса. Оценка стоимости предприятия выступает универсальным показателем эффективности любых управленческих стратегий. При покупке-продаже имущества, при оценке интеллектуальной собственности, при переоценке основных фондов, при осуществлении амортизационной политики и при большинстве других рыночных действий реальная оценка объективно необходима. Без профессиональной оценки невозможно, в частности, цивилизованное становление рынка недвижимости.
Итак, актуальность изучения данной темы определяется тем, что оценка бизнеса приобретает особое значение в условиях современной экономики, что прежде всего связано с воздействием на предприятия кризисных явлений.
Также можно сказать, что вообще на идеальном рынке все подходы к оценке бизнеса должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости и поэтому их детальное изучение необходимо.
Цель данной работы – изучить сущность доходного подхода к оценке бизнеса (предприятия).
Таким образом, к основным задачам работы следует отнести следующие:
• выявление сущности оценки стоимости предприятия (бизнеса), ее необходимости и значимости;
• определение основных подходов и методов в оценке стоимости бизнеса;
• детальное изучение доходного подхода к оценке стоимости бизнеса;
• изучение особенностей применения доходного подхода на примере предприятия ООО УМ-1 «Тюменьгазмеханизация»;
Объектом исследования в ходе написания данной работы можно считать доходный подход к оценке бизнеса, предметом исследования – компанию ООО УМ-1 «Тюменьгазмеханизация».
Данная работа состоит из трех глав. Первая – посвящена изучению теоретических аспектов оценки стоимости предприятия, в том числе доходным подходом.
Вторая глава посвящена характеристике ООО УМ-1 «Тюменьгазмеханизация» и анализу его финансовой деятельности.
Третья глава содержит информацию об особенностях проведения оценки ООО УМ-1 «Тюменьгазмеханизация» при помощи доходного подхода.
В экономической литературе проблемы осуществления оценочной деятельности, а также стратегического управления фирмой нашли широкое отражение. Особо возросло исследование этих проблем в настоящее время в связи с экономическими преобразованиями в России.
Теоретическую основу данного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих как широкий комплекс проблем государственного регулирования экономики в целом, так и вопросы регулирования финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций.
Практическая значимость изучения данной темы заключается в том, что полученные в ходе написания результаты, выводы позволяют сделать общий вывод о сложившейся ситуации в работе компании ООО УМ-1 «Тюменьгазмеханизация», а также о возможностях ее дальнейшего развития.
Оценка бизнеса позволяет определить рыночную стоимость собственного капитала закрытых и открытых предприятий.
Бизнес – это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли. Для достижения такой цели должно быть создано предприятие. В процессе оценки бизнеса выявляют альтернативные подходы к управлению предприятием и определяют какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а следовательно и более высокую рыночную цену.
Бизнес – это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель – получение прибыли. Любой бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия. Владелец бизнеса имеет право передать его, заложить, застраховать, завещать.
Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром, со всеми присущими ему свойствами.
Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы его использования, иные возможности получения дохода, то бизнес становится товаром. Все это справедливо и для предприятия и для фирмы. [4, с. 12]
Бизнес, предприятие и фирма обладают всеми признаками товара и могут быть объектом купли-продажи. Но это товары особого рода. И особенности эти предполагают принципы, модели, подходы и методы оценки.
Во-первых, это товар инвестиционный, т.е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем.
Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельно ее подсистемы и даже элементы.
В-третьих, потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде.
В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе, необходимо участие государства не только в регулировании механизма купли-продажи бизнеса, но и в формировании рыночных цен на бизнес, в его оценке.
Предприятие или фирма представляют собой организационно-экономическую форму существования бизнеса. Поэтому названные особенности бизнеса как товара присущи и им. Но вместе с этим у предприятия есть и свои ограничительные черты.
Предприятие является объектом гражданских прав и рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ГК РФ, ст. 132).[1]
Предприятие (в данном случае оценивается бизнес предприятия строительной отрасли), как имущественный комплекс включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства.
Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской федерации» определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки. В этом законе даны понятия оценочной деятельности, как деятельность субъектов оценочной деятельности направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости, определены понятия субъектов оценочной деятельности и объектов оценки. Определены права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или физических и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов, кроме этого определены права и обязанности оценщика, требования к лицензированию оценочной деятельности.[2]
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 20.09.99 г. № 932 Мингосимущество России совместно с другими заинтересованными ведомствами разработало проект стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности.
Исходя из общих целей стандартизации, основными задачами системы стандартизации услуг в области оценки являются:
– обеспечение взаимопонимания и взаимодействия между всеми сторонами-участниками процесса оценки имущества;
– формирование нормативной базы для обеспечения проведения сертификации услуг по оценке;
– установление единых требований к методам оценки, содержанию и форме отчетов по оценке;
– создание и ведение системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой при оценке;
– гармонизация терминологии, классификации услуг, методов оценки с международными стандартами.
Требования Стандартов являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки. Согласно требованиям Стандартов при составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об объекте как документа, содержащего сведения доказательственного значения.
В Стандартах оценки дается определение основных видов стоимости объекта оценки, подходов к оценке, методов оценки.
Различают следующие виды стоимости объекта оценки:
1. Рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
2. Стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создания объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;
3. Ликвидационная стоимость объект оценки – стоимость объекта оценки, в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов. [3]
В Стандартах дается определение трех основных подходов к оценке: затратного, сравнительного и доходного.
Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа.
Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.
Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.
Согласно требованиям Стандартов, оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) данные подходы к оценке. При этом оценщик вправе самостоятельно определить в рамках каждого из подходов конкретные методы оценки, определяемые в Стандартах как способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.[3]
Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов результатов определяет итоговую величину объекта оценки, при этом согласно требованиям Стандартов итоговая величина стоимости оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное.
Теоретической основой процесса оценки является система оценочных принципов.
При оценке бизнеса можно выделить три группы взаимосвязанных принципов оценки:
1. основанные на представлениях собственника;
2. связанные с эксплуатацией собс