Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1.Естественная монополия: характерные черты, классификация.......................................5
1.1 Понятие, типы и причины возникновения естественных монополий……………………6
1.2 Классификация естественных монополий…………………………………………8
Глава 2.Особенности функционирования естественных монополий в экономике России........................11
2.1Способы эффективного регулирования, перспективы развития естественных монополий ……………16
2.2 Роль естественных монополий в России…………………………………20
2.3 Негативное влияние монополий на экономику страны и национальную экономику……………………………………………21
Глава 3. Государственное регулирование естественных монополий……………………………25
3.1 Область проблем антимонопольного регулирования в России …...............................25
3.2 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………………32
3.3 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в
решении проблем…………………………..43
3.4 Повышение эффективности управления экономикой………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………47
Список использованной литературы………………..49
отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:
а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-
за рубежа или привести из других регионов страны;
б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет
увеличения числа фирм-
Реально в эту
категорию попали такие
теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы,
система водоснабжения и т. п.
Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы,
обеспечивающие нужды
некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-
производителей облегчает
продукции.
В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также
фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары,
требующие лицензирования) и лекарства.
Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые
оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу
проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не
благодаря большей эффективности своей работы.
Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом
особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и
правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно
показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной
экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в
раскручивании «маховика» инфляции.
Но каким образом Россия будет бороться со своими естественными и
временными монополиями?
Что касается естественных монополий, то для регулирования их
деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные
агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:
— перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать;
— уровень и структуру цены;
— план инвестирования в расширение производства.
Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного
поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное
экономическое управление.
Именно на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло,
например, решение о «замораживании» цен (то есть запрещении их повышения) в
отраслях — естественных монополистах до конца года. «Замораживанию»
подверглись цены на газ и электроэнергию, а также железнодорожные тарифы и
тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.
По отношению к
временным монополиям будет
Для ослабления их власти над рынком государство намеревается осуществлять
следующие меры:
— запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить
доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов
страны;
— запретить, уже существующим финансово-промышленным, группам включать в
свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных
товарных рынках отдельных регионов страны;
— поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также
стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование
монополиста на рынке;
— проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на
их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;
— поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если это может
помочь снижению степени монополизации рынка.
При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения
конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их
открытие для товаров
процедуру» крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в
том, что отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование
с зарубежными конкурентами по соотношению «цена – качество» при сравнении
аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень
качества стоят дороже зарубежных).
Для проведения антимонопольной политики государство создает
антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль
монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются
частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять
совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать
авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут
заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку
продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно
отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае
накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за
нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все
решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными
судами. Кроме осуществления процесса
демонополизации
призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной
только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения
должны понимать практическое значение антимонопольной политики в
повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие
средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на
соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-
либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника
для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует
ее.
В 1999 году в России было создано Министерство по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также
Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на
транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных
монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и
развитию малого предпринимательства (ГКРП).
Основными задачами Министерства являются:
1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической
деятельности и
2) содействие формированию рыночных отношений на основе развития
конкуренции и предпринимательства;
3) осуществление государственного контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства
Российской Федерации о защите прав потребителей, о государственной
поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих
полномочий законодательства Российской Федерации о естественных монополиях
и о товарных биржах;
4) проведение государственной политики, направленной на поддержку
предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению
и укреплению предпринимательского сектора экономики Российской Федерации,
государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация
в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;
5) государственное регулирование и контроль деятельности субъектов
естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной
электрической и почтовой связи).
В соответствии
с основными задачами
функции:
- обобщает практику применения антимонопольного законодательства
Российской Федерации,
а также законодательства
о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке
предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в
области связи и вносит в Правительство Российской Федерации
предложения о его совершенствовании;
- дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных
нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области
антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав
потребителей, деятельности субъектов естественных монополий,
поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их
подготовке;
- дает рекомендации
федеральным органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам
местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на
содействие развитию
конкуренции на товарных
- разрабатывает и
осуществляет меры по
обращения товаров (услуг);
- осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного
законодательства Российской Федерации при создании, слиянии и
присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и
ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и
муниципальных
унитарных предприятий, а
(долей) в уставном
капитале коммерческих
Основой функционирования современной рыночной экономики является
независимое поведение хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения
открытой конкуренции. Сегодня в России проведение эффективной конкурентной
политики становится одним из важнейших факторов экономического роста.
Созданные десять лет назад как инструмент формирования и государственного
регулирования цивилизованного рынка, российские антимонопольные органы
стали одним из основных гарантов демонополизации экономики, существования
единого экономического пространства, преодоления административных барьеров
и свободы предпринимательства.
3.3 Тенденции развития
нормативной базы
Сегодня антимонопольное
преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит
так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать
злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих
субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам,
включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной
власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и
качество товаров и услуг. Нужен закон «О защите конкуренции в сфере
финансовых услуг».
Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных
монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей
страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления
доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции,
наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя
политическую волю .
Что касается направлений антимонопольной политики в России на
ближайшие годы, то в декабре 2001 года на заседании Правительства РФ была
утверждена концепция
гг. «Структурная перестройка и экономический рост». Она содержит
специальный раздел, посвящённый антимонопольной политике. Антимонопольная
политика в среднесрочной перспективе будет реализовываться по следующим
основным направлениям:
1. Совершенствование правовой базы, форм и методов антимонопольного
контроля и регулирования в целях предупреждения и пресечения
злоупотреблений рыночной властью, сговоров, соглашений и
согласованных
действий, имеющих результатом
и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан,
недобросовестной конкуренции.
2. Демонополизация экономики и создание условий для развития
конкуренции на
монополизированных товарных
концентрации поставок, устранение барьеров для развития конкуренции
и входа на
рынки других хозяйствующих
3. Противодействие созданию новых монополистических структур в