Финансово-промышленные группы в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:01, реферат

Описание работы

В современной российской экономике финансово-промышленные группы - это фактически основные формы кооперации и интеграции между банками и реальным сектором экономики в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…….2
История образования финансово-промышленных групп……………..…….3
2. Понятие финансово-промышленной группы………………………….……5
. Анализ практики создания ФПГ в России……………………………………7
Внешние и внутренние источники финансирования финансово-промышленных групп……………………………………………………………10
Транснациональные финансово-промышленные группы……………...…..15
Заключение………………………………………………………………………..19
Список используемой литературы………………………………………….…20

Файлы: 1 файл

смотреть на рефераты похожие на.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

    В современных условиях без научно-технического сотрудничества, кооперации с ТНК невозможна ускоренная модернизация промышленности стран СНГ. Наиболее эффективной она будет при установлении с ТНК отношений реального партнерства, а не когда ТНК выступают в роли патронов но отношению к компаниям из стран СНГ. Реальное партнерство стран более вероятным, если Россия, страны СНГ будут представлены во взаимоотношениях с ТНК достаточно мощными экономическими структурами.

Промедление в формировании транснациональных финансово-промышленных структур в России и СНГ может привести к следующим негативным последствиям:

    ·        утрате уже достигнутых позиций в производстве продукции с высокой добавленной стоимостью;

    ·        ослаблению возможностей самостоятельного выстраивания технологических цепочек в наукоемких производствах;

    ·        встраиванию в технологические цепочки зарубежных ТНК при отсутствии альтернативных вариантов действий.

И последнее. Взаимный экономический интерес стран Содружества, несущих потери в результате разрыва традиционных связей, является важнейшим и достаточным объединяющим фактором интеграции. При наличии взаимовыгодного партнерства могут более активно заработать механизмы объединительного процесса. При этом политическая независимость стран отнюдь не противоречит взаимозависимости с позиции экономической безопасности всего Содружества.

   Выгоды  от вхождения в высокоинтегрированные  объединения получают все хозяйствующие  субъекты, будь то кредитно-финансовые институты или промышленные предприятия.

   Для промышленных предприятий это прежде всего  означает:

– получение реальных инвестиций от «собственности» финансовых структур на льготных условиях; 

– гарантированное   решение проблем снабжения и сбыта; 

– понижение конкурентоспособности продукции за счет проведения целевых НИОКР, внедрения новых технологий и т. д.

   Для банковских структур становление МФПГ означает: 

– повышение надежности капиталовложений благодаря интеграции банковского, промышленного и торгового капиталов; 

– ускорение движения оборотных средств, их экономию в результате развития внутри МФПГ системы взаимозачетов платежей; 

– рационализацию состава  интегрального капитала, увеличение доли ресурсов в денежной форме, мобильности их перераспределения.

   Российские  ФПГ ценой огромных усилий не только остаются работоспособными и прибыльными, но и являются источником ресурсной поддержки экономики, они стали одним из механизмов формирования единого экономического пространства. Это наиболее привлекательная форма интеграции промышленного и банковского капиталов, которая основана на развитии договорных отношений хозяйственных субъектов. Если в 1993 г. была только одна ФПГ, то к началу мая этого года официальный статус получили 84 группы, объединяющие на добровольной основе более 1500 промышленных предприятий, коммерческих банков и других организаций.

    На  сегодняшний день ФПГ представляют собой один из позитивных результатов реформ в России. Действующие группы убедительно доказывают, что объединение технологически и экономически взаимосвязанных производственных, торговых и финансовых предприятий позволяет сконцентрировать усилия и инвестиции на осуществлении крупных проектов, наладить выпуск продукции, способной конкурировать с зарубежной. Вот только несколько примеров.

    В результате деятельности старейшей ФПГ «Уральские заводы» стало возможным загрузить 12 тыс. кв. м производственных площадей и сохранить около 1500 рабочих мест. Подготовлено около 30 инвестиционных проектов, соответствующих международным стандартам.

«Восточно-Сибирская   ФПГ» проводит работу по аккумулированию средств в рамках общего фонда технологического развития группы. Эти средства направляются на реализацию программ создания и производства новых видов химической продукции, информационных технологий, продукции, ориентированной на потребительский рынок. Устойчивые результаты деятельности показывает ФПГ «Промприбор», сумевший завершить 12 инвестиционных проектов за счет собственных средств. В течение последних трех лет никакого финансирования и государственной поддержки работ по отраслевой программе «Создание новых поколении приборов учета и контроля за расходованием энергоносителей и развития их промышленного производства» из бюджета не было.  Благодаря координации инвестиционной, производственной и ценовой политики общий объем производства участников ФПГ «Нижегородские автомобили» вырос в прошлом году в сопоставимых ценах на 5%. В ФПГ «Донинвест» за счет собственных средств успешно продвигается работа по наращиванию мощностей по сборке южнокорейских автомобилей «ДЭУ».

 

    2.2. Формирование финансово-промышленной  группы

    на  примере Астраханской области

    Одной из важнейших отраслей народного  хозяйства Астраханской области  являются судостроение и судоремонт. На территории области расположено 17 судостроительных и судоремонтных предприятий.

    Конверсия судостроительного производства, начатая  в 1988 г., охватила 30 судостроительных предприятий  России, включая такие крупные, как  Ленинградское адмиралтейское объединение, завод им. Ленинского комсомола, ПО «Красное Сормово», Балтийский завод и др. Вызванная конверсией ломка производства поставила предприятия в тяжелое финансовое положение. Прекращение централизованных дотаций и капитальных вложений затормозило процесс модернизации верфей. К этому добавился и раздел судостроительных предприятий между странами СНГ. В результате новейшие заводы, в создание и развитие которых были вложены огромные средства всей страны, способные строить современные суда, в т. ч. особо крупные, остались за пределами России, среди них Херсонское СПО, заводы «Океан», «Залив», ФИО «Море», Черноморский СЗ, завод им. 61 Коммунара, Севморзавод.

    Интеграция  транспорта РФ в мировую транспортную систему вызывает необходимость приведения ряда участков российской транспортной сети в соответствие с международными стандартами, включая и поэтапное открытие внутренних водных путей для прохода иностранных судов, и, как следствие, определяет ключевую роль астраханской судостроительной и судоремонтной базы. В связи с этим появляется острая необходимость в создании региональной интегрированной структуры, объединяющей судостроительные предприятия, финансовые структуры, проектные институты, судоходные компании.

   Идея  создания финансово-промышленной группы на базе судостроительных предприятий  Астраханской области возникла еще в начале 1995 г. В апреле 1995 г. вышло распоряжение главы администрации области № 577-р «О создании комиссии по рассмотрению целесообразности создания финансово-промышленной группы «Астраханский корабел». Стратегической целью создаваемой финансово-промышленной группы является строительство танкеров и сухогрузов мирового класса, нефтегазовых буровых платформ для разведки и добычи природных ископаемых Каспийского моря, что обусловлено тенденцией последних десятилетий к активному освоению нефтегазовых ресурсов континентального шельфа океанов и морей. В результате было открыто несколько сот месторождений, расположенных почти на всех широтах планеты.

    Астрахань – южный портовый город, вся жизнь  которого тесно связана с Волгой и Каспийским морем. После открытия залежей нефти на Кавказе значение Волго-Каспийского водного пути еще более усилилось.

   Выгодное  географическое положение Астраханской области, расположенной, по сути, в центре Евро-Азиатского материка и занимающей ключевую позицию не только на внутренних водных путях, связывающих Каспий с Азово-Черноморским, Балтийским, Северными бассейнами, но и на других транспортных артериях, предопределяет ведущую роль России в обеспечении транспортных связей стран, тяготеющих к Каспийскому бассейну, со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока при осуществлении прямых водных и смешанных перевозок различных грузов.

    Потенциальными  потребителями продукции финансово-промышленной группы «Астраханский корабел» являются нефтегазодобывающие компании государств, ведущих разработку и активную эксплуатацию газонефтяных месторождений на морском и океаническом шельфе: Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Украина, Иран, государства Юго-Восточной Азии. Потребителями же судостроительной продукции (сухогрузы, лесовозы, танкеры) являются судовладельцы, заинтересованные в перевозке генеральных грузов, леса, контейнеров, нефти в порты Архангельск, Онега, Кемь, порты западноевропейских стран в Балтийском, Северном, Средиземном, Черном, Красном, Японском морях.

    Три года назад для выполнения функций  центральной компании ФПГ образовано совместное российско-украинско-финское  предприятие ОАО «Астраханский  корабел». В совместное предприятие  вошли: 

– три судостроительных предприятия; 

– фирма  по сопровождению проектов строительства технических средств для обустройства морских нефтегазовых месторождений; 

– две проектных  организации; 

– два финансовых института; 

– внешнеэкономическое  торгово-коммерческое предприятие; 

– предприятие  по перевозке крупногабаритных грузов;  

– морское пароходство.

В марте 1997 г. был подписан протокол о принципах взаимодействия предприятий – участников СП ОАО «Астраханский корабел», согласно которому: 

– предприятия  СП ОАО «Астраханский корабел» действуют в производственной и финансовой кооперации, представляющей собой комплекс, способный выполнить заказы, судостроения и изготовления технических средств на уровне мировых стандартов и приемлемых схем финансирования;  

– основой  кооперации деятельности  является выступление перед заказчиком единым подрядчиком процессе тендеров, технических конкурсов, а также привлечение финансовых, технических средств, интеллектуальной продукции и авторских прав выполнению заказов; 

– степень  кооперации при выполнении заказов  определяется решением совета директоров СП ОАО «Астраханский корабел» с учетом экономического и технического рисков;  

– предприятия-учредители солидарно несут субсидиарную ответственность  в объеме 100% заказа по договорам  СП ОАО «Астраханский корабел».

    Ускорение процесса создания межгосударственных предприятий в рамках СП показала свою эффективность. Так, были построены две морские нефтяные платформы, продолжается строительство серии сухогрузов и танкеров смешанного (река-море) плавания. Следует отметить, что в настоящее время официальная регистрация ФПГ не даст какой-либо ощутимой пользы, поскольку ни одна предусмотренная законодательством льгота в реальности не работает. ФПГ сопряжено, в первую очередь, с унификацией соответствующих аспектов хозяйственных законодательств, с преодолением таможенных барьеров и с решением комплекса непростых вопросов, касающихся собственности участников, расчетно-платежных отношений, различий в системах ценообразования и налогообложения (в частности, кооперируемой продукции), а также проблем обеспечения в рамках формирующегося экономического союза условий для эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов постсоюзных стран. Отсюда необходимость обязательного взаимодействия государств и правительств СНГ. Этот приоритет связан с практическими мерами по созданию общих объединяющих систем: экономических, информационных, инвестиционных,   научно-технических, финансовых и т. д. С отменой ненужных ограничений и при наличии мер государственной поддержки будут созданы необходимые предпосылки для превращения межгосударственных ФПГ стран Содружества в инструмент активной государственной политики, что дает им возможность встать в один ряд с крупнейшими мировыми ТНК, занять свою нишу в мировом общественном производстве.

2.3. Проблемы функционирования ФПГ  

    Несмотря  на определенные результаты, достигнутые  финансово-промышленными группами, и проведенную соответствующую  законодательную работу, их становление сталкивается с серьезными проблемами и трудностями.

   Среди существующих проблем становления и функционирования ФПГ можно выделить: общеэкономические, законодательные, организационные, финансовые.

Информация о работе Финансово-промышленные группы в экономике России