Финансовая деятельность коммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Важнейшим элементом финансовой системы государства, составляющим ее основу, являются финансы коммерческих организаций. Финансы коммерческих организаций непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Важно отметить, что они обеспечивают не только материальное производство и социальную сферу самой организации, но и используются для образования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства: формировании бюджетных фондов,

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Правовые и теоретические основы финансовой деятельности коммерческих организаций
1.1. Понятие, признаки, функции и особенности финансов коммерческих организаций…………………………………………………………………………7.
1.2. Правовой режим формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций………………………………………………………………………...23
Глава 2. Правовое регулирование образования, распределения и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций различных организационно-правовых форм
2.1.Особенности создания и распределения финансовых ресурсов акционерного общества……………………………………………………………37
2.2. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………………...51
2.3. Организация финансовой деятельности коммерческих предприятий уголовно-исполнительной системы…………………………………………….67
Заключение………………………………………………………………...74
Список литературы……………………………………………………….87
Приложения………………………………………………………………..81

Файлы: 1 файл

диплом1.doc

— 455.00 Кб (Скачать файл)

Производственно-хозяйственная  деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом, утвержденным собственником, и планом развития завода, разработанным и согласованным с уполномоченным органом собственника.

Уполномоченный  федеральный орган исполнительной власти на основании выявленной им потребности в продукции (работах, услугах), производимой казенным предприятием для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров за три месяца до планируемого периода доводит до предприятия обязательный к исполнению и согласованный с Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ план-заказ с учетом плана развития федерального казенного предприятия.

В месячный срок после утверждения на соответствующий  год федерального бюджета план-заказ подлежит уточнению (с учетом динамики цен (тарифов)). Принципы и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, условия и периодичность их корректировки устанавливаются Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ с участием уполномоченного отраслевого органа.

В соответствии с разрешением уполномоченного  органа казенное предприятие имеет  право планировать и осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность. Произведенная в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности продукция (работы, услуги) реализуется по ценам (тарифам), установленным казенным предприятием самостоятельно или на договорной основе, а в некоторых случаях - по государственным ценам.

Уполномоченный  государственный орган осуществляет контроль за выполнением плана-заказа и плана развития казенного предприятия, а последний должен предоставлять уполномоченному органу ежеквартально статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленной форме о выполнении плана-заказа, плана развития завода и о выпуске продукции (работ, услуг), произведенной в связи с осуществлением разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности.

Унитарное предприятие, имеющее имущество  на праве хозяйственного ведения, имеет право самостоятельно распоряжаться прибылью. Однако п. 1 ст. 295 ГК РФ закрепляет право собственника на получение части прибыли, что находит свое отражение в уставе предприятия.

Особо необходимо остановиться на таком показателе эффективности деятельности унитарного предприятия, как доля прибыли, перечисляемая в бюджет. Бюджетный кодекс РФ относит эти средства к самостоятельному виду доходов федерального бюджета (ст. 42 БК РФ), а Федеральные законы «О федеральном бюджете на очередной год» устанавливают планируемую величину поступления этих доходов в бюджет.

Таким образом, решение вопроса определения  доли прибыли, перечисляемой в федеральный бюджет, зависит от деятельности отраслевого органа управления, который обязан при этом оценивать не только специфику производства, но и результаты его финансово-хозяйственной деятельности, а также перспективы развития отрасли.

Оставшаяся  прибыль распределяется предприятием самостоятельно, что также находит свое отражение в уставе предприятия. За счет чистой прибыли предприятия могут формироваться: фонд развития производства, фонд социального развития, жилищный фонд, фонд материального поощрения и другие фонды. Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Часть чистой прибыли может быть направлена на:

- увеличение уставного капитала;

- мероприятия по охране окружающей среды;

- мероприятия по охране труда;

- внедрение, освоение новой техники и технологий;

- строительство и реконструкцию основных средств;

- проведение научно-исследовательских и иных научных работ;

- маркетинговые исследования и рекламу продукции (работ, услуг);

- осуществление жилищного строительства для работников предприятия, в том числе используя различные рыночные способы расчетов за предоставляемые жилые помещения;

- обучение и повышение квалификации работников предприятия;

- материальное стимулирование и премирование работников.

Унитарное предприятие за счет чистой прибыли вправе создавать и иные финансовые фонды в соответствие с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Следует отметить, что специфика образования  государственных и муниципальных  унитарных предприятий предполагает достаточно детальное закрепление в уставе вопросов, связанных с порядком и формами распределения прибыли между собственником имущества и предприятием, финансово-правовой компетенцией руководителя предприятия, видов формируемых внутрихозяйственных фондов и некоторых других.

Неурегулированным в настоящее время остается вопрос об ответственности руководителя за неэффективное руководство предприятием, в том числе за злоупотребления в процессе хозяйственной деятельности, повлекшие убытки у унитарного предприятия.

Действующее законодательство не содержит механизма  защиты прав собственника имущества, переданного  в управление унитарному предприятию, особенно на праве хозяйственного ведения. С одной стороны, следует предоставлять  руководителю унитарного предприятия как можно больше прав по управлению имуществом, чтобы снизить возможность бюрократических препон в управлении имуществом, с другой стороны, собственник должен обладать возможностью оперативно влиять на унитарное предприятие, в случае неэффективного использования государственного имущества.

 

2.3. Организация финансовой деятельности коммерческих предприятий уголовно-исполнительной системы

Управление  унитарными предприятиями УИС осуществляется на основе ст. 19 Закона РФ «Об учреждениях  и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и положений главы 4 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В ст. 19 указано:

- создание, реорганизация и ликвидация  предприятия учреждений, исполняющих  наказания, распоряжение их имуществом осуществляется федеральным органом УИС и его территориальными органами;

- руководство предприятиями учреждений, исполняющих наказания, осуществляется  начальником этих учреждений  либо руководителями объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности;

- перечни должностей в штатах  предприятий учреждений, исполняющих  наказания, замещаемых лицами, имеющими  специальные звания сотрудников УИС, утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации;

- предприятия учреждений, исполняющих наказания, самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных;

- на предприятия учреждений, исполняющих  наказания, не распространяется действие антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В ст. 20 ФЗ «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях» указывается, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

- определяет  цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

- определяет  порядок составления, утверждения  и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

- принимает  решение о реорганизации или  ликвидации унитарного предприятия  в порядке, установленном законодательством,  назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

- назначает  на должность руководителя унитарного  предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

- согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

- утверждает  бухгалтерскую отчетность и отчеты  унитарного предприятия;

- дает согласие  на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

- осуществляет  контроль за использованием по  назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

- утверждает  показатели экономической эффективности  деятельности унитарного предприятия  и контролирует их выполнение;

- дает согласие  в случаях, предусмотренных настоящим  Федеральным законом, на совершение  крупных сделок.

Собственные производства учреждений, исполняющих наказания, представляют инициативную самостоятельную производственную деятельность, осуществляемую на свой риск и под установленную настоящим Законом ответственность.

При осуществлении собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие наказания, обязаны:

1) обеспечивать  работающим условия труда в  соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации;

2) выполнять  обязательства по заключенным ими договорам;

3) нести ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации за нарушение  договорных обязательств, прав собственности  других субъектов хозяйственной  деятельности, загрязнение окружающей природной среды, несоблюдение безопасных условий труда, невыполнение санитарно-гигиенических норм и требований по защите жизни и здоровья граждан;

4) вести бухгалтерскую  и статистическую отчетность  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) предоставлять  органам государственной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложена проверка производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, информацию, входящую в их компетенцию33.

Привлечение осужденных к труду на объектах предприятий  любых организационно-правовых форм, не входящих в УИС, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основе положений ст. 21 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Поскольку перечисленные  выше места привлечения осужденных к труду не предполагали решения  вопросов трудовой адаптации и на сегодняшний день не сформировался  единый взгляд на задачи, связанные  с ней и организацией производства в ИУ, что тоже затрудняет процесс управления. В связи с этим автор считает необходимым проведение активной работы в данном направлении.

В целях наиболее рационального привлечения осужденных к труду территориальное управление исполнения наказаний ежеквартально направляет начальникам учреждений плановое задание по трудовому использованию спецконтингента, в котором указывается среднесписочная численность осужденных, вывод на оплачиваемые работы в количественном и процентном отношении, планируемый среднедневной заработок на каждого работающего и общие доходы колонии от трудового использования спецконтингента. На основании задания в учреждении готовится ежемесячный план, отчет о выполнении которого направляется в территориальное управление ФСИН России.

Основанием  для подготовки является справка по распределению работающего спецконтингента по участкам предприятия, которая готовится начальником отдела труда и заработной платы (планирования и оплаты труда).

Им же ежеквартально  составляется пояснительная записка  по труду и заработной плате, где указывается количество осужденных, выводимых в отчетном периоде на оплачиваемые работы, подсчитывается процент выводимых на оплачиваемые работы от среднесписочной численности спецконтингента, приводятся данные о среднем заработке, среднесписочной численности сдельщиков, не выполняющих нормы выработки, с пояснением причин.

Подводя итоги  анализа организационных основ  производственной деятельности ФСИН России, отметим, что в последние годы изменилась структура производства. Поставка изделий для УИС и силовых структур, которая возросла до 40 % и составила более 4 млрд руб. Стабильно высоких показателей в производственном рейтинге добиваются подразделения Красноярского края, Орловской, Ульяновской, Псковской и Курской областей. Однако на многих предприятиях производственные мощности загружены только на 30 - 40 %.

Необходимо  отметить, что в последние годы в пенитенциарной науке появляются работы, затрагивающие проблемы управления производственной деятельностью в условиях реформирования промышленного комплекса УИС. К ним относятся диссертационные исследования Д.Д. Данилова, Е.В. Моисеевой, С.Х. Шамсунова, Ю.В. Щедрина34.

Региональные  программы не утверждены, рассчитаны только на федеральный бюджет или вообще не представляют интереса с точки зрения содействия трудовой занятости осужденных. От 20 до 25 % основных средств предприятий составляют непроизводственные фонды, объекты ЖКХ и соцбыта, однако меры по их передаче в муниципальную собственность неэффективны. Теряются льготы, ранее достигнутые позиции в получении местных заказов.

Финансовое  положение производства остается сложным, растут кредиторская и дебиторская задолженности. Большое количество осужденных не заняты трудом, имеются значительные трудности в получении заказов. Производственно-технические службы УИС решают эти задачи, действуя в разных направлениях. Наиболее эффективное из них – организация работы по активизации государственной поддержки.

Информация о работе Финансовая деятельность коммерческих организаций