Финансово-промышленные группы в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:01, реферат

Описание работы

В современной российской экономике финансово-промышленные группы - это фактически основные формы кооперации и интеграции между банками и реальным сектором экономики в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…….2
История образования финансово-промышленных групп……………..…….3
2. Понятие финансово-промышленной группы………………………….……5
. Анализ практики создания ФПГ в России……………………………………7
Внешние и внутренние источники финансирования финансово-промышленных групп……………………………………………………………10
Транснациональные финансово-промышленные группы……………...…..15
Заключение………………………………………………………………………..19
Список используемой литературы………………………………………….…20

Файлы: 1 файл

смотреть на рефераты похожие на.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

Проект нового Налогового кодекса содержит целую главу, посвященную  определению понятия “консолидированная группа налогоплательщиков”, а также  правовым положениям, относящимся к  таким группам (глава 7). Однако до настоящего времени проект не вносит ясность в несколько вопросов, существенных для внедрения консолидированного учета и отчетности в ФПГ. Во-первых, остается не до конца понятным, как центральная компания и участники ФПГ могут создать консолидированную группу налогоплательщиков, объединяющую финансовые учреждения и промышленные предприятия. Во-вторых, не указывается перечень документов, необходимых для создания и официального признания консолидированной группы налогоплательщиков. Наконец, Кодекс не содержит положений, касающихся создания консолидированной группы налогоплательщиков с участием иностранных юридических лиц, что весьма актуально для международных групп – крупнейших среди российских ФПГ.

Помимо несовершенства законодательства, реальная попытка  внедрения отчетной и налоговой консолидации ФПГ породила бы целый ряд противоречий между местными и федеральными органами власти. Как отмечалось выше, существенная доля центральных компаний ФПГ зарегистрирована в Москве, в то время как входящие в группу предприятия расположены в других регионах. Если консолидировать прибыль группы в центральной компании, это приведет к резкому сокращению налоговых поступлений в регионах. Учитывая растущее влияние региональных и местных администраций на правительство в последнее время, решение вопроса о консолидировании отчетности ФПГ выглядит маловероятным.

Следует отметить, что  развитию существующих ФПГ (и других промышленных объединений) в структуры  холдингового типа препятствует не только несовершенство действующего законодательства, но и система интересов менеджеров предприятий. Действующая типичная организационная структура ФПГ отличается тем, что не центральная компания является собственником и, следовательно, контролирует деятельность предприятий, а напротив – предприятия, формирующие ФПГ, являются собственником акций центральной компании. По выражению авторов комплексного исследовательского проекта13, посвященного российским ФПГ, формируется модель “перевернутого холдинга”. Преобразование “перевернутого холдинга” в холдинг классического типа означает утрату менеджерами входящих в ФПГ предприятий значительной части прав по управлению и контролю. Сохранение на большинстве промышленных предприятий России системы “инсайдерской” собственности объективно препятствует реструктуризации системы корпоративного управления и изменению характера контрактных отношений между предприятиями.

Результаты целого ряда исследований демонстрируют, что  в ближайшем будущем нельзя ожидать  существенных изменений структуры  собственности на российских предприятиях. По данным опросов менеджеров, в  настоящее время доля финансовых аутсайдеров в собственности российских предприятий составляет 10%, из них доля коммерческих банков и холдинговых компаний – соответственно 1% и 3%14. Одновременно высшие менеджеры тех предприятий, которые в 1995 г. прогнозировали повышение доли финансовых аутсайдеров, в том числе холдинговых компаний, в структуре собственности, в 1997 г. в качестве одной из тенденций перераспределения пакета акций компаний на ближайшие два года прогнозировали снижение доли финансовых аутсайдеров. Безусловно, нельзя автоматически распространять результаты, полученные на основе ограниченной выборки, на все входящие в ФПГ предприятия. Однако в условиях преобладания инсайдерской собственности на подавляющем большинстве российских предприятий перспектива активной реструктуризации прав контроля над компаниями, к сожалению, представляется маловероятной.

Наконец, третье направление  влияния государственной политики на эффективность функционирования российских ФПГ связано с проблемой финансирования инвестиционных проектов групп. Современное состояние промышленности России не дает оснований надеяться на то, что прибыль входящих в группу предприятий станет в ближайшем будущем заметным источником финансирования их инвестиционных проектов. Другой потенциальный источник ресурсов – финансовый рынок России, – и до августовского кризиса 1998 г. был слабо развит. Нынешнее же состояние финансового рынка тем более не дает возможности рассчитывать на него как на средство привлечения внешнего финансирования для промышленных предприятий, в том числе ФПГ.

В начальный период формирования ФПГ, в 1993–1994 гг., рассматривалась  идея целевой финансовой поддержки  их инвестиционных проектов. Сегодня этот вопрос фактически даже не поднимается. Причина заключается не только в отсутствии средств в государственном бюджете на эти цели. Существенно изменился политический контекст дискуссий о поддержке ФПГ. Политические деятели, входившие в (или оказывавшие существенное влияние на) правительство до августа 1998 г., в целом разделяли ту точку зрения, что поддержка ФПГ за счет средств государственного бюджета нецелесообразна, поскольку нарушает условия конкуренции на рынках. Нынешний состав правительства, на первый взгляд, разделяет идею целевой поддержки промышленных предприятий. Однако в условиях еще более обострившихся проблем с государственным бюджетом существенные изменения политики в этом направлении маловероятны.

Единственным потенциальным источником финансирования инвестиционных проектов ФПГ в этих условиях остаются банковские кредиты и инвестиции. Государственная политика на протяжении последних лет оказывала не прямое, но чрезвычайно сильное воздействие на возможности и стимулы финансирования банками инвестиционных проектов ФПГ. В широком контексте экономического регулирования одно из важнейших направлений влияния на приоритеты политики банков в последние годы состояло в привлечении средств финансовых учреждений для финансирования дефицита государственного бюджета. Высокая альтернативная доходность препятствовала развитию инвестирования и кредитования банками промышленности, в том числе и инвестиционных проектов ФПГ. Вторым важным фактором, препятствующим развитию этой активности, служит сохраняющаяся и усиливающаяся незащищенность контрактов в российской экономике. На первый взгляд, оппортунистическое поведение заемщиков банков никак не связано с регулирующей деятельностью государства. Однако более тщательный анализ показывает, что недобросовестность экономических агентов в выполнении контрактов в немалой степени спровоцирована деятельностью самого государства. Во всяком случае, сложившаяся практика незащищенности интересов кредиторов и инвесторов служит существенным препятствием повышения роли банковских кредитов и инвестиций в финансировании инвестиционных проектов ФПГ.

Переходя на конкретный уровень, существующая система государственного регулирования налагает определенные ограничения и на финансирование банком, входящим в ФПГ, предприятий группы. Это относится прежде всего к действующим нормативам Центрального банка РФ. В частности, коммерческий банк не может быть собственником более чем 25% оплаченного капитала одной компании. Сумма финансовых вложений в одну компанию не может превышать 10% капитала банка. Наконец, существуют ограничения на сумму долгосрочных кредитов банка промышленной компании.

Следует отметить, что  эти нормативы в целом соответствуют  международной практике. Но в российских условиях подобные ограничения оказываются чрезмерно жесткими. Прежде всего это связано с тем, что российские банки существенно мельче западных, а в российские ФПГ зачастую входят банки скромных, даже для России, размеров. Соответственно, нормативы, связанные с капиталом банка, чрезвычайно жестко ограничивают потенциальные финансовые потоки на предприятия группы. Далее, следует отдавать себе отчет в том, что при действующих ограничениях на участие банков в капитале промышленных компаний банки ФПГ не в состоянии осуществить реструктуризацию отношений собственности и выполнять роль “эффективного собственника”.

Интегральная оценка результативности государственной  политики по отношению к финансово-промышленным группам является непростой задачей. Институт ФПГ пока оказал довольно слабое влияние на процессы реструктуризации собственности и управления промышленными предприятиями. Одним из доказательств этого служит наличие в российской экономике большого числа финансово-промышленных объединений де-факто, не пользующихся статусом ФПГ. Причины этого лежат в несовершенстве существующего законодательства, регулирующего создание и функционирование групп. Российские нормативные акты, обеспечивающие решение трех проблем, имеющих ключевое значение для интеграции входящих в группу предприятий – концентрации собственности, налоговой консолидации и финансирования инвестиционных проектов, – до сих пор лишены системности и не опираются на четкие представления о направлении реструктуризации промышленности. 
 
 
 

Тема: Финансово-промышленные группы и их роль в формировании рыночной экономики           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Выполнила студентка  Лагуточкина М.С.

Гр: 99ЗМО  Курс: 3 Факультет: экономика  право 

         Руководитель        доцент Левочкина Н.А.   

              Подпись________________________________                                
         
         
         

Омск 2002

ПЛАН  

Тема: Финансово-промышленные группы и их роль в формировании рыночной экономики   

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..     3

Глава I Финансово-промышленные группы: общая характеристика….     4

    1.1 . Понятие финансово-промышленной группы…………………      4

    1.2. Типы финансово-промышленных  групп……………………...      7

    1.3. Нормативное  регулирование деятельности ФПГ…………….     10

Глава II Роль финансово-промышленных групп и транснациональных

корпораций в формовании рыночной экономики на примере стран  СНГ.14

    2.1. Целесообразность формирования финансово-промышленных     

     групп………………………………………………………………   14

    2.2. Формирование  финансово-промышленной группы на  примере  

      Астраханской  области……………………………………………   21

    2.3. Проблемы  функционирования ФПГ…………………………….   23

Заключение………………………………………………………………….   26

Список используемой литературы ……………………………………….    27

Приложение 1………………………………………………………………    28                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

    Современная экономическая политика, имеющая  целью достижение устойчивого экономического роста, связана с созданием основных институтов рыночной экономики. На первый план выдвигается вопрос становления интегрированных корпоративных структур, в качестве организационно-хозяйственных форм которых выступают холдинги, транснациональные корпорации, крупные компании, финансово-промышленные группы (ФПГ). Отечественная промышленность не в первый раз обращается к интегрированным структурам. Примером могут служить созданные в 20-е годы синдикаты и входившие в них тресты; в 60-е годы – объединения; в 80-е годы – производственные объединения, научно-производственные объединения, комплексы, научно-технические центры. С началом массовой приватизации совпадает время появления таких структур интеграции, как холдинги. Развитием процесса создания интегрированных корпоративных структур является становление российских финансово-промышленных групп.

    В форме финансово-промышленных групп  реализуется схема интеграции финансовых, производственных и коммерческих структур при сохранении юридической самостоятельности каждого из участников группы. В процессе реализации основных задач ФПГ должны стать основой системы инвестирования экономики; они формируются как интегрированные структуры, способные к саморазвитию в рыночных условиях, образующие эффективную и устойчивую кооперацию, направленную на развитие приоритетных направлений производства. Первая ФПГ была официально зарегистрирована в конце 1993 г. после выхода Указа Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 г. № 2096 «0 создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации». Данный Указ стимулировал множество инициатив банков и  предприятий к организации совместной деятельности, ряд из которых завершился созданием ФПГ, в 1994 г. их было уже шесть. Выход Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» стал основой законодательной базы последующего становления ФПГ в России.

Информация о работе Финансово-промышленные группы в экономике России