Естественные монополии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1.Естественная монополия: характерные черты, классификация.......................................5

1.1 Понятие, типы и причины возникновения естественных монополий……………………6

1.2 Классификация естественных монополий…………………………………………8

Глава 2.Особенности функционирования естественных монополий в экономике России........................11

2.1Способы эффективного регулирования, перспективы развития естественных монополий ……………16

2.2 Роль естественных монополий в России…………………………………20

2.3 Негативное влияние монополий на экономику страны и национальную экономику……………………………………………21

Глава 3. Государственное регулирование естественных монополий……………………………25

3.1 Область проблем антимонопольного регулирования в России …...............................25

3.2 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………………32

3.3 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в
решении проблем…………………………..43

3.4 Повышение эффективности управления экономикой………………44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………47

Список использованной литературы………………..49

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 140.77 Кб (Скачать файл)

 

2.1 СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Естественные монополии в России не однородны с точки зрения финансового  положения их отраслевых подсистем, которые обладают различными возможностями  формирования инвестиционных ресурсов и фондов. Следовательно, при реформировании необходимо предусмотреть и выявить  дополнительные, альтернативные государственные  источники финансирования инвестиционной и инновационной деятельности в  отрасли. В обобщенном виде можно  назвать следующие важнейшие  факторы, определяющие ход российских реформ естественно-монопольных отраслевых структурах:

• проявление ряда тенденций, определяющих долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии производственной инфраструктуры;

• наличие общего макроэкономического  фона российских реформ;

• генезис российского монополизма;

• «запаздывающий» характер реформ в инфраструктурных отраслях в общем  пакете мер по реформированию отраслей народного хозяйства;

• магистральный характер транспортных энергетических сетей страны, особенности  формирования их структуры и топологии, влияющие на возможности развития конкурентных сред;

• многообразие форм и способов проведения через отраслевые министерства комплекса  мероприятий отраслевого характера, направленных на выживание отрасли  в новых хозяйственных условиях;

• особенности мероприятий по государственному регулированию инфраструктурных отраслей в сфере естественной монополии.

Эти факторы во многом объясняют  невозможность применения реформ, проводимых в других странах, в отраслях естественных монополий и, естественно, обуславливаются  площадью России.

Постановка проблемы реформирования естественных монополий в России определяется их особой ролью и высокой  значимостью не только в экономике, но и в политической плоскости  – естественные монополии служат основой не только для сохранения единого экономического пространства, но и единой России как государства.

Законом регулируются естественные монополии  в следующих сферах: транспортировка  нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам; услуги по передаче электрической  и тепловой энергии; железнодорожные  перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

В Указе Президента РФ от 28.04.1997г. № 426 «Об основных положениях структурной  реформы в сферах естественных монополий»  о котором говорилось выше, заложены правовые основы реформирования естественных монополий. В обобщенном виде, в качестве главных задач реформирования естественных монополий можно выделить:

• совершенствование системы регулирования  естественных монополий;

• повышение транспарентности естественных монополий, прозрачности финансовых потоков  субъектов естественных монополий;

• поэтапное прекращение практики перекрестного субсидирования групп  потребителей при одновременной  адресной поддержке социально не защищенных групп населения;

• углубление правовой регламентации  взаимоотношений между участниками  естественно-монопольных рынков, публичности  тарифов, введения единых правил доступа  к сети на не дискриминационной основе.

Однако мы понимаем, что эти задачи хороши лишь в теории, на практике очень  сложно воплотить их в жизнь.

Для эффективного регулирования и  достижения ожидаемых благоприятных  результатов подходы к реформированию естественных монополий должны быть обоснованы. На языке теории естественной монополии разработка стратегии  эффективного реформирования предполагает решение следующих ключевых проблем:

1) определение сферы естественной  монополии в рассматриваемой  отрасли, выделение естественно  монопольного сектора много продуктового  отраслевого рынка;

2) определение для выделенного  естественно монопольного сектора  мер по регулированию, направленных  на обеспечение его эффективной  работы с позиции максимизации  общественной полезности.

Попробуем разработать методы эффективного регулирования естественных монополий, чтобы возможно было ожидать благоприятных  результатов. На которые и направлены реформы. Рассмотрим, как с позиций  теории и современных подходов к  её реализации, с учетом мирового опыта  регулирования в рассматриваемой  области, целесообразно подходить к решению такой актуальной для России задачи, как построение стратегии реформирования, отыскание эффективных методов регулирования естественных монополий. Соответствующие методологические положения сформулируем в виде ряда принципов:

1) системность применяемого инструментария:

• сочетание различных мер государственного регулирования;

• исследование нормативных и поведенческих  аспектов формирования стратегии;

• использование моделей и методов  современной теории естественной монополии.

2) поэтапное формирование стратегии:

• целесообразно выделять два этапа;

• идентификация отраслевой естественно-монопольной  структуры (первый этап);

• оптимизация экономического поведения (второй этап);

• необходимо выполнение каждого  этапа, причем в указанной последовательности;

3) учет многопродуктовости:

• необходима сегментация рынков промежуточной и конечной продукции (услуг) естественной монополии;

• моделирование отрасли как  много продуктовой для диверсификации мер регулирования по сегментам  рынка;

4) оптимизация стратегии реформирования:

• обеспечение деятельности естественных монополий с высокой эффективностью для всех участников;

• выбор и осуществление эффективного государственного регулирования наиболее экономными средствами;

• субоптимизация при решении всех задач формирования стратегии на каждом из указанных этапов;

5) создание совместимых с естественной  монополией конкурентных сред:

• анализ возможностей использования  конкуренции в определенных сегментах  много продуктового рынка;

• введение специальных типов конкурентных сред;

• проведение необходимых институционных преобразований;

• адаптация к условиям нестационарной экономики России.

Ясно, что на все из предложенных мер могут быть реализованы в  ближайшем будущем. Вместе с тем  движение в данном направлении позволит сформировать конкурентную среду там, где это возможно и необходимо, и осуществлять эффективное государственное  регулирование только в тех сферах, в которых без него не обойтись. Это принесет бесспорные выгоды всем:

• потребителям – в виде низких цен;

• нерегулируемым предприятиям –  в форме большей либерализации  рынка;

• регулируемым предприятиям – благодаря  установлению стабильного режима регулирования, благоприятствующего новым инвестициям  и техническому развитию.

Отметим, что дальнейшее реформирование российской экономики и её законодательной  базы может поставить ряд новых  проблем и потребовать модификации  способов регулирования, иначе ожидаемые  благоприятные результаты могут  не подтвердиться и даже стать  отрицательными

 

2.2 Роль естественных монополий в России

 

В современной экономике любая  хозяйственная  структура  ( тем более крупная) является составной частью всего механизма функционирования. Выполняя свою задачу,  решая собственные проблемы и удовлетворяя потребности населения, хозяйственная единица создает общую структуру  национальной экономики посредством взаимодействия с другими подобными хозяйственными единицами. Но выполнение хозяйственных задач напрямую зависит от степени развитости инфраструктуры. В каждой стране она имеет свои особенности, также как и различия стран в экономическом и политическом устройстве.

 

Развитая инфраструктура позволяет  эффективно развиваться базовым  отраслям индустриальной экономики, так  называемым «локомотивам», которые  тянут за собой все народное хозяйство, прокладывая дальнейший путь развития страны. Стоит заметить, что это  движение может осуществляться в  разных политический и социальных системах, каждая из которых имеет характерные  черты, присущие только ей. Так, для  экономики России характерны следующие  специфические условия функционирования:

  1. Большая протяженность территории, что обуславливает неизбежно высокие транспортные издержки для всех субъектов предпринимательской деятельности и затрудняет формирование экономического пространства.
  2. Суровые климатические условия на территории России, что приводит к высокой энергоемкости экономики.
  3. Низкий уровень технологий, в том числе энергосберегающих.
  4. Низкая платежеспособность потребителей как промышленных, так и населения.
  5. Историческое размещение предприятий.
  6. Особое значение национальной экономической безопасности и в целом безопасности страны.
  7. Учет данных особенностей страны особенно характерен для базовых отраслей экономики. К базовым отраслям относятся: машиностроение, металлургия, энергетика, нефтедобывающая, транспортная, строительная. Роль этих отраслей невозможно переоценить особенно на современном этапе развития экономики России. Многие из этих отраслей (например: энергетика и железнодорожный транспорт) экономики являются естественными монополиями, представляющими по своим масштабам целый сегмент экономики, а в ряде случаев, например в России, формирующие бюджет страны. Особая роль естественных монополий в России вызывается и целым набором специфических факторов, присущих нашей стране (природно-климатический, географический, геополитический и др.). Эти факторы обуславливают острую необходимость стягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные комплексы в сфере естественных монополий.

 

Характерной особенностью российской промышленности (а значит и присущей естественным монополиям) является высокая  степень концентрации производств  в одном месте и у одного производителя. Такое состояние  промышленности обусловлено наследием  прошлого, когда в СССР существовала так называемая гигантомания.

 

Ещё одной немаловажной отличительной  особенностью естественных монополий  можно назвать их конкурентное преимущество на внешнем рынке. Если рассматривать каждое государство как определенный субъект мирового рынка, то в данном случае роль национальных монополий становится решающей в конкурентной борьбе за потребителя. Так, например, ОАО «Газпром» на Европейском рынке конкурирует с производителями из Северной Африки и Северной Европы.

 

 

 

2.3 Негативное влияние  монополий на экономику страны и национальную экономику

 

 

Монополия играет противоречивую роль в экономике страны. С одной  стороны, существуют весомые аргументы  в пользу монополий. Продукция монополистических  компаний отличается высоким качеством, что позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация  воздействует на повышение эффективности  производства: только крупная фирма  обладает достаточными средствами для  успешного проведения научных исследований и разработок. Кроме того, крупные  масштабы производства позволяют снижать  издержки и в целом экономить  ресурсы. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические  объединения в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий  значительно больше и первый из них  — практика образования монопольных  цен. Монопольные цены отклоняются  от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной "данью" в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного  рынка. При этом рост цен наблюдается  в основном на внутреннем рынке, и  создается такая ситуация, когда  цены на внутреннем рынке выше, чем  на внешнем. Для укрепления такого положения  монополисты создают искусственный  дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением  существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Еще одним негативным фактором наличия  монополий является торможение ими  развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает  экономические предпосылки для  ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение  и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию  приводит к замедлению экономического развития.

      

           Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения могут содействовать сохранению экономически "хилых" предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Информация о работе Естественные монополии в России