Естественные монополии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1.Естественная монополия: характерные черты, классификация.......................................5

1.1 Понятие, типы и причины возникновения естественных монополий……………………6

1.2 Классификация естественных монополий…………………………………………8

Глава 2.Особенности функционирования естественных монополий в экономике России........................11

2.1Способы эффективного регулирования, перспективы развития естественных монополий ……………16

2.2 Роль естественных монополий в России…………………………………20

2.3 Негативное влияние монополий на экономику страны и национальную экономику……………………………………………21

Глава 3. Государственное регулирование естественных монополий……………………………25

3.1 Область проблем антимонопольного регулирования в России …...............................25

3.2 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………………32

3.3 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в
решении проблем…………………………..43

3.4 Повышение эффективности управления экономикой………………44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………47

Список использованной литературы………………..49

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 140.77 Кб (Скачать файл)

       результате перераспределения собственности, реализации корпоративной

       инвестиционной  политики и интеграционных процессов,  в том числе  при

       формировании ФПГ.

    4.  Распространение антимонопольных  требований на рынки  финансовых,  в

       том числе банковских  и страховых, услуг.

    5.  Согласование целей,  задач  и  мер  по  демонополизации   и  развитию

       конкуренции   на  товарных  рынках,   гармонизации   антимонопольного

       законодательства  в рамках единого экономического  пространства  СНГ,

       адаптации конкурентной  политики в целях вхождения  России  в  мировое

       экономическое  сообщество.

      Разработчикам российского  антимонопольного законодательства  предстоит

ещё  большая  работа,  при  этом  было  бы  целесообразно   учитывать   опыт

зарубежных стран, не забывая при  этом специфики российского рынка.

      Для  демонополизации   экономики  и  развития  конкуренции   специалисты

предлагают:

    . наладить антимонопольный  контроль за  проведением конкурсов,  торгов,

      аукционов, в том  числе при размещении заказов   на  поставки  продукции

      для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г.  финансовые

      обороты на таких  конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

    .  ввести   жесткие   меры   против   действий   региональных   властей,

      препятствующих свободе  перемещения товаров и капитала  по всей России;

    . совершенствовать правовое  регулирование использования   государственных

      средств  для  расширения  конкурентной  среды,  снижения  концентрации

      производства и  уменьшения ведомственного монополизма;

    . согласовать антимонопольное  законодательство стран  СНГ,  адаптировать

      их конкурентную  политику к международным принципам  и правилам.

 

3.4 Повышение эффективности управления экономикой

 

В России и в других странах СНГ ситуация кризисная  не только в социально-экономической  сфере, но и в управлении, в мозгах людей. Поэтому необходимо фундаментально осмыслить и переосмыслить то, что происходит, и понять, что  является задачей науки управления.

Наука управления должна рассматривать народное хозяйство  системно, как единое целое, только такой общий взгляд поможет принимать  правильное решение и по частным  вопросам. Необходимо учесть глобальные мировые тенденции развития с  учетом национальной специфики.

Кризис в России и  в других странах СНГ вошел  в застойную стадию с непредсказуемыми последствиями, с возможным социальным взрывом, разрушением производительных сил и более резкой социальной дифференциацией.

Чтобы двигаться вперед, нужно определить неотложные и первоочередные меры по оздоровлению экономики и  найти эффективные механизмы  их реализации.

Как показывает в своих  работах академик Д.С. Львов, в России происходит чудовищная эксплуатация труда. Средний статистический российский работник на один доллар заработной платы  производит в 3 раза больше ВВП, чем  средний работник в США. За годы реформ эта диспропорция еще усугубилась  и поэтому возникла масса проблем. Правда, не все согласны с мнением  Д.С. Львова, считая, что это не эксплуатация, а неэффективная работа. На Западе, в отличие от нас, более высокая  производительность труда, меньше ленивых, пьющих непрерывно курящих рабочих.

Если бы мы сегодня решили проблему оплаты труда на основе значительного  ее увеличения, то она стала бы исходным условием развития. Сегодня, по мнению ряда экономистов, надо было бы поднять оплату труда бюджетникам в 2,5 раза, и только тогда можно было бы осуществлять социальные реформы. Вклад труда в развитие нашей экономики на протяжении последних 10 лет имеет отрицательный знак, и заработная плата бюджетников находится на низком уровне. Люди вынуждены обменивать свой низкооплачиваемый труд на продукты почти по западным ценам.

Российская экономика  получает основную часть доходов  от природных сырьевых ресурсов (нефти, газа, металла и других видов сырья). Сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность и другие сектора пока работают в  убыток. 48% предприятий в промышленности, 50% в сельском хозяйстве и 60% в  строительстве являются нерентабельными. Хотя некоторые отрасли обрабатывающей промышленности в последние годы стали оживать.

Сегодня Россия поставляет на экспорт нефть, газ, металл и за счет этого поддерживает импорт. Но ориентироваться на такую политику нельзя.

Ориентация на сырьевые экспортные отрасли может завести  в тупик. Нужна другая структурная  политика. Необходимо в первую очередь  развивать обрабатывающий сектор, прежде всего машиностроение и ВПК, т.е. наукоемкие высокие технологии. Чтобы  вырваться из тисков мирового кризиса нам нужны не только тысячи мелких предприятий, но монополия, причем монополия, ориентированная на внешний рынок. Создать мощные конкурентоспособные концерны в ТЭК и ВПК.

Интересно отметить, что  с глобализацией экономики по-разному  происходит распределение добавленной  стоимости (НДС) между различными странами. Обнаруживается четкая закономерность перераспределения добавленной  стоимости в пользу более благополучных  в экономическом плане стран. Так, соотношение производительности труда в долларовом исчислении к  покупательной способности оказывается  меньше у благополучных в экономическом  плане стран. В странах "золотого миллиарда" (семерка наиболее развитых стран Запада) это соотношение  меньше или равно единице, а в  странах с отсталой экономикой это  соотношение обязательно больше единицы. Например, в России это соотношение  ориентировочно равно 3-5, а в Чехии, Венгрии, Польше составляет около двух единиц.

 

Заключение 

 

Концепции российских инфраструктурных реформ первоначально разрабатывались  на основе зарубежного опыта, поэтому  их адаптация к реальным отечественным  условиям была практически неизбежной. И хотя западные модели существенно  различаются между собой, главный  принцип реформирования – та или  иная организационная форма выделения  инфраструктурной составляющей монополий  – сохраняется во всех вариантах. Особый интерес для России могли  бы представлять те из них, которые  не предусматривают резкого изменения  структуры собственности и базируется на использовании адекватных целям  реформ принципов управления, прежде всего концессионных механизмов.

В электроэнергетике России был  выбран технически более сложный  путь – дробление монополии на базе разделения собственности. Подобный подход логически должен увязываться  с быстрой либерализацией рынка  электроэнергии, резким сокращениям  государственного присутствия в  отрасли (как собственника и регулятора), более широким привлечением частного сектора не только в генерирующий сегмент, но и к управлению в сфере  инфраструктурной составляющей. Крупный  сбой в электроэнергетических системах в мае 2005 г. явился следствием не только техногенных причин, но и очевидных  просчетов в управлении. В дальнейшем вполне вероятен рост цен на либерализованном рынке. Применительно к другим госмонополиям  сомнительна возможность предотвращения дискримирации в доступе к инфраструктурным сетям. Отношения здоровой конкуренции российской       экономике все еще развиты недостаточно, и вряд ли в ближайшем будущем они станут    действенным фактором повышения эффективности производства. 

Не получила в России достаточного развития государственно-частное партнерство: нет ни контрактного права, ни специальной  законодательной базы. Не очень понятно  пока, как будет действовать новый  закон о концессионных соглашениях. Предстоит проделать еще большую  работу: помимо принятия законодательных  актов необходимо создать полноценную  институционную среду, сформировать соответствующий  блок в системе органов исполнительной власти, ведающий надзором и контролем  в сфере концессионных отношений.

В России такая работа во многом подменяется  усилением прямой регулирующей роли государства и сохранением в  госсобственности значительной части  активов естественных монополий. При  этом концепции их реформирования разрабатываются  менеджментом самих государственных  корпораций и нередко преимущественно  отвечают именно его интересам в  ущерб интересам основного собственника – государства(что особенно заметно в реформировании РАО ЕЭС и “Газпрома”) В результате в рамках монополий возникает внутренний конфликт: их менеджмент заинтересован в либерализации тарифов, а государство вынужденно проводить жесткую тарифную политику в целях как сдерживания инфляции, так и поддержания платежеспособности населения.

В ходе реформирования российские монополии  сохраняют форму крупных вертикально  интегрированных компаний. Все еще  отсутствует ясность в вопросах выделения из них устойчивого  и жизнеспособного естественно  монопольного ядра и разработки соответствующих  методов регулирования его деятельности, обоснования степени вмешательства государства и возможностей свободной конкуренции. Пока большинство задач, к сожалению, решается “точечно”, по мере возникновения конкретных проблем, конфликтов интересов и социального напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.     Экономическая теория/ Под ред. В. Д. Камаева  – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. – 640 с.  
2.     Финансы и кредит: Учебник для вузов / Под ред.А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 512с. 
3.     Экономика / Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 241 с 
4.     Вопросы экономики / Под ред. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий, 2000. № 1. С.137. 
5.     Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Консультант Плюс - [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online/, свободный. – Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (дата обращения 03.01.2011)  
6.     Официальный сайт интернет-версия системы ГАРАНТ. [Электронный ресурс].  Информационно-правовой портал - Режим доступа: http://www.garant.ru/, свободный. – Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (дата обращения 04.01.2011)  
7.     Официальный сайт Министерства экономического развития РФ Минэкономразвития России [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main,  свободный. – Загл. С экрана. Яз. рус. (дата обращения 03.01.2011)

8.Вопросы экономики №1 2004. А. Городницкий, Ю. Повленко Реформирование естественных монополий.

9.“ЭКО”, №4 1999 г. Н.И Белоусова, Е.М. Васильева, В.Н. Лившиц ”Реформирование естественной монополии в России – теоретический аспект”

10. “ЭКО” №4 2001 г. Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева, В.Н. Лившиц “Реформирование естественной монополии в России – законодательные аспекты”

11. “Вопросы экономики”, №4, 2008 г. Р. Мартусевич “Конкурсы за концессии в отраслях естественной монополии”

12. “Вопросы экономики” №1 2006 г. М. Дерябина “Реформирование естественной монополии: теория и практика”

 

 

 


Информация о работе Естественные монополии в России