Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1.Естественная монополия: характерные черты, классификация.......................................5
1.1 Понятие, типы и причины возникновения естественных монополий……………………6
1.2 Классификация естественных монополий…………………………………………8
Глава 2.Особенности функционирования естественных монополий в экономике России........................11
2.1Способы эффективного регулирования, перспективы развития естественных монополий ……………16
2.2 Роль естественных монополий в России…………………………………20
2.3 Негативное влияние монополий на экономику страны и национальную экономику……………………………………………21
Глава 3. Государственное регулирование естественных монополий……………………………25
3.1 Область проблем антимонопольного регулирования в России …...............................25
3.2 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………………32
3.3 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в
решении проблем…………………………..43
3.4 Повышение эффективности управления экономикой………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………47
Список использованной литературы………………..49
3.2 Цели и методы антимонопольного регулирования
в России
В ходе реализации
цели:
1. Обеспечение единства экономического пространства на территории
Российской Федерации
2. Обеспечение «прозрачности»
процессов, связанных с
и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов
акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также
прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий,
занимающих доминирующее положение на рынке.
3. Снижение барьеров входа на товарные рынки
4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают
соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью
представителями органов власти, в том числе через использование
государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов
совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной
конкуренции на товарных рынках.
Достижение поставленных
целей реализуется
сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить
следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением
экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты
на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно
повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.
Ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к
хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.
Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную
конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут
неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты,
направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на
злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие
злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением
антимонопольного
Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание
контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка
ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на
ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети
предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на
товары и услуги.
Закон запрещает
устанавливать монопольно
цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать
дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора,
невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в
договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное
положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на
рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента
отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями
(заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или
поставить нужный товар.
Наиболее стабильно
действует запрет на
хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические
рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают
одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию
сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что
производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что
производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде
производства в России это нереально. Так же нереально выяснить
действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в
условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной
оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному
ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-
монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно
высокие или монопольно низкие цены.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах
с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые.
Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение
преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с
конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность
применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря
перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут
занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В
этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные
группы.
Среди ограничивающих конкуренцию факторов следует выделить, во-первых,
соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во-
вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или
покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному
признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или
покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.
Контроль за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами
на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление
доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется
контроль за экономической концентрацией. Она возникает:
. в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и
объединений;
. когда появляется возможность
для группы организаций
согласованную политику. Согласно закону "О конкуренции и ограничении
монополистической
деятельности на товарных
достигает определенного порога по объему операций, оно обязано
получить согласие антимонопольного органа на свои действия
(предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий
контроль).
Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и
присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций,
если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение
(выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы
которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия,
доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев,
когда предприятие ликвидируется по решению суда).
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
. лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном
капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право
распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не
распространяется на учредителей хозяйственного общества при его
образовании;
. одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование
основные производственные средства либо нематериальные активы другого
предприятия и
балансовая стоимость
сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов
предприятия, отчуждающего имущество;
. лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия
ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его
исполнительного органа.
В этих трех
случаях предварительное
балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс.
МРОТ, или одним из них является предприятие, внесенное в реестр
хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара
превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая
деятельность этого
При создании нового
хозяйствующего субъекта
предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный
орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае,
если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, МАП может
потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они
опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться
в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.
Новое для
российского антимонопольного
«группа лиц» конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней
компаниями, то есть при проведении государственного контроля за сделками
антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно
участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют
приобретателя или сами подконтрольны ему.
Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или
сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной
власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные
последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на
внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции
российских предприятий для
конкуренции с зарубежными
В целом контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока
недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к
проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных
полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной
торговле), ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ГАК и
Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически
не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии
с которой виновный в установлении
монопольных ограничений
быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому,
что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с
правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет
активности в подаче исков о таких нарушениях.
Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия,
направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат
законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности,
разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки
конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о
распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных
причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение
относительно характера, способа, места изготовления, потребительских
свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного
товара с аналогичной
также относится получение, использование, разглашение научно-технической,
производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия
владельца.
Растет интерес
правовой охране товарных знаков от их незаконного использования. Так,
швейцарская фармацевтическая компания «Мерк, Шарп и Доум Идеа» обратилась в
Государственный антимонопольный комитет с заявлением о том, что ее
оригинальный препарат в качестве дженерика производит словенская фирма
«КРКА» и распространяет в России под своей торговой маркой. При этом в
рекламе она не сообщает о его побочных эффектах и противопоказаниях, что
вводит в заблуждение
ущерб финансовым интересам компании «Мерк». Компании «КРКА» было предписано
прекратить нарушение
Запреты на действия органов власти и управления, которые могут
неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений
предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов