Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:01, реферат
В современной российской экономике финансово-промышленные группы - это фактически основные формы кооперации и интеграции между банками и реальным сектором экономики в России.
Введение…………………………………………………………………………..…….2
История образования финансово-промышленных групп……………..…….3
2. Понятие финансово-промышленной группы………………………….……5
. Анализ практики создания ФПГ в России……………………………………7
Внешние и внутренние источники финансирования финансово-промышленных групп……………………………………………………………10
Транснациональные финансово-промышленные группы……………...…..15
Заключение………………………………………………………………………..19
Список используемой литературы………………………………………….…20
В современных условиях без научно-технического сотрудничества, кооперации с ТНК невозможна ускоренная модернизация промышленности стран СНГ. Наиболее эффективной она будет при установлении с ТНК отношений реального партнерства, а не когда ТНК выступают в роли патронов но отношению к компаниям из стран СНГ. Реальное партнерство стран более вероятным, если Россия, страны СНГ будут представлены во взаимоотношениях с ТНК достаточно мощными экономическими структурами.
Промедление в формировании транснациональных финансово-промышленных структур в России и СНГ может привести к следующим негативным последствиям:
· утрате уже достигнутых позиций в производстве продукции с высокой добавленной стоимостью;
· ослаблению возможностей самостоятельного выстраивания технологических цепочек в наукоемких производствах;
· встраиванию в технологические цепочки зарубежных ТНК при отсутствии альтернативных вариантов действий.
И последнее. Взаимный экономический интерес стран Содружества, несущих потери в результате разрыва традиционных связей, является важнейшим и достаточным объединяющим фактором интеграции. При наличии взаимовыгодного партнерства могут более активно заработать механизмы объединительного процесса. При этом политическая независимость стран отнюдь не противоречит взаимозависимости с позиции экономической безопасности всего Содружества.
Выгоды
от вхождения в
Для промышленных предприятий это прежде всего означает:
– получение реальных инвестиций от «собственности» финансовых структур на льготных условиях;
– гарантированное решение проблем снабжения и сбыта;
– понижение
Для банковских структур становление МФПГ означает:
– повышение надежности капиталовложений благодаря интеграции банковского, промышленного и торгового капиталов;
– ускорение движения оборотных средств, их экономию в результате развития внутри МФПГ системы взаимозачетов платежей;
– рационализацию состава интегрального капитала, увеличение доли ресурсов в денежной форме, мобильности их перераспределения.
Российские ФПГ ценой огромных усилий не только остаются работоспособными и прибыльными, но и являются источником ресурсной поддержки экономики, они стали одним из механизмов формирования единого экономического пространства. Это наиболее привлекательная форма интеграции промышленного и банковского капиталов, которая основана на развитии договорных отношений хозяйственных субъектов. Если в 1993 г. была только одна ФПГ, то к началу мая этого года официальный статус получили 84 группы, объединяющие на добровольной основе более 1500 промышленных предприятий, коммерческих банков и других организаций.
На сегодняшний день ФПГ представляют собой один из позитивных результатов реформ в России. Действующие группы убедительно доказывают, что объединение технологически и экономически взаимосвязанных производственных, торговых и финансовых предприятий позволяет сконцентрировать усилия и инвестиции на осуществлении крупных проектов, наладить выпуск продукции, способной конкурировать с зарубежной. Вот только несколько примеров.
В результате деятельности старейшей ФПГ «Уральские заводы» стало возможным загрузить 12 тыс. кв. м производственных площадей и сохранить около 1500 рабочих мест. Подготовлено около 30 инвестиционных проектов, соответствующих международным стандартам.
«Восточно-Сибирская ФПГ» проводит работу по аккумулированию средств в рамках общего фонда технологического развития группы. Эти средства направляются на реализацию программ создания и производства новых видов химической продукции, информационных технологий, продукции, ориентированной на потребительский рынок. Устойчивые результаты деятельности показывает ФПГ «Промприбор», сумевший завершить 12 инвестиционных проектов за счет собственных средств. В течение последних трех лет никакого финансирования и государственной поддержки работ по отраслевой программе «Создание новых поколении приборов учета и контроля за расходованием энергоносителей и развития их промышленного производства» из бюджета не было. Благодаря координации инвестиционной, производственной и ценовой политики общий объем производства участников ФПГ «Нижегородские автомобили» вырос в прошлом году в сопоставимых ценах на 5%. В ФПГ «Донинвест» за счет собственных средств успешно продвигается работа по наращиванию мощностей по сборке южнокорейских автомобилей «ДЭУ».
2.2.
Формирование финансово-
на примере Астраханской области
Одной из важнейших отраслей народного хозяйства Астраханской области являются судостроение и судоремонт. На территории области расположено 17 судостроительных и судоремонтных предприятий.
Конверсия
судостроительного
Интеграция транспорта РФ в мировую транспортную систему вызывает необходимость приведения ряда участков российской транспортной сети в соответствие с международными стандартами, включая и поэтапное открытие внутренних водных путей для прохода иностранных судов, и, как следствие, определяет ключевую роль астраханской судостроительной и судоремонтной базы. В связи с этим появляется острая необходимость в создании региональной интегрированной структуры, объединяющей судостроительные предприятия, финансовые структуры, проектные институты, судоходные компании.
Идея создания финансово-промышленной группы на базе судостроительных предприятий Астраханской области возникла еще в начале 1995 г. В апреле 1995 г. вышло распоряжение главы администрации области № 577-р «О создании комиссии по рассмотрению целесообразности создания финансово-промышленной группы «Астраханский корабел». Стратегической целью создаваемой финансово-промышленной группы является строительство танкеров и сухогрузов мирового класса, нефтегазовых буровых платформ для разведки и добычи природных ископаемых Каспийского моря, что обусловлено тенденцией последних десятилетий к активному освоению нефтегазовых ресурсов континентального шельфа океанов и морей. В результате было открыто несколько сот месторождений, расположенных почти на всех широтах планеты.
Астрахань – южный портовый город, вся жизнь которого тесно связана с Волгой и Каспийским морем. После открытия залежей нефти на Кавказе значение Волго-Каспийского водного пути еще более усилилось.
Выгодное географическое положение Астраханской области, расположенной, по сути, в центре Евро-Азиатского материка и занимающей ключевую позицию не только на внутренних водных путях, связывающих Каспий с Азово-Черноморским, Балтийским, Северными бассейнами, но и на других транспортных артериях, предопределяет ведущую роль России в обеспечении транспортных связей стран, тяготеющих к Каспийскому бассейну, со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока при осуществлении прямых водных и смешанных перевозок различных грузов.
Потенциальными потребителями продукции финансово-промышленной группы «Астраханский корабел» являются нефтегазодобывающие компании государств, ведущих разработку и активную эксплуатацию газонефтяных месторождений на морском и океаническом шельфе: Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Украина, Иран, государства Юго-Восточной Азии. Потребителями же судостроительной продукции (сухогрузы, лесовозы, танкеры) являются судовладельцы, заинтересованные в перевозке генеральных грузов, леса, контейнеров, нефти в порты Архангельск, Онега, Кемь, порты западноевропейских стран в Балтийском, Северном, Средиземном, Черном, Красном, Японском морях.
Три года назад для выполнения функций центральной компании ФПГ образовано совместное российско-украинско-финское предприятие ОАО «Астраханский корабел». В совместное предприятие вошли:
– три судостроительных предприятия;
– фирма по сопровождению проектов строительства технических средств для обустройства морских нефтегазовых месторождений;
– две проектных организации;
– два финансовых института;
– внешнеэкономическое торгово-коммерческое предприятие;
– предприятие по перевозке крупногабаритных грузов;
– морское пароходство.
В марте 1997 г. был подписан протокол о принципах взаимодействия предприятий – участников СП ОАО «Астраханский корабел», согласно которому:
– предприятия СП ОАО «Астраханский корабел» действуют в производственной и финансовой кооперации, представляющей собой комплекс, способный выполнить заказы, судостроения и изготовления технических средств на уровне мировых стандартов и приемлемых схем финансирования;
– основой кооперации деятельности является выступление перед заказчиком единым подрядчиком процессе тендеров, технических конкурсов, а также привлечение финансовых, технических средств, интеллектуальной продукции и авторских прав выполнению заказов;
– степень кооперации при выполнении заказов определяется решением совета директоров СП ОАО «Астраханский корабел» с учетом экономического и технического рисков;
– предприятия-учредители солидарно несут субсидиарную ответственность в объеме 100% заказа по договорам СП ОАО «Астраханский корабел».
Ускорение процесса создания межгосударственных предприятий в рамках СП показала свою эффективность. Так, были построены две морские нефтяные платформы, продолжается строительство серии сухогрузов и танкеров смешанного (река-море) плавания. Следует отметить, что в настоящее время официальная регистрация ФПГ не даст какой-либо ощутимой пользы, поскольку ни одна предусмотренная законодательством льгота в реальности не работает. ФПГ сопряжено, в первую очередь, с унификацией соответствующих аспектов хозяйственных законодательств, с преодолением таможенных барьеров и с решением комплекса непростых вопросов, касающихся собственности участников, расчетно-платежных отношений, различий в системах ценообразования и налогообложения (в частности, кооперируемой продукции), а также проблем обеспечения в рамках формирующегося экономического союза условий для эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов постсоюзных стран. Отсюда необходимость обязательного взаимодействия государств и правительств СНГ. Этот приоритет связан с практическими мерами по созданию общих объединяющих систем: экономических, информационных, инвестиционных, научно-технических, финансовых и т. д. С отменой ненужных ограничений и при наличии мер государственной поддержки будут созданы необходимые предпосылки для превращения межгосударственных ФПГ стран Содружества в инструмент активной государственной политики, что дает им возможность встать в один ряд с крупнейшими мировыми ТНК, занять свою нишу в мировом общественном производстве.
2.3.
Проблемы функционирования
ФПГ
Несмотря
на определенные результаты, достигнутые
финансово-промышленными
Среди существующих проблем становления и функционирования ФПГ можно выделить: общеэкономические, законодательные, организационные, финансовые.
Информация о работе Финансово-промышленные группы в экономике России